Вступление (возле карты-схемы) — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Вступление (возле карты-схемы)

2019-12-21 196
Вступление (возле карты-схемы) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОСТАНОВКИ

1. Нижний мост и Нижний пруд. Водопад.

2. Нижний сад.

3. Въездные ворота крепости Петерштадт (1757).

4. Дворец Петра III. Парадный фасад.

5. Петровский мост.

6. Берег Карпиева пруда (напротив южного фасада БД).

7. Площадка перед павильоном Каменное зало.

8. Площадка у павильона Катальной горки. 

9. Галерея II этажа. Вид на луг Катальной горки. Вид на Кронштадт.

10. Площадка напротив северного фасада Китайского дворца

11. Участок парка у южного фасада Китайского дворца.

Вступление (возле карты-схемы)

Возникновение усадьбы А.Д.Меншикова; формирование границ участка современного дворцово-паркового ансамбля

В перечень резиденций, построенных для царской фамилии, входит уникальный дворцово-парковый ансамбль, который раскинулся вдоль берегов реки с финским названием Карость, что означает «слободка». Неофициальное название Рамбов от финского Rampoa, официальное историческое – Ораниенбаум – второй по своему историко-культурному значению пункт Петергофской дороги (после самого Петергофа).

Здесь, напротив Кронштадта, в 40 километрах от Санкт-Петербурга и в 9 километрах от Петергофа светлейший князь, сподвижник Петра Великого А.Д.Меншиков основал свою загородную резиденцию.

В дворцово-парковый комплекс Ораниенбаума вхо­дит три ансамбля. Это ансамбль Большого (Меншиковского) дворца, ансамбль Петерштадт и ансамбль Собст­венной дачи с ее главными постройками — Китайским дворцом и павильоном Катальной горки. В них ярко от­ражена архитектура барокко начала XVIII века и клас­сицизма 60—70-х годов XVIII века.

История этого имения началась в 1710 г. с отведения А.Д.Меншикову участка в ряду приморских дворов по Петергофской дороге.

В дальнейшем судьба Ораниенбаума, этой прекрасной загородной усадьбы, основанной А.Д.Меншиковым, на протяжении почти трех столетий изобиловала самыми неожиданными поворотами, связанными со сменой его владельцев.

8 сентября 1727 года «блестящий баловень судьбы» Меншиков был обвинен в государственной измене и в хищении казны и вместе с семьей сослан в Березов. Все его имущество было конфисковано, а Большой дворец отошел в казну под наблюдение «Канцелярии от строений». С 1737 года ансамбль этого дворца находился в ведении Адмиралтейской коллегии, которая устроила здесь госпиталь.

Однако в 1743 году Елизавета Петровна дарит Ораниенбаум своему племяннику великому князю Петру Федоровичу. В 1743—1762 году Ораниенбаум становится его резиденцией. На территории Верхнего парка была сооружена «потешная» крепость Петерштадт. Вокруг дворцовой усадьбы стал формироваться город, который в 1780 году получает статус уездного.

После дворцового переворота 28 июня 1762 года для императрицы Екатерины II в Ораниенбауме в Верхнем парке строится Собственная дача, постройки которой являются единственными в России примерами архитектурного стиля рококо.

С 1796 года Ораниенбаум принадлежал будущему императору Александру I, с 1831 года — его брату великому князю Михаилу Павловичу и его супруге Елене Павловне, а после ее смерти — их наследникам.

Последние владельцы Ораниенбаума перед революцией — герцоги Мекленбург-Стрелицкие (Георгий Георгиевич, похороненный на территории парка, и его младший брат Михаил Георгиевич).

После Октябрьской революции 1917 года часть зданий ансамбля (дворец Петра III, Большой дворец) были отданы Лесному техникуму, основанному в Ораниенбауме в 1918 году. В Китайском дворце в 1922 году открывается музей.

Во время Великой Отечественной войны Ораниенбаум пострадал в значительно меньшей степени, чем другие пригороды Санкт-Петербурга, поскольку здесь был развёрнут т. н. «Ораниенбаумский плацдарм». Однако ансамбль пришёл в запустение в послевоенное время, и его серьёзная реставрация началась только в конце 1990-х годов.

