Спорт и польза в деле воспитания подрастающего поколения — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Спорт и польза в деле воспитания подрастающего поколения

2019-11-11 135
Спорт и польза в деле воспитания подрастающего поколения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Спорт не всесилен, тем более там, где речь идет о реабилитации человека, по тем или иными причинам сорвавшимся в зависимость от употребления опьяняющих субстанций. «Употребление опьяняющих субстанций, – по мнению Жмурова И.А., – мо­жет быть обусловлено тяжелыми, невосполнимыми потеря­ми, утратой или дискредитацией важнейших ценностей»[3]. Комментируя эту мысль применительно к наркозависимым молодым людям, отец Анатолий (Берестов), подчеркивал, что «им терять было нечего – у них духов­но-религиозные ценности отсутствовали изначально, они не были сформированы»[1].

Может ли спорт восстановить или сформировать в сознании человека систему важнейших ценностей? Сам по себе спорт восстановить или сформировать систему ценностей не может. И рвать на себе волосы по этому поводу не нужно. Спорт занимается другими вопросами. Вот и все.

И спортом заниматься нужно. Но искать инструментарий, который помог бы восстановить утраченные ценности (или сформировать их), – тоже нужно.

Мимо этого инструментария мы пройдем, если признаем, что спорт может охватить все уровни жизни человека. Если кто-то из взрослых уверится в этой мысли (что спорт может охватить все уровни жизни: физиологический, душевный, духовный), то он рискует раз за разом предлагать при всяком случае, например, ребенку то, что ребенку во всех случаях не помогает. Ребенок будет просить взрослого почитать ему, ребенку, книжку, а взрослый будет каждый раз вести ребенка на пробежку. Пробежка хороша, но не вместо книжки, а сама по себе. И пробежка нужна, и книжка.

Спорт не может заменить ребенку книжки. Ведь спорт не всеобъемлющ. Он – лишь элемент жизни. Человек может отдавать спорту значительную часть своего времени. Но спорт никогда не сможет стать «всем». Нельзя искусственно «растянуть» статус спорта до статуса жизненной философии.

 

 

Спорт является полезной составляющей жизни, но не стоит спорт, по мнению протоирея Андрея Ткачева, наполнять «несвойственными смыслами». Всенародная физическая культура помогает людям перерабатывать вредные привычки, меньше болеть, быть бодрыми, чувствовать радость от того, что живут на свете.

Спорт может избавить ребенка из неблагополучной семьи от дурных компаний и связанных с такого рода компаниями возможных грехов. Спорт может ввести такого ребенка в коллектив и дать ему перспективу. «В этом смысле спорт опосредованно является Божиим делом – когда хулиган становится известным самбистом и хорошим семьянином».

Спорт помогает приводит к Богу детей из неблагополучный семей, воспитанников детских домов, подростков с неустойчивой психикой. «Он помогает «оттянуть» их от улицы, со­циализировать и наполнить их жизнь новым смыслом». Но спорт не должен выполнять функцию проповеди, «напрямую спорт не призван и не создан для того, что­бы приводить людей к Богу»[4].

 

По мнению упомянутого священника, последствия такого явления как безотцовщина могут быть сглажены профессиональным тренером, например, по футболу. Хороший тренер по футболу рассказывает росшему без отца мальчишке, «почему нельзя пиво пить, почему одни слова нельзя говорить, а другие можно, и вообще учит, что такое мужчина и как себя нужно преодолевать. Хороший тренер учит не просто какому-то конкретному виду спорта – плаванию, гим­настике, футболу. Он учит жизни».

Для ребят, которыми никто не занимался, множество людей через спортивную секцию стали вторыми родителями. Люди, занимавшиеся с ребятами спортом, не просто передавали свои знания. Они учили человека жить[5].

Эти слова можно дополнить словами протоиерея Феодора Бородина. Отец Феодор считает, что мальчику, который рос без отца, некого копировать. Такой мальчик не знает, как может вести себя сильный, великодушный и благородный мужчина. Указанные качества могут присутствовать в профессиональном тренере, особенно, если этот тренер прошел «старую» тренерскую школу. И потому отец Феодор видит пользу в том, что мальчик будет у такого тренера учиться борьбе.

