Глава VIII. Архитектура арабов. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава VIII. Архитектура арабов.

2019-11-19 189
Глава VIII. Архитектура арабов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальное состояние наших знаний об архитектуре арабов.

Современная археология мало занимается монументами, оставленными арабами. Они расположены далеко и их изучение не легкое дело. Кроме трех или четырех монографий, посвященных исключительно Альхамбре и мечетям Каира и Иерусалима, книги немы касательно их. Батисиер, автор одной из лучших книг по истории архитектуры, какая у нас есть, пишет в последнем издании своей книги "История монументального искусства" (1880г.), что история мусульманской архитектуры, в своей большей части, ждет еще автора, и он сожалеет об изложении этого материала в таком неполном виде. Этот ученый автор, на самом деле, допустил множество ошибок. К тому же, среди множества гравюр в его книге нет ни одного монумента Сирии, Персии и Индии, и мечеть Египта, которую он представляет как типовую, со своими окнами и дверьми прямоугольной формы, с куполов в форме луковицы, самый плохой образец арабской архитектуры в Египте.

Седиллот, который опубликовал второе издание своей "Истории арабов" в 1872г., выражается примерно также. "Достойно сожаления, говорит он, что еще не изучали как следует сооружения арабов, построенных ими в Сирии, Месопотамии, Персии и даже в Индии, в разные годы их правления. Они должны носить частные свойства, определение которых было бы полезно."

Это желание было высказано уже давно. Мы его находим в прекрасном труде Ж. Де Пчандея об архитектуре арабов в Испании. "Было бы интересно иметь возможность изучить, говорит он, основные сооружения, воздвигнутые арабами в Сирии, Персии, Египте и Африке (автор забывает Индию). Какой их общий план, расположение, детали конструкции и орнаментация, особенности знаменитой мечети Акза, построенной Омаром в Иерусалиме? Мечетей Дамаска, Амру и Тулуна в Каире, мечети Керуана?"
Изучение в сравнении монументов, оставленных арабами в разных странах, где они правили, очевидно, было необходимым, чтобы понять их архитектуру. Оно единственно, что может показать родство, порожденно общность институтов и веры, и различия в зависимости от среды и места. Редкие монографии, которые у нас есть, эти фундаментальные вопросы оставляют в стороне.
Ограничиваясь изучением арабской архитектуры только в одной стране, совершают такую же грубую ошибку, какую совершил Шатобриан в своих "Путевых заметках от Парижа до Иерусалима". Говоря о мечетях Каира, он находит, что они похожи на старинные египетские монументы, с чем никто не хотел бы согласиться, когда видно, что нет ничего общего между ними. Если две архитектуры глубоко различаются между собой, то это архитектура фараонов и арабов; и нельзя привести ни одного примера заимствования арабами у древних египтян.
Нельзя надеяться, что в короткой главе удастся начертить эту историю арабской архитектуры, которая отсутствует в научных изданиях. Однако, возможно отметить основные части и показать, в чем различие или схожесть монументов, оставленных арабами от Испании до Индии. Усилия не легкие, так как мы должны преодолеть путь, до этого не пройденный никем, и место, которым мы располагаем в этой книге, обязывает нас быть кратким в рассмотрении этих важных вопросов.

Характерные элементы архитектуры арабов.

Мы уже указали источники арабской архитектуры, показали заимствование у персов и византийцев, и как она освободилась от своих источников, чтобы составить искусство плодородной оригинальности.

Прежде чем начать изучение множества монументов, оставленных арабами в различных странах, мы кратко исследуем элементы, которые составляют их архитектуру.

Материалы конструкций.

Материалы, используемые арабами, менялись в зависимости от страны и цели. Вначале они использовали только кирпич, но вскоре стали использовать камень при строительстве важных монументов таких, как замок Зиза и Куба в Сицилии, мечеть Хасана в Каире и т.д. Часто они использовали, особенно в Испании, нечто вроде бетона, образованное смешением извести, песка, глины и гальки, которое становилось твердым как камень.
Арабские монументы критиковали в отсутствии солидности. Но это точное наблюдение не относится ко всем. Когда нужно было строить быстро и их интересовал только внешний вид, их постройки не были более крепкими, чем наши современные дома; но тот факт, что они оставили сооружения, возраст которых более тысячи лет, доказывает, что они умели строить крепкие монументы, когда в этом они видели необходимость. Простые замки такие, как в Сицилии, над которыми уже 8 веков проплыли, сопротивлялись всем невзгодам. Альхамбра, несмотря на кажущуюся легкость, еще сопротивляется.

Колонны и капители.

Во всех странах, где появлялись арабы, они находили большое количество греческих, римских, византийских монументов в развалинах или покинутых, где использовались колонны и капители. По этой причине первые монументы арабов имели столько колонн по происхождению чуждых им. Когда запасы истощились, они стали строить их сами. Здесь уже чувствовалась печать оригинальности, которую они умели выражать во всех своих работах. Те, которые мы видим в Альхамбре во дворе львов, не происходят ни от одного известного стиля, как подчеркнул Г. де Гранжей, и должны рассматриваться как принадлежащие только арабам.

