Площадка у павильона Катальной горки — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Площадка у павильона Катальной горки

2019-12-21 181
Площадка у павильона Катальной горки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Павильон Катальной горки

Идея постройки павильона восходит к одному из любимых народных развлечений – во время зимних народных гуляний катались на санях с ледяных или снежных гор.

В первой половине XVIII века при российском дворе эта забава тоже была известна, более того, этот вид развлечений становится настолько популярным, что создаются самостоятельные парковые сооружения, не имевшие аналогов – горы для катания летом, с которых спускались в специальных тележках. Не случайно современный аттракцион «Американские горы» в мире также известен под названием «Русские горы». Такие горы были построены в Москве – селе Покровском, и близ Петербурга.

Сооружения эти строились на одной технической основе и отличались друг от друга размерами и архитектурой. Среди создателей катальных гор – имя выдающегося зодчего Растрелли, арх. Неёлова и механика-самоучки А. Нартова. Однако сооружение А. Ринальди на Собственной даче в Ораниенбауме превзошло всех своих предшественников не только грандиозностью размеров, но и размахом замысла. Его общая площадь составляла 22 000 кв. м., а протяженность – 532 м (в Царском Селе значительно меньше, 230 м). В настоящее время павильон Катальной горки – единственный сохранившийся памятник такого рода увеселений.

Ораниенбаумская горка, построенная по проекту Ринальди, – последняя по времени создания. Обычно она именовалась Каменной. На самом деле каменным, точнее, кирпичным, был только павильон высотой 33 метра.

Высокое трехэтажное здание имеет ступенчатый силуэт, он увенчан куполом в форме колокола, установленного на деревянном барабане. Хотя размеры павильона велики, он не кажется массивным, это достигнуто за счет четкой и ясной проработки объемов. Колоннада входит в конструктивную основу здания и в то же время является важным декоративным элементом. Она создает впечатление легкости, связи с воздушным пространством. К сожалению, до наших дней не сохранился скульптурный убор павильона, когда-то он был украшен деревянными золочеными статуями, а на колоколе была установлена статуя Терпсихоры. Расцветка фасада здания строится на сочетании нежно-голубого и белого цветов и это придает постройке легкость, воздушность.

Перила лестниц и галерей украшают фигурные вазы, а высота колонн с каждым ярусом увеличивается, и все здание кажется легким, «танцующим». К галерее третьего этажа с юга примыкала деревянная пристройка с площадкой наверху. Гости могли прогуливаться по галерее либо внизу, на уровне земли, либо по плоской кровле, огороженной резной балюстрадой с вазами и скульптурами.

На галерее могли разместиться 15 000 зрителей, а число колонн равнялось 772! Колоннада, закругляясь в конце, образовывала площадь овальной формы. По плану Ринальди в её центре должен был находиться каменный обелиск с вензелем Екатерины II и короной, который так и не был установлен.

Внутри павильона – всего три помещения на верхнем этаже для приема гостей. Центр занимает Круглый зал с высоким потолком-куполом, а в двух выступах в сторону берега залива устроены изящные светлые кабинеты. Стены и потолки украшает лепка и роспись по эскизам Ринальди, он же был и автором всего внутреннего убранства.

Позднее, во второй половине XIX века, в Круглом зале устраивали домашние балы. До нашего времени сохранилось лишь одно из исторических развлечений: обход верхней галереи, с которой открывается прекрасный вид на Финский залив.

К южному выступу павильона примыкал деревянный скат. Он имел три колеи. Коляски спускались по средней колее с четырьмя горками. Боковые колеи предназначались для подъема колясок при помощи специальных приспособлений с блоками. Спусковая площадка располагалась на высоте 22 метров. Горки, высота которых последовательно уменьшалась, преодолевались за счет инерции движения. По обеим сторонам ската были сооружены крытые каменные колоннады-галереи, построенные, как и спуски, из дерева, и окрашенные в голубой с белым цвет. Их плоские крыши – верхние галереи для прогулок, огражденные балюстрадой, – украшали сотни декоративных ваз и скульптур.

