Социальные институты арабов. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Социальные институты арабов.

2019-11-19 182
Социальные институты арабов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Самые важные социальные институты арабов: объединение семей, рабство, полигамия и т.д. описаны или будут описаны в различных главах этой работы, поэтому в этом параграфе я ограничусь изучением основных предписаний Корана.
У арабов гражданские и религиозные законы тесно переплетены и образуют науку, опирающуюся на интерпретации Корана.
Коран не может предвидеть каждодневные случаи и, на самом деле, таких случаев мало. В начальный период Ислама должны были брать совет у пророка, потом у первых преемников для решения каждодневных вопросов права. Устные предания их наставников, составленные начиная с первых веков Хежира, образовали спутник, называемый Сунной.
Вскоре признав недостаточность Корана и Сунны, почувствовали необходимость их дополнения, создав гражданский и религиозный кодекс, производный толкованию Корана.
Эта работа предпринималась многочисленными толкователями в течении первых двух веков Хежира, из которых только четверо: имамы Ханида, Шафей, Малек, Ханбал, были признаны ортодоксами (правоверными). Четыре обряда, названные по имени основателей, ханефит, шафеит, малекит, ханбалит, образовали фундаментальные законы различных народов Ислама. Обряд малекит соблюдается в Африке, ханефит в Турции и Индии, шафеит преобладает в Египте и Аравии, однако египетские суды судят по обряду ханефит. Ханбалит сегодня забыт.
Каждый обряд в дальнейшем имел множество толкователей. Так, например, обряд малекит, которому следуют в Алжире, в качестве толкователя имел Холила, умершего в 1422г. Его книга, у которой существует два перевода, один доктором Перрона, другой Сеигнетом, рассматривается как лучший трактат о юриспруденции малеитов.
Кроме этих теологических и юридических сборников мусульман, еще имеется для тех случаев, когда отсутствуют фиксированные правила или нельзя судить по аналогии, сборник решений правителей, который называется Фетва.
Помимо писаных законов еще существуют права, вытекающие из местных обычаев: что делает, в действительности, право мусульман меньше зависящим от Корана, как это можно предполагать. Случается даже, что обычай может зачеркнуть и писаный закон. Например, у кабальцев права наследования, данные женщинам в Коране, были уничтожены. У племен Йемена действуют только законы права разные для разных племен и сильны отличающиеся от предписаний пророка.
Уголовное право также регулируется Кораном и толкованиями Корана. Основой является кодекс Моисея, возмездие. Оно, впрочем, основной принцип всех примитивных кодексов и единственное возможное. Мы показали в предыдущей работе, что право возмездия принадлежать, прежде всего, оскорбленному, и оно совершалось по отношению к виновному или к его семье; ибо во всех древних обществах социальной единицей является семья. Если преступление не могло быть отомщенным на отце, месть совершалась над сыном или внуком. Так и Бог из Библии, мстящий за совершившего беззакония отца 'детям до третьего или четвертого поколения.'
Закон возмездия имел то преимущество, что предотвратил многочисленные убийства, но он представляли неудобства, вызывая серию актов возмездия, которая иногда длилась долгое время. Поэтому кончалось тем, что этот закон был заменен денежной компенсацией родственникам жертвы, и такая система продолжалась до тех пор, пока право наказать, выполняемое раньше оскорбленным или его семьей, перешло к обществу; но эта последняя фаза криминального права могла достигнуть только в обществе, где центральная власть была сильна. Так как во времена Мухаммеда атакой центральной организации не было, криминальное право, фиксированное Кораном, там осталось в первоначальной форме мщения или компенсации. Подчиненное религиозным законам, оно оставалось таким всегда.
Закон мщения Моисея, око за око, зуб за зуб, смягченный системой компенсаций и есть основной принцип криминального права в Коране. Однако прощение является более предпочтительным, чем мщение, и это уже большой прогресс, так как в старину тот, кто не мстил, был обеспечен. Вот, впрочем, основные выдержки из Корана, касающиеся преступлений и наказаний.
