История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2019-11-19 | 584 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Динамика экономического развития ведущих стран Запада в середине XX в. Менее болезненными итоги войны оказались для США, Канады, ряда нейтральных стран, а также государств Латинской Америки. Несмотря на ощутимые человеческие потери, а также мобилизацию более 12 млн. американцев, промышленность США в годы войны пережила настоящий бум. Общий объем промышленного производства в 1939-1944 гг. вырос на 120%. При увеличении государственного долга с 60 до 226 млрд. долл. чистая прибыль частных кампаний за тот же период составила 58,7 млрд. долл. При этом занятость среди населения выросла на 20 %, что полностью решило проблему безработицы. Индекс валового национального продукта без учета инфляции увеличился за период 1939-1945 гг. со 100 до 165 пунктов. Американские инвестиции за границей в это же время выросли с 12,5 до 16,8 млрд. долл., а национальный золотой запас увеличился в 1,5 раза и к 1949 г. составил уже 70 % мировых золотых запасов. Доллар окончательно превратился в наиболее устойчивую валюту на мировом финансовом рынке, а США уверенно претендовали на роль единоличного лидера западного мира.
Успехи латиноамериканских государств, Канады, нейтральных в годы войны Швеции и Швейцарии были менее весомы, однако стремительное расширение внешнеторговых связей, участие в широкомасштабных поставках сырья и продовольствия, финансовых операциях также способствовало позитивным изменениям в экономике этих стран. По динамике роста ВНП в течение десятилетия 1938-1948 гг. Швеция и Швейцария вообще оказались на втором-третьем месте в мире после США (соответственно 133 и 125 пунктов от уровня 1938 г.). Таким образом, Вторая мировая война значительно усилила те диспропорции, которые сложились в развитии стран Европы и Америки в первой половине XX в. Ситуация усугублялась противостоянием либеральной и коммунистической социальных систем, началом их открытой борьбы за преобладание в мире. Динамика послевоенного развития стран Запада теперь во многом определялась не только внутренними социально-экономическими факторами, но и логикой военно-политической консолидации противоборствующих блоков.
|
Процесс восстановления экономической системы западноевропейских стран занял сравнительно немного времени, хотя еще в 1946 г. их экономическое положение казалось катастрофическим. Объем промышленного производства в регионе составлял менее 1/3 от довоенного уровня. Острый недостаток промышленных товаров, продовольствия, жилья, транспорта усугублялся необходимостью отраслевой перестройки военизированной экономики, социальной адаптации демобилизованных солдат и перемещенных лиц. Происходила натурализации товарного обмена и оплаты услуг, расцвел черный рынок. Промышленная и транспортная инфраструктура находились в полном упадке. Главной проблемой оставался глубокий финансовый кризис, поразивший практически все страны континента. Пассивный торговый баланс и растущая зависимость от импорта, выплаты военных долгов стремительно сокращали валютные запасы. Ограниченное предложение потребительских товаров в сочетании с растущей денежной массой создавали при этом сильнейшие инфляционные тенденции. В свою очередь инфляция подрывала инвестиционный рынок и превращалась в непреодолимое препятствие для увеличения промышленного производства.
