Глава 11. Искренность и смиренность в молитве — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Глава 11. Искренность и смиренность в молитве

2019-11-28 202
Глава 11. Искренность и смиренность в молитве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Священный Коран не считает признаком настоящих верующих простое выполнение молитвы, но считает их необходимой чертой покорность и смирение в молитве: «…которые смиренны во время своих молитв». [126] Данный аят указывает на то, что молитва настоящих верующих это не просто слова и движения, лишенные всяческого смысла и сути. Напротив, во время выполнения молитв они входят в такое состояние сосредоточения по отношению к Господу, что отдаляются от всего, кроме Него и полностью соединяются с Ним. Совершающие искреннюю молитву настолько погружаются в состояние размышления, таинства и беседу с Господом, что это состояние начинает оказывать воздействие на все части их тела и души. Они начинают видеть себя мельчайшей частицей перед безграничной сущностью, коей является Аллах, маленькой каплей перед безбрежным океаном. Каждые мгновенья ритуальной молитвы являются для правоверных уроком. Уроком самосовершенствования и самовоспитания. Ведь не зря исламские ученые не переставали повторять, что молитва является лучшим средством для улучшения внутренних душевных качеств.

В хадисе, дошедшем до нас от нашего Пророка (да благословит Аллах его и его род), говорится, что однажды он увидел, как некий человек во время выполнения молитвы играет со своей бородой. Увидев это, он сказал: «Если бы в его сердце была покорность, то покорными были бы все части его тела». Этот пророческий хадис демонстрирует, что искренность и смиренность в молитве являются внутренним необходимым состоянием, которое оказывает влияние на внешнее поведение. Безгрешные предводители мусульманской общины неизменно входили в подобное состояние в своих молитвах, к чему также призывали своих последователей. Это состояние всецело поглощало их, отстраняя их сиянием Аллаха от окружающих. В хадисе повествуется, что в течение некоторого времени Пророк Ислама (да благословит Аллах его и его род) во время совершения ритуальной молитвы взирал на небо. Но после того как ему был ниспослан вышеупомянутый аят (имеется в виду 2-ой аят суры «Верующие), он больше никогда не поднимал своей головы в молитве, а постоянно смиренно смотрел вниз на землю.

 

Суть молитвы

 

Если мы представим, что поясные и земные поклоны, чтение в каждом ракате аятов Священного Корана, а также восхваления являются телом ритуальной молитвы, то присутствие сердца во время молитвы, ее искреннее выполнение и внимательное отношение к ней являются душой и внутренней сутью молитвы. Смиренность и покорность также относятся к неотъемлемой части внутренней сути молитвы. По этой причине подлинно верующие люди не воспринимают ритуальную молитву как тело без души и без внутренней сути. Наоборот, вся их сущность пронизывается глубочайшим духовным смыслом и истиной, заключенными в данном великом акте богослужения.

 

Семь правил искренности

 

Огромное число наших братьев и сестер страстно желают достичь в своих молитвах присутствия сердца, искренности, смиренности и покорности, но, к сожалению, не всегда у них получается добиться этих целей. Для того чтобы верующий во время совершения ритуальной молитвы и иных богослужений смог погрузиться в покорное состояние и искренность, которые доставят ему истинное удовольствие от поклонения Господу, необходимо соблюсти ряд простых предписаний. Старательность в их соблюдении обязательно поможет достичь искомой искренности.

   1. Необходимо достичь подлинного понимания всех сторон исламского учения, одно из которых гласит, что ближний мир быстротечен, он недостоин того, чтобы человек полностью отдавал ему свое сердце, он ничтожен и мал. В то время как Аллах Велик и Всемогущ, лишь Ему должно принадлежать сердце настоящего верующего человека. Ничто в этом мире не должно отвлекать от тайных бесед с Аллахом, ничто не должно заставить человека отказаться от служения Творцу.

2. Препятствием для сосредоточенного выполнения молитвы очень часто является погруженность в различные заботы и мирские дела. Это действительно отвлекает. Необходимо научиться отрываться в мыслях от этих дел, необходимо понять, что они не самое важное в этой жизни. Чем больший успех будет сопутствовать человеку в отвлеченности в мыслях от бесконечных мирских забот, тем большей искренности и смирения добьется он в своих богослужениях.

