Часть 5. Спорт vs наркотики: Можно ли наркотикам противопоставить спорт и «здоровый образ жизни»? — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Часть 5. Спорт vs наркотики: Можно ли наркотикам противопоставить спорт и «здоровый образ жизни»?

2019-11-11 168
Часть 5. Спорт vs наркотики: Можно ли наркотикам противопоставить спорт и «здоровый образ жизни»? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Часть 5. Спорт vs наркотики: Можно ли наркотикам противопоставить спорт и «здоровый образ жизни»?

Тема спорта в контексте темы обращения к полноте

 

Размышления насчет того, что зависимое поведения преодолевается через обращение к полноте, можно дополнить размышлениями на тему спорта. Спорт преподносится как некая активность, могущая стать «здоровой» альтернативой для человека, погрязшего в нарко-употреблении. А также – как некая активность, могущая наполнить жизнь здоровым содержанием и придать её смысл.

Действительно ли у спорта есть потенциал для того, чтобы собрать вокруг одного центра разорванного страстями человека? Разбор этого вопроса помогает более полно раскрыть тему обращения к полноте.

Разбор этого вопроса может стать балансиром в структуре умозаключений. Такой балансир берет канатоходец, когда идет по канату над пропастью. Держа в своих руках длинный шест, он становится более устойчивым. Мы возьмем «шест» из вопроса: Может ли быть противопоставлен наркомании спорт и так называемый «здоровый образ жизни»? С разных сторон касаясь этого вопроса, мы получаем дополнительные опорные точки, позволяющие с новых углов взглянуть на тему обращения к полноте.

Пример включения спорта в реабилитационный процесс

Впрочем, если речь идет именно о реабилитации, то вопрос о занятиях борьбой нуждается в поправке. Так протоирей Сергий Бельков, руководитель реабилитационного центра «Саперное», считает, что в реабилитационном центре «ни в коем случае нельзя вводить элементы физической культуры или боевых искусств, которые провоцируют агрессию, пусть даже косвенно». Сказанное «касается не только рукопашного боя, самбо, восточных единоборств, но и бокса, классической, вольной и других видов борьбы. Более подходящими для реабилитируемых ребят являются спортивные игры – волейбол, футбол, баскетбол, городки»[7]. Личное время, которое по воскресным дням появляется у воспитанников центра «Саперное», отдается, «как правило, купанию или игровым видам спорта»[8].

Спорт гармонично включен в реабилитационный процесс. День начинается с физической зарядки, которая состоит, в основном, «из пробежек, гимнастических упражнений на турнике, брусьях и упражнений с отягощениями». Насчет зарядки протоиерей Сергий Бельков, говорит, что она «безусловно, помогает в восстановлении физического здоровья воспитанников»[9].

Зарядка, по его мнению, облегчает процесс отказа от курения, которое зачастую являет­ся «первым звеном в цепи иных, более пагубных форм нарко­тизации» (и потому как одно из условий пребывания реабилитантов в центре поставляется сознательное согласие «на полный отказ от та­бакокурения»[10]).

 

Всех проблем, в связи с которыми происходит втягивание в наркотизацию, спорт решить не может. Но в то же время, если рассматривать спорт как некое «вспомогательное звено», то определенную пользу в деле преодоления зависимого поведения он оказать все же способен. В этом смысле актуальными видятся слова протоиерея Александра Новопашина – священника, активно и результативно помогающего людям в преодолении зависимого поведения.

Спорту он отводит некую, но стоит, заметить, – не главную роль в реабилитационном процессе. Реабилитационный процесс по программе, действующей в Новосибирской митрополии, в которой проходит свое служение отец Александр, включает три составляющие: молитва, труд и спорт.

«Спорт, – по словам священника, – как время для досуга». Досуг, наполненный деятельностью, нужен по следующей причине. Во время периода наркоупотребления центром, стягивающим вокруг себя мысленную активность человека, является то самое наркоупотребление. Когда же в результате реабилитационного процесса человек начинает восстанавливаться, у него высвобождается время. А при наличии свободного времени фантазия человека, только что прекратившего прием психоактивных веществ, «работает в ненужном и самом вредном направлении. Поэтому человека нужно занять, чтобы не было праздности. Вместе с тем, это [то есть спорт] тоже некий такой выхлоп, когда просто человеку нужно отдохнуть». И потому спортзал и здоровые занятия на свежем воздухе, такие как футбол и волейбол, видятся отцу Александру полезными[11].