В 1946-1948 гг. в большинстве западноевропейских стран были проведены денежные реформы, направленные на обеспечение полной конвертируемости национальных валют, их частичную девальвацию, регламентацию деятельности банков, систематизацию эмиссии, что несколько стабилизировало ситуацию. Классическим примером жесткой дефляционной политики стала денежная реформа 1948 г. в Западной Германии, осуществленная под руководством Людвига Эрхарда. Ее необходимость диктовалась катастрофическим падением курса марки. Инфляция достигала 600 % по отношению к довоенному уровню. Эрхард полагал, что ликвидация массы обесцененных денег в сочетании с полной либерализацией рынка восстановит нормальное развитие экономики. Однако он настоял на том, чтобы денежная реформа сочеталась с комплексом мер по защите наиболее уязвимых групп потребителей. Замена денежных знаков произошла в западных зонах оккупации 20 июня 1948 г. Официальное соотношение обмена было установлено в размере 10 рейхсмарок на одну новую немецкую марку (кроме того, каждый человек мог обменять 40 марок по курсу 1:1). Получить на руки можно было вначале лишь 5 % обмениваемой суммы. После проверки законности доходов налоговыми властями выдавалось еще 20 %, затем - 10 %. Остальные 65 % ликвидировались. Окончательная квота обмена составила 100 рейхсмарок за 6,5 новых марок. Но пенсии, заработная плата и пособия пересчитывались в соотношении 1:1. Все старые государственные обязательства аннулировались. Пойдя на такой радикальный, «шоковый» вариант денежной реформы, правительство уравновесило его вводом ограничительного контроля над ценами на транспортные и почтовые услуги, основные продукты питания, квартплату. Регулярно публиковались каталоги так называемых «уместных цен», учитывающих реальные издержки производства и «разумную прибыль». Была принята специальная программа «Каждому человеку» для обеспечения населения по сниженным ценам узкой номенклатурой самых необходимых товаров.
|
Подобные денежные реформы помогли стабилизировать экономическую ситуацию в европейских странах, но они не предполагали радикального сокращения бюджетных расходов, без чего монетарный курс не мог быть достаточно эффективным. Более того, многие правительства пошли даже на увеличение социальных государственных программ. Так, например, лейбористское правительство К. Эттли, пришедшее к власти в Великобритании в 1945 г., ввело гарантированную выплату пенсий по возрасту для всего населения, создало единую государственную систему здравоохранения, начало крупномасштабные реформы в области образования и жилья. В кратчайшие сроки в стране было возведено более 1 млн. муниципальных домов. В тот же период единая государственная система страхования была создана во Франции. В рамках активной демографической политики французское правительство ввело в первые же послевоенные годы широкую практику выплаты семейных пособий. Социал-демократическое правительство П. Ханссона в Швеции осуществило в 1945-1946 гг. реформу пенсионного обеспечения, ввело обязательное больничное обслуживание, значительно расширило практику выдачи ссуд под жилищное строительство.
|
Возможность проведения достаточно активной социальной политики на фоне реорганизации валютно-финансовой системы была во многом обеспечена участием европейских стран в американской программе, получившей название «план Маршалла». Что касается заинтересованности США в поддержке европейских реформ, го она была вызвана целым рядом причин. Помимо стремления укрепить формирующийся атлантический военно-политический блок, сказались и собственные проблемы американской экономики. За годы войны в США был достигнут очень высокий уровень производства, занятости и инвестиционной активности. Но емкость внутреннего потребительского рынка оставалась очень небольшой. Складывались предпосылки для масштабного кризиса перепроизводства. Отчасти эта проблема решалась за счет товарной экспансии на мировом рынке. Но финансовый кризис в странах-импортерах грозил подорвать американский экспорт. Не случайно, что еще в годы войны США были вынуждены в значительной степени отказаться от экспорта по схеме «cash and carry» (т.е. на основе предварительной оплаты товаров до их приобретения покупателем) и перейти на систему «lend and lease» (т.е. передачу материалов и вооружений взаймы и в аренду). Особенно заметно динамика американского экспорта начала ухудшаться в 1947 г. В связи с засухой и неурожаем в Европе валютные резервы западноевропейских стран были использованы для закупок американской пшеницы, что почти полностью приостановило импорт промышленных товаров и оборудования из США. В этих условиях американской администрацией был выдвинут инвестиционный план «восстановления и развития Европы». Впервые это проект представил в своей речи 5 июня 1947 г. в Гарвардском университете государственный секретарь США Джордж Маршалл, а реализация его началась в 1948 г. после принятия конгрессом «Закона о помощи иностранным государствам».
