Нейрофизиологический подход к восприятию. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Нейрофизиологический подход к восприятию.

2019-09-26 259
Нейрофизиологический подход к восприятию. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Данный подход основан на убеждении в том, что такие явления, как ощущения и восприятие, лучше объясняются известными нейронными и физиологическими механизмами функционирования сенсорных систем, чем гипотетическими психическими процессами, происходящими в голове человека. Предполагается, что процессы, соотносимые с работой сенсорных систем, анализируют поступающие в них сенсорные сигналы (как правило, слабые или искаженные), усиливают, уточняют и интегрируют их в единый образ, причем все это происходит на уровне нервной системы без участия психики человека как таковой.5

В современной психологии восприятие трактуется не только как построение или создание нового образа воспринимаемого человеком объекта, но также как опознание или узнавание знакомого, известного человеку объекта

. В этом случае предполагается, что соответствующий объект хотя бы в общих чертах человеку уже знаком, но его в сложившейся обстановке необходимо узнать (опознать, идентифицировать). При таком понимании восприятия существуют специальные объясняющие его теории, которые можно назвать теориями опознания. Они по-разному объясняют то, каким образом человек узнает знакомые, известные ему объекты. Основными из этих теорий являются следующие.

1. Гештальтпсихологическая теория опознания. В данной теории утверждается, что опознание объекта основано на восприятии соответствующего ему стимульного материала в целом. Отдельные части «стимульной конфигурации» в процессе ее восприятия вначале приобретают гипотетическое, значение, известное человеку по прошлому опыту. Затем один из образов, возникших в сознании человека в результате опознания, получает подкрепление за счет поступающих в сенсорную систему сигналов, и, соответственно, опознается как наиболее вероятный из всех образов.

5 В данном случае мы в очередной раз встречаемся с чисто физиологическим подходом к объяснению психических явлений, недостатки которого уже обсуждались.

2. Теория опознания путем обработки информации «снизу – вверх» и «сверху – вниз». В данной теории утверждается, что опознание объекта или его узнавание начинается с формирования образов отдельных частей соответствующего объекта, суммирование которых далее приводит к появлению целостного образа (согласно теории обработки информации «снизу – вверх»), или что априорно существующее, гипотетическое представление об объекте приводит к дальнейшему опознанию его отдельных компонентов (согласно теории обработки информации «сверху – вниз»).

3. Теория опознания, основанная на сравнении узнаваемого объекта с эталоном. Эта теория предполагает, что образ воспринимаемого (опознаваемого) предмета возникает и уточняется при совпадении поступающих от данного предмета сенсорных стимулов с соответствующей внутренней, мысленной его «формой», выступающей как образец или эталон соответствующего объекта. Данный эталон представляет собой некоторую структуру, которая при ее сопоставлении с поступающими от органов чувств сенсорными стимулами позволяет узнавать соответствующий объект, то есть создавать четкое представление о нем. Согласно данной теории, у человека в процессе приобретения им жизненного опыта образуется большое количество разнообразных эталонов, каждый из которых в его памяти и сознании соотносится с некоторым словом - понятием. При сравнении воспринимаемого стимульного материала с эталоном происходит следующее. Когда информация, получаемая с помощью органов чувств, соответствует совместимому с ней эталону, хранящемуся в памяти, то в голове человека сразу возникает нужный образ воспринимаемого предмета.

4. Теория опознания через анализ поступающих стимулов. В этой теории утверждается, что формирование (опознание) образа может происходить на основе анализа элементарных свойств входных стимулов. Предполагается, что каждый опознаваемый объект включает в себя совокупность специфических стимулов, сочетание которых порождает целостный образ. Поэтому, анализируя все поступающие в процессе восприятия стимулы в отдельности,

можно, в конечном счете, опознать (узнать) весь объект, соответствующий полученному набору сигналов.

