Умения, навыки и привычки в структуре деятельности — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Умения, навыки и привычки в структуре деятельности

2019-09-26 1194
Умения, навыки и привычки в структуре деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Деятельность человека можно представлять и описывать не только так, как это было сделано в предыдущих параграфах главы, но и через понятия умения, навыки и привычки. Умениями, навыками называются элементы деятельности, которые являются хорошо освоенными и входят в состав способностей человека. Умения реализуются на сознательной основе и опираются на интеллектуальную деятельность человека. Сознательный контроль – главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в процессе реализации умений обычно происходит в те моменты, когда меняются условия выполняемой деятельности и возникают нестандартные ситуации, требующие принятия новых решений.

Большое значение в формировании умений имеют упражнения и тренировки. Благодаря упражнениям, происходит совершенствование умений и их дальнейшее развитие. Оно заключается в том, что умения со временем приобретают обобщенный характер, становятся более гибкими и позволяют человека лучше приспосабливаться к жизни, находить правильные, разумные выходы из разных жизненных ситуаций.

Навыки, в отличие от умений – это полностью автоматизированные умения или их компоненты - такие, которые выполняются быстро, точно и безошибочно, и не требуют постоянного сознательного контроля. В отличие от умений, навыки не являются гибкими и изменяются медленно. Если ситуация, обстановка или условия выполнения навыка неожиданно меняются, то он перестают быть средством успешной адаптации. На его переделку в отличие от умений требует много времени и сил. Выигрывая по сравнению с умениями в скорости и точности достижения нужного результата, навыки уступают им в гибкости и приспособлении к изменяющимся условиях выполнения деятельности.

Чаще всего навыки представляют собой автоматизированные движения. Поэтому в психологии и других науках, где изучаются навыки, обсуждаются в основном двигательные навыки. На примере таких навыков можно понять общие закономерности формирования, функционирования, совершенствования, нарушения и восстановления любых других навыков.

В начальный период формирования двигательного навыка человеком сознательно контролирует все без исключения, связанные с ним движения. По мере того как навык формируется, его контроль со стороны сознания переходит к бессознательному. Однако этот переход происходит не сразу, а постепенно, вместе с автоматизацией и точным, безошибочным выполнением связанных с данным навыков движений. Вначале навык возникает как умение, сознательно контролируемое, не автоматизированное действие, а в конце его формирования он уже функционирует как полностью автоматизированное движение.

Основными, наиболее распространенными, характерными для человека видами двигательных навыков являются:

1. Движения, отвечающие за позу человека. Они связаны с работой наружного мышечного аппарата (так называемые статические рефлексы, обеспечивающие поддержку и изменения позы тела).

2. Локомоции – движения, связанные с перемещением тела человека в пространстве.

3. Выразительные движения частей лица и рук человека (мимика, жесты).

4. Семантические движения – перемещения рук, частей лица, головы и туловища, которые выражают смысл того, что говорит или намерен сказать человек.

5. Речевые движения, связанные с работой голосовых связок.

6. Движения рук человека при письме и многих других, освоенных им сложных движений.

Все перечисленные выше виды автоматизированных движений, представляющие собой при условии их сформированности и хорошей освоенности двигательные навыки, входят в состав многих видов деятельности, характерных для человека, прежде всего, профессиональных. Это говорит о том, что двигательные навыки в жизни людей играют весьма существенную роль.

Предметом повышенного внимания ученых, психологов и физиологов, двигательные навыки стали в конце XIX - начале ХХ столетия в связи с распространением различных видов профессиональной, трудовой и спортивной деятельности людей, выполняемых с помощью рук и других частей тела.9 В ходе соответствующих исследований были открыты и описаны законы формирования, причины нарушения и способы восстановления двигательных навыков, а также их основные свойства.

Основными свойствами всех двигательных навыков являются скорость (быстрота выполнения навыка), сила, темп (количество движений, совершаемых за единицу времени), ритм (временной, пространственный и силовой), скоординированность (сочетание данного двигательного навыка с другими двигательными навыками), точность, пластичность и эффективность. Двигательный навык в процессе его формирования и функционирования может оцениваться по всем перечисленным свойствам. Множество этих свойств указывает на то, что двигательные навыки представляют собой сложное образование, и процесс их формирования обычно требует больших усилий и времени.

В выработке навыков и в их функционировании существенную роль играют индивидуальные различия людей. Одни и те же навыки, особенно сложные, вырабатываются у одних людей быстрее, чем у других. Это зависит от качества обучения, от задатков и способностей, имеющихся у человека. У людей, обладающих соответствующими задатками и способностями (в их число могут входить, например, хорошо устроенный анатомо-физиологический аппарат человека, его общие умственные способности и специальные задатки к освоению движений), двигательные навыки формируются быстрее, чем у тех, кто не обладает нужными способностями и задатками.