Когда вы испытываете репрессии, похожие на оскорбления, но если предпочитаете переносить спокойно, это предпочтительнее; те получат преимущество, кто сможет переносить обиды спокойно. (XVI, 127)
О, верующие! Кровная месть вам предписана в случае убийства свободного человека свободным человеком, раба рабом, женщины женщиной. Тот, кому откажут в кровной мести за сделанной братом, заслуживает человеческого обращения, и он, в свою очередь, щедро должен расплатиться с тем, кто отказался от кровной мести. (II, 173)
Это смягчение со стороны вашего Господа и расположение его милосердия; но если кто-то повторно совершит преступление, он подвергнется тяжелому наказанию. (II, 174)
Тот, кто убьет человека, который не убивал никого, или посеет раздор в стране, будет рассмотрен как убийца человеческого существа; и тот, кто сохранил жизнь человека, будет рассмотрен как спаситель жизни всех человеческих существ. (II, 35)
Когда вору и воровке вы отрубите руку, как инструмент их деяний, это наказание идущее от Бога (V, 42)
Комментаторы уточнили деталь, касающийся платы за кровь. В случае преднамеренного убийства, наказание - смерть, по крайней мере, если наследник покойного согласится на плату за кровь.
В случае непреднамеренного убийства, цена за кровь - 100 верблюдов, и отказа не должно следовать. Для простого ранения цена колеблется в зависимости от серьезности раны.
Плата за кровь вносится всеми родственниками убийцы или членами семьи. Если имя убийцы неизвестно сообществом, которому он принадлежит. Здесь видно, какая тесная солидарность должна существовать между арабами из одной семьи или одной ассоциации.
Убийства и ранения в Коране и в большинстве старинных законодательствах относятся к классу преступлений, позволяющих искупление. Кража, грабеж наказывается по-разному. Вор, например, теряет правую руку первый раз и левую ногу во второй раз. Разбойниками грозит тюрьма, изувечение или виселица. Совершивших измену в семье закидывают камнями, но вина должна быть доказана четырьмя свидетелями - очевидцами и признанием самих виновных. Нарушение запрета употребления вина наказывается, или по крайней мере раньше наказывалось, 40 ударами палки.
Предписания, касающиеся гражданских прав, многочисленны в трудах, о которых упомянули выше. Детали, касающиеся имущества и вопросов наследования, о которых мы будем говорить, будут достаточны, чтобы в основном разобраться.
Коран мало говорит об имущественном праве, но этот вопрос достаточно хорошо разбирается толкователями. Это право всегда уважалось арабами, даже по отношению к завоеванным народам. Земля, отобранная у них в результате завоеваний, возвращается им за небольшой налог, редко превышающий одну пятую часть урожая. Занятие длительности для арабов - это получить право на имущество. По их мнению, пахать, это оживить мертвую землю, создать ценности и, следовательно, право на имущество.
Предписание, которое не признается большинством толкователей, касающееся возврату имущества, не ограничивает сроки. Обряд малекитов, однако, предполагает, что этот срок для иностранцев десять лет, для родственников сорок лет.
Иностранец не может приобрести землю, обладать рабами на земле мусульман, но этот термин - иностранец- относится только к неверным, мусульмане, к какой бы нации они не принадлежали, никогда не являются иностранцами друг по отношению к другу. Китаец мусульманин, единственно из-за того, что он мусульманин, имеет на исламской земле все те права, какими обладает араб, рожденный там. С этой точки зрения, права мусульман сильно отличаются от гражданских прав европейских народов.
Право наследования Кораном регулировано очень справедливо. Читатель об этом может судить по приводимым здесь выдержкам из Корана. Все случаи, упорядоченные толкователями, там, конечно, не могли быть предвидены, но общий дух закона освещен достаточно. Сопоставления с французскими и английскими кодексами показывают, что замужние женщины, по общему мнению, терпящие плохое обращение у мусульман, более счастливы по сравнению с нашими в вопросе о наследстве.
Мужчины должны иметь одну часть добра, оставленную их родителями и близкими; женщины тоже должны иметь одну часть от того, что оставили отец, мать и близкие. Каким бы ни было наследство, значительное или малоценное, определенная часть предназначена им. (IV, 8)
Бог всем приказывает, при дележе вашего добра между детьми, мальчику дать часть, полагающуюся двум девочкам; если в семье одни девочки и их больше двух, они будут иметь две трети, что им оставит отец; если только одна девочка, она получает половину. Отец и мать покойного получают каждый одну шестую того, что оставил мужчина, если он оставил дитя; если нет детей и наследуют родители, мать получает одну треть; если он оставил братьев, мать будет иметь одну шестую, после того все долги завещателя были уплачены. Вы не знаете, кто из ваших родителей и кто из ваших детей более вам нужны. Таков закон Бога. Он ученый и мудрый. (IV, 12)
Вам мужчинам половину того, что оставила ваша жена, если она не имела детей; если оставила детей, вы имеете одну четверть, после того, как отдано то, что завещано и уплачены все долги. (IV, 13)
Ваши жены будут иметь одну четверть вами оставленного, после раздачи завещанного и отдачи долгов, если у вас нет детей; и если у вас есть дети, они получат одну восьмую наследства, после раздачи завещанного и отдачи долгов. (IV, 14)
Если мужчина наследует у дальнего родственника, и если он имел брата или сестру, он должен отдать каждому из них одну шестую наследства. Если их много, они разделят одну треть наследства, предварительно раздав наследованную часть и уплатив долги. (IV, 15)
Они с тобой будут советоваться. Скажи им: Бог вас научил по поводу дальних родственников, если мужчина умирает, не имея детей, и если у него нет сестры, она получит одну вторую оставленного им. Если она не имеет детей, то он становится наследником. Если у него две сестры, они получат две трети наследства; если братьев и сестер много, брат будет иметь две части того, что сестра. (IV, 175)
Те из вас, которые умрут, оставив жен, оставят завещание, по которому они могли прожить один год, не будучи вынужденными покинуть дом.