В наше время дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум имеет особую ценность как единственный пригород Петербурга, не подвергнувшийся разрушению в годы войны и сохранивший свою историческую подлинность.

Путешествие по паркам начинается от моста через небольшую речку. Ее старинное название – Караста или Карасть (Карость).


 

Нижний сад

На нижней террасе расположен Нижний сад (его площадь 6,64 га), на верхней – Верхний.

Ораниенбаумский комплекс является завершающим звеном в ряду репрезентативных морских резиденций Петергофской дороги – Стрельны и Петергофа, объединенных идеей прославления морских побед России в Северной войне и выхода ее к Балтийскому морю.

Ораниенбаум, благодаря своей визуальной связи с Кронштадтом, является своеобразными морскими воротами Санкт-Петербурга.

В итоге Ливонской войны по Ништадтскому миру все побережье Финского залива перешло к Швеции, и только после побед в Северной войне эти земли возвращены в состав России.

В 1708 году образована Ингерманландская губерния (в 1710 году утвердилось название Санкт-Петербургская).

В 1703 году в устье Невы был заложен Санкт-Петербург, в 1704 году началось возведение крепости Кроншлот (Кронштадт) на острове Котлин, защищавшей город с моря и преграждавшей путь неприятельским судам в устье Невы.

Застройка южного побережья Финского залива на­чалась еще в ходе Северной войны — с 1710 года. Боло­тистые прибрежные земли Петр I пожаловал своим приближенным. Следовало освоить эти территории и возвести здесь «забавные увеселительные дворцы ка­менною изрядною архитектурою». Всем строительством в прибрежной полосе и по все­му отвоеванному у шведов Ижорскому краю ведал ге­нерал-губернатор «Питербурха», а позднее и всей Пе­тербургской губернии Александр Данилович Меншиков (1673–1729).

Еще молодой, но уже влиятельный князь Меншиков, или «Данилыч», как любовно называет его сам царь, получает одиннадцатую часть от всех новых земель.

Щедро вознаграждаемый Петром I и сам ловко ум­ножавший свои богатства, А. Д. Меншиков создает для себя несколько резиденций: одну в Усть-Ижоре, другую вблизи Стрельны — «Фаворит» и в Петергофе — «Монкураж».

История формирования ансамбля Большого дворца тесно связана с взлетами и падениями в судьбе А.Д. Меншикова. Царь жалует Меншикову прибрежные земли, расположенные против новостроящейся крепости Кронштадт на острове Котлин, за строительством которой «надзирал» светлейший князь.

На сравнительно небольшом расстоянии от Котлина, на берегу Финского залива, возникла небольшая мы­за Меншикова, впоследствии — с 1710 года — назы­вавшаяся Ораниенбаумом. Местоположение Ораниенба­ума и близость к Котлину сделали эту мызу местом остановок Петра I во время его частых поездок туда на строительство мощной морской крепости.

Дача в районе будущего Ораниенбаума была отмежевана Александру Даниловичу Меншикову комиссией Ю.Ф. Шаховского 29 июля 1710 г.

В реестре за № 45 указано: «Место светлейшего князя поперечнику 500 сажен, от моря поставлен столб в 48 саженях, а длиннику 1500 сажен... полем подле деревни Ладики... полем деревни Лигозы... а в мере светлейшего князя девять деревень, деревня Сокас, Рембителя, Питкизи, Корью, Мягили, Кирикуля, Коскола, Талискоси, Ликони».

Таким образом, участок Меншикова состоял из пяти стандартных 100-саженных «мест», но втрое превосходил остальные по протяженности в глубину материка (первоначально участки предполагались в этом направлении 500-саженными).

По-видимому, в 1719 г., когда полным ходом шло строительство Большого дворца, морского канала и других сооружений усадьбы, А.Д. Меншиков получил еще одно 200-саженное «место» с востока. В описи 1719 г. уточнено: «...да одно место сына его...». Размер бывшего меншиковского имения зафиксирован в документе 1736 г., связанном с передачей его под морской госпиталь: «А даче меру объявил инспектор Арнандер, поперечнику семьсот сажен трехаршинных, длиннику тысяча сажен, и показал ко владению грани».