Необходимо отметить, что отец Феодор акцентирует внимание на борьбе, а не единоборствах, включающих ударные техники, например, – карате. «У тренеров восточных единоборств как раз нет этой советской тренерской закалки. Лучше, если это вольная борьба, классическая, или это самбо, дзюдо, потому что обычно преподаватели по самбо и то и другое преподают. Дело в том, что в советское время была жесткая установка, что если тренер узнает, что ты кого-то побил на улице, имел привод в милицию, – то тебя выгоняют сразу. И тренеры объясняют». Влияние тренера и процесса обучения выражается также и в том, что человек, долгое время занимавшийся борьбой, обычно уклоняется от конфликтов. Или идет на них только в самых крайних случаях. Он знает, что такое боль и потому боится причинить её другим людям. Навыки борьбы по мнению отца Феодора, христианину необходимы по той причине, что «духовная жизнь – это борьба»[6].

Пример включения спорта в реабилитационный процесс

Впрочем, если речь идет именно о реабилитации, то вопрос о занятиях борьбой нуждается в поправке. Так протоирей Сергий Бельков, руководитель реабилитационного центра «Саперное», считает, что в реабилитационном центре «ни в коем случае нельзя вводить элементы физической культуры или боевых искусств, которые провоцируют агрессию, пусть даже косвенно». Сказанное «касается не только рукопашного боя, самбо, восточных единоборств, но и бокса, классической, вольной и других видов борьбы. Более подходящими для реабилитируемых ребят являются спортивные игры – волейбол, футбол, баскетбол, городки»[7]. Личное время, которое по воскресным дням появляется у воспитанников центра «Саперное», отдается, «как правило, купанию или игровым видам спорта»[8].

Спорт гармонично включен в реабилитационный процесс. День начинается с физической зарядки, которая состоит, в основном, «из пробежек, гимнастических упражнений на турнике, брусьях и упражнений с отягощениями». Насчет зарядки протоиерей Сергий Бельков, говорит, что она «безусловно, помогает в восстановлении физического здоровья воспитанников»[9].

Зарядка, по его мнению, облегчает процесс отказа от курения, которое зачастую являет­ся «первым звеном в цепи иных, более пагубных форм нарко­тизации» (и потому как одно из условий пребывания реабилитантов в центре поставляется сознательное согласие «на полный отказ от та­бакокурения»[10]).

 

Всех проблем, в связи с которыми происходит втягивание в наркотизацию, спорт решить не может. Но в то же время, если рассматривать спорт как некое «вспомогательное звено», то определенную пользу в деле преодоления зависимого поведения он оказать все же способен. В этом смысле актуальными видятся слова протоиерея Александра Новопашина – священника, активно и результативно помогающего людям в преодолении зависимого поведения.

Спорту он отводит некую, но стоит, заметить, – не главную роль в реабилитационном процессе. Реабилитационный процесс по программе, действующей в Новосибирской митрополии, в которой проходит свое служение отец Александр, включает три составляющие: молитва, труд и спорт.

«Спорт, – по словам священника, – как время для досуга». Досуг, наполненный деятельностью, нужен по следующей причине. Во время периода наркоупотребления центром, стягивающим вокруг себя мысленную активность человека, является то самое наркоупотребление. Когда же в результате реабилитационного процесса человек начинает восстанавливаться, у него высвобождается время. А при наличии свободного времени фантазия человека, только что прекратившего прием психоактивных веществ, «работает в ненужном и самом вредном направлении. Поэтому человека нужно занять, чтобы не было праздности. Вместе с тем, это [то есть спорт] тоже некий такой выхлоп, когда просто человеку нужно отдохнуть». И потому спортзал и здоровые занятия на свежем воздухе, такие как футбол и волейбол, видятся отцу Александру полезными[11].

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.