Соотношение сознания и бессознательного — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Соотношение сознания и бессознательного

2019-09-26 1182
Соотношение сознания и бессознательного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из всего того, что обсуждалось в предыдущих параграфах главы, следует, что психика и поведение человека существуют и одновременно регулируются как на сознательном, так и на бессознательном (подсознательном) уровнях. Поэтому, одной из проблем современной психологии является выяснение отношений, которые складываются между сознанием и бессознательным в психике и поведении людей.

Существуют разные решения данной проблемы. Одно из них было предложено еще в классическом психоанализе З. Фрейда, другое – в психологии и современной психофизиологии. Сравнивая между собой сознательную и бессознательную части психики и регуляции поведения человека, З. Фрейд противопоставлял их друг другу и представлял сознание и бессознательное как антагонисты, как не совместимые друг с другом части психики человека, порождающие противоположные формы поведения. В теории личности и в объяснениях ее поведения у З. Фрейда между ними было изначально заложено неразрешимое противоречие. Бессознательное (биологические инстинкты человека), согласно его учению, находится в неразрешимом конфликте с сознанием (принятыми им социальными и культурными нормами поведения).

Такое решение проблемы соотношения сознания и бессознательного во многом оказалось неприемлемым для ученых – психологов. Основные возражения, выдвинутые против него, оказались следующими:

1. Сознание и бессознательное, даже если признать наличие в нем двух основных инстинктов, выделенных Фрейдом, ими не исчерпывается. Следовательно, полное решение вопроса о соотношении сознания и бессознательного не может быть получено на основе сравнения этих двух инстинктов и их влияния на поведение.

2. Конфликт между сознанием и бессознательным, о котором в своих работах много говорил и писал З. Фрейд, абсолютное большинство людей в реальной жизни никак не ощущают. Отсюда можно сделать вывод о том, что данный конфликт не столько действительно, сколько надуманный (вымышленный).

3. Признание существования данного конфликта находится в противоречии с одним из основных положений теории эволюции Ч. Дарвина. В ней утверждается, что ничто в жизни живых существ не появляется и в процессе эволюции не закрепляется, если оно не имеет положительного значения для адаптации живых существ к условиям жизни. Исходя из этого, непонятно, какую позитивную роль в адаптации людей к условиям их жизни в обществе может играть данный конфликт. Очевидно, что его роль скорее деструктивная, чем конструктивная.

Другое, более приемлемое для большинства ученых - психологов решение проблемы соотношения сознания и бессознательного вытекает из психофизиологической теории многоуровневой, динамической регуляции движений человека, предложенной Н. А. Бернштейном. Положения этой теории, изначально относилась только к физиологии регуляции движений, однако, они могут быть использованы по отношению к участию сознания и бессознательного в регуляции психики и поведения человека.

Изучая процесс физиологической регуляции движений человека, Н. А. Бернштейн пришел к выводу о том, что в зависимости от характера движений - простые автоматизированные движения или новые, сложные, только еще осваиваемые человеком движения - они могут регулироваться на разных уровнях центральной нервной системы. В своей теории автор выделил пять таких уровней и показал, что управление движениями может не только осуществляться на разных уровнях, представляющих собой сознательное и бессознательное, но и динамически переходить с одного уровня регуляции на другой, в том числе с уровня сознательной на уровень бессознательный регуляции, и наоборот.

Основные уровни регуляции движений, по Н. А. Бернштейну, являются следующими (по отношению к каждому из них в скобках указывается, к какому уровню психики – сознательному или бессознательному – относится тот или иной уровень регуляции движений):11

А – рубро-спинальный. На этом уровне регулируются движения внутренних органов тела, оснащенных гладкой мускулатурой и иннервируемых вегетативной нервной системой (самый низкий, бессознательный уровень регуляции).

В – таламо-палидарный уровень. На этом уровне регулируются локомоторные движения и мышцы конечностей типа врожденных двигательных реакций или рефлексов, а также двигательные навыки, доведенные до состояния автоматизмов (средний, бессознательный уровень регуляции).

С – пирамидно-стриальный уровень. На данном уровне регулируются приобретенные движения, обеспечивающие пользование разнообразными материальными предметами и ориентацию организма в окружающем пространстве (неосознаваемый или предсознательный уровни регуляции).

Д – теменно-премоторный уровень. На этом уровне регулируются движения, представляющие собой умения и входящие в состав хорошо развитых способностей человека (обычный сознательный или полусознательный уровень регуляции).

Е – лобно-кортикальный уровень. На данном уровне регулируются самые сложные, впервые осваиваемые и трудно выполняемые человеком движения (высший сознательный или апперцептивный уровень регуляции).

Из кратко описанной выше теории многоуровневой динамической регуляции движений человека по Бернштейну вытекает следующее принципиальное решение проблемы соотношения сознания и бессознательного в психике и поведении людей:

1. Сознание и бессознательное – не антагонисты, а только разные уровни существования психического и регуляции поведения. Они взаимно дополняют друг друга.

2. Самые простые психические процессы, не требующие особого внимания, и не связанные с решением сложных задач, происходят на подсознательном или бессознательном уровнях.

3. Психические процессы, связанные с решением наиболее сложных задач, требующие повышенного внимания, волевого контроля, и предполагающие принятие ответственных решений, происходят на уровне сознания.

4. Во всех остальных случаях, когда человеку приходится иметь дело с решением задач средней степени трудности, связанные с ними психические процессы могут включать в свой состав как сознательное, так и бессознательное. То, что в них является самым простым и привычным, представлено на уровне бессознательного, а то, что является новым, неожиданным или непривычным, включает в процесс регуляции поведения сознание человека.

Таким образом, сознание наряду с бессознательными психическими процессами участвует в регуляции поведения людей в большинстве случаев жизни. Сознание преимущественно управляет самыми сложными и ответственными формами поведения. Таких форм поведения в жизни людей встречается сравнительно немного, и поэтому сознание далеко не всегда участвует в управлении поведением людей, включаясь в него эпизодически в следующих типичных случаях:

1. Когда перед человеком возникают неожиданные, сложные и жизненно важные задачи, которые необходимо срочно решить, и которые не имеют простого и однозначного решения.

2. Когда человеку требуется преодолеть какое-либо внутреннее или внешнее препятствие (сопротивление, преграду) на пути к достижению важной для него жизненной цели.

3. Когда человеку необходимо осознать возникшую ситуацию и найти наиболее правильный (разумный, оптимальный) выход из нее.

4. Когда перед человеком возникает новая задача, с которой он раньше никогда не встречался.

5. Когда привычные формы поведения в сложившейся ситуации оказываются не подходящими, не приводят к желаемому результату.

Многие поведенческие акты человека выполняются на бессознательном, (предсознательном или полусознательном) уровне. Данные уровни регуляции психики и поведения включаются в следующих типичных случаях:

1. Когда организм располагает автоматически действующими, врожденными механизмами регуляции своих состояний или поведения, которые начинают работать под прямым воздействием соответствующих стимулов, всегда и безошибочно приводя к нужному результату.

2. Когда та или иная, приобретенная форма поведения настолько хорошо освоена человеком, что ее постоянный контроль не требуется.

3. Когда возникшая ситуации (проблема или задача) не имеют существенного значения для человека, то есть когда ее разрешение или не решение не имеют для человека каких-либо серьезных последствий.

4. Когда сознательный контроль регуляции поведения по тем или иным причинам невозможен, например, во сне, в состоянии обморока, при временной утрате сознания.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.