Участие внимания в других познавательных процессах и в регуляции поведения человека — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Участие внимания в других познавательных процессах и в регуляции поведения человека

2019-09-26 172
Участие внимания в других познавательных процессах и в регуляции поведения человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нередко, обнаруживая у детей низкую успеваемость в школе или у взрослых людей невысокую продуктивность и качество работы, психологи связывают эти недостатки с недоразвитием внимания. С аналогичной ситуацией можно столкнуться, когда речь идет о нарушениях поведения детей или взрослых людей. Они также могут быть обусловлены проблемами, связанными с вниманием. В данном параграфе главы мы остановимся на этих проблемах, обсудим вопрос о том, как внимание участвует в регуляции разных познавательных процессов и поведения человека. Начнем с восприятия и памяти, затем обратимся к воображению, мышлению и речи, и в заключении определим, какие виды и формы неадекватного поведения человека могут быть обусловлены недостатками в развитии внимания.

Большинство до сих пор проведенных экспериментальных исследований внимания оказались связанными с восприятием не случайно, так как оно напрямую зависит от внимания, и вниманием определяются такие особенности восприятия, как его скорость, содержание и точность формируемого образа, его соответствие воспринимаемому предмету или явлению.

Если процесс восприятия регулируется активным вниманием, то он идет быстро, если пассивным - медленно. В случае восприятия, которое имеет место при непроизвольном внимании, человек его обращает на множество случайных свойств воспринимаемого предмета, большинство которых не имеют значения для формирования адекватного образа воспринимаемого предмета. При произвольном внимании человек его концентрирует на отдельных, существенных для формирования образа свойствам воспринимаемого предмета. За счет этого восприятие превращается в рациональную, целесообразную деятельность.

В образе, формирующемся в результате восприятия, оказываются запечатленными только те свойства воспринимаемого предмета, на которые человек в процессе его восприятия обратил внимание. Следовательно, само содержание образа предмета непосредственно связано с вниманием к нему. Благодаря правильно организованному и на разумной основе управляемому вниманию, у человека формируется именно тот образ воспринимаемого предмета, который в данный момент времени ему необходим.

К примеру, при решении математических задач на уроках в школе или в процессе доказательства теорем очень важно обратить внимание учащихся на ключевые моменты в условиях поставленной математической задачи, чтобы затем найти ее правильное решение. То же можно сказать о значении внимания при изучении других школьных предметов. Каждый из них содержит в себе основные и второстепенные знания, и поэтому очень важно обращать внимание учащихся на главное, что он должен понять и усвоить в процессе изучения соответствующего предмета.

Зависимость памяти от внимания может проявляться в следующих моментах. Во-первых, человеком лучше всего запоминается то, на что в процессе запоминания он обратил особое внимание, причем, чем больше внимание сконцентрировано на том или ином материале, тем лучше этот материал запоминается. Во-вторых, сохранение материала в памяти зависит от того, как был организован процесс запоминания. Постоянное и повышенное внимание к этому способно сделать сохранение материала в памяти человека более длительным. В-третьих, при извлечении материала из памяти человека целесообразно пользоваться тем приемами, которые в набольшей степени способствуют этому. На такие приемы важно обратить внимание еще при запоминании материала. В-четвертых, в распоряжении человека с достаточно развитой памятью всегда имеется множество мнемотехнических средств, эффективность использования которых для улучшения памяти в разных условиях может оказаться различной. В этой связи важно при освоении данных приемов обратить внимание учащихся на то, когда, где и в каких условиях соответствующие мнемотехнические приемы могут оказаться наиболее подходящими.

Связь воображения с вниманием по-разному проявляется в различных видах воображения и обнаруживается в следующих моментах. Если речь идет о пассивном, репродуктивном воображении, то между ним и вниманием человека никакой зависимости не обнаруживается. Однако, активное и продуктивное воображение с вниманием человека определенным образом соотносятся. Вспомним в связи с этим одно из свойств внимания, которое проявляется в активизации деятельности, на которую оно направлено. Данное свойство может следующим образом проявиться в воображении: фантазия человека будет работать активнее при концентрации внимания человека на предмете своей фантазии. Сосредоточение внимания на творчестве, на новизне и оригинальности его результатов также будет способствовать увеличению продуктивности воображения. В данном случае может проявиться закономерность, характерная не только для продуктивного воображения, но и для других видов творчества: чем больше внимание

человека сосредоточено на том, чем он занимается в настоящий момент времени, тем лучше результаты его работы.

