О размышлении в аятах Корана — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

О размышлении в аятах Корана

2019-11-28 222
О размышлении в аятах Корана 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Призыв к размышлению является одним из основных воззваний исламской религии к человечеству. Многие из аятов Священного Корана в последней своей части содержат призыв к размышлению или же в них подчеркивается важность размышления над тайнами мироздания. Приведем в качестве примера лишь несколько таких аятов:

«Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих!» [155]

«Воистину, в этом – знамение для людей, которые размышляют!» [156]

Всевышний Аллах приводит людям различные притчи для того «чтобы они поразмыслили», [157] а также в надежде на то, что «быть может, они призадумаются». [158]

Также в многочисленных аятах Корана в форме прямого указания говорится: «Так разъясняет Аллах вам знамения – может быть, вы поразмыслите?» [159]

Воззваний подобного рода к познанию окружающего мира и к постижению его тайн и механизмов в Коране великое множество, они содержатся во многих аятах последнего небесного Писания. Призывы к мудрости и размышлению, призывы к прославлению тех, кто использует свою мудрость на благо себе и окружающих, а также порицание тех, кто не делает этого, упоминаются в 46-ти аятах Священного Корана. Для осознания важности рассматриваемой нами темы достаточно сказать, что одним из признаков, который упоминается в Коране и по которому людей осудят на адские муки, является отсутствие должного размышления: «Они говорят: «Если бы мы слушали или разумели, то не были бы мы среди обитателей огня». [160]

В Священном Коране говорится, что люди, имеющие уши, но не слушающие, имеющие глаза, но не видящие, имеющие разум, но не думающие, являются основными кандидатами в преисподнею: «Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами». [161]

 

О размышлении в хадисах

 

Высказывания безгрешных предводителей исламской религии как и аяты Корана сосредотачивают внимание мусульман на том, что для счастливой жизни в этом и загробном мире размышление имеет самую первостепенную важность. Большинство подобных хадисов красноречивы и интересны, а их смысл глубок и совершенен. В качестве примера приведем несколько хадисов, первый из которых восходит к Имаму Риде (да будет мир с ним): «Богослужение не есть большое количество молитв и постов. Подлинное богослужение это размышление над делами Всевышнего Аллаха и тайнами созданного Им мира». [162]

Абу Зарр Гаффари был одним из самых выдающихся сподвижников Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род), который после его ухода в мир иной остался верен его наместнику Имаму Али. От остальных людей Абу Зарра отличали набожность, аскетизм, искренняя вера, а также безвозмездная помощь нуждающимся и обездоленным. Но вместе с этим в хадисах от безгрешных имамов говорится, что они не были основным его поклонением: «Основным поклонением Абу Зарра было размышление». [163]

Однажды некий человек обратился к Имаму Садику: «Люди передают друг другу слова Пророка о том, что час размышлений лучше, чем совершение молитв в течение всей ночи. Что означают эти слова? И как нужно размышлять?» Имам ответил: «Когда человек будет проходить мимо развалин или заброшенных домов, пусть он спросит: «Куда делись твои жильцы? Что случилось с твоими строителями?» [164]

Повелитель правоверных Имам Али сказал однажды: «Размышление призывает к благу и к совершению праведных поступков». [165]

 


Глава 14. Друзья и дружба

                      

В формировании личности человека главенствующую роль играют его воля, желания и решения. Но, несомненно, кроме них есть и другие факторы, способствующие становлению его личности. Одними из подобных факторов, да к тому же очень важными, являются дружба и общение, так как, хочет того человек или нет, он постоянно находится под влиянием своих друзей, и значительную часть своих мыслей и нравственных качеств приобретает в результате общения с ними. Это истина доказана и наукой, и личным опытом множества людей, и наблюдением за окружающими. С точки зрения исламской религии влияние друзей на человека столь велико, что безгрешные предводители мусульман оставили после себя огромное количество наставлений по этому поводу. Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) передавал слова Пророка Сулеймана (да будет мир с ним), который сказал: «Не судите о человеке, пока не взглянете на его друзей, так как человека можно узнать по его друзьям, товарищам и помощникам». [166]

Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним) говорил: «Если вы будете находиться в сомнении относительно какого-либо человека и его веры, то взгляните на тех, с кем он дружит. Если его друзья придерживаются правильной веры и религии Аллаха, то и он придерживается правильной веры и религии Аллаха. Если же его друзья не являются последователями религии Аллаха, то и он сам не является последователем религии Аллаха». [167] И действительно, порой дружба с кем-либо является самым действенным фактором счастья или несчастья человека. Временами хороший друг может помочь подняться на вершины нравственности и духовного совершенства, но иной раз плохой товарищ может ввергнуть человека в небытие.       

 

Сторонись плохого помощника

 

Листая сборники исламских хадисов, мы встретим в них множество преданий от предводителей религии, в которых они запрещают дружить с некоторыми категориями людей, к одним из которых относится лжец. В своих кратких высказываниях Имам Али наставлял: «Ни в коем случае не водись с лжецом, ибо он подобен миражу. Он покажет тебе близкое дальним, а дальнее – близким». [168]

В другом хадисе, переданным от девятого имама – Имама Джавада (да будет мир с ним) сказано: «Сторонись дружбы с нечестивцем, так как он подобен обнаженному мечу. Он прекрасен внешне, но его следы губительны». [169]

Дорогой Пророк Ислама (да благословит Аллах его и его род), перечисляя четыре вещи, которые губят сердце человека, одной из них назвал общение с мертвецами. Его спросили: «О Посланник Аллаха, кто есть мертвецы?» Он ответил: «Это богачи, опьяненные своим богатством». [170]

 

Пять условий дружбы

 

Имам Садик (да будет мир с ним) сказал однажды: «Дружба имеет свои условия. Если в ком-либо будут иметься следующие качества или часть из них, то дружи с ним. Но если в нем не будет ни одного из этих качеств, то не считай его своим другом:

1. Его внешнее поведение и внутреннее отношение к тебе будут одинаковы.

2. Твои достоинства он будет считать своими достоинствами, а твои недостатки – своими недостатками.

3. Его влияние и богатство не претерпят изменений в отношении тебя.

4. Он не поскупится для тебя тем, чем обладает.

5. Он не оставит тебя, если удача повернется к тебе спиной». [171] 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.