5. Теория опознания по прототипу. В соответствии с данной теорией предполагается, что формирование образа узнаваемого объекта происходит при совпадении воспринимаемой совокупности сенсорных стимулов с абстрактным или идеальным умственным образцом. Эта теория исходит из предположения о том, что в долговременной памяти человека хранятся не конкретные и точные эталоны всех воспринимаемых объектов, а их обобщенные модели, которые являются прототипами этих объектов. Воспринимаемая совокупность стимулов сопоставляется с прототипом, в результате происходит идентификация (опознание) соответствующего объекта, то есть возникновение его образа. Прототип позволяет распознавать образ даже в том случае, если он не вполне идентичен прототипу, а только внешне похож на него.

Ознакомимся с имеющимися в психологии теориями слухового восприятия. Существуют две основные теории слуха, объясняющие, каким образом анатомо-физиологические структуры внутреннего уха обрабатывают информацию о частоте звуков так, что у человека появляется возможность воспринимать эти звуки, определять абсолютную высоту тона и различать их по высоте. Обычно для краткости эти теории называют теорией места и временной теорией.

Авторы теории места исходят из представления о строгой тонотопической организации волосковых клеток кортиева органа. Это означает, что каждой стимульной частоте соответствует свое, строго определенное место на базилярной мембране. Следовательно, колебания жидкости, содержащейся в улитке (см. рис. 15), в зависимости от их частоты вызывают смещения разных участков базилярной мембраны. Эти участки, в свою очередь, стимулируют связанные с ними волосковые клетки и соответствующие им нервные слуховые волокна.

Основную мысль, касающуюся слухового восприятия и вытекающую из данной теории, можно сформулировать следующим образом. Волосковые клетки, расположенные у основания базилярной мембраны, отличаются повышенной чувствительностью к высокочастотным звукам, а волосковые клетки, находящиеся вблизи верхушки улитки или геликотермы, напротив, более активно реагируют на стимуляцию низкими частотами.

Ключевой идеей данной теории, соответственно, является предположение о том, что разные частоты колебаний давления окружающей среды возбуждают различные участки базилярной мембраны, непосредственно связанные с этими участками волосковые клетки и принадлежащие им волокна слухового нерва, а также нейронные структуры связанной со слухом коры головного мозга. Благодаря этому, мы воспринимаем и различаем звуки разной высоты.

Ранняя версия данной теории принадлежит немецкому ученому Г. Гельмгольцу, который высказал предположение о пространственном распределении частот в улитке (о различных резонансных свойствах ее отдельных участков). Позднее эта теория была усовершенствована и доведена до современного вида венгерским физиологом Г. Бекеши, открывшем и описавшем физиологический механизм нервного возбуждения, работающий во внутреннем ухе.

Альтернативой теории места, созданной Г. Бекеши, стала временная теория, которую также называют частотной или телефонной теорией слуха. Сторонники данной теории исходят из того, что базилярная мембрана колеблется как единое целое, воспроизводя частоту воспринимаемой человеком звуковой волны. В результате потенциалы действия в нейронах слуховой системы возникают с той же частотой, какая присуща звуковому стимулу. Следовательно, согласно данной теории, частота колебаний давления воздуха, воспринимаемая ухом, передается слуховому нерву напрямую в результате синхронных колебаний структурных элементов улитки, и этот процесс во многом похож на передачу звуков диафрагмой телефонного аппарата или микрофона (отсюда второе название данной теории - телефонная).

Согласно временной теории воспринимаемая высота звука определяется частотой прохождения импульсов по слуховому нерву, которая, в свою очередь, коррелирует с частотой колебаний давления звуковой волны. Следовательно, в процессе восприятия высоты тона роль основного органа слуха принадлежит мозгу, а информация о частоте аудиального (слухового) стимула может быть закодирована и передана специфическим сочетанием и распределением нейронной активности слухового нерва во времени.