Аркады.

Стрелки свода также, как выступающая арка - две характеристики арабской архитектуры, которые встречаются в их первых монументах. которые встречаются в их первых монументах. Я встречал стрельчатый свод наравне с круглой аркой в старинных монументах в Европе, Азии и Африки. Надлом арки в вершине, также сужение у основания, которые подчеркиваются в более поздних монументах, прежде всего выражено слабо и требуют очень внимательного рассмотрения, чтобы это заметить. Однако, они есть и они дают арке грациозный вид.
Стрельчатый свод все больше и больше появляется в Египте, но возвращение к исходной форме не заметно. В Испании и Африке входу дают такую форму и называют ее подковой.
Уверяют, что выступающая арка была известна византийцам, но не приводят доказательств, ибо эта форма не наблюдается в большинстве монументов той эпохи. Все же я думаю, несмотря на то, что она мало использовалась, она была известна. На самом деле, в Афинах я нашел церковь Каппикарса, построенная в 418г. императрицей Еудолией, выше надписей на колонне аркады, дуга которых слегка возвышалась. Изгиб у основания карниза, впрочем, такой слабый, что требует большого внимания, чтобы заметить.

Минареты.

Минареты, которые возвышаются над всеми мечетями, вызваны необходимостью звать верующих на молитву согласно религиозным предписаниям. Их формы меняются в зависимости от страны. В Персии они конической формы, квадратные в Испании и Африке, цилиндрические и оканчиваются светильниками в Турции, в каждом этаже разлойной формы в Египте. Множество минаретов Египта и, особенно минарет Каит бея в Каире, настоящее чудо, и ничто не показывает лучше искусность и художественный вкус арабов, чем то, что они могли извлечь из простой башни. Только сопоставляя их минареты с минаретами тюрков, можно понять огромную дистанцию, которая разделяет художественный вкус двух народов.
Как большинство арабских сооружений, минареты обычно венчаются нечто похожими на зубцы, которые имеют различные формы (трелистник, наконечник копья, алебарды, зубья пилы и т.д.), называемое мерлоном. Они были известны в Персии во времена Сасанидов, но их формы были менее разнообразны.

Купола.

Несмотря на то, что слово купол непосредственно происходит от арабского, ни в коем случае, нельзя отнести это изобретение мусульманам. Купола использовались задолго до них, во дворцах королей Сасанидов и византийцами. Но арабам принадлежат нововведения: кольцевидная форма в вершине и сужение у основания. Вертикальная секция, проходящая через центр, имеет форму кривой, в точности повторяющей форму их аркад. Персы, увеличив кривизну последней, пришли к луковидной форме купола.
Форма арабских куполов разная в зависимости от страны. В Африке, в частности, в Керуане, они понижены, как византийские и их несколько над каждой мечетью. В Египте обычно они в форме, описанной выше, и никогда не располагаются над мечетью, только над могилами или над помещением рядом с мечетью, содержащим могилу. При виде купола в Египте, можно утверждать, что он покрывает могилу.
Купола Сирии напоминают по форме - по крайне мере, купол мечети Омара, слегка суженный у основания - купола Египта. Однако, они менее острые, более тяжелые и не покрыты орнаментами. В Египте на кладбищах встречаются купола всех видов: полусферический, эллиптический, цилиндрический, конический, стрельчатый, с прожилками и т.д.

Паруса свода.

Кажется, что арабские архитекторы имели неприязнь к прямолинейным формам, в противоположность древним грекам. Чтобы соединить углы стен, закрывая прямые углы, и чтобы сделать незаметным переход от квадратного помещения к сферическому своду, они использовали маленькие выступающие ниши, имеющие форму сферических треугольников. Их назвали парусами свода, так как они повисали над пустотой. Их наставляли друг на друга и получали некоторое образование, напоминающее пчелиный улей, и названное сталактитом. Их начали использовать с 10, 11 веков в Сицилии. Арабы Испании их усовершенствовали, придавая сферической вогнутости форму вертикальных призм с вогнутыми гранями.
Использование парящих сталактитов присуще только арабам и до этого они не встречались ни у одного другого народа. Начиная с 12-го века этот жанр орнаментации был принят во всех мусульманских странах. Их использовали везде: чтобы связать внешнюю выпуклость галерей минаретов с вертикальной поверхностью, чтобы наполнить своды мечетей, чтобы связать свод с несущими его стенами и т.д.
Выступы характерны для арабского искусства. Я не согласен с Ш.Бланком, что "они нужны для образования тени". Это так, они дают тень, но они часто присутствуют внутри помещения, где создание тени не требуется. Выступы в минаретах также не вытекают "из необходимости иметь высокую галерею, откуда муэдзин призывает к молитве". Минареты Константинополя и Персии имеют высокие галереи, но там не фигурируют элементы скульптуры, связанные с выступами, как это наблюдается в минаретах Каира. В таком способе орнаментации я вижу только одно, о чем уже говорил выше, нелюбовь арабов к прямым углам и однообразным поверхностям. Она выявляется в исполнении любого предмета искусства, будь это чернильница, переплет Корана или минарет.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.