Деятельностный подход к пониманию психики — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Деятельностный подход к пониманию психики

2019-09-26 732
Деятельностный подход к пониманию психики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Деятельностный подход к пониманию психики с точки зрения теории деятельности означает следующее:

1. Все психические процессы рассматриваются как особым образом организованные виды деятельности, направленные на познание человеком себя и окружающего мира.

2. На структуру и динамику познавательных процессов человека переносятся сведения, касающиеся строения и динамики деятельности, в частности те, которые обсуждались в предыдущем параграфе главы.

3. Все другие психические явления, включая личность, рассматриваются как зависимые от деятельности, проявляющиеся в ней, и описываются с помощью понятий, характеризующих деятельность.

4. Внутренняя (психическая) и внешняя (практическая) деятельность человека не противопоставляются друг другу и рассматриваются в единстве. Это, в частности, означает, что во внутренней, психической деятельности ищутся и находятся элементы внешней деятельности, без которых она не может успешно выполняться, и, наоборот, во внешней, практической деятельности обнаруживаются обязательные для нее внутренние или психически составляющие, естественным образом включенные в нее.

5. Развитие деятельности и психологическое развитие человека рассматриваются совместно, что позволяет лучше понять происхождение и развитие разнообразных психических явлений.

Рассмотрим, каким образом перечисленные выше положения деятельностного подхода к пониманию психики и ее развитию реализуются на практике.6 Начнем соответствующий анализ с рассмотрения восприятия, как деятельности, тем более что сам автор психологической теории деятельности, А. Н. Леонтьев, и его ближайшие последователи (Ю.Б. Гиппенрейтер, В.П. Зинченко и другие) много занимались изучением именно восприятия, и впервые применили созданную им теорию деятельности к пониманию восприятия.

Возникновение у ребенка раннего возраста действий с объемными предметами, то есть, его включение в предметную деятельность открывает для ребенка тот факт, что соответствующие предметы и окружающее его пространство имеют три измерения: ширину, высоту и глубину. В практической предметной деятельности ребенок учится правильно воспринимать и оценивать соответствующие, заданные в трех измерениях, пространственные параметры воспринимаемых им предметов. Он обучается точно определять их форму, величину, место расположения в пространстве. В этом ему активно помогают скоординированные движения глаз и рук, сопровождаемые сокращениями определенных групп мышц, и исследующие с разных сторон объемные предметы.

То же самое касается обучения ребенка правильному восприятию движений. Изменения скорости движущихся объектов автоматически воспроизводятся в скорости, ускорении или замедлении сокращений определенных групп мышц, связанных с теми органами и частями тела, которые участвуют в прослеживании траекторий движущихся объектов.

Поначалу все это делается ребенком в его практической деятельности с участием развернутых движений рук и глаз относительно воспринимаемых объектов. Затем внешние движения постепенно сокращаются, редуцируются до внутренних, «символических» сокращений соответствующих групп мышц,и, наконец, весь процесс восприятия пространства или движений превращается в основном во внутренний, психический познавательный процесс, называемым восприятием. При этом в данном процессе сохраняются необходимые для его правильного, быстрого и точного выполнения внешние движения, связанные с сокращениями соответствующих групп мышц.

Доказано, что в восприятии, даже в его самых развитых у человека формах, активно участвуют движения глаз, головы и других частей тела человека. С их помощью строиться правильный образ воспринимаемого объемного объекта..

Особенно отчетливо роль движений в процессе восприятии выступает в том случае, если оно осуществляется не с помощью органа зрения, а, например, при помощи рук (осязания), т. е. путем ощупывания руками воспринимаемых предметов. Известно, что рука человека только тогда в состоянии правильно определить форму, величину или фактуру (особенности поверхности) воспринимаемого предмета, когда она имеет возможность свободно двигаться по поверхности соответствующего предмета.

В процессе восприятии движения рук, глаз и головы человека относительно воспринимаемых им предметов не являются случайными или хаотичными. Они подчиняются определенной логике, и следование этой логике, связанной с построением правильного образа воспринимаемого предмета за сравнительно короткое время при минимальных энергетических затратах, обеспечивает создание точного образа воспринимаемого предмета. На этом основании можно сделать вывод о том, что восприятие – это особого рода деятельность, направленная на построение адекватного, соответствующего действительности образа воспринимаемого предмета. В этой деятельности, имеющей познавательный характер, существуют свои действия и операции, которые носят название перцептивных (от слова перцепция - восприятие).

Внимание человека при его детальном изучении также представляется специфическим видом познавательной деятельности человека. П. Я. Гальперин, например, который был одним из разработчиков деятельностного подхода к пониманию психики, отождествлял внимание с ориентировочной деятельностью человека, то есть со специфической деятельностью, направленной на избирательное изучение объекта, с которым человек имеет дело в выполняемой им деятельности (внимание, по Гальперину, это внутренняя, психологическая ориентировка в данном объекте или в деятельности, в которую человек в настоящий момент времени включен). Когда мы, к примеру, переключаем свое внимание с одного объекта на другой, то совершаем определенное действие, которое одновременно происходит и в голове человека, и проявляется в соответствующих, практически выполняемых движениях.