Для ученых, занимавшихся исследованиями слуха, долгое время оставалось загадкой то, каким образом человек, одновременно воспринимая большое количество разнообразных звуков, многие из которых имеют одинаковую громкость, легко выделяет и слышит те из них, которые его в данный момент времени интересуют. Так, например, если мы находимся в группе, состоящей из нескольких людей, говорящих одновременно, но нас интересует речь только одного из них, мы слышим, разумно воспринимаем и целенаправленно реагируем только на его слова, а речь остальных людей в данный момент как бы не воспринимаем. В проведенных учеными экспериментах было установлено, что человек в описанных условиях может действительно не слышать (не воспринимать) многие, не интересующие его звуки. Слуховая система человека устроена, по-видимому, таким образом, что она способна игнорировать или же подавлять другие звуки кроме тех, которые в данный момент времени являются для человека жизненно важными (наиболее интересными).

Восприятие пространства

В содержание понятия «восприятие пространства» входит восприятие объемности формы, величины, глубины и места расположения предметов в пространстве. Обсудим, что известно по поводу психофизиологических

механизмов восприятия человеком пространства. Начнем обсуждение с механизмов определения человеком места расположения предметов в пространстве относительно него самого и других предметов.

Восприятие места расположения предметов – это определение того, в каком месте или точке пространства в данный момент времени находится интересующий человека предмет. Для правильного восприятия места расположения предметов необходима система координат, имеющая свои точки отсчета и меры. Естественной точкой отсчета для установления места расположения воспринимаемого предмета в пространстве для человека является он или произвольно выбранная им точка отсчета, например, система координат, заданная в трехмерном пространстве относительно какого-либо предмета. Когда человека спрашивают о том, где в данный момент времени находится тот или иной объект, он, естественно, чаще всего всегда выбирает в качестве точки отсчета самого себя. Когда же человеку задают вопрос о том, где находится данный объект относительно чего-либо другого объекта, то точкой отсчета для определения его координат в пространстве или на плоскости становится другой объект, расположенный в данном пространстве.

Устанавливая место расположения воспринимаемого объекта в пространстве, человек определяет, где относительно его самого или избранной точки отсчета находится соответствующий объект: справа, слева, выше, ниже, перед ним, позади его или где-либо еще, и, пользуясь имеющимися в его распоряжении мерами (единицами измерения по каждому из направлений в пространстве), устанавливает, на каком расстоянии от избранной точки отсчета по каждому измерению находится соответствующий предмет.

При восприятии места расположения предмета на плоскости достаточно иметь только два измерения: «справа-слева», «вверху-внизу», а в трехмерном пространстве требуется уже три измерения, с добавлением измерения, определяемого словами «ближе-дальше». К восприятию пространства также относится оценка удаленности объекта от наблюдателя или его протяженности в том же направлении.

Точки зрения ученых по вопросу о психофизиологических и психофизических механизмах восприятия человеком пространства зависят от теории восприятия, которой данный ученый придерживается. Одни ученые считают правильной нативистскую теорию восприятия пространства, другие - опытную или когнитивную теорию восприятия пространства. Основной тезис сторонников нативизма заключался в том, что восприятие пространства и его механизмы являются у человека врожденными. Утверждая это, защитники данной теории имеют в виду не врожденность идеи пространства в духе априоризма (изначального присутствия в сознании человека данной идеи и всего, что связано с ней, как это утверждал, например, известный немецкий философ И. Кант), а наличие у человека врожденных механизмов восприятия пространства. В соответствующей теории доказывается, что восприятие пространства имеет первичный, не производный характер по отношению к чувственному восприятию окружающей действительности. Главное положение сторонников опытной или когнитивной теории восприятия пространства заключается в утверждении, что такое восприятие, особенно, третьего измерения пространства – глубины, является продуктом прижизненного развития психических функций человека, приобретения им жизненного опыта, благодаря которому, он научается правильно воспринимать пространство (предполагается, соответственно, что с рождения такая способность у человека отсутствует).

В доказательство правильности своей теории нативисты приводят аргументы, согласно которым до сих пор никому еще не удалось обнаружить не только у взрослых людей, но даже у младенцев, абсолютной неспособности воспринимать пространство. Каждое чувственное, пространственное качество – форма, величина, глубина, место расположения в пространстве - с рождения могут восприниматься человеком без специального обучения, и соответствующие пространственные качества предметов в восприятии людей изначально выступают для них как принадлежащие воспринимаемым предметам.