Мышление и внимание человека между собой связаны следующим образом. Во-первых, мышление – это самый сложный психический процесс, которым может быть продуктивным только при сосредоточении внимания на нем. Хорошо известны факты, множество которых встречается в школьной учебной деятельности: чем больше учащиеся отвлекаются от решения поставленных перед ними учебных задач, тем хуже они с ними справляются. Во-вторых, мышление на высших уровнях его развития – это всегда логически последовательный, целенаправленный процесс, и без концентрации внимания на нем данный не может стать успешным. Любое отвлечение внимания от начатого и идущего в соответствии с определенной логикой мышления неизбежно затрудняет его, так как в результате отвлечения внимания теряется логика мышления. Глубоко и логически мыслящие люди – это всегда внимательные люди. Они способны концентрировать и в течение длительного времени удерживать свое внимание на предметах своего творчества. У многие талантливых людей обнаруживается общая для них способность, которая называется работоспособностью, а она, как следует из приведенных выше рассуждений, непосредственно связана с умением в течение длительного времени удерживать внимание на предметах своего труда.

Многочисленные речевые ошибки, совершаемые людьми в устной и письменной речи, также непосредственно связаны с вниманием.12 Так, например, из-за своей невнимательности человек может неправильно подобрать, написать или произнести слово, неверно прочесть или понять тот или иной фрагмент написанного текст. На непосредственную связь речи с вниманием указывает работа по корректированию, исправлению написанных или напечатанных текстов. В больших по объему и сложных по содержанию текстах при их составлении практически всегда обнаруживаются допущенные по невнимательности автора опечатки. Их исправляет работающий более внимательно над соответствующим текстом корректор или сам автор при повторном прочтении собственного теста.

Многие из наблюдаемых в жизни неадекватных форм поведения человека также связаны с недостаточным вниманием. Например, оказавшись в определенной ситуации, требующей изменения своего поведения и соблюдения определенных норм и правил поведения, человек может вести себя неправильно только потому, что вовремя не обратил внимания на то, что ситуация изменилась, а он не скорректировал свое поведение в соответствии с ней. Так нередко ведут себя, например, рассеянные люди, которые по тем или иным причинам оказываются не в состоянии сконцентрировать свое внимание на чем-либо или переключить его с одного дела на другое. Подобные нарушения поведения, вызванные невниманием, часто наблюдаются у многих детей вплоть до подросткового возраста, а иногда и у более старших детей и взрослых людей.

Внимание и личность

Если особенности или нарушения внимания человека носят устойчивый характер, то можно сделать вывод о том, что они устойчиво характеризуют данного человека, представляя его как личность. Многие свойства личности или черты характера человека непосредственно связаны с его вниманием, например, внимательность, невнимательность, сосредоточенность, рассеянность, целеустремленность, разбросанность, отвлекаемость, гибкость, ригидность и другие. Некоторые из них могут иметь естественное происхождение, другие являются приобретенными. Ряд недостатков внимания детей, их рассеянность, неспособность сконцентроваться на чем-либо, быстрая или медленная переключаемость внимания и некоторые другие, могут быть органически обусловленными. Известно, например, что с особенностями внимания функционально связана ритмика электромагнитных волн, регистрируемых в мозге человека. Эта ритмика является врожденной, устойчивой и мало меняется в течение жизни человека. Преобладание в электроэнцефалограмме альфа-ритма способствует устойчивости внимания человека, но делает его внимание плохо переключаемым с одного вида деятельности на другой. Доминирование бета-ритма, напротив, облегчает переключаемость внимания с одного дела на другое, но не обеспечивает длительную устойчивость внимания.

Указанные выше связи внимания и электромагнитной активностью головного мозга не предопределяют особенности внимания человека и не препятствуют его возможным изменениям за счет обучения и воспитания. Существует немало методик тренировки, развития внимания человека. Кроме того, к врожденным особенностям своего внимания человек со временем привыкает, компенсирует связанные с ними недостатки.

Поскольку внимание человека зависит от ряда других его особенностей, например, от уровня интеллектуального развития, от мотивации и характера, то через них можно оказывать корректирующее влияние на внимание. Например, человек с высоким уровнем интеллектуального развития, обнаружив в себя недостатки внимания, может придумать способы их компенсации, и тем самым частично или полностью избавится от них. Если человек в чем-либо очень заинтересован (сильно мотивирован), то он будет выполнять соответствующее дело с достаточно высоким, сконцентрированный на нем и устойчивым вниманием, даже если его природное внимание этими достоинствами не обладает. Такие черты характера, как настойчивость, работоспособность и целеустремленность, положительно сказываются на формировании и развитии внимания человека. Поэтому через их воспитание также может оказывать положительное влияние на внимание.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.