Научение, его разновидности и механизмы — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Научение, его разновидности и механизмы

2019-09-26 475
Научение, его разновидности и механизмы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С представлением о зависимости психологического развития человека от его деятельности и общения с людьми связано представление о научении. В общем случае научение – это процесс приобретение человеком новых видов деятельности, форм общения, психологических свойств, знаний, умений, навыков и т. п. Научение происходит в процессе особого рода деятельности, которая называется учебной деятельностью.

Имея общее строение с другими видами человеческой деятельности, учебная деятельность обладает специфической, характерной дл нее целью, указанной выше. В ее состав входят два взаимосвязанных – обучение и учение. Обучение - это деятельность осуществляемая тем, кто обучает, а учение – это деятельность обучаемого в совместной с обучающим (преподавателем, учителем) учебной деятельности. В результате включения людей в процесс обучение происходит научение, то есть, приобретение ими нового жизненного опыта.

Научение давно изучается в психологии, как науке, и представляет собой достаточно сложный психический процесс. Существует много разновидностей научения, характерных для людей: ассоциативное, условно-рефлекторное, оперантное, вербальное, викарное, вероятностное (стохастическое), целенаправленное, случайное, осознаваемое, не осознаваемое, научение, зависящее от ситуации, имплицитное, эксплицитное, рациональное, эмоциональное, контекстно-специфическое, латентное, научение избегания, научение по принципу «все или ничего», подпороговое научение, научение методом проб и ошибок, научение с единственной попытки и другие виды научения. 10 Рассмотрим и дадим краткую характеристику перечисленным его видам.

Ассоциативным называют научение, основанное на формировании или использовании ассоциаций, то есть, связей между элементами опыта. Оно имеет место тогда, когда речь идет о приобретении человеком связанной системы знаний посредством ассоциаций, существующих между соответствующими знаниями.

Условнорефлекторным называется научение, реализуемое по механизму формирования условных рефлексов, открытым И.П. Павловым. Такое научение заключается в том, что какой-либо новый стимул, который раньше не вызывал ту или иную реакцию, начинает ее вызывать. Это происходит в результате многократного сочетания данного, условного стимула с тем безусловным стимулом, который всегда порождает данную реакцию. Например, в экспериментах, проведенных Павловым, звонок, сочетаясь с приемом пищей, начинал вызывать у собак такое же выделение слюны, которое обычно наступало при виде или приеме пищи.

Оперантное научение - один из его видов, осуществляемый за счет подкрепления наиболее успешных реакций организма на те или иные стимулы. Оперантное научение представляет собой процедуру, при которой сила реакции увеличивается или уменьшается вследствие ее положительного подкрепления. При оперантном научении в ответ на возникшую стимульную ситуацию организм выполняет ряд действий – оперант, которые в прошлом опыте уже применялись в других ситуациях и оказались успешными. Те из предпринятых организмом действий (оперант), которые в данном случае оказались удачными, закрепляются в индивидуальном опыте, а те, которые оказались неудачными, со временем исчезают. Понятие оперантного научения было введено в научный оборот американским бихевиористом Б. Скиннером.

Вербальное научение - вид научения или способ приобретения человеком новых знаний, умений и навыков через речевые, устные или письменные разъяснения. Викарное - это научение чему-либо через прямое наблюдение и подражание другим людям.

Вероятностным (стохастическим) называется научение, в процессе которого учитывается частота или вероятность наступления тех или иных событий. Быстрее и лучше всего при таком научении осваивается то, что наступает чаще или с большей вероятностью.

Целенаправленное научение (другое его название интенциональное - от слова интенция, переводимого на русский язык как намерение) – это такое научение, при котором его цель человеку заранее известна. Случайным называют научение, при котором заранее неизвестно, чему, в конечном счете, научится человек, это ставится ясно только после завершения процесса научения.

Осознаваемым называется научение, весь процесс которого с начала и до конца сознательно контролируется человеком. Неосознаваемым называют научение, процесс которого сознанием человека не контролируется.

Научением, зависящим от ситуации (ситуационно специфическим), называется такое научения, при котором его результат зависит от ситуации или места, в котором происходит научение. В данном случае выученный материал полностью восстанавливается или воспроизводится только в той ситуации или в том месте, где он был первоначально заучен.

Имплицитным называют научение, которое происходит без четкого осознания человеком его процесса и результатов. В случае имплицитного научения его результаты так же влияют на поведение обучаемого и могут быть использованы при принятии решений, как и в случае противоположного ему вида научения - эксплицитного. При этом, однако, человек, обучающийся подобным образом, полностью не в состоянии осознать и оценить процесс и результат научения. Эксплицитным называют научение, осуществляемое на сознательной основе, то есть, такое научение, при котором его результаты могут быть объективно оценены.

Рациональное научение – это общее название разных видов научения, основанных на логически последовательных, разумных доводах, то есть, на мышлении. Эмоциональным называют научение, которое базируется на эмоциях или переживаниях человека. По отношению к данному виду научения действует следующая закономерность: чем сильнее эмоция, связанная с вновь приобретаемыми знаниями и умениями, тем лучше и на более долгий срок эти знания и умения сохраняются в памяти человека.

Контекстуально-специфическое научение представляет собой такую его разновидность, при которой научение происходит в определенной ситуации, и связывается с ней таким образом, что выученный материал легко воспроизводится только в данной или подобной ей ситуации.

Термин «латентное научение», обозначает вид научения, которое реально происходит, но его результаты проявляются не сразу, а со значительной отсрочкой во времени. В этом случае факт научения имеет место раньше, чем можно будет обнаружить и воспользоваться его результатами.

Научение избегания – это научение, при котором обучаемый должен научиться избегать (игнорировать, устраняться, уходить от) неприятных, или вредных для него воздействий.

Научение по принципу «все или нечего» представляет собой разновидность научения, при котором заучиваемый материал запоминается человеком не по частям, а сразу полностью, или же вовсе не запоминается.

Подпороговое научение - разновидность научения, процесс и результат которого человеком не осознаются и, следовательно, он не в состоянии управлять таким научением или сознательно, преднамеренно пользоваться его результатами.

Научением методом проб и ошибок называется разновидность научения, отличающаяся тем, что в ответ на некоторую стимульную ситуацию или задачу человек пытается ее решить различными, случайными способами. Некоторые из этих попыток (проб) оказываются успешными, но поначалу выполняются неточно, с ошибками. Постепенно ошибки устраняются, и решение соответствующей задачи человек со временем научается находить сразу и безошибочно.

Научение с единственной попытки – это разновидность научения, которое происходит сразу, с первой же попытки. С помощью такого научения могут включаться в действие заранее заготовленные программы поведения. Австрийский ученый К. Лоренц открыл и описал подобный вид научения у животных, и назвал его импринтингом (запечатлением). Наблюдая за новорожденными утятами, он обнаружил, что они сразу же после рождения, как только открывают глаза и становятся на лапки, увидев маму-утку, начинают следовать за ней. Если вместо матери-утки новорожденные утята видят какой-либо другой движущийся предмет, то начинают следовать за ним, например, за идущим человеком.

По видам научения, которые имеются в его распоряжении, человек намного превосходит всех животных, и в этом заключается одно из основных его психологических отличий от животных. Почти все, что ему необходимо для жизни, человек приобретает за счет научения, том числе многочисленные, достаточно сложные виды деятельности, общения, знания, умения, навыки и привычки, о которых речь шла выше.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.