Определение, функции и виды внимания — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Определение, функции и виды внимания

2019-09-26 388
Определение, функции и виды внимания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Американский психолог конца XIX – начала XX вв. Э. Титченер в свое время писал, что одной из характерных особенностей духовной жизни человека является то, что, находясь под влиянием непрерывного потока информации, поступающей к нему со стороны и извлекаемой из собственной памяти, он сохраняет в своем сознании или обращает внимание лишь на самую малую, ничтожную ее часть.1 Действительно, лишь небольшая доля разнообразных, непрерывно воспринимаемых органами чувств человека и поступающих в его мозг внешних или внутренних воздействий выделяется его сознанием, выступает в виде ощущений или образов, фиксируется памятью (запоминается), становится содержанием мышления. Все это происходит, благодаря участию внимания в работе познавательных процессов и деятельности человека.

Без участия внимания соответствующие процессы не смогли бы обладать такими качествами, как избирательность и целенаправленность, и человек лишиться бы возможности вести сознательный, разумный и целенаправленный образ жизни. Правда, признавая существование внимания как психического процесса, психологи долгое время не могли придти к единому мнению относительно того, является ли данный процесс самостоятельным, так как отделить внимание от других познавательных процессов и видов деятельности, изучать его в чистом виде практически невозможно. Пользуясь этим, некоторые психологи считали, что внимание – это, хотя и особый, но не отдельный познавательный процесс.

Одним из ученых, кто в свое время активно отстаивал точку зрения, согласно которой внимание не представляет собой самостоятельного познавательного процесса, был американский ученый - экспериментатор Р. Вудвортс. Он писал о том, что автономный психологический статус внимания, несмотря на широкое использование этого термина в научной литературе, является сомнительным. В доказательство правильности своей идеи Р. Вудвортс приводил следующие аргументы:

- так называемые «эксперименты на внимание» на самом деле являются экспериментами, в которых испытуемые решают какие-либо задачи, связанные не с вниманием, как таковым, а с другими познавательными процессами;

- полученные в этих экспериментах результаты в большей степени относятся к другим познавательным процессам, а не к вниманию. К примеру, эксперименты на «объем внимания» можно представить как эксперименты на одновременное восприятие определенного количества объектов, а эксперименты, связанные с колебаниями или рассеянностью внимания, можно описать как эксперименты, направленными на изучение не внимания, а утомления или его воздействия на работоспособность человека. Большинство современных ученых - психологов придерживаются другой точки зрения. Они рассматривают внимание как самостоятельный процесс, и приводят в пользу такого вывода следующие аргументы:

- внимание обладает собственными свойствами, которых нет у других познавательных процессов (эти свойства будут раскрыты и обсуждены далее);

- внимание может изменяться относительно независимо от других познавательных процессов и видов деятельности, в регуляции которых оно участвует. Например, мы можем что-то воспринимать или делать с большим или меньшим вниманием, можем на что-то обращать и не обращать внимание. Вследствие этого то, от чего мы отвлекаемся (временно отключаем от него свое внимание), не перестает существовать;

- нарушения внимания являются относительно независимыми от нарушений других познавательных процессов;

- на уровне анатомии и физиологии организма внимание, как процесс, поддерживается специфическими нервными структурами и явлениями, которые отличаются от связанных с другими познавательными процессами.

Существование внимания, как автономного психического явления, подтверждается, кроме того, следующими фактами и аргументами:

- давно существует и успешно развивается система знаний, понятий и теорий, относящихся к вниманию.

- внимание, как отдельная тема или глава, входит в содержание большинства учебников по психологическим дисциплинам, в том числе по общей психологии;

- в большинстве языков существует отдельное слово «внимание» и немалое количество других, уточняющих его терминов. Язык, как известно, не терпит так «пустых» или «лишних» слов, не несущих в себе определенного содержания, отличного от содержания других, имеющихся в языке слов. Новые термины или новые слова появляются и сохраняются в языке только тогда, когда они обозначают нечто отличное от того, что уже нашло отражения в других словах и понятиях.

