Проблемы, связанные с вниманием, их причины и способы устранения — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Проблемы, связанные с вниманием, их причины и способы устранения

2019-09-26 347
Проблемы, связанные с вниманием, их причины и способы устранения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные проблемы, связанные с вниманием у человека, вытекают из того, о чем говорилось в предыдущих параграфах главы, и могут быть определены, исходя из имеющихся представлений о нем и связях внимания с другими психологическими особенностями человека. В заключительном параграфе они будут раскрыты и описаны. Там, где это возможно, будут также названы их предполагаемые причины и способы устранения.

Вначале перечислим типичные проблемы, связанные с вниманием, а далее обсудим их вероятные причины. В заключение наметим способы предупреждения и пути устранения проблем, касающихся внимания человека, в частности - детей.

Проблемы, связанные с вниманием, могут относиться, прежде всего, к недоразвитию внимания в целом или отдельных его свойств. Если речь идет об общем недоразвитии внимания человека, то в практике в связи с данной проблемой могут встретиться следующие частные случаи:

- недостатки в развитии всех свойств внимания человека: объема, устойчивости, распределения, переключаемости и концентрации;

- нахождения внимания в целом на сравнительно низком уровне развития, например, на уровне низшей психической функции по Л.С. Выготскому. В этом случае у соответствующего человека может отсутствовать или быть слаборазвитой произвольность или опосредствованность внимания;

- слабая связь внимания с другими познавательными процессами и видами деятельности человека. В данном случае мы имеем дело с ситуацией, когда по тестам внимания человек получает достаточно высокие показатели, однако, в практической деятельности демонстрирует немало недостатков, связанных с вниманием.

Когда речь идет о проблемах, касающихся отдельных свойств внимания, то они могут относится к следующим его особенностям: устойчивости, распределению, концентрации, переключаемости или объему.

Типичные недостатки, касающиеся устойчивости внимания, могут проявляться в следующих моментах:

- внимание человека, когда он в течение длительного времени занимается одним и тем же делом, периодически меняется, то улучшаясь, то ухудшаясь, но эти колебания внимания являются существенными;

- внимание человека закономерно меняется в течение времени выполнения соответствующей деятельности, например, вначале оно является слабым, а к середине или к концу деятельности улучшается или выравнивается. Может быть и наоборот: вначале человек работает с повышенным вниманием, а затем его внимание ухудшается, и чем дольше продолжается деятельность человека, тем хуже становится его внимание.

Характерные недостатки, касающиеся распределения внимания, могут проявляться в следующих моментах:

- человек оказывается не в состоянии распределить свое вниманием между несколькими видами деятельности, то есть выполнять их одновременно;

- одним видам деятельности при условии, что человек вынужден одновременно занимается разными ее видами, он уделяет больше внимания, чем другим;

- все виды деятельности, которыми человеку приходится заниматься, независимо от их количества, выполняются им с недостаточным вниманием.

Проблемы, связанные с концентрацией внимания человека на чем-либо, могут проявиться в следующих моментах:

- человек не в состоянии в достаточной для успешного выполнения какой-либо деятельности степени сконцентрировать свое внимание на ней;

- мера концентрации внимания на выполняемой деятельности изменяется в ходе ее выполнения.

Основные трудности, связанные с переключением внимания, могут касаться следующих моментов:

- человек не в состоянии в нужным момент времени отвлечься от прежнего дела, чтобы переключиться на новое дело;

- человек переключается на новое дело, но не в состоянии достаточно быстро сконцентрироваться на нем и начать его выполнять с высоким качеством;

- скорость переключения внимания человека с одного дела на другое не соответствует предъявляемым требованиям: человек делает это недостаточно быстро.

С объемом внимания у человека могут быть связаны следующие трудности:

- объем внимания мал, недостаточен для того, чтобы одномоментно воспринимать и обрабатывать нужное количество информации;

- объем внимания человека большой, но в сложившихся условиях имеющиеся у него возможности по объему внимания используются не полностью.

Обратимся к краткому анализу возможных причин, связанных с перечисленными выше проблемами внимания, путей их предупреждения и способов устранения.

Если эти проблемы касаются общего недоразвития внимания человека, то их можно устранить за счет его активного развития. Для этого нужно регулярно выполнять упражнения, рассчитанные на концентрацию, распределение и переключение внимания. Лучше всего это делать на примере той деятельности, с выполнением которой у человека связаны характерные для него проблемы внимания. Если речь идет об учебной деятельности, то в ней всегда можно найти примеры выполнения такого рода заданий. Правда, следует иметь в виду, что если речь идет о детях до младшего школьного возраста включительно, то возможности развития внимания этих детей, во первых, ограничены возрастом, во-вторых, связаны преимущественно не с учебной, а игровой деятельностью (она в этом возрасте является ведущей).

При развитии внимания человека также важно учитывать, что оно, как психическая функция, связано с другими познавательными процессами человека, например, с памятью и мышлением. Без одновременного развития у человека других познавательных процессов трудно рассчитывать на значительные успехи, касающиеся формирования внимания.

