Общая характеристика восприятия, его виды и свойства — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общая характеристика восприятия, его виды и свойства

2019-09-26 347
Общая характеристика восприятия, его виды и свойства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В общем виде восприятие можно определить как психический процесс познания человеком окружающего мира в виде образов существующих в нем предметов и явлений, и как процесс построения, в конечном счете, целостной, образной картины мира. Можно также принять в качестве рабочего следующее, более строгое с научной точки зрения определение восприятия, предложенное А. Н. Гусевым и А. Н. Леонтьевым: восприятие - это процесс построения человеком субъективной модели объективной реальности или многомерного образа мира в сознании индивида.

В восприятии, в отличие от ощущений, задействованы многие органы чувств, и практически не бывает так, чтобы образы восприятия складывались в результате работы только одного органа чувств. Для правильного зрительного восприятия мира необходима, например, не только активность зрительной системы, но также и системы, управляющей движениями - соответствующие движения глаз, головы, а иногда совместная со зрением работа других органов чувств, например, слуха. Известно, что многие предметы, находящиеся в окружающем человека пространстве, кроме того, что они порождают или отражают электромагнитные волны, могут издавать определенные звуки. Источниками звуков являются, например, люди, животные, природные явления, технические устройства и многое другое. Звуки, порождаемые различными предметами, характеризуют специфику этих предметов не меньше, чем зрительно воспринимаемы образ, и, соответственно, способствуют их правильному восприятию. Иногда запахи и вкусы, а также кожные ощущения помогают формированию правильных образов тех или иных предметов. Подводя итог сказанному выше, обобщая его, можно констатировать, что в восприятии участвуют все органы чувств: зрение, движения, слух, обоняние, осязание и орган равновесия.

Тем не менее, можно представить себе картину, когда образ чего-либо складывается под влиянием работы одного анализатора. Например, человек может увидеть нечто, и у него практически сразу же возникнет образ виденного; человек может услышать набор звуков, почувствовать запахи, и на этой основе у него, соответственно, возникнут слуховые или обонятельные образы. Однако, во всех этих случаях образы воспринятого могут оказаться неполными. В первом случае человек получит о воспринимаемом им объекте только зрительные, во втором – слуховые, в третьем – обонятельные ощущения. Эти ощущения дадут человеку лишь первичную, ограниченную информацию о воспринимаемом объекте, недостаточную для построения его полного мультимодального, связанного с ощущениями разных модальностей, образа. Остальную информацию ему придется получать через другие органы чувств. Поэтому, когда мы говорим о том, что восприятие – это мультисенсорный процесс, в котором принимают участие несколько органов чувств, то имеется в виду формирование полного, разностороннего и правильного образа воспринимаемого объекта.

Ученых, правда, иногда интересует и специфический вклад в восприятие, который вносит каждый отдельно взятый орган чувств. В связи с этим допустимыми являются такие названия частных видов восприятия, как зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое и другие. Ими также можно пользоваться, выделяя и описывая виды восприятия, но со следующими оговорками:

- виды восприятия, обозначаемые по отдельным органам чувств, это, на самом деле, не полноценные виды восприятия, а лишь процессы, с помощью которых в данном случае преимущественно обеспечивается построение образа восприятия;

- соответствующие названия подчеркивают, что формирующийся образ восприятия в основном складывается или изменяется за счет работы того органа чувств, который указан в его названии, что данный орган чувств выступает как основной или ведущий в соответствующем виде восприятии.

Психологическая проблематика восприятия привлекла к себе повышенное внимание ученых в первой половине ХХ столетии.2 В течение

2 На самом деле ученые, представляющие разные науки, например, философию, физику и физиологию, занимаются изучением восприятия с древнейших времен. Психологи приступили к его углубленному и разностороннему изучению тогда, когда психология превратилась в самостоятельную, экспериментальную науку, и на базе достижений в его изучении со стороны перечисленных выше наук, прежде всего, физики XVIII века и физиологии начала XIX столетия.