3. Выбор места совершения ритуальной молитвы и других богослужений также имеет немаловажное влияние на уровень искренности. Поэтому исламская религия считает нежелательным выполнение молитвы напротив всевозможных предметов, могущих привлечь к себе внимание молящегося, отвлекая его тем самым от искреннего богослужения. Также будет намного лучше выполнять молитву в таком месте, в котором перед молящимся не будет находиться открытых дверей, не станут ходить люди, не будет иметься фотографий и изображений, не будет стоять зеркало, не будет всевоможных предметов роскоши. Именно по этой причине мусульманские мечети лишены того лоска и излишнего блеска, которые присущи храмам последователей иных религий. Чем проще будут выглядеть места поклонения мусульман, тем лучше, ведь это так помогает сосредоточиться на искреннем и смиренном поклонении Творцу.

4. Отстранение от грехов является важнейшей причиной достижения внутренней сути ритуальной молитвы. Совершение грехов оставляет след на сердце человека, отдаляя его от Всевышнего Аллаха и лишая его возможности искренне служить Ему.

5. Еще одной причиной, которая обязательно окажет положительное воздействие на совершаемую ритуальную молитву, является верное постижение смысла этого богослужения, познание философии его действий и фраз.

6. Выполнение желательных действий в молитве, а также внимательное совершение дополнительных желательных деяний до молитвы и после нее также могут сослужить добрую службу в приобретении искренности.

7. И самое главное, необходимо помнить, что любое успешное дело нуждается в систематическом и непрерывном повторении и практике. Богослужения – не исключение. Ведь сколько примеров того, как человек поначалу мог погружаться в искреннее и смиренное состояние лишь в течение коротких мгновений молитвы. Но затем, усердно соблюдая все предписания Ислама и старательно воплощая их в жизнь, сумел достичь таких духовных сил, которые во время выполнения ритуальной молитвы погружают его в ни с чем несравнимое удовольствие поклонения Творцу миров. Автор тафсира «Нур ас-сакалейн» привел хадис, в котором сказано, что Имам Саджад (да будет мир с ним), доходя в своей молитве до фразы «Властелину Дня суда», так долго повторял ее, что казалось, что его душа покинет тело и воспарит ввысь.

 

Важность одной молитвы

 

Рассказывают, что некий человек собрался отправиться в путь по торговым делам, а перед этим решил посоветоваться с Имамом Садиком (да будет мир с ним). Имам сказал ему, что для тебя будет лучше не отправляться в это путешествие. Однако тот человек поступил наперекор совету имама и отправился в путь. На его удивление путешествие прошло как нельзя лучше, и он выручил много прибыли. При следующей встрече с Имамом Садиком он сказал ему:

– О сын Посланника Аллаха. Помнишь ли ты, как некоторое время назад посоветовал мне не отправляться в поездку. Но я осмелился не послушать тебя и отправился в эту поездку. И она прошла успешно, а я получил неплохую прибыль.

– А помнишь ли ты, как в один из дней во время этой поездки усталый вошел на ночлег в некий дом? – спросил его имам, – Помнишь ли ты, как вечером поужинал и усталый заснул, а наутро проснулся только после восхода солнца, пропустив таким образом утреннюю молитву?

– Да, я помню это, о сын Посланника Аллаха.

– Так знай, что не только вырученная тобой прибыль, но и весь этот мир со всем, что есть в нем, не компенсирует одну пропущенную молитву.

 


Глава 12. Ночная молитва

 

Мирские хлопоты, окружающие человека со всех сторон, волей неволей занимают его мысли, отнимают у него массу времени и сил. В такие моменты верующий словно с головой погружается в материальный мир, на какое-то время он перестает ощущать сладость духовной близости к божественному свету. Однако ночью незадолго до рассвета, когда нет и следа мирских хлопот, когда он отдохнул после глубокого сна, наступает время бесед с Аллахом, время близости к Нему, время, с которым по способности возвысить душу человека не сравнится ничто другое. Чтение Священного Корана, обращение с просьбами к Всевышнему Аллаху, а самое главное совершение ночной молитвы, очищают духовный мир верующего от всех мирских хлопот, навалившихся на него за день. Совершение этих деяний перед утренним азаном придает человеку искренность, возвышает его веру, наполняет его душу высокими нравственными качествами. В это время он один в абсолютной тишине стоит перед своим Творцом, в это время нет места для спешки, суеты, забот и всего того, что является неизменным спутником человека днем. Совершающий ночную молитву входит в состояние подлинного счастья, его чистое сердце устремляется к Аллаху в надежде достичь духовного совершенства и вечного счастья загробного мира.