Вместе с тем, даже те современные ученые, которые считают внимание отдельным процессом познавательным процессом, признают, что оно занимает особое место среди других познавательных процессов человека. Его специфика заключается в том, что внимание на практике действительно всегда выступает не как совершенно отдельный процесс, а как нечто, «встроенное» в другой процесс. Чаще всего таким процессом является восприятие, но встречаются исследования внимания, связанные с памятью, мышлением и самыми различными видами теоретической и практической деятельности человека. В связи с этим до сих пор остается открытым вопрос о том, имеют ли обнаруженные в соответствующих исследованиях законы, касающиеся внимания, всеобщий характер, или же они являются специфическими, присущими разным познавательным процессам и видам деятельности человека.

В отличие от других познавательных процессов внимание действительно выполняет специфические, характерные только для него функции. Они представляются следующими. Внимание, прежде всего, организует и регулирует поток информации, поступающий к человеку через его многочисленные органы чувств, а также информацию, извлекаемую из памяти. Этот поток огромен, практически необъятен, не может одновременно восприниматься, перерабатываться и анализироваться человеком. В этом потоке содержится значительный объем такой информации, которая человеку в данный момент времени не нужна, не связана с его актуальной деятельностью, то есть избыточна по отношению к ней. В потоке потенциально доступной человеку информации внимание выделяет именно то, что имеет или может иметь жизненное значение в данный момент времени.

Обобщая сказанное выше, можно утверждать, что, не имея собственного продукта, не порождая никакой новой информации, внимание, тем не менее, участвует во всех познавательных процессах и видах деятельности человека. Оно обеспечивает отбор нужной информации при ее восприятии, избирательное запоминание, сохранение соответствующей информации, выборочное, целенаправленное ее извлечение из памяти и избирательное практическое использование.

В связи с неопределенностью понимания природы внимания и его роли в жизни человека в истории психологических учений понятие «внимание» употреблялось в нескольких разных значениях и обозначало, порой, различные процессы. Интроспективная психология сознания стала первой областью психологических знаний, где была предпринята попытка точного определения, выделения и описания внимания. Его специфика, по мнению известного представителя этой психологии, Э. Титченера, с высказывания которого начинается данная глава, заключается в том, что внимание представляет собой:

1. Особого рода внутреннюю, психологическую по своей природе силу или способность, обеспечивающую сужение или расширение «поля сознания» человека.

2. Возможность концентрации сознания человека на чем-либо отдельном.

3. Усилие, производимое человеком для преодоления препятствий на пути целенаправленной деятельности.

4. Инициативу, проявляемую человеком в чем-либо.

5. Состояние, противоположное пассивности.

6. Особую степень ясности сознания.

7. Состояние «четкого понимания работающей мысли».

8. Чувствование чего-либо или своеобразное «душевное движение».

9. Комплекс специфических ощущений.

Сам Э.Б. Титченер изучал внимание методом интроспекции, и характерным признаком внимания считал распределение содержания сознания на так называемые «ясные» и «темные» его области. К субъективным признакам наличия внимания, представленным в сознании человека и связанным с его динамикой, относятся, по мнению Титченера, ясность, отчетливость, яркость сознания или противоположные им свойства, которые, указывают на отсутствие участия в них внимания.

Даже простой перечень приведенных выше характеристик внимания показывает, что уже в начале ХХ века ученые вкладывали в данное понятие широкое и разное содержание, в том числе такое, которое к вниманию прямого отношения не имело. Это, в частности, приписывание ему волевых или мотивационных функций, интеллектуальных и познавательных свойств, и даже объема и качества выполненной работы (до сих пор в психологической литературе время от времени используется такое понятие, как «продуктивность внимания»).