Впервые наименование меншиковской усадьбы «Ораниенбаум» встречается в письме А.Д. Аничкова «от Рамбоу» 23 августа 1711 г.

В бумагах Петра I и Меншикова встречаются варианты наименования мызы — Оранибом и Ранибом.

Одно из преданий связывает происхождение этого названия с небольшим эпизодом в ходе отвоевания Ижорской зем­ли. На территории будущей мызы Меншикова якобы бы­ла найдена маленькая оранжерея с померанцевыми де­ревьями. Над каждым деревом чьей-то рукой была сде­лана надпись огромными буквами — Oranienbaum. В 1785 году, когда каждый город Рос­сии получил свой герб, изображение померанцевого де­рева с его ярко-оранжевыми плодами, похожими на апельсины, вошло в герб Ораниенбаума (из книги Кючарианц Д.А.1980).

По мнению Горбатенко С. (автор книги «Петергофская дорога»), название дано в честь Вильгельма III Оранского, штатгальтера Нидерландов и английского короля, личности, вызывавшей глубокие симпатии Петра I (в юности граничившие с поклонением). Петр I встречался с ним во время своего первого заграничного путешествия 1697–1698 гг. («Великое посольство»).

В начале 1703 г. Петр I в районе Воронежа заложил пятибастионную крепость и, назвав ее Ораниенбургом, подарил А.Д. Меншикову, о чем тот был извещен особым письмом. «И за наименование города зело благодарен...», — отвечал Меншиков. И вот, основывая свой приморский дворец, он сделал ответный жест — назвал его Ораниенбаумом. Несомненно, что кроме желания доставить удовольствие царю и подчеркнуть пиетет к личности тогда уже покойного Вильгельма III князь стремился повысить статус собственной резиденции.

Оба названия — Ораниенбург и Ораниен­баум — заимствованы у загородных резиденций, находящихся в Германии. Первая из них расположена близ Берлина, вторая — неподалеку от города Дессау (по Горбатенко С.).

С 1710 по 1727 год длился первый этап строительства. Он связан с именами архитекторов И.-Г.Шеделя и М.Фонтана. Общий же замысел всего ансамбля, возможно, принадлежал А.Шлютеру.

Известно, что в 1710—1713 годах строительство двор­ца осуществлял «фортификационного и палатного дела мастер» Франческо Фонтана.

Большой дворец был заложен архитектором Фонтана летом 1711 г. Можно пред­полагать, что в течение строительного сезона здание было возведено, по крайней мере, на высоту первого этажа.

Еще в мае 1712 г. А.Д.Меншиков собирался построить в Ораниенбауме канал. Вместо него в 1713 г. построили пристань — в виде длинной дамбы, которая тянулась через отмель. Видевший ее путешественник Геркенс отметил: «Князь велел построить в этом прежде мелководном море для большого удобства прибывающих судов дорогостоящий мост, выдающийся вглубь моря на 300 шагов».

В начале 1712 г. А.Д. Меншиков отправился к театру военных действий в Поме­рании. В этом же году Фонтана был «отпущен в отечество свое». Строительство ансамбля временно приостановилось и возобновилось только в 1716 г.

К 1717 г. был завершен и увенчан короной главный корпус дворца, а также его крылья с включен­ными в них объемами турецкой бани и симметричных ей ворот. Строительством теперь руководил архитектор И.Ф. Браунштейн.

В описании Петербурга, сделанном Геркенсом в 1717 г. и изданном в Лейпциге год спустя, говорится: «...Ораниенбаум — сад и дворец князя Меншикова, расположен­ные как раз напротив Кроншлота. Здесь очень приятная местность... Дом возведен из кирпича в три этажа и с двумя длинными крыльями, расположенными в форме полуовала. Однако сад, который находится перед домом со стороны моря, еще не готов».

Основные черты построек этого времени – симметрия общей планировки, трехчастная композиция, вертикальное членение фасадов с ритмично чередующимися пилястрами, сдержанная пластика оформления фасадов, связь с садом и морем – (канал) – все это отчетливо прослеживается в композиции этой части ансамбля.