Именно по этой причине друзья Аллаха никогда не оставляли выполнение такого ценного богослужения, коим является ночная желательная молитва. Поднявшись от сна, совершив малое омовение и встав на молитвенный коврик, они погружались в сладость поклонения Творцу, дабы этим путем укрепить свое сердце в вере, дабы приблизиться к божественной милости и никогда не отдаляться от нее. Шахид аятолла Мутаххари писал в своих трудах, что мы – мусульмане – обладаем несколькими духовными наслаждениями, которые возносят наши души на вершины счастья, и ночная молитва является одним из них. На заре становления исламской религии Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его род) поощрял новообратившихся мусульман к совершению ночной молитвы. Воспользовавшись данной программой небесной религии, направленной в первую очередь на совершенствование души и внутренненго мира, Посланник Аллаха воспитывал мусульман, делал из них настоящих верующих, словно они никогда и не были вне религии единобожия. Эти люди менялись на глазах, превращаясь в мужественных, справедливых, искренних и чистых борцов за веру.  

Изучение хадисов относительно ночной молитвы, которых в исламской литературе великое множество, ознакомит читателя с этим видом богослужения и с причинами, по которым предводители исламской общины всегда поощряли мусульман к ее совершению.

1. Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его род) говорил мусульманам: «Лучший из вас – тот, чьи речи прекрасны, кто кормит голодных и кто вершит ночью молитву, когда все люди спят». [127]

2. Имам Али (да будет мир с ним) сказал однажды: «Совершение ночной молитвы влечет за собой здоровье тела, довольство Господа – велик Он и славен, получение Его милостей и наделение высокой нравственностью пророков». [128]

3. Имам Садик (да будет мир с ним) сказал одному из своих последователей: «Никогда не пропускай ночной молитвы, ибо по настоящему обделенным является тот, кто лишен возможности молиться по ночам». [129]

4. В хадисе от Посланника Аллаха сказано: «Лицо того, кто выстаивает молитву ночью, будет сиять благостным светом днем». [130]

5. В некоторых хадисах говорится, что важность ночной молитвы столь высока, что кроме благочестивых людей с чистыми сердцами никто не достигнет успеха в ее постоянном совершении. Однажды к Имаму Али подошел некий мусульманин и сказал: «О Повелитель правоверных, я никак не могу начать совершать ночную молитву». Имам ответил ему: «Тебя заволокли твои грехи». [131]

6. В хадисе от Имама Садика передается: «Воистину, когда человек прибегает ко лжи, то он лишается возможности молиться по ночам. А если он лишается возможности молиться по ночам, то лишается материальных и духовных благ». [132]

7. История свидетельствует, что Имам Али был самым благочестивым последователем Пророка Ислама, он никогда не оставлял простаивание в молитве части ночи. Для того чтобы указать мусульманам на значимость и величайшую роль ночной молитвы в формировании личности, Посланник Аллаха говорил Имаму Али: «Я завещаю тебе совершение нескольких деяний, храни их совершение. О Аллах, окажи ему содействие в этом…» Затем он трижды повторил: «Верши же ночную молитву, верши же ночную молитву, верши же ночную молитву». [133]

8. В исламской литературе сказано, что однажды Посланник Аллаха попросил Джибрииля обратиться к нему с наставлениями. Джибрииль сказал: «О Мухаммад, живи как пожелаешь, но знай, что в конце концов ты покинешь этот мир. Люби, кого пожелаешь, но знай, что ты все равно расстанешься с ним. Верши из деяний все, что захочешь, но помни, что настанет день, когда твои деяния предстанут перед тобой. Знай же, что честь верующего заключена в его ночных молитвах, а достоинство в независимости от людей». [134]

9. В сборниках хадисов зафиксированы следующие слова Имама Садика: «Три качества являются предметом гордости верующего и его украшением в этом и загробном мирах: совершение ночной молитвы, безразличие и отсутствие зависти к тому, чем обладают люди, а также руководство имама из безгрешного рода Пророка». [135]

10. В комментариях к Корану «Маджма аль-баян» приводится высказывание Имама Садика: «Нет благих деяний, награда за совершение которых не была бы описана в Коране, кроме ночной молитвы. Всевышний Аллах не описал ее награды из-за ее значимого положения. Он лишь сказал: «Они отрывают свои бока от ложа, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали». [136]

11. Однажды Имам Бакир (да будет мир с ним) обратился к одному из мусульман:

– Не рассказать ли мне тебе о корнях, ветвях и кроне Ислама?

– Расскажи. Да буду я жертвой за тебя, – ответит тот.