Основной контраргумент «когнитивистов» заключается в утверждении, что восприятие пространства может развиваться и совершенствоваться в процессе жизни человека, например, за счет тренировки и соответствующих упражнений. Оценки форм, величин, расстояний, глубин, мест расположения предметов в пространстве и ряда других свойств у детей являются, однако, еще несовершенными, намного менее точными, чем у взрослых людей. Кроме того, взрослые люди в зависимости от их жизненного опыта и профессии по-разному могут воспринимать и оценивать пространство.

Сравнение между собой этих двух теорий показывает, что каждая из них имеет убедительные аргументы в свою пользу и, соответственно, каждая из них хотя бы частично может быть признана правильной. Вместе с тем, каждая из них, взятая в отдельности, в состоянии удовлетворительно объяснить не все, что касается восприятия человеком пространства.

Поиск истины в обсуждаемом вопросе привел, в конечном счете, к компромиссу между этими теориями. Было, в частности, признано, что элементарные способности к восприятию пространства у человека действительно имеются с рождения и, по-видимому, заложены в генетической программе его физического и психического развития. Однако данная программа в ее исходном, врожденном варианте несовершенна и, к тому же, начинает действовать только при определенных условиях жизни - тогда, когда человек приобретает богатый и разнообразный опыт практического восприятия пространства. Эта программа содержит в себе возможность улучшения качества восприятия человеком пространства в процессе его жизни под влиянием приобретаемого опыта. И «нативисты», и «опытники» признают, что то, что окружающий мир воспринимается человеком как определенным образом организованный и представленный в трехмерном пространстве, как более или менее стабильный, является результатом эволюционного развития зрительной и нервной системы человека и его культуры. Вместе с тем, конкретное понимание того, как именно осуществляется восприятие человеком мира в трехмерном измерении, до сих

пор представляет до конца не решенную научную проблему.

 Непростыми для ответов остаются, в частности, следующие вопросы, связанные с восприятием пространства.

1. Каким образом человек может воспринимать трехмерное пространство и судить о нем, если всю информацию об окружающем мире он получает только в «двухмерном» исполнении (изображение пространства на поверхности сетчатки глаза являются плоскостным)?

2. Как зрительная система превращает двухмерные изображения, с которыми она имеет дело в момент восприятия пространства, в объемные, трехмерные образы окружающих предметов и явлений, складывающиеся, в конечном счете, в сознании человека?

3. При зрительном восприятии пространства человек получает два его плоскостных изображения, в правом и левом глазу. Когда они объединяются в одно изображение, то оно превращается в объемное. Каким образом это происходит?

Частичные ответы на эти вопросы можно получить, изучая характер сенсорной стимуляции сетчатки глаза и порождаемые этой стимуляцией ощущения. Одни поверхности мы, например, видим как более яркие, чем другие. Проекции разных предметов занимают различные по величине участки сетчатки глаза и воспринимаются по-разному (некоторые объекты воспринимаются полностью, другие частично, потому что заслонены другими объектами в поле зрения). Само ретинальное (сетчаточное) изображение несет в себе большую информацию и многочисленные признаки, в какой-то мере позволяющие нам воспринимать пространство в трех его измерениях. Некоторые из них могут восприниматься одним глазом, а для восприятия других требуется бинокулярное зрение или совместная, скоординированная работа двух глаз.

Когда величина воспринимаемого объекта известна наблюдателю, то восприятие и оценка степени его удаленности от человека опираются на соотношение видимого размера объекта с его реальной величиной. Если

данный объект располагается близко от наблюдателя, то воспринимаемый его размер увеличивается, и, наоборот, при удалении объекта от человека его видимый размер уменьшается. Зная эту закономерность, человек быстро научается более или менее точно определять расстояние до воспринимаемого предмета. Особенно хорошо развитой данная способность является у людей, которым по роду деятельности часто приходится оценивать расстояние до близко расположенных или удаленных от них объектов - геологов, географов, мореплавателей, летчиков, охотников, путешественников и других людей, работающих «в открытом поле».