Индивидуальные различия в формировании двигательных навыков могут также зависеть от опыта человека. У спортсменов, занимающихся сложными по составу входящих в них движений видами спорта, например, гимнастикой, акробатикой, прыжками в воду, фигурным катанием и другими, и имеющих большой опыт формирования разнообразных двигательных навыков, любые новые движения могут вырабатываться быстрее, чем у людей, систематически не занимающихся подобными видами спорта. Индивидуальные различия в формировании двигательных навыков могут зависеть и от других особенностей людей, например, внимания, памяти, воображения, мышления, воли, темперамента, черт характера, мотивов поведения.

Следует также иметь в виду, что процесс выработки навыков – это не единовременный акт, а длительный и неравномерно протекающий процесс. Он представляет собой распределенные во времени, последовательные изменения в движениях, которые, как правило, имеют скачкообразный характер. Эпизодически при выработке двигательного навыка может наступать период, когда дальнейшие упражнения не приводят к сколько-нибудь заметному его совершенствованию. Однако затем двигательный навык может довольно быстро и существенно улучшиться, и это, на первый взгляд, происходит без дополнительных усилий и активных упражнений. На самом деле, своеобразный скачок в совершенствовании навыков всегда обусловлен длительной и непрерывной предварительной работой по их формированию.

Иногда в процессе формирования навыка возникают задержки. Основными причинами задержек в развитии навыка являются, с одной стороны, снижение частоты и активности упражнений вследствие временной утраты интереса человека к соответствующему навыку (после длительных упражнений человеку может казаться, что в формируемом у него навыке ничего существенно не улучшается). Причиной задержки в формировании навыка может также стать необходимость время от времени переходить к новым приемам и методам его формирования.

Формирование навыка имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Внутренняя сторона данного процесса – это то, что происходит в организме человека во время формирования навыка. Внутренняя сторона развивающегося навыка является скрытой от наблюдения со стороны. Иногда при формировании навыка возникает так называемое плато: упражнения по его развитию повторяются, но заметного улучшения навыка при этом не происходит. Можно предположить, что в этот момент времени идет активный процесс формирования внутренней стороны навыка. Это подтверждается тем, что практически за каждым плато в процессе формировании навыка наступает период его быстрого, скачкообразного улучшения.

Внешняя сторона двигательного навыка – это входящие в его состав движения, которые можно наблюдать со стороны, и которые выполнятся с помощью наружных или скелетных мышц. Эти движения человек может сознательно контролировать и оценивать по мере формирования навыка.

Навыки, как правило, формируются и развиваются не «с нуля», то есть, многие, связанные с ними движения абсолютно новыми для человека не являются. Они могут входить в состав других, уже имеющихся у человека умений и навыков. В этих случаях формирование нового двигательного идет намного быстрее, чем тогда, когда все входящие в его состав движения являются для человека новыми.

При автоматизации умений, в процессе их превращения в навыки в структуре деятельности человека, включающей в себя соответствующие умения и навыки, происходит ряд преобразований. Во-первых, автоматизированные действия и операции, превратившиеся в навыки, со временем сливаются в единый, целостный, непрерывно протекающий процесс. Таким процессом является, например, сложная система движений человека, осуществляемых при письме, или движений спортсмена при выполнении сложного упражнения. Лишние, ненужные движения при этом со временем исчезают, а количество ошибочных или неточных движений уменьшается.

При автоматизации двигательного навыка, как показал Н. А. Бернштейн, внесший существенный вклад в понимание процесса формирования и автоматизации двигательных навыков, на нейрофизиологическом уровне происходит переключение управления компонентами соответствующего навыка с более высоких уровней его нейро-физиологической регуляции на более низкие уровни, которые лучше всего подходят для коррекции отдельных движений, входящих в структуру данного навыка. В результате переключения управления двигательным навыком на нижележащие уровни центральной нервной системы эти уровни берут на себя задачу его регуляции и успешно справляются не только с ней, но также с коррекцией компонентов данного навыка при его неудачном выполнении. Полностью автоматизированные компоненты двигательного навыка, переходя в этом случае на более низкий уровень нейро-физиологической регуляции, уходят из сферы сознательного контроля человека. На уровне высшей, сознательной регуляции остается лишь общий контроль управления процессом выполнения навыка, его мотивация, то есть управление навыком со стороны потребностей и мотивов поведения человека, а также его общая схема и цель.

Поскольку навыки входят в структуру различных видов деятельности в большом количестве, они обычно взаимодействуют, объединяются друг с другом, образуя сложные системы навыков. Характер взаимодействия навыков в системе может быть различным: от полной согласованности до противодействия, от слияния до четкого разделения, от взаимно положительного воздействия (взаимной поддержки) до взаимного разрушения (несовместимости).