|
Круг стран, принявших участие в проекте, был определен на Парижской конференции в июле 1947 г., в преддверии которой от американской помощи по политическим причинам отказались СССР, восточноевропейские страны, Финляндия. В рамках «плана Маршалла» за четыре года (1948-1951 гг.) остальные европейские государства получили помощь в объеме 17 млрд. долл. (в том числе Великобритания, Франция, ФРГ, Италия - более 2/3 этой суммы). Несмотря на то, что около 70 % всей помощи пришлось на поставки продовольствия и сырья, реализация «плана Маршалла» способствовала финансовой стабилизации и росту промышленного производства. Поставки потребительских товаров, продовольствия, топлива осуществлялись в виде дотаций, а не займов, и денежные средства, полученные от реализации товаров, использовались правительствами для укрепления бюджета. Две другие группы товаров - промышленное оборудование и сырье -поставлялись на основе международных займов и под финансовые гарантии американского правительства. Ценой, которую пришлось заплатить европейским странам, стала либерализация внутренних рынков, снижение таможенных тарифов на американский импорт, ограничение программ по национализации промышленности. Несмотря на достаточно спорные последствия этих шагов, реализация «плана Маршалла» дала решающий импульс промышленной реконструкции в европейских странах, модернизации производственных мощностей, насыщению потребительского рынка и, соответственно, росту совокупного спроса. Уже к 1949 г. удалось стабилизировать европейский финансовый рынок. В 1951- 1952 гг. западноевропейские страны вышли на довоенный уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, а к середине 1950-х гг. объем промышленного производства уже превысил довоенный на 60-70 % (сельскохозяйственного - на 20-30 %).
Два десятилетия, последовавших за этапом послевоенного восстановления, сопровождались беспрецедентным по масштабам и интенсивности экономическим ростом. С 1948 по 1971 г. ежегодное мировое промышленное производство увеличивалось в среднем на 6,5 %. Помимо темпов развития, важной особенностью этого периода стало явное смягчение экономических кризисов, терзавших западную экономику в первой половине столетия. Динамика процесса воспроизводства в это время отличалась не отсутствием циклических колебаний, а их новым характером «Деловой цикл», включающий кризисы перепроизводства, сменился «циклом экономического роста», когда периодическое замедление темпов развития чередовалось с восстановлением ускоренного роста. Кризис перепроизводства в традиционном понимании, с сопутствующими ему резким уменьшением используемых производственных мощностей и инвестиционной активности, ростом безработицы и падением совокупного спроса, сменился «рецессией» - периодом плавного снижения основных макроэкономических показателей при сохранении общего положительного вектора развития.
|
Первые две послевоенные рецессии 1948-1949 и 1951-1952 гг. были связаны с инвестиционными циклами (волнообразными колебаниями рентабельности капиталовложений) и проявились только в краткосрочном ослаблении конъюнктуры. Следующая рецессия 1957-1958 гг. отражала не столько колебания процесса воспроизводства, сколько инфляционные опасения инвесторов, вызванные беспрецедентным наращиванием уровня заработной платы в европейских странах. Причем два последних спада экономической активности во многом были связаны с политическими процессами - острыми международными кризисами в Корее и Египте и их влиянием на общественное мнение. В 1960-е гг. характер экономического развития стран Запада практически не изменился. Правда, новый период рецессии 1967-1968 гг. уже продемонстрировал некоторые тревожные тенденции: устойчивый рост инфляции, недостаточную эффективность методов дефицитного финансирования государственных расходов и налоговой политики. Но, в целом, уверенный экономический рост продолжался до начала 1970-х гг.
Важным фактором обеспечения такого беспрецедентного роста стало активное государственное регулирование. До начала 1950-х гг. в экономической стратегии преобладала так называемая пассивная антициклическая политика, направленная на стабилизацию финансовой системы, ограничение крайних форм монополизма и резких колебаний спроса и предложения на рынке, обеспечение конверсии производства. Почти всем государствам, принявшим участие в войне, пришлось столкнуться с проблемой резкого падения производства и недостаточности товарной массы. Единственным выходом стало жесткое ограничение производственного и личного потребления. Даже в европейских странах-победительницах Франции и Великобритании распределение по карточкам было отменено лишь в 1947-1948 гг. Финансовый кризис, связанный с образованием огромной массы обесцененных денег и истощением золотовалютных запасов, потребовал принятия жестких антиинфляционных мер, включая крупномасштабную девальвацию национальных валют. Подобные меры не могли способствовать активизации деловой активности, но они позволили избежать спекулятивной горячки и «ложного» кризиса перепроизводства, подобного событиям 1919-1920 гг.