Для оценки глубины или расстояния до воспринимаемых объектов может быть использован так называемый градиент текстуры, то есть видимый характер поверхности воспринимаемых объектов. Известно, что чем дальше от наблюдателя расположен объект, тем меньше деталей на его поверхности он в состоянии различать. На восприятие удаленности может оказывать влияние и количество деталей, различимых человеком в воспринимаемом им объекте: чем ближе от него находится данный объект, тем больше деталей он может в нем увидеть.

Восприятие места расположения объекта в пространстве или направления, в котором от нас располагается воспринимаемый объект, зависит от двух моментов: от места размещения изображения данного объекта на сетчатке глаза (при условии, что глаз человека в момент восприятия неподвижен, а его взор направлен вдоль главной зрительной оси, то есть, непосредственно перед собой), и от угла поворота глаз и головы человека относительно главной зрительной оси (при условии, что изображение воспринимаемого объекта располагается в центре сетчатки).

Для восприятия пространства человек может использовать две группы признаков: монокулярные и бинокулярные. Монокулярные – это признаки, выделяемые в воспринимаемом объекте одним глазом, а бинокулярные – признаки, выделяемые двумя глазами. То, что обсуждалось до сих пор, преимущественно относится к монокулярным признакам восприятия

пространства. Обратимся к некоторым бинокулярным признакам восприятия и оценки пространства.

При бинокулярном восприятии расстояния или глубины используются конвергенция или дивергенция глаз, которые представляют собой, соответственно, схождение или расхождение зрительных осей правого и левого глаза относительно друг друга при фиксации взора на некотором объекте.

Поскольку конвергенция и дивергенция глаз контролируются глазодвигательными мышцами, то степень их сокращения или расслабления может служить признаком глубины или удаленности от человека воспринимаемых предметов. Чем ближе от него находится воспринимаемый объект, тем больше сокращены или напряжены его глазодвигательные мышцы, и наоборот. Однако, конвергенция и дивергенция глаз в качестве признаков оценивания удаленности полезны лишь тогда, когда речь идет об объектах, расположенных сравнительно недалеко от наблюдателя, в пределах 450 метров.

Бинокулярная диспаратность выступает в качестве еще одного важного признака оценки пространства. Она представляет собой разницу между изображениями одного и того же объемного предмета на сетчатках правого и левого глаза. Способность зрительной системы использовать информацию, являющуюся следствием бинокулярной диспаратности, для определения того, насколько больше один объект удален от наблюдателя, чем другой, поражает воображение. По некоторым данным, возможна идентификация такой разницы в двух сетчаточных изображениях, которая соответствует диспаратности, равной 1 мк (микрон – 0,001 мм). Иными словами, человек зрительно обнаруживает равную всего лишь одному микрону разницу в изображениях одного и того же объекта на сетчатках левого и правого глаз. Если учесть, что ширина колбочек центральной ямки сетчатки глаза колеблется в пределах от 0,003 мм до 0,08 мм, то это означает, что зрительная система может обнаруживать диспаратность сетчаточных изображений,

которая меньше диаметра большинства фоторецепторов сетчатки. Благодаря чрезвычайной чувствительности зрительной системы к незначительной информации о бинокулярной диспаратности, стереоскопическое (объемное) зрение позволяет человеку обнаруживать мельчайшие отличия изображений, которые на первый взгляд кажутся идентичными.

Диспаратность изображений предметов, проецируемых на сетчатки правого и левого глаза, лежит в основе стереоскопического или объемного зрения. При предъявлении каждому глазу незначительно отличающихся друг от друга изображений одного и того же объекта у человека автоматически возникает впечатление его объемности. Этот вывод подтверждается следующим опытом. Когда диспаратные картины, объединенные в пары надлежащим образом, рассматриваются через специальный прибор стереоскоп – аппарат, подающий на сетчатки правого и левого глаза отличающиеся друг от друга изображения одного и того же объекта, то наблюдатель видит не два разных объекта, а один объемный объект.