*1.Дети (девочки или мальчики) получают все наследство от отца и матери, по французскому закону.
2.Во Франции девочки получают такую же часть, что и мальчики
3.Во Франции отец и мать не наследуют, когда покойник имеет детей или других потомков. В Англии, наоборот, все переходит матери; если остается жена, то мать делится с нею.
4.По французским законам наследники по восходящей линии, будь мужчины или женщины, равноправны.
5.Во Франции мать имеет одну четверть, братья три четверти. Если отец и мать живы, каждый из них имеет одну четверть, братья половину.
6. По французским законам муж наследует только при отсутствии разных имеющих право на наследство. По английским, наоборот, всю сумму наследства.
7.Во Франции жена наследует только при отсутствии родных имеющих право на наследство. По английским законам, если жена одна осталась в живых, они наследуют половину, остальное передается государству. Если есть и дети, одна треть переходит жене, остальное детям и их потомкам.
8.Если нет ни детей, ни родителей, по английским и французским законам, все наследуют братья и сестры. Если отец или мать живы, способ деления был указан выше.
У мусульман организация судебных процедур очень проста. Правосудие справляет Кади, единственный судья, назначаемый правителем, который выносит окончательный приговор без права обезжалования. Стороны являются по приглашению суда. Они устно излагают свои доказательства, признание, свидетельские показания или клятву, и решение выносится тут же. Мне случилось быть очевидцем такого суда в Марокко. Кади сидел во дворе перед дворцом паши, стороны и свидетели сидели на корточках вокруг него, кратко объясняли свои дела. Каждый раз, когда это было возможно, например, когда речь шла о решении наказать правонарушителя несколькими ударов палки, правосудие свершалось тут же.
Эта упрощенная форма процедуры может быть дает меньше гарантии, чем европейские сложные процедуры; но она дает, во всяком случае, огромный выигрыш для сторон, во всяком случае, не нужно собирать всех вместе, как это часто является правилом у цивилизованных народов.
Впрочем, несмотря на краткость, обычно суд очень справедливый. На самом деле, у арабов чувство справедливости очень распространено, не только из-за того, что в Коране представлена как одна из самых прекрасных добродетелей, но еще из-за того, что она для примитивного общества была основным условием существования.
Мы закончим обсуждение вопросов, связанных с их социальными институтами, отмечая глубокое чувство равенства, которым они 'заражены', и что вскоре мы увидим в политических институтах. Чувство равенства, так широковещательно объявленное в Европе, но на деле существующее только в книгах, пустило глубокие корни в обычаи жителей Востока. Деление на классы, которое являлось причиной таких бурных революций в Европе, и которое на будущее готовит еще более ужасные, у магометан абсолютно неизвестно. Слуга без труда женится на дочери своего хозяина; бывшие слуги могут стать большими людьми.
Писатели, которые изучали эти народы издалека, и эти народы оставались для европейцев малопонятыми, судили очень высокомерно обо всех этих институтах, ставят их значительно ниже наших; и всей душой желают дождаться момента, когда Европа может захватить эти земли Востока, столь желанные для них. Но наблюдатели, которые глубже изучали ситуацию, пропагандируют мнение, сильно отличное от тех. Вот, например, к какому выводу пришел один из авторов значительной работы, который лучше изучил Восток, ученый и очень набожный Ле Плэй.

"Мусульмане, касательно благосостояния рабочих, до сегодняшнего дня остаются в тени страшных ошибок Запада. Они в удивительной чистоте сохранили их великолепные институты, в которых всегда правит закон мира между богатыми и бедными, между хозяином и слугой. Не нужно повторять, что народ, которого Запад претендует реформировать, в основных пунктах дает лучшие примеры."


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.