Российские ученые Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романов предложили другой подход к определению внимания, который заключается в следующем. По мнению авторов, внимание, как познавательный процесс, обладает следующими признаками:

1. Ясность и отчетливость содержания сознания, находящегося в «поле внимания».

2. Повышенное или улучшенное качество продукта деятельности, выполняемой в условиях повышенного внимания.

3. Лучшее запоминание человеком того материала, который находится в «поле внимания» во время выполнения какой-либо деятельности.

4. Моторные и вегетативные реакции, обеспечивающие лучшее воспроизведение материала, оказывающегося в сфере внимания.

5. Избирательность восприятия и переработки информации, разделение «поля сознания» на две части: ясную (центральную) и неясную (периферийную).

В связи со специфической ролью, которую внимание играет в познании человеком себя и окружающего мира (с такой его ролью согласны большинство современных психологов), необходимо уточнить его функции, отделив их от функций, которые характеризуют не столько внимание, сколько другие познавательные процессы человека.

Обеспечение избирательности восприятия и переработки человеком информации – это основная функция, реализуемая вниманием. Если бы этой избирательности не было, то человек перестал бы ориентироваться в окружающем мире и вынужден был бы воспринимать и запоминать все подряд. Он оказался бы не в состоянии из огромного потока доступной ему информации выбирать именно то, что ему необходимо в данный момент времени. Он не смог бы целенаправленно владеть своей памятью. Его воображение представляло бы собой неупорядоченный, хаотичный поток не связанных друг с другом образов (нерегулируемый «поток сознания», говоря словами У. Джемса).

Без избирательного и целенаправленного использования человеком информации, обеспечиваемой вниманием, было бы невозможно мышление, так как для него нужно удерживать в сознании человека определенную мысль и связанную с ней информацию, а также следовать определенной логике рассуждений. Речь человека без внимания также представляла бы собой неорганизованный и бессвязный набор звуков.

Эти рассуждения показывают, что внимание представляет собой уникальное психическое явление, которое, с одной стороны, связано со всеми другими психическими процессами человека, с другой стороны, не похоже ни на одно из них.

Внимание не только участвует практически во всех познавательных процессах и видах жизнедеятельности человека, но обладает собственными специфическими свойствами. Это – устойчивость, распределение, концентрация, переключение и объем. Дадим им определения и кратко обсудим их.

Устойчивость внимания проявляется в его сохранении в течение длительного времени на более или менее постоянном уровне. Абсолютно устойчивого внимания в природе не существует. Оно всегда периодически и случайным образом колеблется под влиянием многих внутренних и внешних воздействий, оказываемых на человека. Возможные причины колебаний внимания могут быть следующими:

- процессы, происходящие в организме и связанные с физиологической поддержкой внимания;

- органические процессы, непосредственно с вниманием не связанные, но отвлекающие его от того, чем человек в настоящий момент времени занимается;

- отвлечение внимания человека на многочисленные внешние раздражители, вызывающие ориентировочную реакцию;

- возникновение или утрата интереса к тому, чем человек в данный момент времени занимается;

- общее физическое состояние человека (оно может сказываться на устойчивости и концентрации внимания);

- процессы, происходящие в сознании и мышлении человека, и многое другое.

Несмотря на периодические колебания внимания и наличие множества причин его временного отвлечения, устойчивость внимания, как свойство, существует и определяется тем, насколько успешно протекает деятельность человека. Если при небольших, периодических или случайных колебаниях внимания продуктивность и качество выполняемой человеком работы сохраняются, то его внимание можно считать устойчивым.

