По формированию осязания и мелкой моторики у Кати — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

По формированию осязания и мелкой моторики у Кати

2019-11-11 120
По формированию осязания и мелкой моторики у Кати 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для формирования представлений о строении и осязательных возможностях руки: знакомили со строением руки, расположением и названием пальцев, возможностью выполнения с помощью рук различных действий с предметами и выделения их признаков и качеств.

Каждое занятие по развитию осязания и мелкой моторики начиналось с массажа кистей рук. Учили использованию для массажа различных предметов (массажные кольца, массажные мячи различной жесткости и величины, карандаши, грецкие орехи, бассейн с песком) и другие.

Сопровождение речевыми описаниями практических действий конкретизации и коррекции недостаточности мануальных актов:

· движение кистей руки в различных направлениях и положениях на основе понимания детьми образов двигательных актов и положений;

·  применение гимнастики для рук способствовало развитию активности и гибкости пальцев, игры с ними развивали интерес к гимнастике.

При решении задачи формирования предметно-практических действий использовались алгоритмы к проведению последовательных актов по типу: «Пальчики очень хотят найти корзинку, в которой лежит мячик и поиграть с ним. Побегут пальчики по столу вначале – влево, потом попляшут на месте, постоят, послушают, куда бежать дальше. Бежать надо вправо, там стоит корзинка, в ней лежит мяч. Надо взять его и покатать по столу». Такие упражнения учили девочку опираться на образное мышление и по инструкции практически действовать.

Формирование представлений о сенсорных признаках предметов предполагает не только усвоение эталонов, но и активные действия по их использованию, развитие которых имеет определенную последовательность:

· действия идентификации (установление тождества какого-либо признака предмета и отнесение его к эталону);

· моделирование объекта из геометрических фигур;

· нахождение различий в объектах по форме, величине и местоположению в пространстве с использованием образцов-эталонов величины, формы и пространственного положения на матрице.

Важно, чтобы ознакомление с эталонами происходило не просто путем показа и называния, а включало действия ребенка, направленные на обследование, сопоставление разных видов эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. При этом использовались действия накладывания, прикладывания, соотнесения.

При обследовании целесообразно использовать обе руки, так как это повышает качество восприятия, уточняет объемность, направление и соотношение частей воспринимаемого.

При обучении выделению формы ребенка учили последовательно обводить контур объекта пальцами, акцентируя изменения в направлении движения в соответствии с формой объекта. При этом одна рука выполняла контролирующую и вспомогательную роль. Другая рука главную исполнительскую и изучающую роль. Катю учили пониманию и запоминанию точки отсчета при фиксации движений исполнительской руки. При обследовании симметричных фигур учили сопряженным синхронным двигательным актам.

Осязательные сенсорные эталоны формы, величины, качества поверхностей и свойств материалов, усвоенные девочкой, в дальнейшем применялись ею в качестве образцов при обследовании других предметов.

Для осязательного отражения предметов необходимо последовательное обследование признаков предмета. Особенно это важно при восприятии предметов сложной конфигурации (различные игрушки, различные конструктивные сооружения и др.). Поэтому мы приучали ребенка обследовать предмет по определенному алгоритму:

· выделение предмета в целом, захват его рукой (двумя руками);

· определение основных (крупных) частей и дополнительных деталей предмета. В начале обследования движения рук охватывают весь объект, затем следуют движения, направленные на выделение деталей;

·  осуществление анализа формы с применением процесса сличения с сенсорными эталонами формы объекта;

· определение пространственных признаков в процессе мануального обследования всего пространства по периметру, чтобы сложился образ микро- или макро-пространства, затем идет детализация местоположений объектов на плоскости с последующим вычленением пространственного взаиморасположения всех объектов на плоскости.

Важно было правило, определяющее запоминание действий, рассказ ребенка, как выполнялось предметно-практическое действие.

Овладение приемами осязательного обследования изображений предметов осуществлялось с использованием последовательного обведения контура изображения с одновременным называнием движений по контуру и словесным обозначением деталей объекта. Это учило девочку описанию своих действий. Цель таких упражнений – развитие осязательных представлений об изображениях предметов и тренировка формообразующих движений руки, их словесных обозначений.

Обогащение и уточнение представлений о предмете происходит в процессе различных игр и дидактических заданий.

Особое значение придавали овладению рациональным способам работы обеих рук и контролю за правильным их взаимодействием для коррекции ошибок в момент совершения.

Например, при построении башенки из кубиков учили ребенка одной рукой придерживать нижний кубик, другой – ставить на него следующий, затем проверять их устойчивость, находить более точный вариант их взаиморасположения.

В процессе выполнения игровых упражнений, в которых нужно было накладывать, прикладывать, совмещать, нанизывать, проводилась работа по отработке точности траектории движений рук, этому способствовали действия при собирании пирамидки, укладывании кубиков в коробку, нанизывании бус, составлении разрезных картинок и других подобных упражнениях.

Формирование сопряженных и согласованных действий обеих рук осуществлялось посредством следующих игр и упражнений: при сматывании ниток в клубок, раскатывании шариков, навинчивании шайб в пирамидке и других.

В зависимости от вида предметно-практической деятельности составлялись алгоритмы – комплексы операционных действий, так как расчленение действий на этапы дает возможность лучше понять и усвоить схему их выполнения, учит детей планировать и упорядоченно, целенаправленно действовать.

Таким образом, коррекционная пропедевтическая работа с девочкой предполагала планомерное и систематическое обучение двигательным действиям и была направлена на усвоение правил работы.

Первоначально ребенок воспроизводил движения, которыми овладел совместно с взрослым. В последующем установление связи слова с соответствующим ему предметным действием позволяло ребенку овладеть новыми и незнакомыми для него действиями, используя представления, возникающие в связи со словесным описанием соответствующих движений, что обеспечивает основу для компенсации зрительной недостаточности.

Когда ребенок овладевал навыком выполнения действий, мы переходили к формированию умения использовать специальные способы деятельности в различных условиях. В действиях с предметами мы создавали условия для широкого варьирования не только позы и траектории движения, но и самих приемов действий, их структуры, порядка и количества.

Перенос действий из одной ситуации в другую способствовал выработке умения выполнять довольно точные и дифференцированные движения.

Таким образом, коррекционная пропедевтическая работа по развитию осязания и мелкой моторики, предполагающая последовательную реализацию в рамках изучаемых разделов, способствовала включению Кати в активную деятельность в различных ее формах, что являлось основным условием развития компенсаторных навыков осязательной деятельности.

МАША М

Маша М., 20… года рождения.

Анамнез.

Девочка от первой, нормально протекающей беременности, первых благополучных родов, проходивших в срок, без осложнений. Вес при рождении 3.700 гр., рост 52 см. Зрение было сохранно.

Комплекс оживления появился в 2,5 месяца. В 5,5 месяцев научилась сидеть. В 7 месяцев встала на ножки в кроватке. В 10 месяцев самостоятельно пошла. Первые слова появились в 9 месяцев. Психофизическое и моторное развитие соответствовало норме.

В один год и семь месяцев получила черепно-мозговую травму (выпала из окна четвертого этажа). После чего было потеряно зрение. Через 37 дней у девочки появилось остаточное зрение Vis в пределах - 0,01.

Прогноз офтальмолога: все лечебно-восстановительные и коррекционно-развивающие мероприятия, планировать, соблюдая офтальмо-гигиенические условия для сохранения имеющегося зрения. Прогнозы других медицинских специалистов благоприятные при условии оказания медико-психолого-педагогической помощи с условиях ДОУ

 

 

Таблица 2


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.