этого века она оказалась представленной в трудах многих известных психологов, входящих в состав различных школ и направлений в психологии. Существенный вклад в понимание того, как из отдельных ощущений складывается целостные образы воспринимаемых предметов, внесли немецкие ученые, представители гештальтпсихологии. Немало интересного и нового в области восприятия было открыто российскими учеными и теми, кто представлял психологию, как науку, в других странах мира, причем, этой проблематикой в нашей стране долгое время занимались многие известные российские ученые-психологи. Это, например, С. В. Кравков, А.Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, Л. М. Веккер, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Н. Гусев, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, А. Д. Логвиненко, А. И. Миракян, В. Н. Носуленко, С. Д. Смирнов, Д. Г. Элькин, В. А. Барабанщиков и многие другие. Благодаря их научным трудам, восприятие стало одной из центральных тем психологических исследований, проводимых в нашей стране в ХХ веке, а психология восприятия превратилась в одну из наиболее развитых отраслей психологической науки, богатой в теоретическом плане и тщательно разработанной в экспериментальном отношении.

Одна из центральных научных проблем, связанных с восприятием, заключается в поиске ответа на вопрос о том, как формируется образ, и из каких частей (составляющих) он складывается. С внешней, формальной стороны образ воспринимаемого предмета кажется ничем иным, как набором ощущений, получаемых при его восприятии, и ничего, кроме ощущений, образ в себе не содержит.

Такая точка зрения, сложилась еще в старые времена, когда в психологии господствовал ассоциационизм. В рамках данного направления образ понимался как ассоциация и связь друг с другом ощущений, возникающих при восприятии соответствующего предмета.

В наши дни данная точка зрения признается неверной, во всяком случае – недостаточной для представления о том, как на самом деле у человека складываются образы окружающих предметов и явлений, какими свойствами они обладают. Современные ученые доказывают, что образ восприятия как

целое не сводится к простому набору ощущений, что он обладает особыми качествами, не выводимыми из ощущений. Главное в понимании восприятия, как процесса, заключается в том, что данный процесс, начинаясь с ощущений, получаемых от воспринимаемого предмета, только получением необходимого набора ощущений не заканчивается, и, в конечном счете, далеко выходит за пределы простого суммирования получаемых от воспринимаемого предмета ощущений.

Между ощущениями и восприятием, как познавательными процессами, существуют следующие различия:

1. Ощущения не имеют предметной отнесенности, то есть в сознании человека они не связываются с определенными предметами, не воспринимаются как его качества, в то время как образ всегда соотносится с тем или иным конкретным предметом;

2. Ощущения воспринимаются человеком как его внутренние состояния, в то время как те ощущения, которые он получает при восприятии предметов, представлены в его сознании как свойства соответствующих предметов;

3. В результате получения человеком множества разнообразных ощущений образ автоматически не складывается, тем более - целостная картина мира. Она создается за счет восприятия, к которому в процессе обработки получаемой человеком информации подключаются другие познавательные процессы - память, воображение, мышление и речь;

4. Для того чтобы некоторый объект был правильно и полностью воспринят человеком, и в восприятии человека возник адекватный образ соответствующего объекта, человеку необходимо относительно него совершить встречную, целенаправленную и разумную активность – познавательную, перцептивную деятельность, связанную с построением данного образа. Для возникновения отдельных ощущений и их соответствия реальной действительности никакой специальной деятельности или встречной активности со стороны человека по отношению к воспринимаемому объекту, как правило, не требуется.

5. Отдельные ощущения обычно «привязаны» к специфическим органам чувств, возникают в каждом из них отдельно, независимо от работы других органов чувств. Образ, складывающийся в результате восприятия, всегда предполагает взаимодействие и скоординированную работу многих органов чувств, и без их согласованной деятельности сложиться не может.

6. Образы, рождаемые в процессе восприятия, обладают, в отличие от ощущений, такими характеристиками, как целостность, предметность, константность и категориальность. Рассмотрим названные свойства восприятия и его образа в отдельности.

Целостность образа проявляется, во-первых, в том, что он возникает и существует всегда как нечто целое, а не в качестве набора отдельных, независимых друг от друга ощущений. Во-вторых, образ восприятия изменяется не по отдельным ощущениям, входящим в его состав, а сразу в целом. В-третьих, свойство целостности образа проявляется в том, что он нередко возникает из ограниченного набора ощущений, в совокупности не отражающих все свойства воспринимаемых предметов. Мы можем, например, узнать, буквы знакомого алфавита, получив лишь фрагментарные сведения о некоторых, наиболее информативных их элементах. По отдельным деталям известной геометрической фигуры мы ее можем сразу же представить в целом.