От Финского залива к гавани, устроенной перед главными воротами сада, был прорыт 500-метровый канал, по которому к пристани подходили лодки с гостями. Его берега были обсажены двумя рядами деревьев, а у ковша, там, где и была пристань, возвели лестницы, каменный павильон и беседку.

Одновременно строили плотину на нынешнем Красном пруду: от нее к дворцу был проведен фонтанный водовод.  

В 1720 г. велось строительство флигеля, примыкающего к церкви с юга, где разместились мастерские и другие службы дворца. Над его воротами была возведена башня с часами.

Усадьба задумывалась Меншиковым не только как парадная представительская резиденция, но и как большое доходное имение. Кирпичные заводы, огороды, оранжереи с экзотическими растениями, засеянные поля, луга и пасущиеся на них стада – все должно было приносить доход. Хозяйственные постройки были расположены в непосредственной близости от дворца. На южном дворе, помимо конюшен и каретного сарая, были кузница, баня, дровяной двор, и сарай, «где алебастр толкут». Внизу, к северу от Нижнего сада, по сторонам канала находились скотный и птичий дворы, рыбные пруды. С запада располагались «русские огороды», с востока – слобода с жилыми домами, кабаками, постоялым двором.

Необычайным разнообразием декоративных приемов и использованных материалов отличалось внутреннее убранство дворцовых покоев. Во дворце было несколько десятков различных по своему назначению комнат. Наибольшей парадностью отличались помещения центрального корпуса: в их отделке использовались живописные плафоны в богатых резных золоченых рамах, роспись стен и перекрытий по штукатурке, декоративная живопись на холстах, лепка, резьба, тисненые кожаные обои, расписанные золотом, серебром и "разными травами". Были здесь «израсцовые» и «мраморовая» палаты. Наборные паркеты из различных отечественных и "заморских" древесных пород дополняли убранство интерьеров.

Усадьба первого вельможи сочетала новые вкусы и старые традиции в устройстве богатого дома. Его стремление превзойти роскошью даже самого царя стало роковым, но оставило нам в наследство подлинный шедевр петровского барокко.

Покои центральной части дворца были обставлены роскошной мебелью и украшены дорогими коврами и картинами. Ф.-В. Берхгольц, побывавший в Ораниенбауме 1 августа 1721 г., оставил нам замечательное описание усадьбы. В нем он дал краткую, но емкую характеристику всех ее основных элементов: «Дом построен на горе, и из него превосходный вид. Он состоит из двухэтажного корпуса и двух полукруглых галерей, ведущих к двум сравнительно слишком большим круглым флигелям. Внизу перед домом обширный сад, …а перед ним небольшая приятная роща, через которую просечена широкая аллея и проведен канал, находящийся прямо против главного корпуса, откуда оттого прекрасный вид на море. С высоты, на которой стоит дворец, по двум каменным террасам, устроенным одна над другою, спускаются к большому деревянному крыль­цу, а с него в сад, также еще не оконченный… Пруд... находится по левую сторону двора; против него выстроено длинное здание для прислуги князя, сквозь которое идут ворота во двор и над которым возвышается большая башня, где будут поставлены дорогие куранты».

К 1727 году дворец во многом обрел свое нынешнее величие. В немалой степени этому способствовала дуга развернутых к заливу кры­льев, отличавшая его ото всех других подобных сооружений в окрестностях Петер­бурга. В 1719 г. на их оконечностях были возведены мощные башни-павильоны. Один из них должна была занимать церковь, другой — большой зал. К нему изнутри двора были пристроены две комнаты для Петра I, который посещал Ораниенбаум со своей супругой Екатериной Алексеевной и гостями. Гости прибывали в Ораниенбаум морем и, проходя через Нижние палаты, построенные у канала, проходили в сад.

Отличие архитектуры этих павильонов от центральной части дворца отмечено Н.Э. Грабарем еще в начале XX в. Возможно, по своему типу они восходят к беседкам-«чердачкам», возводимым в голландских садах и изображенным на гравюрах, издан­ных в петровском Петербурге (так называемые «Куншты садов»). Однако их мону­ментальный характер и другие данные заставляют предполагать принадлежность этого проекта Ж.-Б. Леблону (пребывание которого в Ораниенбауме отмечено в документах) или его помощнику Н. Пино.