Распределение внимания проявляется в его способности одновременно охватывать несколько разных объектов. Когда речь идет о распределении внимания между разными объектами или видами деятельности, то это не означает, что эти объекты могут восприниматься человеком в буквальном смысле слова все сразу и вместе, а виды деятельности, охватываемые внимание, выполняться параллельно и одновременно. Такого, в принципе, быть не может, так как в любой момент времени внимание человека может быть направлено на что-то одно, то есть с полностью концентрированным вниманием он может выполнять только один вид деятельности и даже одно конкретное действие или операцию. Впечатление распределения внимания и одновременности выполнения нескольких разных видов деятельности (действий, операций) создается за счет того, что, занимаясь несколькими видами деятельности, человек может быстро переключать свое внимание с одного дела на другое, сохраняя в своей кратковременной памяти все эти дела. По причине того, что, переключая на короткое время свое внимание с одного дела на другое, прерывая начатую деятельность, человек в течение определенного времени может сохранять в памяти следы того, чем он только что занимался, и вновь к этому возвращаться. Соответственно, у человека всегда имеется возможность на короткое время прерваться и вновь возвратиться к прерванному делу, продолжая его делать так, как будто оно не прервалось. Так, например, делая что-то руками и одновременно с этим разговаривая с другим человеком, мы в состоянии время от времени переключать свое внимания с разговора с данным человеком на выполняемое нами дело, и обратно, то есть, делать то и другое параллельно (но не буквально одновременно).

Существует легенда о древнеримском императоре Юлии Цезаре, который был способен заниматься сразу тремя разными делами: говорить, писать и слушать. С психологической точки зрения это, по-видимому, не более, чем легенда, поскольку внимание человека в один и тот же момент времени может быть направлено только на один вид деятельности. Но, если эта легенда соответствует действительности, то Юлий Цезарь, наверное, владел способностью быстро переключать свое внимание со слушания, на чтение и далее – на писание, и заниматься всеми этим тремя делами непрерывно и параллельно. У многих современных людей, особенно у тех, к кому в один и тот же момент времени могут обращаться разные люди с различными вопросами, и которым одновременно приходится заниматься разными делами, мы обнаруживаем аналогичную способность. Это касается, например, тех людей, которым по роду профессиональной деятельности часто приходится одновременно иметь дело с многими людьми, отвечая на их вопросы, или обращаясь к ним (например, руководители организаций).

Концентрацию внимания можно определить как сосредоточенность внимания на каком-либо одном объекте: мысли, образе, процессе, состоянии, действии - при условии отвлечения внимания от всего остального. Другое название данного свойства – сосредоточенность, а противоположное ему свойство обозначается как рассеянность внимания.

Внимание, сконцентрированное на одном объекте, может, кроме того, отличаться разной степенью его концентрации на данном объекте. Так, например, осматривая комнату, в которой мы в настоящий момент времени находимся, мы может обратить внимание на все, имеющиеся в ней предметы, специально не сосредоточивая его ни на одном из них. Мы можем обратить особое на тот или иной конкретный предмет, находящийся в данной комнате, и начать его внимательно рассматривать. Наконец, мы может сосредоточить свое внимание на детали какого-либо предмета, и т. д. Все это – примеры различной концентрации внимания.

Переключаемость внимания понимается как его переход с одного объекта на другой, как его отвлечение от прежнего объекта и сосредоточение на новом объекте. Переключаемость внимания может быть связана с переходом человека от одного вида деятельности к другому, или же с переводом его внимания с одного части рассматриваемого предмета на другую его часть. Данное свойство внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой.

Все рассмотренные свойства внимания представляют собой его качественно-количественные характеристики. Они отличаются друг от друга своими проявлениями, и в этом обнаруживается их своеобразие. Каждое из названных свойств, кроме того, можно оценить количественно, то есть, говорить о степени или уровне его развитости. Для такой оценки существуют разнообразные психологические тесты, позволяющие получать числовые показатели разных свойств внимания: устойчивости, переключаемости, распределения и концентрации.

Последнее из перечисленных выше свойств внимания – его объем. Это свойство представляет собой чисто количественную характеристику внимания. Объем внимания можно определить как максимальное число разных объектов, которые человек в состоянии одновременно удерживать в сфере своего внимания.2 Средний объем внимания взрослого человека равен величине пять плюс – минут два объекта, или от 3 до 7 разных объектов.