Константность образа проявляется в его относительном постоянстве при изменяющихся условиях восприятия предмета, к которому данный образ относится. Так, например, мы видим одинаковыми по форме и величине хорошо знакомые нам предметы и людей, находящихся от нас на сравнительно небольших расстояниях. Мы также относительно стабильно воспринимаем цвета окружающих нас предметов, их яркость и другие характеристики, несмотря на то, что при разной освещенности меняется спектральный состав отражаемых данными предметами электромагнитных волн и, соответственно, отдельные цветовые ощущения. Музыкальная мелодия может оставаться

одной и той же в нашем восприятии, независимо от изменений громкости или тембра входящих в ее состав звуков.

Это качество образа восприятия в целом имеет большое значение в жизни людей. Они во взаимодействии с другими людьми постоянно движутся, мы воспринимаем окружающие нас, перемещающиеся в пространстве предметы с различных расстояний, с разных точек зрения, при разном освещении и прочих, случайным образом меняющихся условиях. Вследствие этого происходят регулярные и нерегулярные изменения характеристик оптических отображений соответствующих предметов на сетчатках правого и левого глаз. Звуки, производимые окружающими предметами или отражаемые ими, также могут восприниматься нами как звуки различной громкости, высоты, тембра, с различной локализацией в пространстве. Тем не менее, воспринимаемый человеком мир света и звуков, а также связанный с ними предметный мир остаются относительно стабильными, то есть, человек этот мир видит таким, каким он его привык воспринимать – так, как если бы этот мир в действительности не менялся.

Категориальность образа восприятия заключается в том, что в процесс восприятия активно включается речь, что воспринимаемые нами предметы обозначаются словами – понятиями, и тем самым относится к определенной группе или категории предметов или явлений. Категориальность – это осмысленность и обобщенность образа восприятия, включение в его состав наиболее существенных свойств, характеризующих сложившееся представление о группе воспринимаемых предметов. Если, к примеру, мы называем некоторый воспринятый нами предмет (фигуру) как треугольник, то это означает, что мы, во-первых, включаем данный предмет (фигуру) в группу треугольников, во-вторых, приписываем воспринятому предмету (фигуре) свойства, присущие всем треугольникам, даже если эти свойства в настоящий момент времени нами непосредственно не воспринимаются.

В построении образа участвуют не только процессы, связанные с получением разнообразных ощущений от воспринимаемого предмета, но и все

остальные познавательные или психические процессы человека. В ходе восприятия человек всегда ставит и решает так называемые перцептивные задачи, связанные с построением полного и правильного образа воспринимаемого объекта. В этом активную роль играет мышление. С помощью других познавательных процессов - памяти, воображения и речи - решаются вопросы, касающиеся соответствии образа, складывающегося в результате восприятия, реальной действительности. А. Н. Леонтьев, характеризуя процесс восприятия, не случайно называл его перцептивной деятельностью, направленной на построение адекватного образа воспринимаемого предмета.

В высокоразвитом восприятии человека любой объект или явление представлены не только в тех их свойствах, которые непосредственно воспринимаются и отражаются в ощущениях, но и во многих других, не содержащихся в ощущениях качествах, познаваемых опосредствованным путем, за счет мышления, памяти и воображения. Так, например, воспринимая дом, в котором живут другие люди, человек представляет его не только в тех физических характеристиках, которые отражены в зрительных ощущениях, получаемых при его восприятии, но также и внутреннее строение дома, живущих в нем людей, происходящие в нем процессы и события, касающиеся жизнедеятельности проживающих в нем людей, и т. д..

Важный вопрос, связанный с восприятием – это его разделении на виды. Существует много различных видов восприятия и, соответственно, немало критериев их выделения и классификации. Так, например, восприятие человека можно делить на виды в соответствии с основными органами чувств, через которые поступает информация, необходимая для построения образа, на основании того, что является содержанием образа восприятия, на базе отношения образов восприятия к реальной действительности и по многим другим критериям. В первом случае говорят о зрительном, слуховом, осязательном, обонятельном и вкусовом восприятии. Во втором случае

выделяют восприятие пространства, движений и времени. В третьем случае восприятие делят на внутреннее и внешнее, субъективное и объективное.

Существуют сложные, или комплексные, системные виды восприятия, в которых разные органы чувств принимают примерно одинаковое участие. Такими являются, например, восприятие пространства и движений. Имеются виды восприятия, для которых не существует специализированных органов чувств. К ним, например, относится восприятие времени. Оно основано на процессах, происходящих в организме в целом, а не в каком-либо отдельном органе чувств.