В 1727 году в западном павильоне дворца завершилась постройка церкви в честь Святого Пантелеймона [Пантелеúмона], на день памяти которого приходились важнейшие в Северной войне победы русского флота при Гангуте и Гренгаме.

Строительство домовой церкви в 1719 году начал подрядчик Ф.Салазкин. На следующий год Меншиков отправляет резному мастеру И.П.Зарудному указ о разработке и изготовлении резного иконостаса, для чего лично светлейший князь передал ему модель. Все работы по иконостасу ведутся в московской мастерской Зарудного, и спустя всего год И.П.Зарудный сообщает Меншикову о состоянии дела: «...А в Ораниенбауме иконостас столярство и снецарство [резьба] ко окончанию приходит и ожидаю дней весенних готовить к позлащению...». Работы растянулись на пять лет, что было связано с сильной загруженностью мастера и финансовыми затруднениями заказчика, который попал в немилость к царю из-за обвинений в казнокрадстве. Уже после смерти Петра I, в 1727 году церковь спешно достраивали, а иконостас установлен буквально в последние дни перед освящением.

Главной заботой князя в эти дни 1727 года было наблюдение за отделкой церкви и подготовкой к ее освящению. В церковь он заглядывал много раз, видимо, гордился ее убранством, ибо накануне освящения показывал ее голштинскому министру. Для большего благолепия он заблаговременно, еще 31 июля, отправил в Москву нарочного с предписанием немедленно выслать «басистого» протодиакона и одного певчего.

В церкви во имя святого мученика Пантелеймона находился иконостас деревянный липовой резной в три яруса «местами вызолочен и высеребрен, во оном иконостасе семь образов на полотне живописной работы».

Удивительный по изяществу, уникальный по исполнению золоченый иконостас, шедевр русской резьбы по дереву И.П.Зарудного сгорит в занятом вражескими войсками в Петергофе, вывезенный перед войной из так и не захваченного фашистами Ораниенбаума.

Освящение церкви состоялось 3 сентября. На празднование прибыли Апраксин, Головкин, Голицын, но среди гостей не было главного лица, ради которого были затеяны торжества, – Петра II. Вельможи так и не дождались прибытия приглашенного на церемонию императора. Меншиков, однако, поступил неосторожно, заняв во время церемонии место в виде трона, предназначенное для императора. И это обстоятельство выставили на вид его враги и тем довершили его погибель. Это означало конец головокружительной карьеры А.Д.Меншикова.

3 сентября 1727 г. церковь торжественно освятили, а уже 8 сентября Меншиков был подвергнут домашнему аресту и вскоре отправился в ссылку.

Светлейший князь, находясь в Петербурге, уже не сомневался в близости развязки. «Повседневные записки» обрываются записью, внесенной в пасмурный день 8 сентября. В этот день к Меншикову прибыл курьер Верховного тайного совета с предписанием, не оставлявшим сомнения, что его карьере наступил конец, – ему было запрещено выезжать из дворца.

Петр II подписал указ о ссылке его, лишенного чинов и наград, в нижегородскую вотчину: «Указали мы князя Меншикова послать в Нижегородские деревни и велеть ему жить тамо безвыездно, и послать с ним офицера и капральство, солдат от гвардии, которым и быть при нем». По просьбе опального вельможи нижегородская вотчина была в тот же день, 9 сентября, заменена ссылкой в Ранненбург – крепость близ Воронежа, сооруженную по чертежам Петра I.

Домашний арест был дополнен царским указом от 9 сентября, объявлявшим все распоряжения, исходившие от Меншикова, недействительными. Указ 9 сентября поставил последнюю точку в повествовании о жизни Меншикова как государственного деятеля.

В оставшиеся два года своей жизни он безропотно тянул лямку опального вельможи.

Все его имущество было конфисковано, а Большой дворец в 1728 году отошел в казну под наблюдение «Канцелярии от строений» (с 1727 по 1732 – Канцелярия от строений; с 1732 по 1736 — Дворцовая канцелярия).