Ученых, изучавших внимание человека, интересовали не только его свойства, но также и виды. Они выделяются и определяются в психологии с использованием следующих оснований:

- активности деятельности, выполняемой в условиях данного вида внимания;

- участие воли в регуляции внимания;

- использования специальных средств для регулирования внимания.

По указанным основаниям выделяют следующие виды внимания: активное и пассивное, произвольное и непроизвольное, непосредственное и опосредствованное.

Активным называют внимание, которое обеспечивает высокую продуктивность деятельности человека. Это - внимание, в условиях которого человек может за сравнительно короткое время выполнить большую по объему работу с хорошим качеством. Выделяя и рассматривая данный вид внимания, следует иметь в виду, что термин «активность» больше характеризует не внимание, как таковое, а деятельность, выполняемую в условиях соответствующего внимания.

Пассивным называют внимание, при котором интенсивность или энергичность деятельности человека сравнительно низкая. То же касается количества и качества выполняемой работы.

Непроизвольное - это внимание, которое не предполагает участие воли в процессах его регуляции. Характеризуя в свое время непроизвольное внимание, Э. Б. Титченер писал, что оно отличается тем, что какие-либо мысли, образы, переживания человека непроизвольно направляются на что-либо, и он не в состоянии этому воспротивиться (соответствующие мысли и переживания, по образному выражению автора, «берут штурмом наше сознание»). К факторам, регулирующим непроизвольное внимание, можно отнести неожиданные и достаточно сильные сенсорные стимулы, например, громкие звуки, яркие вспышки света, резкие, необычные вкусы и запахи. Они, писал Э. Б. Титченер, «пробивают себе путь к фокусу сознания, какие бы препятствия ни встретились на этом пути».

Непроизвольное – это также внимание, которое появляется и меняется само по себе, помимо желания и воли человека, причем, практически не поддается сознательному контролю. Примером такого внимания является рефлекторное внимание, включающее в себя случаи, когда внимание направляется на что-либо по причине активизации ориентировочного рефлекса.

Произвольное – это внимание, в регуляции которого активное участие принимает воля человека. В данном случае он осознанно, целенаправленно, преднамеренно обращает свое внимание на какой-либо объект и удерживает на нем свое внимание в течение определенного, контролируемого им времени. Все, связанные с таким вниманием, процессы происходят осознанно, регулируются на разумной основе и находятся под волевым контролем человека.

Непосредственным называют внимание, которое возникает, сохраняется и регулируется самим объектом, на который оно направлено. Между объектом внимания и человеком, направляющим свое внимание на данный объект, никакого посредника нет. К примеру, если мы случайно взглянули на что-либо, и соответствующий объект привлек к себе наше внимание, то такое внимание называется непосредственным.

Опосредствованное - это внимание, которое привлекается, удерживается или регулируется не самим объектом, на который оно направлено, а чем-либо другим. В качестве средств, способных привлекать, удерживать внимание и управлять им, могут выступать разные, как физические (материальные), так и психологические (идеальные) объекты. Это, например, указательный жест, знак, слово, стрелка, изображенная на чем-либо и направленная в определенную сторону, и многое другое.

Внимание человека в течение жизни может меняться, развиваться, становясь более совершенным. В культурно-исторической теории происхождения и развития высших психических функций человека Л. С. Выготского внимание в процессе его развития рассматривается как низшая и как высшая психическая функция. Представление о внимании как о низшей психической функции включает в себя следующие его характеристики: врожденность, пассивность, непроизвольность и непосредственность, а трактовка внимания как высшей психической функции предполагает его рассмотрение как приобретенного, активного, произвольного и опосредствованного.