Особое место в понимании механизмов восприятия пространства занимает восприятие формы предметов. Установлено, что это сложный, комплексный вид восприятия, который невозможно исчерпывающим образом объяснить действием одного – двух механизмов, связанных с монокулярным или бинокулярным зрением.

Доказано, что в восприятии форм предметов принимают участие три группы факторов:

1. Генетически заложенная способность некоторых нервных клеток головного мозга, в частности, коры головного мозга, избирательно реагировать на простейшие элементы изображений, имеющих определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину. Такие нейроны называются нейронами-детекторами формы. Они собирают информацию с определенной части пространства и конкретной совокупности рецепторов, то есть, имеют специфические, характерные для них рецептивные поля6.

6 Рецептивным полем нейрона называют часть пространства, на которую реагирует данный нейрон. Рецептивное поле нейрона определяется совокупностью тех точек пространства, стимулы из которых вызывают реакцию данного нейрона, то есть, порождают в нем нервные импульсы.

Благодаря свойствам характерных для них рецептивных полей, они выделяют в зрительном поле определенные элементы, например, линии конкретной длины, ширины и наклона, острые углы, контрастные места в воспринимаемых предметах, изломы и многое другое, что нередко встречается в формах различных предметов.

2. Законы образования фигур, форм и контуров. В соответствии с этими законами, например, с законами гештальта, могут складываться известные, сравнительно простые фигуры, формы и контуры предметов.

 

Восприятие величины объектов зависит от того, каковы параметры изображений соответствующих объектов на сетчатках глаз. Если человек не в состоянии напрямую и правильно воспринять, точно оценить расстояние до воспринимаемых объектов, то им могут быть использованы следующие механизмы восприятия пространства. Те объекты, которые находятся относительно далеко и образуют на сетчатках сравнительно небольшие изображения, воспринимаются человеком как маленькие, хотя в действительности они могут оказаться большими по размеру. Те объекты, изображения которых на сетчатках глаз увеличиваются, также субъективно воспринимаются как возрастающие по величине, хотя реальное увеличение их размеров может не происходить.

Точной оценке глубины на небольших расстояниях с помощью зрения способствует аккомодация. Мозг человека, получая и обрабатывая информацию, поступающую от мышц, управляющих кривизной хрусталика глаза, автоматически делает выводы о том, на каком расстоянии находится воспринимаемый объект. Настройка хрусталика или его аккомодация определяется степенью сокращения или расслабления мышц, окружающих хрусталик глаза, и по данному признаку человек может судить о расстоянии до воспринимаемых объектов. Фокусировка изображения воспринимаемого объекта на поверхности сетчатки глаза с помощью аккомодации осуществляется в пределах расстояний от 0,1 м до 3 м. от человека. Цилиарная мышца, управляющая кривизной хрусталика глаза, является максимально

расслабленной, когда воспринимаемый предмет находится на расстоянии двух-трех метров от глаза, а максимально напряженной (сокращенной) – тогда, когда воспринимаемый предмет находится на расстоянии 0,1-0,2 м.

С помощью только аккомодации, конвергенции и дивергенции глаз невозможно полностью объяснить восприятие и оценку человеком расстояния до воспринимаемых объектов. Описанные выше процессы, кроме того, участвуют в восприятие пространства, как было сказано выше, в пределах ограниченных расстояний. Между тем, у человека нередко возникает необходимость воспринимать и оценивать большие расстояния. Доказано, что человек способен оценивать расстояния до воспринимаемых им объектов, находящиеся в пределах до 2,5 километров (напомним, что конвергенция – дивергенция работают в пределах 450 м). Естественно, возникает вопрос о том, каким образом человек может оценивать большие расстояния.