С деятельностью также тесным образом связано воображение. Оно, как и восприятие, в развитой форме представляет собой преимущественно внутреннюю, психическую деятельность. Однако, человек обычно представляет в своем воображении нечто такое, что так или иначе связано с его прошлой, настоящей или будущей реальной жизнедеятельностью, что является элементом, предметом, условием или моментом практической деятельности. Содержание образа воображения, если его разложить на элементы, есть отражение, хотя и не буквальное, опыта жизнедеятельности человека. Не случайно те из психологов, кто занимался изучением механизмов возникновения образов, связанных с воображением, указывали на то, что почти любой образ, рождаемый воображением человека, представляет собой необычное, создаваемое по определенным правилам, но, все же, сочетание известных элементов.

Важную роль в развитии воображения играет «материализация» его образов. Например, художник воплощает сложившийся в его голове образ в изображаемой им картине, писатель воплощает свой замысел в литературном произведении, инженер – в создаваемой машине или техническом устройстве. Во всех этих случаях образ, материализованный творцом, рожденный его воображением, продолжает существовать и совершенствоваться создателем тогда, когда он приступил к воплощению образа в своей практической деятельности. Художник, к примеру, почти всегда исправляет и дописывает первоначально набросанную им картину; писатель делает то же самое в отношение написанного им литературного произведения; инженер дорабатывает свое творение уже после создания и испытания его первого образца, и т. д. Из приведенных выше примеров следует, что воображение – это не чисто умственная деятельность, но также и практическая деятельность человека.

Еще в большей степени сказанное выше о деятельностном понимании психических процессов относится к памяти человека, причем, к двум основным ее процессам одновременно: к запоминанию и к воспроизведению материала. Запоминание материала, если человек пользуется памятью как высшей психической функцией, осуществляется с помощью сложно организованной деятельности, которая включает в себя разнообразные мнемотехнические приемы, практические или умственные действия, направленные на сохранение в памяти того или иного материала. В отношении данного материала в процессе его запоминания человек совершает множество различных действий и операций. Например, он может расположить соответствующий материал в определенном последовательности для его лучшего запоминания, сравнить его с чем-либо известным (хранящимся в его памяти), повторить запоминаемый материал несколько раз подряд, представить его в виде образов, осмыслить, что-либо еще сделать с ним, чтобы данный материал лучше запомнился. Все это – элементы целесообразно организованной мнемической деятельности, т. е. деятельности, направленной на запоминание соответствующего материала.

Припоминание также представляет собой особого рода деятельность и предполагает выполнение соответствующих мнемических действий и операций, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить то, что требуется. Так, например, для того чтобы вспомнить записанное или напечатанное, мы читаем соответствующий текст, берем у руки предмет, который может напомнить нам о том, что необходимо вспомнить, переносим себя мысленно или реально в ситуацию, в которой раньше происходило запоминание данного материала, совершаем другие целенаправленные действия, которые связаны с припоминаемым материалом. Во всех этих случаях мы демонстрируем разнообразные формы активности, которые в совокупности представляют собой мнемическую деятельность.

Мышление при его внимательном рассмотрении также представляет собой не что иное, как особую деятельность, направленную на постановку и решение задач. Это особенно очевидно применительно к простым видам мышления, которые представляют собой практическую деятельность человека с реальными материальными предметами (наглядно-действенное мышление). Менее очевидным представляется деятельностный характер таких видов мышления, которые в основном совершаются в уме (наглядно-образное и словесно-логическое мышление). Однако то, что и такие виды мышления являются особыми видами деятельности, можно доказать.

Наглядно-образное мышление – это система умственных действий, совершаемых с образами предметов и явлений, имеющимися в голове человека. Пользуясь таким мышлением, человек выполняет в уме с образами точно такие же действия, которые он раньше совершал с соответствующими этим образам реальными материальными предметами.

Словесно-логическое мышление – это внутренняя деятельность, совершаемая в уме по правилам логики с абстрактными понятиями. Оно включает множество действий и операций преимущественно умственного характера и является обобщением опыта решения большого количества разнообразных задач в практической деятельности людей. Следовательно, и словесно-логическое мышление по составу связанных с ним действий и операций и по своему происхождению имеет деятельностную основу.

Еще одним внутренним, специфическим видом познавательной деятельности человека является его речь. Деятельностный характер речи был продемонстрирован в психолингвистике – науке, занимающей пограничное положение между психологией и лингвистикой. Один из известных специалистов в это области научных знаний, А. А. Леонтьев, для характеристики речи пользоваться словосочетанием «речевая деятельность человека». В своих работах он показал, что речь действительно является

специфическим видом человеческой деятельности, имеющим свою структуру, что она формируется, развивается и функционирует по общим законам преобразования и развития любой другой деятельности человека.

Автор психологической теории деятельности, основные положения которой применительно к пониманию психических процессов были рассмотрены выше, А. Н. Леонтьев в одной из своих последних работ8 распространил понятие деятельности на личность человека, на ее строение и развитие. Он высказал и обосновал мысль о том, что человека, как личность, характеризует система деятельностей, которыми он занимается, в том числе количество, разнообразие и соподчинение (иерархия) этих видов деятельности. По мере психологического развития человека у него появляются новые виды деятельности и, соответственно, новые потребности, которые с помощью этих видов деятельности удовлетворяются. О личности человека можно судить, изучая внутреннее строение, разнообразие и иерархию тех видов деятельности, в которые он практически включен.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.