Кроме перечисленных выше видов внимания иногда выделяют и другие его виды, например, природное и социально обусловленное, эмоциональное и интеллектуальное. Природным называют внимание, которое имеется у человека с рождения (в начале ХХ века, когда в моде было понятие «инстинкт», такое внимание называли врожденным или инстинктивным). Природное – это внимание, которым человек обладает с момента появления на свет, и которое автоматически включается в работу вскоре после рождения (у новорожденного ребенка такое внимание можно обнаружить на третьей неделе жизни). Природное внимание в основном связано с биологически значимыми воздействиям, например, внимание к свету, теплу, пище, растениям, животным, полезным и вредным физическим воздействиям, ко всему тому, что способствует или препятствует самосохранению, жизни и росту живого организма. Такое внимание имеется не только у людей, но и животных. На нем основаны многие врожденные инстинкты и рефлексы.

Социально обусловленным называют внимание ко всему, что связано с культурой, с жизнью человека в обществе, с человеческими отношениями. Такое внимание проявляется, например, в выделении и особых реакциях человека на различные предметы человеческой культуры: книги, машины, музыку, а также на события, происходящие в обществе. Социально обусловленным является также произвольное и опосредствованное внимание человека, поскольку соответствующие качества – волевой контроль и опосредствованность – данные виды внимания приобретают, благодаря общественному образу жизни человека.

Эмоциональным называют внимание, объектом которого становятся переживания или эмоции человека, и которое регулируется такими переживаниями. Соответственно, рациональным можно назвать внимание, предметом которого является разум человека и все, что так или иначе с ним связано, а также внимание, привлекаемое и удерживаемое на некотором объекте мыслями, идеями, размышлениями человека.

Назначение внимания в жизни людей является многофункциональным, то есть, выполняет несколько различных функций. Среди них - разделение, отбор информации, контроль какого-либо процесса, настройка органов чувств, повышение их чувствительности, направление, регуляция и активизация деятельности человека.

Одной из главных функций внимания является обеспечение большей ясности, отчетливости восприятия человеком того объекта, предмета или явления, на который направлено внимание человека. Внимание способно усиливать слабые ощущения и делать их более сильными. Тем самым внимание, говоря языком, заимствованным из физики и техники, улавливает слабые сигналы, усиливает их и делает достаточно заметными, для того чтобы с ними можно было дальше работать.3

Доказано, что пороги ощущений, относящихся к тому органу чувств, с работой которого связано внимание, как правило, ниже порогов ощущений тех органов чувств, активность которых в настоящий момент времени не находится в центре внимания человека. Отсюда следует, что в деятельности человека внимание может выполнять еще и сенсибилизирующую функцию. Эта функция заключается в повышении чувствительности органа чувств, который в данный момент времени перерабатывает получаемую или полученную информацию. Сконцентрированное внимание, кроме того, увеличивает скорость протекания других познавательных процессов. Эту функцию внимания можно обозначить как активизирующую или стимулирующую.

Кроме перечисленных выше функций внимания психологи выделяют такие его функции, как обеспечение избирательности познавательных процессов и активизация деятельности. Первая из названных функций проявляется в том, что, благодаря вниманию, в каждый момент времени познавательные процессы человека оказываются избирательно настроенными на обработку части доступной человеку информации. Вторая из функций внимания заключается в том, что деятельность человека или тот ее фрагмент - действие, операция, реакция и т. п. - на который в данный момент времени направлено внимание человека, выполняются более активно, чем то, на что внимание не направлено.

Благодаря вниманию, переводя его с одного объекта на другой, изучая и сравнивая их между собой, человек может определять общее и различное в этих объектах. Здесь мы имеем дело с различительной или дифференцирующей функцией внимания.