При оценке таких расстояний человеком используется другая информация, отличная от той, которая передаются в мозг работающими глазодвигательными мышцами, например, особенности, которыми обладает бинокулярное зрение (разница в изображениях одного и того же объекта на сетчатках правого и левого глаз), взаимное расположение воспринимаемых объектов относительно друг друга в пространстве, воздушная перспектива, сравнение друг с другом видимых размеров воспринимаемых объектов, и некоторые другие. Механизмы монокулярного и бинокулярного зрения, кроме того, взаимно контролируют и перепроверяют друг друга с точки зрения правильности восприятия и оценки человеком пространства. Обсудим некоторые из названных выше механизмов восприятия и оценки человеком больших расстояний.

Если воспринимаемый человеком предмет находится непосредственно перед ним и располагается вдоль главной зрительной оси, то при его восприятии оба глаза человека поворачиваются на один и тот же угол. Однако если воспринимаемый предмет располагается в стороне от главной зрительной оси, как это показано на рис. 22, то при его фиксации в зрительном поле глаза

человека поворачиваются на разные углы относительно главной зрительной оси.

Рис. 22. Асимметричный вариант бинокулярного зрения

Разница между локализацией изображений воспринимаемых объектов на сетчатках правого и левого глаза, используемая в данном случае для оценки пространства, называется бинокулярной асимметрией. Она сама по себе способна породить субъективное ощущение глубины даже в отсутствии других признаков, свидетельствующих об удаленности предмета.

Глубину расположения предметов в пространстве или их удаленность от него человек также может оценивать с помощью различных монокулярных или бинокулярных признаков. Основные из них следующие:

Монокулярные признаки:

- наложение образов воспринимаемых предметов друг на друга или их перекрывание,

- линейная и воздушная перспектива,

- распределение света и тени в изображениях соответствующих объектов,

- высота расположения воспринимаемых объектов в поле зрения,

- градиент текстуры,

- относительные размеры воспринимаемых объектов,

- аккомодация,

- монокулярный параллакс движения.7

Бинокулярные признаки:

- конвергенция или дивергенция глаз,

- бинокулярная диспаратность.

Монокулярных признаков оценки глубины больше, чем бинокулярных, что говорит о том, что оценка глубины в основном производится с помощью одного глаза, а бинокулярное зрение дает человеку дополнительную, уточняющую информацию при оценивании оценки глубины.

Замечено, что восприятие человеком пространства также зависит также от перцептивной установки, то есть от того, на что в данный момент времени психологически настроен человек, что он собирается или хотел бы увидеть в воспринимаемом объекте. Перцептивная установка – это психологическая преднастройка на восприятие, готовность воспринимать мир определенным образом. Она, в частности, проявляется в том, что в воспринимаемом объекте человек видит одно и не замечает другого. Перцептивная установка может определяться многими причинами: актуальными потребностями человека, его прошлым опытом, внушением и некоторыми другими факторами.

7 Под ним понимается различная видимая скорость движения относительно человека объектов, находящихся на разных расстояниях от него, хотя фактически эти объекты могут двигаться с одинаковой скоростью. Те объекты, которые расположены дальше от человека, кажутся ему движущимися медленнее, чем объекты, расположенные ближе к нему.

Классический пример действия перцептивной установки на восприятие проявляется в восприятии двусмысленной фигуры, представленной на рисунке 23.

Рис. 23. Рисунок, иллюстрирующий влияние перцептивной установки на восприятие

На двойственном изображении, показанном на рис. 23, всмотревшись, можно увидеть или силуэт молодой женщины, отвернувшейся от наблюдателя, или силуэт пожилой дамы, развернувшейся в сторону наблюдателя.

Восприятие человеком сложных, осмысленных предметов и изображений происходит не только под воздействием перцептивных установок, но также под влиянием мышления. Кроме того, в процесс восприятия таких объектов вмешивается прошлый опыт человека, выделяющий в воспринимаемых им объектах наиболее информативные места, и ориентирующий восприятие человека именно на них.

