История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2019-11-28 | 274 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тревожна была весна 1708 года. Булавинское восстание охватило почти уже весь Дон, и пламя его вскоре перебросилось на Нижнее Поволжье. Восставшие повсюду рассылали свои «прелестные» грамоты-листовки, в которых призывали народ искоренять и уничтожать бар — помещиков, бояр, прибыльщиков и царских чиновников. В начале мая один из их отрядов, во главе которого стоял Игнат Некрасов, подошел к Дмитриевску. Жители города, узнав об этом, тут же арестовали своего коменданта полковника Данила Титова. Собрали общий круг, избрали атамана и его помощника — есаула. В городе установлено было казацкое самоуправление.
Выход булавинцев на Волгу имел для них большое значение. Перерезав важнейший водный путь страны, они стали захватывать торговые и правительственные суда. Их отряды из Дмитриевска направляются вверх и вниз по течению реки. Седьмого июня 1708 года Некрасов и атаман города Дмитриевска Павлов со своими отрядами подошли к Царицыну. Город им удалось взять без боя, но комендант Турченинов, богатые и именитые горожане и рота солдат заперлись в малой крепости.
Булавинцы делали несколько раз попытки взять ее штурмом, но были отбиты. К тому же к осажденным на выручку из Астрахани спешил полк солдат, которым командовал Бернер. Это заставило булавинцев временно снять осаду и спуститься вниз по Волге. У Сарпинского урочища встретили они Бернера и его полк. Завязался кровопролитный и упорный бой. Полк Бернера был разбит наголову, и солдаты его бежали к Черному Яру. Булавинцы при этом захватили богатые трофеи: оружие, продовольствие и много судов. Работные люди и бурлаки, находившиеся на стругах и барках, примкнули к повстанцам и пополнили их ряды.
|
К этому времени из Дмитриевска подоспел отряд, который состоял из его жителей. С ним вместе прибыл обоз с кирками, мотыгами, лопатами и заступами. По требованию атамана Павлова их собрано было и привезено несколько тысяч, так как они необходимы были для ведения осадных земляных работ.
Осада крепости, в которой засел Турченинов, вновь возобновляется. Пользуясь сведениями, полученными от лазутчиков, астраханский воевода Апраксин писал, что мятежники непрерывно его штурмуют днем и ночью, ведут умело земляные работы и засыпают вокруг крепости ров. Все это делают так же, как и настоящие, хорошо обученные войска.
Но крепость не думала сдаваться. Тогда булавинцы к ее стенам подвозят большое количество дров, бревен и бересты. Валят все это в кучи, обливают смолою и поджигают. Пламя охватило крепость. Над нею поднялся столб черного густого дыма, который был виден за несколько десятков верст как с Волги, так и из степи. Осажденным пришлось в конце концов сдаться.
В Царицыне, как и в Дмитриевске, устанавливаются казацкое самоуправление. После же того, как стало известно, что Булавин в Черкасске покончил самоубийством, Некрасов уходит со своим отрядом из Царицына на Дон. В городе остается Павлов, он начинает готовиться к его обороне.
Противник не заставил долго себя ждать. Двадцатого июля 1708 года подошел к Царицыну полковник Левингстон со своим отрядом, насчитывавшим до тысячи солдат. Жители города и булавинцы оказали ему упорное и организованное сопротивление. Но когда удерживать Царицын стало бессмысленно, атаман Павлов отдал распоряжение его защитникам сесть в лодки и Волгою покинуть город. Поднявшись вверх по реке верст сорок, повстанцы затопили все суда, чтобы они не стали добычей противника, а сами, как и Некрасов, ушли на Дон.
В это же время к Дмитриевску из Казани направляется многочисленная армия, которую возглавлял князь Хованский. Небольшой отряд булавинцев, находившийся в этом городе, узнав о ее приближении, захватив с собою пушки и порох, ушел из Дмитриевска. С ним вместе ушли почти все его жители.
|
Заняв Дмитриевск и Царицын, царские войска учинили здесь жестокую расправу над всеми, кто так или иначе причастен был к восстанию. Все тот же астраханский воевода Апраксин пишет, что им отдано было распоряжение о взятых в плен мятежниках: заводчиков приводить к нему в Астрахань, а жителей Дмитриевска, которые с Павловым и Некрасовым приходили под Царицын, для пущего устрашения других вешать вокруг, города и по донской дороге.
Но дворянской карательной армии не так-то легко было умиротворить восставший край. Отряд атамана Павлова, насчитывавший более трех тысяч человек, состоявший из волжских бурлаков и жителей Дмитриевска и Царицына, продолжал долго еще оказывать сопротивление и не раз наносил довольно чувствительные удары царским войскам.
Так жители Дмитриевска и Царицына, теперь Камышина и Волгограда, приняли участие в Булавинском казацко-крестьянском восстании.