В 1737–1739 гг. архитекторами М. Земцовым, П. Еропкиным и И. Коробовым дворец был реконструирован для размещения морского госпиталя. Но это учрежде­ние пребывало в нем недолго.

Второй этап дворцового строительства охватывает 1746–1762 гг.

17 ноября 1743 г. последовал указ императрицы Елизаветы Петровны о передаче Ораниенбаума племяннику, наследнику российского престола великому князю Петру Федоровичу, будущему императору Петру III. В 1745 году его женили на принцессе Екатерине Алексеевне (урождённой Софии Фредерике Августе Ангальт-Цербстской), будущей императрице Екатерине II. Свадьба наследника была сыграна с особым размахом — так, что перед десятидневными торжествами «меркли все сказки Востока».

Для пришедшего в запустение ансамбля с этого момента начался один из наиболее ярких периодов в его истории: многие годы он служил летней резиденцией малого двора великого князя, будущего императора Петра III, и его супруги великой княгини Екатерины Алексеевны.

Ораниенбаум вновь оживает. Сохраняются основные строения, доминантой по-прежнему остается дворец с регулярным садом и каналом.

Были проведены значительные работы по переустройству дворца в соответствии со вкусами середины XVIII века и с интересами молодых владельцев усадьбы.

К работам по реконструкции Большого дворца был привлечен обер-архитектор императорского двораФ. Растрелли. Главный корпус дворца был заново отделан к лету 1750 г. Высокие кровли на крыльях заменили открытыми прогулочными галереями с балюстрадами, разобрав турецкую баню и ворота.

Более масштабной, величественной архитектор сделал парадную лестницу, которая вела в Нижний сад, а фасады самого здания дворца украсил различными декоративными элементами. Продолжив визуально лестницу, Растрелли проложил в саду центральную аллею, которая делила его на две симметричные части.

В 1747–1748 гг. на месте разобранной деревянной оранжереи Нижнего сада возвели новую каменную.

В 1749–1751 гг. был возведен комплекс Нижних домов (Дворцовый пр., 46–48), который оформил парадный подъезд к дворцу со стороны Петербурга. В центре его располагалось здание парников, симметрично по сторонам — два жилых дома. Под прямым углом к ним построили еще два здания, в каждом из которых находились конюшни и ледники (в плане комплекс П-образный). Жилые комплексы заняли садовых дел мастер Ламберти и ферштмейстер (вероятно, смотритель лесов) Бастиан.

От ближайшего к слободе домика протянулась линия ограды, четко обозначив­шей границы дворцовой территории. На ее пересечении с «перспективной дорогой» возвели каменные ворота. Ажурная ограда Нижнего сада, очертившая его сложный контур с северной стороны, была возведена в 1751 г. Столбы ее декорировали резными деревянными арматурами и бюстами.

Ограда – одно из сохранившихся творений Растрелли, которое, впрочем, претерпело изменения. В 1751 году резчик И.Шталмеер заменил арматуру и фигуры на столбах. Несколько раз, в XIX и начале XX века ограда ремонтировалась и подновлялась, но без значительных изменений. К настоящему времени она утратила многие декоративные элементы: резные деревянные фигуры Минервы и Марса, восемь литых ваз из алебастра на столбах западных и восточных ворот, и некоторые другие, но сохранила свой исторический композиционный строй.

Осенью 1750 г. был заключен договор на постройку Нового дворца и конюшен — двух важных компонентов формирующегося ансамбля. Здания планировалось поста­вить по сторонам Большого дворца на краю верхней террасы, в результате чего границы ансамбля значительно расширялись. Левую «кулису» Большого дворца образовало здание дворцовых конюшен.

В 1752–1755 гг. велось строительство Картинного дома, расположенного симмет­рично оранжерее и архитектурно оформившего западное крыло Нижнего сада. Он стал главным «культурным центром» великокняжеской резиденции: здесь размеща­лись оперный зал, картинная галерея, кунсткамера и библиотека.

Такое сочетание различных культурных учреждений мы встречаем впервые в России. Можно пред­положить, что идея создания такого, во многом «учебного», комплекса принадлежала Якобу Штелину, наставнику, а затем библиотекарю великого князя Петра Федоровича. С этим зданием связаны многие яркие страницы музыкальной жизни Ораниенбаума.