Контроль – еще одна важная функция внимания, которая проявляется в том, что оно участвует в регуляции и оценивании выполняемой деятельности, решая эту задачу совместно с другими психическими процессами человека. Так, например, во внутреннем, психическом контроле деятельности человека наряду с вниманием могут принимать участие воображение, память, мышление, речь, мотивация и эмоции. Внимание, в свою очередь, находится под контролем других психических процессов и участвует в регуляции деятельности как некоторого рода промежуточная инстанция между мотивацией и исполнительской частью деятельности. В связи с этим представляется вероятным, что со стороны внимания обеспечивается контроль избирательности и активности переработки информации, то есть контроль того, что связано с указанными выше двумя основными функциями внимания.

В заключение вернемся к мысли о том, что внимание связано с другими познавательными процессами, и охарактеризуем его функции по отношению к различным познавательным процессам. Связь внимания с восприятием проявляется в обеспечении избирательности восприятия человеком информации, поступающей через органы чувств. Внимание принимает участие практически во всех процессах памяти: запоминании, припоминании, узнавании и забывании.

При запоминании человеком нового материала его внимание обычно направлено на данный материал, и, благодаря этому, соответствующий материал осознается и лучше запоминается человеком. Если человеку что-либо необходимо вспомнить, то он сосредоточивает свое внимание на припоминаемом материале, и сохраняет его на нем до тех пор, пока соответствующий материал не будет воспроизведен. Узнавание происходит благодаря тому, что человек с помощью внимания удерживает в своей памяти то, что он узнает. Наконец, забывание, как мнемический процесс, также связано с вниманием, поскольку забывание происходит по причине того, что человек перестает обращать внимания на материал, хранящийся в его памяти, долгое время не пользуется им.

Существенную роль внимание играет в мышлении. Стремясь решить какую-либо задачу, человек вынужден удерживать в сфере своего внимания как саму задачу, так и связанный с ней материал. Если его внимание в процессе мышления отвлекается, то материал, необходимый для решения задачи, или не припоминается, или забывается. В этих условиях процесс мышления затрудняется или становится невозможным. Всякое разумное поведение человека является целенаправленным и, следовательно, регулируемым вниманием. Для его осуществления необходимо удерживать в сфере внимания цель выполняемой деятельности и сознательно контролировать действия, включенные в целенаправленный поведенческий акт.

Когда человек что-либо представляет или преобразует в своем воображении, то он также не может обойтись без активного и произвольного внимания. В акте продуктивного воображения внимание должно быть направлено на представляемый человеком объект и на то, что с ним происходит. Любое отвлечение внимания от всего этого будет ухудшать продуктивность воображения.

Не менее существенной представляется роль внимания в процессах, связанных с речью. Так, например, когда человек слушает кого-либо, то его внимание направляется на воспринимаемую им речь другого человека. Если он отвлекается от восприятия речи или же слушает ее невнимательно, то понимание речи ухудшается, а при полном отвлечении внимания речь другого человека вообще не будет восприниматься и пониматься слушающим.

Когда человек пользуется активной речью и сам формулирует речевое высказывание, то он должен удерживать в сфере своего внимания мысль или смысл того, что он собирается выразить словами. Параллельно человеку приходится контролировать с помощью внимания подбираемые им слова, а также лингвистические и экстралингвистические особенности своей речи, то есть следить за тем, чтобы она была грамматически правильной, стилистически подходящей для данной ситуации и точно выражала то, что человек собирается сказать.

Теории внимания

В плане его научного изучения, особенно экспериментальным путем, внимание считается одной из наиболее сложных психических явлений. Некоторые трудности, связанные с его опытным исследованием, уже обсуждались в первом параграфе данной главы. Главная из них заключается в том, что внимание практически невозможно отделить от других познавательных процессов и исследовать в чистом виде. В адрес почти всех, связанные с внимания работ, можно высказать замечание, что они касаются не изучения внимания, как такового, а его проявлений в других познавательных процессах и видах деятельности человека. Соответствующие научные исследования с полным правом могут быть отнесены к другим познавательным процессам, в связи с которыми изучалось внимание. Это - восприятие, память, воображение и мышление. Поэтому при анализе, обобщении и интерпретации результатов исследований внимания каждый раз приходится искать ответы следующие вопросы:

1. Имеют ли данные, полученные в соответствующем исследовании, непосредственное отношение к вниманию, или в них в основном представлены факты и закономерности, касающиеся других познавательных процессов? Особенно часто такой вопрос возникает тогда, когда проявления внимания изучаются в связи с восприятием, а большинство его исследований как раз и было выполнено в контексте восприятия.