 

Спорт и проблема гордости

К такому финалу некоторые приходят и без наличия наркоманского фундамента, заложенного в годы юности. Гордость и без наркомании приводит человека к жизненному краху.

А от гордости спорт не спасает. Лет до 20-25 человек может казаться «золотым». В годы юности он открыт для общения, и спорт приносит ему ощущение радости. Но со временем страсти человека крепнут, и его отношение к жизни меняется.

Гордость, столь явно присутствующая в большом спорте меняет человека. Желание быть первым накладывает печать на его поведение и отношения с другими людьми. Искажается неким образом вся жизнь.

Размышляя о процессе развития гордости, священник Александр Ельчининов писал, что уверенность в себе имеет свойство переходить в страсть командования. Не вынеся посяганий на свою волю, человек начинает посягать на чужую. Он «распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален». Свое дело он считает важным, а чужое пустячным. «Он берется за все, во все вмешивается». И на этой стадии настроение гордого портится. Ведь его агрессивность встречает противодействие и отпор со стороны окружающих. А он «убежден, что его никто не понимает, даже его духовник». У него развиваются такие качества, как раздражительность, упрямство и сварливость. На обострившиеся столкновения с миром «гордец» отвечает выбором: ««Я» против людей, но еще не против Бога». Душа такого человека становится темной и холодной. «В ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается спутанным, так как оно заменяется различением «моего» и «не моего»». Такой человек, гнущий свою линию, выходит из всякого повиновения. Он становится невыносимым во всяком обществе[22].

Внешнее и внутреннее

Спорт и духовные проблемы – это явления, принадлежащие к разным плоскостям жизни. Спорт принадлежит более к плоскости телесного. Наркомания же, как писал отец Сергий Бельков, – «это проблема по преимуществу духовная» и «решаться она должна в первую очередь духовными средствами»[41].

Можно ли решить ее внешними средствами? Вспоминаются слова из проповеди отца Сергия Кошевникова. «Внешнее, – говорил он, – никогда не в состоянии удовлетворить внутреннее и внешнее не может заменить внутреннее собою». Эти слова отец Сергий предварил размышлением о том, что мир даст «разнообразные впечатления и кажущуюся множественность жизни, но при этом ни внутренняя тоска, ни внутренний голод никогда не могут быть удовлетворены»[42].

 

Поэтому и счастливые девушки, играющие в крикет, которых показывали в конце одного антинаркотического фильма, выглядели неестественно. Не спасет крикет человека, который утратил смысл жизни и у которого «героин навсегда, простым клином засел» в голове.

Понять образ «девушек, играющий в крикет» поможет рассказ одного некогда наркозависимого человека. Он любил приезжать на дачу. Но привлекал его к природе не свежий воздух, а обилие мака, который рос на садовых участках. К маку пристрастились многие из приезжей молодежи. Как употребляющая, так и не употребляющая наркотики молодежь по вечерам собиралась у костра. Потребители опия сидели отдельно и тихо подремывали. А трезвые ребята что-то оживленно рассказывали девушкам. Глядя на рассказчиков, один из них с ухмылкой думал про себя: «…им еще это интересно».

 

Все сказанное на тему можно осмыслить через образ экзоскелета. Экзоскелет – это устройство, которое увеличивает силы человека за счет механического каркаса, внутри которого находится человек. Попав внутрь экзоскелета, главный герой фильма «Район № 9» (2009) Викус стал на некоторое время неуязвим. Он получил возможность противостоять вооруженному отряду профессиональных военных.

Экзоскелету можно уподобить тело человека. А герой фильма, находящийся внутри экзоскелета, напоминает нам о функции сознания. В каком состоянии находится сознание, так ведет себя и экзоскелет. Он бежит, если Викус хочет бежать. И он стоит, если стоять хочет Викус.

Спорт решает проблему эксзоскелета, но не Викуса. А философию жизни необходимо выстраивать, основываясь на целостном мировоззрении. И – исходя из целостного понимания человека человек как многоуровневой личности, а не как одноуровневой биомашины.

Часть 5. Спорт vs наркотики: Можно ли наркотикам противопоставить спорт и «здоровый образ жизни»?


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.