Не все виды восприятия играют одинаковую роль в жизни людей, одни из них представляются более, другие менее значимыми с точки зрения обеспечения нормальных условий существования и развития. Главными для человека являются зрительное, слуховое и осязательное восприятие, поскольку с их помощью человек получает основную и наиболее существенную для него информацию об окружающем мире, о находящихся в нем предметах и происходящих событиях. Поэтому данным видам восприятия ученые-психологи уделили наибольшее внимание. Эти виды восприятия лучше всего изучены и наиболее широко представлены в научной литературе.

Как познавательный процесс, восприятие включает в себя несколько фаз получения и переработки информации. Эти фазы представляются следующими:

1. Первичное выделение комплекса стимулов в потоке информации, поступающей из окружающей среды и воспринимаемой органами чувств.

2. Принятие решения о том, что соответствующие стимулы относятся к какому-либо конкретному объекту, предмету или явлению, то есть, сравнение этих стимулов с соответствующим объектом (предметом или явлением).

3. Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сопоставление с которым полученного сенсорного опыта позволяет судить о том, что представляет собой воспринимаемый объект.

4. Отнесение воспринимаемого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность такого отнесения.

5. Окончательный вывод о том, что представляет собой воспринимаемый объект, с приписыванием ему непосредственно не воспринимаемых свойств, характерных для других объектов подобного типа (категоризация образа или его осмысление).

Рассмотрим подробнее зрительное и слуховое восприятие человека. Зрительное восприятие включает в себя следующие частные виды восприятия: восприятие света, цвета, контраста, линий, границ, отделяющих одни предметы от других, форм, размеров (величины), глубины (удаленности), фактуры поверхностей, объемности, места расположения предметов, изменений, происходящих в зрительном поле в целом. Этот длинный перечень говорит о том, что с помощью зрения может быть воспринято большое количество разнообразных свойств, присущих различным предметам и явлениям окружающего мира, а также о том, какое значение вид восприятия – зрительное - имеет в жизни людей.

Рассмотрим более детально особенности перечисленных выше видов восприятия. Под восприятием света понимается констатация человеком наличия или отсутствия в окружающем его пространстве света как такового (электромагнитных волн определенной длины). Своеобразной точкой отсчета для появления данного вида восприятия является полная темнота или полное отсутствие каких бы то ни было световых ощущений. Объективным условием их возникновения или начала восприятия света является превышение световым стимулом абсолютного нижнего порога ощущений яркости света.

Восприятие цвета – это субъективное различение человеком тех световых ощущений, которые порождаются электромагнитными волнами разной длины, и которые относятся к хроматическим цветам. Под восприятием контраста понимается четкое различение человеком разницы между освещенными и неосвещенными, а также по-разному окрашенными частями

поверхности. Чем больше разница в их освещенности или в цвете, тем отчетливее проявляется контраст между ними, и наоборот.

С представлением о восприятии цветового контраста связано выделение в зрительном поле четких линий, отделяющих друг от друга соответствующие части поверхностей. Иногда эти линии зрительно выделяются четко, и в данном случае говорят о разделении воспринимаемой поверхности или пространства на отдельные составляющие. Такое восприятия называют структурированным в отличие от восприятия объектов, между которыми нет четких границ (подобное восприятие и формирующийся в нем образ можно назвать неструктурированным). Так понимаемая структурированность или не структурированность восприятия усиливает восприятие цветового (светового) контраста.

Структурированность и контраст зрительного поля играют существенную роль в ориентации человека в окружающем мире. При высокой структурированности и контрасте мир человеку представляется состоящим из отдельных предметов и явлений, каждый из которых складывается, свою очередь, из множества деталей. Для того чтобы хорошо ориентироваться в них, человек, во-первых, должен уметь зрительно отличать один предмет от другого, во-вторых, отличать друг от друга детали соответствующих предметов.

Мир, в котором человек живет, включает огромное количество разнообразных предметов, и большинство из них имеет различную форму. Среди них есть сравнительно простые, например, квадрат, треугольник, круг, овал и т. п. Имеются и более сложные формы, которые трудно определить одним словом. Все множество разнообразных форм человеку необходимо зрительно выделять, определять и оценивать, а соответствующий процесс восприятия называют восприятием форм.