В 1950-х гг. западные страны перешли к иной стратегии экономического регулирования. Основной целью стало обеспечение стабильного экономического роста с помощью методов дефицитного финансирования. Сбалансированность бюджета и низкий уровень инфляции были принесены в жертву наращиванию производственных инвестиций. Государственные капиталовложения использовались для развития сферы НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских разработок), транспортной инфраструктуры, средств связи, энергосистем, наукоемких отраслей промышленности. Тем самым государство сосредоточивало под своим контролем отрасли с низкой степенью рентабельности, но особенно важные со стратегической точки зрения, обеспечивающие динамику развития всего хозяйственного комплекса. К концу 1960-х гг. государственный сектор экономики уже занимал важное место в экономике всех стран Запада. Лидерами в этом отношении являлись Италия (14% ВНП), Франция (12 %), Великобритания (12 %), ФРГ (11 %). В целом, в государственном секторе экономики европейских стран в это время сосредоточивалось до 1/5 всех капиталовложений и около 9 % занятого населения.
Развитие государственного сектора сочеталось с инвестиционной поддержкой частного бизнеса. Государственные капиталовложения составляли в 1960-1970-х гг. в Великобритании 45 % от общенациональных в Италии -36 %, в США - 30 %, во Франции - 25 %. Основная часть этих затрат была связана со стимулированием технико-технологического прогресса, обеспечением занятости, поощрением прогрессивных форм трудовых отношений.
Помимо прямого или косвенного участия государства в развитии производственной инфраструктуры все более важную роль начинало играть и централизованное планирование экономического роста. Его основными формами стали директивное и индикативное планирование. Директивные планы различного срока и диапазона представляли собой комплексное регулирование экономического развития, осуществляемое за счет законодательного регулирования трудовых отношений и условий инвестиционной деятельности, антитрестовского регулирования, ввода определенных схем налогообложения, норм амортизации оборудования, целевого субсидирования НИОКР и финансирования системы профессиональной подготовки, участия государственных служб в системах коммерческой информации и т. п. Степень прямой регламентации предпринимательской деятельности оставалась минимальной, но создавались некие «рамочные» условия для функционирования экономики с заданными приоритетами и темпами роста. Индикативное (рекомендательное) планирование основывалось на стимулировании отдельных, стратегически важных направлений экономического развития. Индикативные планы представляли собой своего рода ориентирующие прогнозы, призванные дать предпринимателям информацию о перспективных сферах вложения капиталов и эффективных методах рыночной политики.
Важным элементом государственного регулирования в 1950-х гг. оставалось антитрестовское законодательство. Однако действие его носило узкоцеленаправленный характер. Как правило, выделялись приоритетные отрасли, в рамках которых государство административными методами поддерживало режим конкуренции, - транспорт, топливно-энергетическое производство, коммунальные услуги и т.п. В остальных случаях применение антимонопольных законов, ограничивающих масштабы концентрации производства и сбыта, было выборочным и осуществлялось через выдачу федеральными и местными органами власти лицензий на те или иные виды коммерческой деятельности, определение уровня цен и тарифов на конкретные виды товаров и услуг, регламентацию процесса слияния кампаний. Основанием для подобной регулирующей деятельности являлась лишь потенциальная угроза интересам потребителя объем производства, критерии ценообразования, границы рынков сбыта. Пик такого административного антитрестовского регулирования пришелся на конец 1960-начало 1970-х гг. В США подобные ограничения затрагивали деятельность кампаний, производящих 24 % ВВП страны. Однако вне сферы антитрестовского регулирования оставались вопросы, связанные со структурными механизмами процесса воспроизводства, соотношением крупного и мелкого бизнеса, многими аспектами деятельности ТНК.