Взаимодействие навыков может осуществляться в трех формах: согласование, перенос и интерференция. Под согласованием навыков понимается их соответствие друг другу, при котором выполнение одного навыка не только не мешает выполнению другого, но облегчает его. Переносом навыка называется случай, когда один и тот же навык переносится на выполнение других движений, отличающимися от тех, в связи с которыми он первоначально был сформирован, или случай, при котором выполнение одного навыка облегчает выполнение другого, похожего на него навыка. Под переносом навыка разумеют распространение положительного эффекта от выполнения одного навыка на выполнение других навыков. Возможность переноса навыков имеет большое жизненное значение, так как, благодаря этому, отпадает необходимость для каждого вида деятельности формировать новую систему навыков. Под интерференцией навыков понимают случай, когда выполнение одного навыка тормозит выполнение другого навыка, то есть, препятствует его реализации.

Рассмотрим условия подробнее согласования и интерференции навыков. Согласование навыков может происходить в следующих случаях:

- когда система движений, входящих в состав одного навыка, соответствует системе движений, входящих в структуру другого навыка;

- когда реализация одного навыка создает благоприятные условия для выполнения другого навыка;

- когда окончание выполнения одного навыка является началом другого навыка, и наоборот.

Интерференции навыков имеет место тогда, когда во взаимодействии навыков друг с другом появляется одно из следующих противоречий:

- система движений, включенных в состав одного навыка, оказывается несовместимой с движениями, входящих в состав другого навыка;

- когда при переходе от одного навыка к другому приходится переучиваться, то есть, менять структуру уже сформированного навыка;

- когда система движений, входящих в один навык, частично тормозится выполнением другого навыка, также доведенного до состояния автоматизма. В этом случае при выполнении нового навыка автоматически возникают движения, характерные для ранее освоенного навыка, и это приводит к искажению движений, нужных для вновь формируемого навыка;

- когда начала и концы навыков, последовательно выполняемых друг за другом, между собой не стыкуются.

Двумя основными механизмами интерференции навыков являются ассоциативное и репродуктивное торможение. Ассоциативное торможение возникает в процессе выработки навыка, когда в ответ на один и тот же раздражитель вырабатывается в качестве реакции на него два различных, не совместимых друг с другом навыка. Они могут возникать одновременно при появлении соответствующего раздражителя и оказывать тормозное влияние друг на друга. Ассоциативное торможение, кроме того, затрудняет выработку других навыков, не совместимых с уже сформированным навыком. Репродуктивное торможение проявляется в процессе воспроизведения навыка. Оно проявляется в том, что навыки при их редком воспроизведении могут включать в свой состав различные движения, и далее при воспроизведении соответствующих навыков эти изменения могут повторяться, оказывая друг на друга взаимное тормозное влияние.

Важное значение для понимания процессов формирования и взаимодействия навыков имеет явление их переноса. Для того чтобы перенос навыка имел место, необходимо, чтобы он стал обобщенным, универсальным, согласующимся с другими навыками и доведенным до уровня автоматизма. Чем на более сознательной и разумной основе вырабатывается навык, тем легче он будет переноситься на новые условия и ситуации. Возможность переноса навыка – его широта, легкость и другие качества – связана с обобщенностью навыка, а обобщенность, в свою очередь, зависит от того, насколько общими для многих движений являются те, которые входят в состав данного навыка.

Все, что обсуждалось выше, относится к двигательным навыкам или к навыкам, состоящим из разнообразных движений. Однако, понятие «навык» не сводится только к автоматизированным движениям. Например, можно говорить о навыках счета, чтения, письма, навыках логических рассуждений, умозаключений, и так далее. Многое из того, что говорилось о двигательных навыках, имеет отношение к и навыкам другого типа.

Привычка – это еще одна составляющая сложно организованной деятельности человека. Привычку можно определить как устойчивую систему взаимосвязанных умений и навыков, которые возникают и выполняются человеком в той или иной конкретной ситуации (обстановке). В отличие от умений и навыков, которые могут выполняться независимо от сложившейся ситуации, привычка всегда актуализируется и полностью реализуется только в определенной ситуации. Например, встав утром, человек по привычке выполняет совокупность определенных действий. Оказавшись на работе, он совершает привычные, связанные с ней действия. Для каждой ситуации, в которой человек оказывается, у него имеются свои, характерные для нее привычки, а их совокупность условно можно назвать образом жизни данного человека. Деятельность человека, если она сформировалась и многократно повторяется, состоит из множества привычек, в структуру которых, в свою очередь, входят многочисленные умения и навыки.

Привычки в отличие от умений и навыков можно оценивать как хорошие и плохие, полезные и вредные. Полезными называют такие привычки, которые приносят пользу данному человеку и окружающим его людям. Вредная привычка – такая, которая наносит вред данному человеку или окружающим его людям. Привычки, кроме того, характеризуют культуру соответствующего человека, поэтому воспитание с психологической стороны есть не что иное, как формирование у человека определенных, соответствующих той или иной культуре привычек.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.