Сейчас в эту сторону на 532 метра тянется луг, обрамленный высокими пихтами. Именно такой была протяженность галерей, идущих вдоль трассы. Сама трасса состояла из трех расположенных друг за другом подъемов, уменьшавшихся по высоте, и после каждого опускалась почти до земли. По сторонам от этого волнистого ската шли два пологих, по которым поднимали наверх пустые тележки. Безопасность спуска обеспечивала сложная конструкция колеи. Она состояла из двух обитых медью желобов, закрытых и с внешних сторон, и сверху. У легких открытых тележек, похожих на кресло или низкие санки, было по 12 небольших медных колесиков – три под каждой опорой.

Одно катилось по дну желоба, второе – по боковой стенке, третье – по верхней поверхности. Украшенная резьбой и росписью тележка не могла «выскочить» из колеи, но скорость спуска была для людей XVIII столетия непривычно велика, около 70 км/час. Сидение предназначалось для дамы, кавалер мог скатываться стоя, на запятках этого игрушечного экипажа. Поездка на Катальную горку была обязательной для всех гостей Екатерины. Рассказывают, что императрица Екатерина II любила, попивая кофе на балконе павильона Катальной горки, наблюдать, как с шумом и весельем катаются с горки её придворные.

Трасса для катания тянулась на 266 метров и заканчивалась на середине галерей, там, где сегодня луг пересекает поперечная аллея. В этом месте над галереями поднимались башенки-павильоны. Парк по обе стороны от катальных гор напоминал лабиринт. Гуляющие оказывались между сплошных зеленых стен из подстриженных лип. Липовый шпалерник окружал и круглые площадки на пересечениях аллей, а в конце их обнаруживались одноэтажные павильоны для отдыха или свидания, выкрашенные, под цвет горки, в белый и голубой цвета.

Огромная деревянная конструкция, как и парк-лабиринт, не могла существовать без постоянного ухода. Но уже сама Екатерина II к концу царствования перестала интересоваться Ораниенбаумом. Сменилась архитектурная мода, императрица была занята обустройством других загородных резиденций. Катальные горы ветшали, из-за незначительных сумм, отпускаемых на их содержание, быстро приходили в упадок. В начале XIX века начались обрушения скатов и колоннад. Катание с гор в Ораниенбауме прекратилось в самом начале XIX века. В юности в нем еще успел принять участие старший внук императрицы Екатерины, великий князь Александр Павлович – он войдет в историю как победитель Наполеона Александр I. Впоследствии он передаст катальные тележки графу Аракчееву, устроившему горки в своём имении – Грузино.

Разобраны они были только в конце 1850-х годов, тогда же, для сохранения памяти об уникальном аттракционе екатерининского времени, создали засеянный травой луг. В начале XX века высадили пихты.

Стены пихт как бы сходятся к стройному нарядному павильону Катальной горки.

Запись в Камер-фурьерском журнале от 28 июля 1774 года: «…потом [Екатерина] со всеми персонами, на линейках шествовать соизволила на горы, куда по прибытии проходили в тамошнюю залу, и в таковой комнате Ее Величество и их Высочество с чужестранными министрами забавлялись в карты. Потом в том же круглом зале был обеденный стол, при котором Ее Императорское Величество и Их Императорское Высочество присутствовать соизволили и с чужестранными министрами, за разными 4-мя столами, по билетам. В продолжение стола перед залом на площадке играла духовая музыка». На приеме присутствовали «министры испанский, прусский, шведский, саксонский».

Ансамбль скатами катальных гор делился на западную – пейзажную и восточную – регулярную часть, участок, находившейся за скатами катальных гор, представлял собой целую систему водных затей – Фигурные прудки с множеством островков и 17 мостами, Еще одна, полуциркульная, увенчанная статуей, замыкала композицию с юга. Севернее находились две длинные Карусельные галереи (каруселью называлась воинское конное костюмированное представление), пруд с островом в форме змеи, глазом которой должен был стать Темпль (Храм) с классицистической колоннадой. Здесь не было радиальной планировки аллей, они имели естественный вид изогнутых дорожек и тропинок.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.