По мере стабилизации основных макроэкономических показателей развития ведущих индустриальных стран и наращивания их экономического потенциала произошел переход к третьей стадии развития методов государственного регулирования. Приоритетной задачей в это время становится стимулирование «совокупного спроса», а не развитие производства. Причина «социализации» государственного регулирования, перехода к перераспределению части национального дохода в пользу потребителей отчасти объяснялась изменением идеологических приоритетов, но главным образом была обусловлена сугубо экономическими факторами. На протяжении трех предыдущих десятилетий основным сдерживающим фактором экономического роста являлся недостаток инвестиционной активности, и государство было вынуждено разнообразными средствами повышать деловую активность на рынке, стимулировать «совокупное предложение». Но со второй половины 1950-х гг. в условиях экономического бума препятствием для ускоренного развития становится недостаточный платежеспособный спрос. Задачей государственной политики в такой ситуации становится выравнивание рыночного баланса за счет всесторонней поддержки потребителей, в том числе обеспечение достаточно высокого уровня доходов для трудящихся и расширение социальной инфраструктуры.
В области регулирования трудовых отношений ключевой задачей государства стала стандартизация системы организации рабочего времени. Это позволяло существенно ограничить возможности предпринимателей по повышению нормы эксплуатации. К 1960-х гг. в ведущих западных странах была введена нормативная рабочая неделя (39-41 час) при 9-11 праздничных днях в год и оплачиваемом отпуске примерно в 23-25 дней. Расширилась и практика государственного контроля над минимальным уровнем доходов. Фиксированный государством минимум заработной платы постепенно был переориентирован с физического на социальный минимум прожиточных средств. В США, например, гарантированный федеральным законодательством минимум почасовой заработной платы был увеличен в 1948 г. с 40 до 72 центов, в 1958 г. - до 1 долл., в 1961 г. - до 1,25 долл.. в 1968 г. - до 1,6 долл.
Государство поддерживало практику заключения коллективных трудовых договоров. Право трудящихся на коллективные договоры, а также гарантии длительности рабочего дня, оплачиваемого отпуска, права на участие в управлении, запрет дискриминации в области трудовых отношений во многих западных странах были закреплены даже на уровне конституций.
Большую роль в повышении уровня доходов трудящихся сыграли профсоюзы. Профсоюзное движение к началу 1970-х гг. превратилось практически в полноправного партнера бизнеса. В различных странах Европы и Америки доля профсоюзного членства колебалась в среднем от 25 до 70 % от общего количества наемных работников. В большинстве ключевых отраслей профсоюзам удавалось достаточно жестко контролировать условия труда. Основным средством оставалась практика заключения коллективных договоров. Благодаря активности профсоюзного движения и государственному регулированию трудовых отношений суммарный уровень заработной платы начал быстро расти не только в денежном эквиваленте, но и по отношению к иным формам доходов. Если в 1950 г. доля трудового дохода в ВНП в ведущих индустриальных странах составляла 54 %, то к 1980 г. она достигла 71-73 %.
Быстро расширялась и сфера государственной социальной политики. С 1950 по 1970 г. в западноевропейских странах доля социальных расходов в ВНП выросла с 12 до 21,5 %. Основными целями социальной политики являлись широкомасштабные реформы системы здравоохранения, образования, социального обеспечения. В Европе большее распространение получила так называемая «скандинавская модель» страхования. Ее особенностью был переход от страхования отдельных категорий работающих к обеспечению всего населения, а также особый порядок финансирования страховых фондов - за счет общих налоговых поступлений. Подобная модель была апробирована еще в 1913 г. в шведском пенсионном страховании. После Второй мировой войны к ней присоединились скандинавские страны. Великобритания, Ирландия. Швейцария, Италия. В ФРГ, Австрии, Люксембурге была закреплена иная модель страхования, основанная на паритетных вкладах государства предпринимателей и работников. Во Франции, Бельгии, Нидерландах сохранилась прежняя дотационная система страхования, основой которой являлись добровольные организации взаимопомощи.
«Социализация» государственной политики достигалась не только с помощью прямого бюджетного финансирования, но и благодаря расширению полномочий местных и региональных органов. Это касалось прежде всего области жилищного строительства, благоустройства городов, расширения социальной инфраструктуры, развития школьного образования. Для обеспечения муниципальных программ во многих странах Европы были предприняты меры по децентрализации доходной и расходной части бюджета, переориентации значительной части налоговых поступлений на региональный уровень.. Так, например, в ФРГ и Швейцарии доля поступлений в центральный бюджет сократилась в 1955-1979 гг. соответственно с 47 до 32 и с 41 до 21 %.