Восприятие величины – это восприятие и оценка человеком некоторого предмета или явления как малого, среднего или большого по своему размеру. Так, например, можно оценивать величины предметов, которые напрямую

сравниваются друг с другом, и для которых существуют некоторые эталоны (образцы) их оценок по величине. Например, если нас окружают люди, большинство которых имеет рост 165-170 см., то по сравнению с ними люди, ростом меньше, чем 160 см, будут восприниматься как маленькие, а люди ростом больше, чем 175 см. - как большие. Если вокруг нас находятся деревья высотой в основном 5-7 м, то, скорее всего, деревья высотой меньше, чем 4 метра, будут оцениваться как низкорослые, а деревья высотой больше 8 м - как высокие. Восприятие и оценка человеком различных сторон и параметров предметов всегда относительные и зависят от заданного эталона, опыта, от того, что и с чем непосредственно сравнивается.

Восприятие глубины или удаленности – это оценка расстояния от человека до воспринимаемого им предмета или протяженности соответствующего предмета в длину в направлении от человека. Восприятие глубины представляет собой один из самых сложных видов восприятия по той причине, что предполагает оценку третьего измерения пространства, непосредственно не отражаемого на поверхности сетчаток глаз (два других изменения объемных предметов – их ширина и высота – соответствуют ширине и высоте плоскостных отображений данных предметов на поверхности сетчаток глаз).

С восприятием глубины в чистом виде мы имеем дело тогда, когда воспринимаемый предмет расположен (протяжен) в направлении по главной зрительной оси3 (см. рис. 21, а). В остальных случаях восприятие глубины или протяженности предмета в глубину обычно сочетается с его восприятием и оценкой по двум другим измерениям: ширине и высоте (рис. 21, б).

Объемное восприятие предметов, находящихся в окружающем человека пространстве, то есть, их восприятие и оценка по ширине, высоте и глубине, осложняет выделение и оценивание глубины как таковой, поскольку в данном случае наблюдателю приходится учитывать угол поворота воспринимаемого объекта относительно главной зрительной оси в горизонтальном или вертикальном направлениях. Решая задачу на восприятие глубины (протяженности объекта в третьем, указанном выше измерении), человеку приходится делать коррективы на оценку двух других измерений соответствующего объекта. Это непростая тригонометрическая задача, так как в процессе ее решении приходится учитывать соотношение углов воспринимаемого объекта.

Фактурой поверхности называется своеобразие ее строения, включая гладкость, раскраску, характер имеющихся неровностей, особенности их

расположения на поверхности и т. д. Фактура поверхности образует сложный рисунок, который можно описывать по многим признакам.

Особую проблему для понимания психофизиологических или психофизических механизмов зрительного восприятия представляет объемное восприятие мира. Внешняя часть сетчатки глаза, на которую проецируются изображения всех зрительно воспринимаемых человеком предметов, представляет собой вогнутую поверхность или полусферу. Проецируемые на нее объемные предметы в их различных изображениях имеют только два измерения: ширину и высоту. Пользуясь только такими признаками, человек не в состоянии правильно воспринимать и объективно оценивать объемные характеристики воспринимаемых предметов. Тем не менее, человек на это способен, и в нормальных условиях не испытывает существенных трудностей в объемном видении и восприятии разнообразных предметов в трехмерном пространстве. В связи с этим возникает вопрос о том, что и каким образом обеспечивает объемное восприятие пространства. Ответ на данный вопрос содержится в разделе психологии зрительного восприятия, который называется восприятием пространства.

Слух наряду со зрением слух – второй по значимости источник жизненно важной для человека информации, а слуховая система – одна из самых «бдительных» сенсорно-перцептивных систем. Она всегда начеку, причем, даже тогда, когда человек спит. Она в любой момент готова к приему сигналов. В этом плане по своей жизненной ценности слух не имеет равных и даже превосходит по своим потенциальным возможностям зрение. Человек может пользоваться зрением только тогда, когда бодрствует, когда его глаза открыты, когда воспринимаемый им объект находится в поле зрения, и когда он направляет свой взор на соответствующий объект. Ничего этого для слуха не требуется. Человек слышит звуки в любое время: и тогда, когда он спит, и тогда, когда источник звука находится в зрительно невидимом для него месте пространства.

Ценность слуха в первую очередь определяется теми звуками, которые несут в себе жизненно важную информацию, например, такую, с помощью которой человек точно определяет место расположения значимых для него объектов, производящих или отражающих звуки, в пространстве. Информации, которая содержится в воспринимаемом человеком звуке бывает достаточно, для того чтобы не только точно локализовать место расположения его источника в пространстве, но и выяснить многие особенности самого звука и его источника.