– Корни Ислама – молитва, ветви – закят, а его крона – джихад.

Затем имам продолжил:

– Не рассказать ли мне тебе о вратах всех благ?

– Да. Да буду я жертвой за тебя, – вновь ответил мусульманин.

– Пост – щит от огня, милостыня – уничтожитель грехов, простаивание человека в сердце ночи – поминание Аллаха. Ведь в Коране сказано: «Они отрывают свои бока от ложа, взывая к своему Господу со страхом и надеждой». [137]

12. Муаз ибн Джабаль рассказывает, что во время похода на Табук стояла сильная жара. Мусульманское войско остановилось на привал, все изнывали от жары, каждый пытался скрыться от палящих лучей солнца. Муаз оказался рядом с Посланником Аллаха и попросил его:

– О Посланник Аллаха, обучи меня деянию, которое введет меня в райские сады и спасет от огня ада.

– Твоя просьба велика, но для того, кому Аллах оказывает содействие, эти деяния дадутся легко. Поклоняйся Аллаху и не приписывай подобных Ему, своевременно совершай ежедневные ритуальные молитвы, выплачивай положенный закят и постись в месяц Рамадан, – ответил Посланник Аллаха, – Не рассказать ли мне тебе о вратах всех благ?

– Да, о Посланник Аллаха.

– Пост защищает от огня, милостыня компенсирует грехи и ошибки. Простаивай часть ночи в молитве ради Аллаха.

Затем он прочитал аяты из суры «Поклон»: «Они отрывают свои бока от ложа, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали». [138]

13. В хадисе от Имама Садика говорится: «Три деяния являются особенными богослужениями, вызывающими довольство Всевышнего Аллаха – совершение ночной молитвы, разговение постящегося мусульманина и встреча с братьями по вере». [139]

14. Комментируя аят «Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния», [140] Имам Садик говорил: «Ночная молитва уничтожает прегрешения, совершенные человеком днем». [141]

15. Также Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) говорил: «Простаивание части ночи в молитве, когда все люди спят, компенсирует имеющиеся прегрешения». [142]

16. Всевышний Аллах ниспослал откровение Пророку Мусе (да будет мир с ним): «О сын Имрана! Лжецом является тот, кто утверждает, что любит меня, а сам, когда наступает ночь, отгораживается от Меня сном». [143]

17. Имам Садик, прочитав аят «Они спали лишь малую часть ночи», [144] прокомментировал его: «В их жизни было мало ночей, в которые они не вставали и не приступали к совершению богослужений». [145]

   18. В знаменитом хадисе Пророк Ислама говорит: «Два раката молитвы, выполненные в темноте ночи, любимей для меня, чем весь этот мир со всем, что есть в нем». [146]

Здесь были приведены лишь некоторые из хадисов о ночной молитве. На самом деле этих хадисов множество и если мы решили бы собрать их всех, то для этого нам пришлось бы создавать целую книгу. Братья и сестры, не будьте безразличны к ночной молитве, ведь она милость Аллаха к своим рабам. Всевышний Аллах даровал нам возможность поклоняться Ему ночью, чтобы этим путем простить нам наши прегрешения, увеличить наш надел, разрешить наши многочисленные трудности, открыть для нас новые двери в мир божественного света, очистить наши помыслы и деяния. Разве, имея подобное средство достижения целей, можно отказываться от него? Конечно же, нелегко заставить себя вставать каждую ночь. Действительно, не каждый человек может взять и с завтрашней ночи начать выполнять все ночные молитвы и выполнять их постоянно. Но ведь нет никаких препятствий для того, чтобы вставать в некоторые из ночей и приступать к беседе с Господом. Начните с малого, начните хотя бы с того, чтобы совершать ночные молитвы раз в неделю. Способность к ночным бдениям зависит от нашей жизни днем. Возьмитесь за свое духовное совершенствование, начните бороться с пороками, которые вы замечаете в себе, придерживайтесь всего того, к чему призывает нас Ислам. Когда вы искренне возьметесь за это, когда вы всем сердцем пожелаете стать хорошими мусульманами, когда ваши души захотят снискать довольство Аллаха, вы почувствуете любовь к ночной молитве, вы почувствуете необходимость в уединении с Аллахом в тишине ночи. И тогда ваши ночные бдения будут содействовать вашей борьбе с пороками днем, а ваши старания в самосовершенствовании днем будут помогать вам вставать в конце ночи и наслаждаться искренним поклонением Творцу.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.