БУРЛАКИ
Старая Волга. Бурлаки. Великий русский поэт-демократ А.Н. Некрасов так писал о тяжелом труде бурлаков:
Выдь на Волгу, чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется,
То бурлаки идут бечевой.
Незабываема и картина непревзойденного мастера кисти И. Е. Репина «Бурлаки». На этом полотне художник со всею силой своего таланта запечатлел широкие, уходящие вдаль, волжские просторы, берег реки и согбенные фигуры бурлаков, идущих бечевою.
Издавна Волга была для русских людей широким, привольным путем к синему Каспийскому морю. Но его хозяевами они стали лишь в XVI столетии, когда воины царя Ивана Четвертого разгромили татар и Московскому государству подчинены были их Казанское и Астраханское царства. С этого времени и следует считать начало русского судоходства на Волге. Без особых инструментов и хитрых приспособлений строили русские мастера-умельцы самые разнообразные суда. Наиболее распространенными из них были большие, длиною до двадцати метров и свыше, досчаники, несколько меньше их, от двенадцати до шестнадцати метров, струги и насады и еще меньше — кладные и плавные лодки, неводники, однодеревки и ботники. Чаще всего на Волге встречались струги. Этим названием иногда обозначали вообще всякое большое судно. Струг поднимал до пятидесяти, а досчаник и насад до восьмидесяти тысяч пудов груза. Все эти суда были гребными. Почти всегда при попутном ветре они вниз по течению шли под парусами. Вверх же тянули их бурлаки.
|
Появление бурлачества нужно отнести к концу XVI — началу XVII столетий. Занимались им жители сел и деревень, расположенных по берегам самой Волги и ее многочисленных притоков. На каждые десять тысяч пудов груза требовалось тридцать—сорок бурлаков. В первой половине прошлого столетия во время расцвета бурлачества их насчитывалось на Волге до четырехсот тысяч человек.
Снаряжение бурлака несложно, лямка — широкий ремень, надеваемый через плечо. Она имела хвост — веревку, на конце которой укреплялась шашка для захлеста прочной бечевы, употреблявшейся для тяги судов. Бечева же крепилась за мачту или за установленный специально для этого на судне шест и придерживалась особой снастью с блоком — бурундуком. При помощи его бечева могла быть повышена или понижена. К числу предметов, означавших принадлежность к определенной профессии, была и особая, так называемая бурлацкая шляпа — простой шпилек, валянный из шерсти и имевший форму, несколько напоминавшую обычный глиняный горшок.
Как известно, бурлаки образовывали артели с особым и своеобразным бытом, специальным распределением труда между ее членами. Главой артели, ее начальником, которому подчинялись бурлаки, был водолив. На его попечении находился и весь груз. У водолива хранились также деньги, на которые он покупал бурлакам харчи, и их документы. Кроме того, водолив производил всю мелкую починку судна во время его пути и следил за его состоянием. Каждый водолив обязательно был и неплохим плотником. Не меньшее значение на судне имел и лоцман, которого бурлаки называли букашником или дядею. Он во время пути управлял судном. Лоцман нанимался хозяином отдельно от артели и обязан был в совершенстве знать на память без всяких карт Волгу, ее фарватер, иначе судно могло бы сесть на мель. В XVII веке лоцманов называли носниками, так как они во время работы находились на передней части судна, на его носу.
|
Для ведения хозяйства артели, защиты ее интересов перед хозяином и всяких переговоров с ним, бурлаки выделяли еще одно лицо — артельщика. Среди остальных рядовых бурлаков особое место занимал самый сильный, который шел в лямке первым. Его называли шишкой. Он же был и запевалой бурлацких песен. Два бурлака, которые шли позади всех, именовались косными. На них лежала обязанность ссаривать — сбрасывать бечеву, за которую крепятся лямки, с кустов и деревьев. Самый младший в артели, почти всегда мальчик одиннадцати-двенадцати лет, был кашеваром, который и готовил бурлакам их нехитрую пищу.
Всю свою дорогу по Волге бурлаки называли путиной. Она называлась дальней, если от Астрахани до Нижнего Новгорода или до Рыбинска, а все другие, менее продолжительные, считались короткими.
Для того, чтобы пройти весь путь от Астрахани до Нижнего Новгорода, обыкновенно требовалось семьдесят—семьдесят пять дней. На место назначения бурлаки были обязаны прибывать в строго установленный срок. Чаще всего это был Ильин день —20 июля по старому стилю.