Звуки могут сказать нам многое об объектах, которые эти звуки порождают или отражают, поскольку известно, что разные объекты производят различные, идентифицируемые с ними звуки. Так, например, мы точно устанавливаем и четко выделяем звуки человеческой речи среди прочих звуков, или звуки, производимые хорошо знакомыми предметами и явлениями. Иногда – это в первую очередь касается звуков, производимых живыми существами – характер звука несет в себе информацию о состоянии соответствующего объекта в настоящий момент времени.

Слуховое восприятие, как и зрительное, представляется достаточно сложным видом восприятия. Оно включает в себя следующие частные разновидности:

- определение наличия или отсутствия в данный момент звука как такового;

- установление физических характеристик (параметров) воспринимаемого звука, в частности, его громкости, высоты и тембра;

- выяснение места расположения источника звука в пространстве;

- определение изменений, происходящих в воспринимаемом звуке (если он меняется в процессе его восприятия),

- оценка возможных перемещений источника звука в пространстве, включая направление, скорость и траекторию.

Слуховое восприятие начинается с момента констатации наличия звука, поэтому в приведенном выше перечне данная разновидность слухового

восприятия находится на первом месте. Поскольку с физической точки зрения звук – это колебания давления воздуха, то речь, соответственно, идет об определении человеком наличия или отсутствия соответствующих колебаний давления воздуха в окружающей среде. При их отсутствии человек может сделать вывод о том, что вокруг него ничего не происходит, а при наличии – заключить, что в непосредственной близости или в удалении от него что-то происходит.

Появившийся звук сразу привлекает внимание человека и ставит перед ним вопрос о том, что произошло. Для того чтобы ответить на этот вопрос, человек обращает внимание на место расположения источника звука и на сам источник, использует остальные, перечисленные выше разновидности слухового восприятия, и в дополнение к ним включает в работу другие органы чувств.

Следующий момент, касающийся слухового восприятия – это определение физических характеристик воспринимаемого звука, к которым относятся громкость, высота и тембр. По ним человек устанавливает источник соответствующего звука и оценивает его особенности до того, как данный источник будет воспринят другими органами чувств.

Практически все объекты, производящие различные звуки, отличаются друг от друга. Соответственно, разными по своим субъективным свойствам будут и характерные для них звуки. В большинстве случаев между параметрами звуков, их громкостью, высотой и тембром, с одной стороны, и объектами, которые их порождают, с другой стороны, имеется взаимно однозначное соответствие. Это позволяет человеку по особенностям звука не только идентифицировать соответствующий объект и место его расположения в пространстве, но и делать определенные выводы о его характеристиках – таких, которые в данный момент времени зрительно не воспринимаются. После того, как определено наличие или отсутствие источника звука, выясняется место его расположения в пространстве.

Точная локализация источника звука в пространстве необходима человеку по двум причинам. Во-первых, знание места расположения источника звука позволяет найти соответствующий ему объект в окружающем пространстве, и далее, с помощью зрения и других органов чувств исследовать его. Во-вторых, точная пространственная локализация места расположения источника звука позволяет человеку адекватным образом реагировать на объект, порождающий этот звук, предпринимать в отношении его необходимые действия, например, приближаться к нему или, напротив, удаляться от него.

Звуки могут изменяться не только при перемещениях их источников в пространстве, но и в тех случаях, когда порождающие их объекты остаются неподвижными. Некоторые звуки меняются в зависимости от состояния объекта, с которым они связаны, и человек по характеру звуку может определить данное состояние (например, состояние другого человека по особенностям его речи; состояние животного, с которым человек имеет дело; состояние машины или работу другого технического устройства, которое производит определенные звуки; состояние окружающей среды). Если источник звука перемещается в пространстве, то человек по изменениям звука может оценивать параметры движений соответствующего ему объекта, включая направление, скорость, траекторию, ускорение или замедление.

С помощью слуха человек в состоянии не только воспринимать звуки и по ним судить о месте расположения в пространстве предметов, порождающих или отражающих эти звуки, но и о свойствах самих предметов. Установлено, например, что слепые люди пользуются слуховыми ощущениями для получения информации о многих параметрах зрительно не воспринимаемых ими объектов: величине, форме, материалу, из которого они изготовлены, и т. д., поскольку звуки, отражаемые различными по этим характеристикам предметами, имеют свои особенности, которые обычно не воспринимаются на слух людьми с нормальным зрением, так как подобные свойства зрячие люди способны оценивают с помощью зрения.

Теории восприятия.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.