Большинство объектов, с которыми человеку приходится иметь дело, воспринимать и оценивать их, ему более или менее знакомы. Такие объекты человек может воспринимать не полностью и узнавать их по сравнительно небольшому количеству информативных признаков – таких, которые с уверенностью или с высокой долей вероятности позволяют человеку судить о том, что перед ним находится именно данный объект.

Повышенный научный и практический интерес представляет восприятие окружающего мира теми людьми, у которых отсутствует возможность видеть его естественным образом, например, незрячими или слепыми людьми. В том, что незрячие люди воспринимают мир по-другому, чем люди с сохранным зрением, сомнений нет, равно как и в том, что их восприятие по своим результатам во многом похоже на восприятие зрячих людей. Это позволяет таким людям, не обладая нормальным зрением, неплохо ориентироваться в окружающем пространстве.

Опыты показывают, что незрячие люди получают примерно такую же картину мира, как и зрячие, что они способны избегать столкновений с препятствиями, причем, решающую роль в их ориентации в пространстве играют признаки, связанные не со зрением, а со слухом. Слуховое восприятие обеспечивает таких людей необходимыми и достаточными сведениями об окружающих предметах, позволяет им избегать столкновений с ними. Когда, например, трость слепого человека касается предметов, она как бы «извлекает» из них необходимую пространственную информацию. Даже сами звуки, возникающие при постукивании тростью о некоторый предмет и отражающиеся от расположенных близко к нему других предметов, могут сообщить незрячему человеку много полезной информации как о самом предмете, которого он коснулся, так и о свойствах окружающего его пространства, в частности, о других возможных препятствиях на его пути.

Восприятие движений

Восприятие и оценка движений – еще один важный и достаточно сложный вид восприятия. Без него человеку было бы невозможно жить в мире, который постоянно меняется и наполнен огромным количеством разнообразных движений, производимых значимыми для него предметами и событиями. В этом мире человеку и самому приходится постоянно перемещаться в пространстве, одновременно следя за передвижениями других объектов. Для того чтобы его собственные движения в непрерывно меняющемся мире были целенаправленными и успешными, человек должен быть в состоянии точно определять, где именно, в каком направлении, и с какой скоростью перемещается в пространстве тот или иной значимый для него объект.

Информация о движениях имеет решающее значение для выживания не только человека, но и других биологических видов, и вполне вероятно, что в ходе эволюции именно к формированию способности воспринимать движения природа предъявила наиболее жесткие требования, гораздо более существенные, чем к другим видам восприятия. В естественных условиях движение может стать, например, сигналом опасности, которой живому существу необходимо избежать (например, движение высокой волны в море или океане, перемещение фронта урагана, смерча, движение автомобиля или поезда на большой скорости, движение в воздухе падающего предмета, брошенного камня и т. п.). Движения могут нести в себе информацию не только об опасности, но и о том, что в данный момент времени необходимо человеку или животному для удовлетворения жизненно важных потребностей, например, быть признаком появления пищи (млекопитающего или рыбы - для хищника, насекомого - для насекомоядного существа).

То, что движется, всегда в первую очередь привлекает к себе внимание, в то время как на неподвижные объекты люди и животные обычно не обращают особого внимания или же концентрируют его на сравнительно короткое время. Не случайно в мозге людей и животных обнаружены специализированные нейроны – нейроны-детекторы движения,

автоматически определяющие движения, а нейроны покоя, как таковые, отсутствуют. Доказано, что человек обладает многими врожденными механизмами определения параметров движений, которые позволяют ему вовремя замечать происходящие изменения, правильно реагировать на них вскоре после рождения - тогда, когда только еще только начинают формироваться и функционировать его органы чувств.

Существование нейронов-детекторов движения у многих живых существ, в том числе и низших, говорит в пользу филогенетически более раннего появления реакций на движения, чем, например, на пространственные характеристики воспринимаемых объектов. Нет ничего удивительного в том, что в ходе эволюции у человека выработался врожденный механизм быстрого извлечения информации о движениях, осно<


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.