2. Можно ли, в принципе, организуя и проводя экспериментальные исследования внимания, связанные с его проявлениями в различных познавательных процессах и видах деятельности, выявлять закономерности, характерные для внимания?

3. Существуют закономерности, характеризующие внимание, и если да, то в чем они заключаются? Дело в том, что внимание, будучи включенным в различные познавательные процессы, может проявлять себя по-разному. Возможно, что каких-либо общих, универсальных законов, характерных именно для внимания, вообще не существует.

В связи с этими и многими другими трудностями экспериментального изучения внимания, с отсутствием точной и однозначной интерпретации получаемых результатов, фундаментальных работ теоретического плана, касающихся внимания, в психологии относительно мало в сравнении, например, с другими познавательными процессами - восприятием, памятью, мышлением и речью.

Если при обсуждении теоретических вопросов, касающихся внимания, ученые ссылаются на опытные данные, то они, нередко оказываются установленными не экспериментальным путем, а в результате анализа и обобщения жизненного опыта, то есть, взяты из наблюдений человека за собой или за другими людьми. Такие данные порой вызывают сомнения с точки зрения их научной ценности и достоверности. Тем не менее, несмотря на указанные выше трудности, на сравнительно небольшое число экспериментальных исследований, посвященных вниманию, в его теоретических обобщениях (разработках психологических теорий внимания) наметились определенные подходы.4 Их кратко можно обозначить следующим образом.

1. Подход, основанный на интроспективном анализе субъективных переживаний, связанных с состояниями внимания и их динамикой.

2. Подход, ориентированный на исследование различных характеристик деятельности человека, зависящих от внимания, объективными методами.

3. Подход, направленный на изучение отношений, существующих между разными аспектами сознательного (интроспективно представленного) опыта, касающегося внимания, и нейронными механизмами, которые, по предположению, участвуют в регуляцию внимания.

4. Когнитивный подход, рассматривающий внимание не как отдельный познавательный процесс (отдельную психическую функцию), а как один из моментов деятельности сложно устроенной системы восприятия и переработки информации человеком.

Поскольку опытная психология на протяжении более, чем двух столетий ее существования, представляла собой интроспективную психологию сознания, то внимание в ней изучалось почти исключительно с помощью метода интроспекции. Многие связанные с ним факты, положенные затем в основу теорий внимания, были получены таким путем.

В конце XIX - начале ХХ вв. на первый план во всех психологических исследованиях выступила экспериментальная, физиологически ориентированная психология. Под влиянием новых научных тенденций психологи стали переходить от умозрительных, философских размышлений на тему внимания к его экспериментальным исследованиям, а также к выяснению анатомических и физиологических основ внимания. Теории внимания, возникшие далее в первой половине ХХ века, оказались в основном физиологически ориентированными и базировались на экспериментальных данных, полученных опытным путем.5

Одной из первых таких теорий стала аффективно-моторная теория внимания, предложенная российским психологом Н. Н. Ланге и развитая далее французским ученым Т. Рибо. Основные идеи данной теории заключались в том, что внимание человека, особенно произвольное, тесным образом связано с эмоциональными переживаниями и с движениями, в частности с регуляцией сокращений и расслаблений мышц, соотносимых с состояниями внимания (ряд положений этой теории также разделял современник Т. Рибо и Н. Н. Ланге, американский психолог У. Джемс).

Согласно данной теории, внимание без соответствующих органиче


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.