Для того, чтобы суда тянуть лямкой вдоль берегов Волги, а также и других рек, где пользовались услугами бурлаков, отводилось пространство шириною в десять сажень, которое носило наименование бечевника. Оно служило местом прохода для людей, а там, где применялась конная тяга, и лошадей, которые тянули суда. Использовался бечевник также для отдыха бурлаков, для конопатки, осмолки и ремонта судов, разгрузки и хранения товаров, устройства пристаней и других надобностей судоходства. В городах и селах ширина бечевника иногда сокращалась и была значительно меньшей. За пользование им никто — ни частные лица, ни городские и сельские власти — не имели права взимать платы, а за порчу с лиц, виновных в этом, брали штраф в пользу казны.
Там, где берег не позволял бурлакам идти лямкой, судно передвигалось при помощи завозных якорей. На небольшой лодке-завозке вывозили и бросали впереди якорь. Потом его канат бурлаки воротом втягивали на судно, и оно постепенно подвигалось вперед. Когда канат весь бывал втянут, якорь опять завозился, и бурлаки его тянули вновь. Так продолжалось до тех пор, пока судно уже можно было тянуть лямками с берега.
Заработок бурлаков был не постоянен. Он колебался из года в год. За переход от Астрахани до Нижнего Новгорода лоцман получал до ста двадцати рублей, водолив — до шестидесяти, а рядовой бурлак — до сорока рублей. При плохом заработке бурлаки, возвращаясь домой, обычно нищенствовали, просили милостыню. При благоприятных условиях они по три-четыре человека нанимали для себя и своей клади у крестьян подводу, от одной деревни до другой, платя каждый по десять-двадцать копеек за перегон в восемнадцать—двадцать верст.
|
Главным центром найма бурлаков был Нижний Новгород. Отсюда они весною шли на судах вниз в Астрахань. Там их нагружали товарами и обратно тянули уже бечевой. В Нижний Новгород ранней весной со всего Поволжья стекались сотни бурлацких артелей. Это были беднейшие крепостные крестьяне, отпущенные помещиками на заработки. Особенно много было бурлаков из Пензенской губернии, которую тогда так и называли — бурлацкой губернией. Всякий, кто желал наняться в бурлаки, выходя на рынки и пристани, носил отличительный знак: деревянную ложку, заткнутую за ленту своей войлочной шляпы.
Изнурителен и тяжел был труд бурлака. Надо было иметь очень крепкое здоровье и быть физически сильным человеком, чтобы свершить этот нелегкий и дальний путь. Для того, чтобы поспеть в срок к месту назначения, бурлаки должны были прилагать невероятные усилия. О камни сбивали они босые ноги, портили их, а от долгой ходьбы по песку страдали растяжением жил. От постоянного напряжения и наклона головы к ней приливала кровь, и поэтому нередко бурлаки теряли зрение, слепли. Многие из них никогда не возвращались в родные села и деревни. От тяжелого и непосильного труда немало умирало бурлаков в пути. А отсюда и волжская бурлацкая пословица: кому Волга-мать, а кому и мачеха.
Кроме Волги, бурлачество было развито также и в других местах, правда, в значительно меньших размерах. Бурлаки были на Дону, Днепре и на водном пути от Москвы через Сухону и Северную двину в Архангельск.
Царское правительство всегда считало бурлаков самым неспокойным и мятежным элементом в Поволжье. Их было немало у Степана Разина, но особенно деятельное участие они приняли в крупнейшем крестьянском восстании XVIII столетия, во главе которого стоял Емельян Пугачев. Значительное число их вступило как в армию самого Пугачева, так и в отряды его сподвижников. Когда Пугачевым был взят Саратов, то к нему там явилось более сотни бурлаков и сообщили, что ими на Волге захвачено судно с господским добром и деньгами.
Подавлено восстание Пугачева было с исключительной жестокостью. Немало сложили своих буйных голов и бурлаки. Захваченных в плен рядовых пугачевцев казнили по жребию из трехсот — одного человека, а остальных всех секли плетьми, затем наказанных заставляли целовать крест и евангелие, после чего крестьян-пахарей отпускали домой, а холопов, в том числе и бурлаков, рассылали по городам и крепостям на каторжные работы.
В первой половине XIX столетия для тяги судов стали применять лошадей. Конно-машинные суда тогда в просторечии называли коноводками. На них бывало от шестидесяти до двухсот рабочих и от восьмидесяти до двухсот лошадей, которых запрягали в конную машину. Приводя в движение кабестон, они подтягивали судно к завезенному вперед якорю. Ходили эти суда между Астраханью и Рыбинском. Имели длину от семнадцати до двадцати трех и ширину от четырех до семи сажень. В сутки такое судно проходило пятнадцать—тридцать верст. Широкого применения на Волги они не получили, и только лишь во второй половине прошлого столетия бурлацкий промысел начинают вытеснять пароходы.
В 1851 году число бурлаков сократилось до ста пятидесяти тысяч человек. Суда старого типа — досчаники, насады, струги и другие оказались непригодными для буксировки их пароходами и сменяются баржами. Но до самой Великой Октябрьской социалистической революции судовладельцы в известной мере пользовались дешевым трудом бурлаков. Над великою русской рекой, как и прежде, можно было слышать широко известную бурлацкую песню.