Очень показательным оказался поворот к социально ориентированной политике, произошедший в США. Сразу же после войны президент Г.Трумэн провозгласил проведение «справедливого курса» и инициировал принятие законов, облегчающих положение демобилизованных солдат, повышающих размер пособий и пенсий. Но эти меры сочетались с жестким регулированием трудовых отношений, ограничением любых действий профсоюзов, которые могли бы дестабилизовать рынок труда. В период президентства Д. Эйзенхауэра социальная политика приобрела еще более ограниченный характер. Ситуация разительно изменилась в 1960-х гг. При президенте Д. Кеннеди последовало увеличение ассигнований на социальные программы, в том числе на модернизацию системы высшего образования и профессиональной переподготовки рабочей силы. Были реализованы программы помощи депрессивным регионам. Администрация президента Л. Джонсона разработала комплексную программу «борьбы с бедностью». В соответствии с Законом об экономических возможностях 1964 г. были введены программы помощи малообеспеченным слоям населения, в том числе поддержки материнства и детства, распространения продовольственных талонов, предоставления льготной медицинской помощи. В 1965 г. была введена федеральная программа медицинского страхования пенсионеров. Активно проводилось жилищное строительство и развитие общественного транспорта, создавалась система защиты прав потребителей. Мероприятия по борьбе с бедностью в сельских районах включили выдачу льготных займов бедствующим фермерам и сельскохозяйственным рабочим, оказание им медицинской и юридической помощи, обучение грамотности. Всего на «борьбу с бедностью» за период 1964-1968 гг. было израсходовано 10 млрд. долл., а общая сумма социальных расходов составила к концу 1960-х гг. около 40 % расходной части федерального бюджета США. Средний доход американских семей вырос за десятилетие на 85 %. Подобные меры обусловили беспрецедентный потребительский бум в 1960-х гг., что способствовало дальнейшему наращиванию темпов экономического роста.
Научно-техническая революция. Важным фактором экономического роста в послевоенные десятилетия стала и радикальная перестройка технологической базы производства. Поскольку этот процесс был неразрывно связан с фундаментальными научными открытиями, он получил емкое название научно-технической революции (НТР).
НТР была одним из этапов глобального изменения технологических основ общественного производства, произошедшего на протяжении большей части XX столетия. Основные предпосылки НТР сформировались уже в 1930-е гг. В этот период завершилась перестройка энергетической базы производства, транспортной инфраструктуры, системы связи. Происходило внедрение массы технических изобретений и научных открытий, изменивших технологическую основу многих отраслей. Успешно была апробирована поточно-конвейерная система с инженерной организацией труда. Экономическая модель массового производства получила адекватную организационную и технико-технологическую структуру. В тот же период были сделаны и фундаментальные научные открытия, существенно изменившие взгляд человека на окружающий мир - радиоактивности (супруги П. и М. Кюри), волновых свойств электрона (Л. де Бройль), квантовой модели атома (Н.Бор и Э.Резерфорд), аппарата квантовых расчетов (В. Гейзенберг и Э. Шредингер), теории относительности (А. Эйнштейн).