Возможности развития внимания у человека также могут оказаться ограниченными в том случае, когда характерные для него проблемы, связанные с вниманием, обусловлены какими-либо органическими заболеваниями, затрагивающими структуры и процессы, происходящие в мозге. В этом случае необходимо ставить клинико-психологический диагноз с использованием специальных методов диагностики внимания, и одновременно с попытками его развитие у соответствующего человека заниматься его лечением.

Неустойчивость внимания помимо проблем, связанных с недостаточным развитием этого свойства у человека, может быть вызвана следующими причинами:

- отсутствием интереса человека к тому делу, которым он занимается, и одновременным наличием у него повышенного интереса к какому-либо другому делу, которое конкурирует с первым, и отвлекает внимание человека от него:

- тем, что психологи называют «эмоциональным выгоранием»;15

- усталостью, утомлением, плохим физическим самочувствием человека;

- нахождением человека в данный момент времени в состоянии аффекта или стресса.

- неспособностью человека в силу наличия у него какого-либо заболевания, связанного с работой мозга, длительное время напряженно трудиться в условиях устойчивого внимания.

Вероятными причинами недостатков, касающихся распределения внимания, могут оказаться следующие:

- объем внимания человека мал, и его недостаточно, для того чтобы одновременно выполнять сразу несколько дел, распределяя между ними внимание.

Практика показывает, что количество дел, успешно выполняя которые, человек может распределять свое внимание, равно примерно половине объема его внимания. При среднем объеме внимания от 3 до 7 единиц (объектов), человек сможет успешно заниматься двумя – тремя делами одновременно. Однако, если его персональный объем внимания находится на нижней границе среднего диапазона (3 единицы), то такой человек будет испытывать трудности даже в том случае, когда ему придется распределять свое внимание между двумя видами деятельности;

- трудности, связанные с переключением внимания с одного дела на другое.

Выше уже говорилось о том, что для того, чтобы одновременно заниматься несколькими делами человек должен уметь быстро переключать свое внимание с одного дела на другое. Если переключаемость внимания у данного человека низкая, то, как следствие, и распределение внимания у него будет связано с затруднениями.

Причинами проблем, касающихся концентрации внимания, могут стать следующие:

- озабоченность человека в данный момент времени чем-либо другим, отличающимся от того, на чем ему необходимо сконцентрировать свое внимания;

- утомление, усталость, плохое физическое самочувствие;

- особенности темперамента человека.

Люди с флегматическим или меланхолическим темпераментом все будут делать медленнее, чем люди с сангвиническим или холерическим типом темперамента, и эти тенденции у них могут проявляться в скорости концентрации внимания на чем-либо.

Трудности, связанные с переключением внимания, могут быть объяснены теми же причинами, которые выше были названы по отношению к проблемам, касающимся концентрации внимания. Дополнительно к этим проблемам можно назвать различие интересов человека к тем делам, между которыми ему нужно переключать свое внимание. Если, к примеру, у человека имеется повышенный интерес к тому делу, которым он в данный момент времени занимается, то на менее интересное дело он будет переключать свое внимание с трудом, и, наоборот, с менее привлекательного дела на более привлекательное дело внимание человека будет переключаться легко.

В заключение остановимся на общих рекомендациях, касающихся развития внимания, не разделяя их рекомендации между отдельными свойствами внимания. Обобщенный характер соответствующих рекомендаций объясняется тем, что проблемы, касающиеся разных свойств внимания (за исключением объема внимания – о нем несколько слов будет специально сказано в конце данного параграфа), и их возможны причины во многом совпадают.

Общие рекомендации по формированию и развитию внимания представляются следующими:

1. Человек должен приучать себя к тому, чтобы внимательно исследовать все, что в данный момент времени им воспринимается, обращая особое внимание на детали воспринимаемого.

2. Регулярно стараться припоминать, восстанавливать в своей памяти воспринятое. Такая привычка, в свою очередь, приучит человека более внимательно изучать воспринимаемое.

3. Стараться при возможности стараться одновременно выполнять несколько разных дел, переключая внимание между ними. Здесь важно добиваться того, чтобы каждое из этих дел выполнялось на высоком уровне.

4. Систематически проверять, оценивать свое внимание с помощью психологических тестов. Это позволит регулярно следить за динамикой своего внимания, в частности, за процессом его развития.

Теперь обсудим рекомендации, касающиеся развития объема внимания. Он, как правило, является устойчивым, зависит от устройства и работы организма, в частности мозга. С возрастом объем внимания человека может естественным образом меняться, постепенно увеличиваясь вплоть до подросткового периода, а далее, как правило, становится уже более или менее устойчивым.

При любом объеме внимания человек может так организовать свою деятельность, что ее продуктивность и качество будут достаточно высокими. Для этого, однако, необходимо точно знать объем внимания, и при выполнении разных видов деятельности стараться его принимать в расчет. Это значит, что количество разных объектов, которые человек должен удерживать в поле своего внимания при выполнении той или иной работы, не должно превышать половины его объема внимания. Например, если перед человеком стоит задача быстрее и как можно лучше запомнить какой-либо сложный текст, то его рекомендуется запоминать по частям, соответствующим объему внимания. Чем меньше объем внимания человека, тем меньшими должны быть соответствующие части, и наоборот. Если человеку нужно одновременно выполнять несколько разных дел или переключать внимание с одного дела на другое, то их количество также не должно превышать объем внимания человека, разделенный напополам.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.