Технология формирования коммуникативной деятельности Димы Д. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Технология формирования коммуникативной деятельности Димы Д.

2019-11-11 125
Технология формирования коммуникативной деятельности Димы Д. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для формирования положительных навыков общения Димы необходимо было разбудить в нем желание радостно, удивленно и с интересом воспринимать окружающий мир. Доминирование безразличия к общению мы старались заменить непосредственными наблюдениями коммуникативного поведения детей и взрослых в играх, на занятиях, развлечениях. Здесь все имело значение: выразительная поза, характеризующая наклон или поворот головы; характерные движения рук, ног, туловища; смех, веселое пение, танцы; ласковое обращение, нежное прикосновение, выражение чувства удовольствия, благодарности и др. Рассказывали Диме о том, какой он, как относятся к нему ребята, взрослые. Сначала в играх с взрослыми, а потом и с детьми у ребенка накопился опыт представления о своем месте в группе, что стало основанием к совместной деятельности с другими детьми. Постепенно растворялось нервное напряжение, исчезал страх перед неизвестным. Настроение взрослых и детей, их доброжелательность успокаивали Диму, у него появилось доверие к окружающим людям. Формирование коммуникативной деятельности ребенка происходило посредством бытовой, трудовой, продуктивных видов деятельности, активным подключением предметно-действенных средств общения: локомоторные и предметные действия, используемые для цели общения (удаление, приближение игрушки или предмета, вручение предмета, притягивание другого человека к себе, движения, выражающие желание контактировать). Осваивая новое для ребенка движение, тифлопедагог оказывала помощь для сопряженного его выполнения. Затем педагог и ребенок выполняют движения рядом: ребенок отраженно повторяет движения педагога, После многократного повторения описанных выше действий в различных ситуациях, с разнообразными предметами, ребенок переходил к их самостоятельному выполнению. При необходимости педагог мог направлять и корригировать действия ребенка, стараясь добиться адекватного использования средств общения.

В связи с недостаточностью зрительного восприятия у Димы наблюдалась амимичность и диспластичность лица. Для этого на занятиях с Димой использовались игры-имитации, в основе которых лежал метод подражания. Например, в игре «Погладим друг друга», педагог вначале поглаживал руку ребенка, потом плечико, голову, затем брал руку ребенка в свою и показывал, как погладить руку педагога, плечо, голову.

Чтобы понять мимику лица, проводились занятия перед зеркалом. Педагог показывал, как он улыбается мальчику, а Дима должен был улыбнуться педагогу. Каждое удачное подражание поощрялось педагогом, данный прием имел положительный результат. Перед зеркалом отрабатывались позы «Я внимательно тебя слушаю», «Мне не понятно», «Я удивляюсь», «Я сержусь», «Я обиделся», «Я веселый» и т.д.

В дидактических играх мальчик учился преодолевать свою амимичность, стал понимать, что такое интонация голоса: строгого, требовательного, довольного, веселого, несогласного тона.

В играх-имитациях овладел звукоподражанием. Например, «Как мурлычет кошка», «Как плачет котенок, потерявший маму», «Как лает собака на посторонних, не пуская их в дом». В игре «Поссорились и помирились» ребенок по очереди с педагогом или с другим ребенком показывал настроения разного характера: обиженного, сердитого, злого; радостного, доброжелательного, ласкового.

В индивидуальных играх с ребенком на восприятие различных эмоциональных состояний использовали технические и художественные приемы рисования, лепки, аппликации.

Привлечение ребенка к выполнению отдельных поручений сопровождалось нашим контролем и последующей похвалой. Чтобы не смущался, поддерживали его, старались быть толерантными. 

В работе с ребенком мы использовали предметные и сюжетные картинки с изображением различных эмоциональных проявлений с усилением информативных признаков (в соответствии с его зрительными возможностями). Также использовали дидактические игрушки и пособия, позволяющие мальчику составить из частей портрет, позу, передать эмоциональное состояние.

Все занятия третьего раздела программы были нацелены на формирование у Димы умений воспроизводить выразительные средства общения. Уметь радоваться удаче, успеху, вниманию со стороны окружающих и давать соответствующий эмоциональный ответ. Например, в дидактической игре: «Я дарю тебе игрушку» предлагалось ребенку не только подарить игрушку, но и показать характерные приемы и действия использования её, тем самым стимулировали речевой контакт. В игре «Как я потерялся и как нашелся» использовался образ котенка, который потерял свой дом. Мальчик воспроизводил действия котенка, звукоподражал котенку и задавал вопрос: «Где моя мама?». Смоделированная ситуация обращения к окружающим заставила Диму использовать речевые обороты. Так он сам придумал, как обратиться к лисичке и проговорил: «Мяу, где мой дом?». Появились игры «Спрашиваем, отвечаем», «Путешествие по групповой комнате» с вопросом «Где, что находится?». Позднее также было проведено обследование прогулочного участка и других пространств.  

Как мы уже говорили, Дима был весьма замкнутым ребенком, предпочитал общаться с взрослыми. Но по мере появления речевого поведения, появилась возможность вводить его в круг сверстников.

Поначалу это были игры Димы с несколькими детьми типа «Угадай, у кого в руках спрятан предмет», в которых было мало речевого общения. Приучали мальчика определять детей по голосу в игре «Угадай, кто позвал». Игры «Назови имена детей в группе», «Вежливость», в которых предлагалось придумать формы обращения: пригласить на прогулку, предложить поиграть в настольную игру, предложить потанцевать, спеть песню, сделать что-то хорошее и т. д.

Игры разного характера, указанные в программе, упражняли ребенка в воспроизведении различных навыков общения и формах обращения к сверстникам.

Педагог при организации игры с детьми группы использовал приемы, привлекающие внимание Димы и вызывающие в нем желание присутствовать рядом с детьми. Такие ситуации способствовали тому, что Дима начинал обращать внимание на деятельность детей, повторять некоторые действия, постепенно включаться в общение.

В игре педагог создавал ситуации, располагающие к совместным действиям. Например, «Помогите мне накрыть стол к приему гостей».

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.