Научные открытия первой половины XX в. подорвали влияние классической общенаучной методологии, основанной на представлении о строгой, линейной причинности, детерминистских принципах, представлении о принципиальной познаваемости и устойчивости, преемственности, внутренней непротиворечивости научного знания. Началось формирование так называемой неклассической методологии. Причинность событий стала рассматриваться не только с точки зрения простейших механико-динамических связей, но и статистических, вероятностных законов. Категории движения, развития, эволюции становились ключевыми в объяснении законов природы, а само научное мышление приобретало диалектичный характер. Вывод об относительности результатов наблюдения, о недостижимости абсолютно точной и строго логичной научной картины мира, релятивности любых сложных понятий и решений заставлял пересмотреть прежнее представление о роли субъекта в процессе познания. Была признана неразрывная связь исследователя и изучаемого им объекта, зависимость результатов познания от методов их достижения и, как следствие, необходимость включения в картину мира характеристик самого познающего субъекта, его концептуальных и методологических установок, исследовательской мотивации и активности. Новая исследовательская парадигма, таким образом, исходила из идеи синтеза методов познания, а не его результатов. Объектом исследования становились конкретные явления и процессы, воспринимаемые во всей своей сложности и нелинейности. Это требовало не только отбора адекватных средств анализа, но и формирования интегративных исследовательских схем. Не случайно, что утверждение неклассической методологии вызвало стремительное развитие межпредметных исследований - биохимических, астрофизических, химико-физических, экономико-географических, социально-экономических, историко-психологических. Это не только значительно расширило представления человека о природе, но и создало условия для качественного преобразования всей производственной сферы.
В 1940-х гг. развитие научно-технологической базы производства было деформировано военной конъюнктурой. Но Вторая мировая война способствовала мощному рывку в разработке новейших технологий в области машиностроения, авиационного производства, приборостроения, химического производства и других отраслях, ускоренном) внедрению технических новаций и изобретений в производство, модернизации на этой основе всей промышленной инфраструктуры. По окончании войны многие достижения военно-промышленного комплекса были с большим эффектом использованы в других отраслях производства. Накопленный в годы войны опыт сосредоточения финансовых, интеллектуальных, административных, сырьевых, энергетических ресурсов для прорыва в развитии важнейших направлений научно-технических исследований и реализации достигнутых результатов в массовом производстве был сполна использован в ходе экономического рывка 1950- 1960-х гг.
Бесспорным лидером во внедрении новейших технических разработок оставались США. Уже с 1950 г. здесь использовались комплексные методы стимулирования НИОКР - льготное налогообложение, ввод практики ускоренной амортизации основных фондов (до 5 лет), безвозвратное субсидирование (предоставление грандов), заключение прямых контрактов с частными исследовательскими учреждениями и фирмами на разработку новых технологий. Обеспечиваемый такими способами рост наукоемкости производства в сочетании со стремительным наращиванием капиталовложений в считанные годы привел к огромным изменениям практически во всех отраслях и сферах общественного хозяйства. Иной подход к решению этой проблемы продемонстрировала Япония. Помимо наращивания собственных расходов на НИОКР (возросших только в 1960-х гг. в 6 раз), японское правительство стремилось максимально использовать импорт технологий. В течение, первых двух послевоенных десятилетий Япония закупила боле 10 тыс. иностранных патентов, лицензий, отдельных компонентов ноу-хау.
Магистральным направлением НТР являлась комплексная механизация и автоматизация производства. В ходе ее сформировалась четырехзвенная производственная машинная система - к орудиям труда, источникам энергии и связующим их механизмам добавляется автоматическое управление, сердцевиной которого стала электронно-вычислительная машина. Предшественниками ЭВМ были громоздкие счетные машины, работавшие на электромагнитных релейных схемах. Первые из них были созданы в 1936 г. немецким инженером Конрадом Цузе («Z - 1») и американским физиком Горвардом Эйкеном («Гарвард Марк – 1»). В 1937 г. математик Джон Атанасов из университета Айовы впервые предложил использовать для программирования «умных машин» двоичную систему. Это позволяло сконструировать счетный механизм, действующий на электронных лампах (устройствах, создающих управляемый в вакууме поток электронов), - т.е. электронно-вычислительную машину. Впоследствии ЭВМ стали также называть компьютерами (англ. «computer» - считать, вычислять).