Эй, дубинушка, ухнем!
И только уже при Советской власти изнурительный труд бурлаков окончательно был заменен машинами.
Теперь все это в прошлом, и просторы великой русской реки Волги оглашают не песни бурлаков, похожие на стоны, а гудки могучих пароходов, которые ведут караваны барж с десятками тысяч пудов различных грузов. Они везут их для городов, сел и новостроек, для мирного и созидательного труда нашей социалистической родины.
ЧУМАКИ-СОЛЕВОЗЫ
Более ста лет просуществовал в Заволжье чумацкий промысел. Для перевозки соли с озера Эльтон правительство учреждает особые гужевые тракты, из которых один шел на Саратов, другой к Камышину. Первый имел протяженность 263 версты (278 километров), второй 129 верст (136 километров). На всем их протяжении примерно через равные расстояния вырыты были колодцы и устроены форпосты, в которых содержались небольшие гарнизоны для охраны и защиты от набегов кочевников — калмыков и татар, а также и от разбойничьих шаек, которых тогда было немало в Заволжье.
Правительство, зная, что украинцы у себя в родных местах являются опытными солевозами и что многие из них издавна занимаются этим промыслом, переселяет несколько сот их семейств на берега Волги. На луговой стороне ее, в степи против Саратова и Камышина устраиваются соляные городки со специальными складами-магазинами для хранения в них соли. Эти городки охранялись солдатами. Около них возникли поселения чумаков-солевозов, слободы: против Саратова — Покровская, теперь город Энгельс, и против Камышина — Николаевская, теперь город Николаевск. В конце XVIII столетия последняя называлась Зауморской или Зауморье. Теперь это уже забытое название слободы свидетельствует о крайне тяжелом, изнурительном труде рабочих соляных промыслов и чумаков-солевозов.
Каждый год с первого апреля по первое ноября в течение семи месяцев чумаки-солевозы обязаны были возить соль. Раннею весной выезжали и тянулись по тракту их обозы. Медленно и важно шли волы, запряженные в телеги-фуры, направляясь к озеру Эльтон. На ночевки чумаки останавливались прямо на тракте вблизи хуторов, состоявших из трех-четырех дворов, так называемых уметов.
Любопытно отметить, что в большинстве случаев уметы носили названия по имени, отчеству и фамилии их владельцев. На солевозном тракте от озера Эльтон до Камышина были уметы Ивана Трофимовича, Василия Трофимовича, Николая Тимофеевича и Ивана Мартыновича Крахмалей. На тракте на Саратов известны также Крахмалев умет и поселок. Иногда к названиям некоторых уметов присоединялось еще и указание профессии, рода занятий или национальности их владельца — умет стрельца Ильина, чеботаря Сидора Филипповича, грека Порфирия Андреевича, чумака Данилы Никитовича.
Остановившись на ночлег, чумаки принимались не спеша раскладывать костер, и в огромном котле на всю свою артель готовили жидкую кашу, заправляя ее пшеном и соленым свиным салом. А волы тут же паслись вблизи дороги. На ночь старший обоза выделял дозорных, на которых возлагалась обязанность следить за тем, чтобы волы не ушли куда-либо и чужие люди, проезжавшие по тракту, не подходили к возам. Во время летней жары чумацкие обозы шли в ночное время, а также в часы утренней и вечерней прохлады. В июне и июле привалы на отдых чумаки делали почти на весь день, с десяти-одиннадцати часов, и трогались вновь в путь уже тогда, когда спадал зной, и солнце начинало клониться к закату. Труд чумаков был нелегок. Им приходилось испытывать все тяготы своего вынужденного путешествия. Летом их жгло жаркое и беспощадное солнце, а ранней весной и глубокой осенью они мокли под дождем и дрогли от суровых холодных ветров. К тому же на обратном пути, когда возы были тяжело нагружены солью, чумаки почти все время шли пешком рядом со своими волами и только изредка садились на подводы для того лишь, чтобы чуть-чуть передохнуть. Кроме того, на озере Эльтон, а также слободах Покровской и Николаевке они выполняли обязанности грузчиков, наваливая соль на фуры и сгружая ее в склады.
За свой труд чумаки-солевозы не получали никакой платы. Для них перевозка соли была своего рода государственной повинностью. За выполнение ее чумаки освобождались от податей и рекрутских наборов. За счет казны им отпускался только деготь для подмазки колес и выдавались циновки из рогожи, чтобы они укрывали ими в пути соль от пыли и дождя.
После прекращения добычи соли на озере Эльтон оба солевозных тракта как на Камышин, так и на Саратов закрылись. Не нужны стали и возчики, а поэтому перестало существовать чумачество, как промысел, в заволжских степях.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!