Первый компьютер ЭНИАК («ENIAC») создавался группой американских исследователей под руководством Джона Мочли в 1943-1946 гг. Он представлял собой несколько распределительных шкафов выше человеческого роста и общей длиной более 24 метров, содержал 18 тыс. электронных ламп, потреблял 50 тыс. Вт энергии, но по скорости превосходил машину Эйкена в 2000 раз. Большую роль в создании ЭНИАК сыграл математик Джон фон Нейман. В 1945 г. он впервые обосновал базовый принцип «компьютерной архитектуры» - устройство должно считывать информацию, вводимую в двоичной системе, кодировать ее в виде определенных символов и хранить в централизованной памяти. От оператора в таком случае не требовалось каждый раз менять весь объем информации. При оперативных изменениях компьютер сам мог осуществлять обновления своего банка данных. Для ввода информации Нейман предложил использовать перфокарты - картонные карточки с комбинацией отверстий, набитых по определенному коду. Идея использования перфокарт для автоматизированных подсчетов принадлежала американцу Герману Холлериту и была запатентована еще в конце XIX в. Применение их в ЭВМ позволило отказаться от огромных рулонов бумажной ленты, на которых ранее распечатывались данные, и унифицировать груд операторов. Набор правил, по которым «умная машина» считывала символы с перфокарт, стали называть программным обеспечением («sofware»). На лидирующие позиции в его разработке вышла бывшая фирма Холлерита, получившая после ряда слияний название «IBM» («International Business Machies Corporation»).
Переход ко второму поколению компьютерной техники стал возможен после «электронной революции» 1948 г., когда американские ученные Д.Бардин, У.Браттейн и У.Шокли изобрели транзистор (англ. «transfer» -переносить, «resistor» - сопротивляться). Это миниатюрное устройство из трех слоев полупроводниковых кристаллов представляло собой генератор и преобразователь электрических колебаний, действующий гораздо быстрее электронной лампы. В компьютерной технологии транзисторы стали использовать с середины 1950-х гг. Это значительно уменьшило размеры ЭВМ и потребление ими электроэнергии. Несмотря на то, что ЭВМ второго поколения по-прежнему были достаточно громоздки (они вмещали тысячи транзисторов), появилась возможность их серийного промышленного производства.
Использование ЭВМ позволило перейти к оснащению производства станками с программным управлением, автоматизированными производственными линиями, робототехникой. Бесспорным лидером по коммерческому использованию ЭВМ стали США. В 1960 г. здесь функционировало уже 4267 «умных машин». В США размещались и крупнейшие производители компьютерной техники - фирмы «Ай-Би-Эм» («IBM»), «Интел» («Intel»), «Хьюлетт Паккорд» («Hewlett Packard»). Основным направлением развития компьютерной технологии в этот период стало уменьшение размеров транзисторов и самих устройств. В 1965 г. фирма DEC («Digital Equipment Comparation») под руководством Кена Олсена разработала модель «мини-компьютера» PDP-8, походившего размером на небольшой стенной шкаф или холодильник и обладавшего транзисторами не больше крупинки соли. Его стоимость уже составляла лишь 20 тыс. долл. - в сотни раз меньше, чем у первых ЭВМ. Производство таких систем положило начало третьему поколению компьютерной технологии, а в 1970-х гг. они уже сменились компьютерами четвертого поколения.
Не менее революционные изменения в технологической базе производства произошли благодаря успехам химической и физической науки. Начался переход к производству новых продуктов с заранее заданными свойствами. Механические формообразовательные макропроцессы стали заменяться в производстве электроэнергетическими и физико-химическими микропроцессами, происходящими на молекулярном и атомном уровне. Началось постепенное освоение биотехнологии. Важную роль в переоснащении производства сыграло дальнейшее развитие энергетики. В 1954 г. в СССР впервые состоялся запуск атомной электростанции. К 1970 г. уже 10 % электроэнергии в Великобритании вырабатывалось на АЭС, в ФРГ и Франции - 3 %, в США - 2 % (при этом только в США за 1950-1960-х гг. производство электроэнергии в целом выросло в 4,5 раза).
Развертывание НТР отразилось и на характере сельскохозяйственного производства, дав толчок для «второй аграрной революции». При общем сокращении обрабатываемых земель американским и западноевропейским фермерам удалось значительно увеличить выпуск продукции. Это произошло благодаря интенсификации обработки земель и технологии животноводства, комплексной механизации аграрного сектора, росту капиталоемкости сельскохозяйственного производства. Значительно расширилось применение искусственных удобрений - пестицидов, гербицидов, инсектицидов. Так,
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!