В 1753–1755 гг. был построен восточный флигель дворца. Между старым и новым флигелями возвели ограду с воротами.

В те же годы было произведено урегулиро­вание ландшафта приморской рощи: выровняли верхушки деревьев и прорубили просеки, образующие с каналом трезубец; оси их имели точкой пересечения главный корпус Большого дворца. Таким образом, была поддержана петровская идея дина­мичного раскрытия ансамбля к морю.

К 1755 г. облик ансамбля окончательно сформировался. В этом году, подводя итог реконструкции усадьбы, М. Махаев начал работу над рисунком «Проспект Орани­енбаума», по которому в 1761 г. была выполнена известная гравюра «Проспект Ораниенбаума, увеселительного дворца Ее Императорского Величества при Финлянд­ском заливе против Кронштадта».

Ансамбль продолжал совершенствоваться в царствование Екатерины II. Так, в 1766–1767 гг. перед воротами восточного флигеля со стороны Нижнего пруда построили каменную «галерею» — площадку, обнесенную балюстрадой, с высокой подпорной стеной и гротом. В 1771–1775 гг. А. Ринальди реконструировал пришед­шие в ветхость террасы, соорудив великолепную гранитную лестницу.

Парадная лестница поражает геометрической игрой своих маршей. Веерообразные лестничные марши огибают полукруглую среднюю террасу и удачно переходят в систему пандусов, выходящих в сад, связывая здание дворца с территорией парка в единый и неповторимый среди пригородов Санкт-Петербурга дворцово-парковый ансамбль. В 1717 году этой лестницы еще не было, и трехэтажный дворец стоял на горе с обрубленными и довольно крутыми уступами. Свой нынешний вид она приобрела уже после работы А.Ринальди в 1760-х годах. Ансамбль середины этого десятилетия запечатлен на шедеврах архитектурной графики — чертежах П.А. де Сент-Илера.

24 апреля 1792 года по указу Екатерины II Большой дворец и остальные ораниенбаумские дворцовые постройки с прилегающей к ним территорией (кроме Собственной дачи) были переданы Морскому кадетскому корпусу, в ведомство адмирала И.Голенищева-Кутузова.

В 1796 году, после смерти Екатерины II, «ораниенбаумский дворец со всеми принадлежащими ему мызами, деревнями и прочими селениями и угодьями» по именному указу Павла I становится собственностью одного из его сыновей, великого князя Александра Павловича.

С 1827 года имением владеют великие князья Константин Павлович и Михаил Павлович.

С 1831 года единоличным владельцем становится великий князь Михаил Павлович, а позднее его дочь – Екатерина Михайловна, вышедшая замуж за герцога Мекленбург-Стрелицкого. Собственно, семья Мекленбург-Стрелицких и владела Ораниенбаумом вплоть до 1917 года.

После революции Декретом Совета Народных Комиссаров Северной трудовой коммуны от 18 февраля 1918 года за № 83 все дворцы с имуществом и парки города Ораниенбаума были национализированы и позже были открыты как музей-заповедник.

Дворец довлеет над пространством и определяет архитектуру парка. Симметрия общей планировки, совпадение центральных осей дворца и парка, пластические и архитектурные украшения, расположение аллей под прямым углом, контраст между партером и окружающим зеленым массивом, партеры, стрижка деревьев и кустарников в виде геометрических фигур – основные идеи регулярного парка, воплощенные мастерами в первой половине XVIII столетия.

Природные, климатические условия, рельеф местности, национальные традиции определили своеобразие регулярных садов в России. Кроме того, Нижний парк Ораниенбаума продолжает традиции русских садов XVII века (Измайлово, Преображенское), где плодовые сады входят в общую планировку и имеют, кроме декоративного, хозяйственное значение.

Для устройства Нижнего сада тре­бовалось большое количество кленов, лип, вязов, но главным образом плодовых деревьев и кустарников — яблонь, вишен, смородины, которые везли издалека. Первоначальный замысел предполагал устройство итальянского сада со сложной архитектурно-планировочной структурой (фонтаны, каскады, узорчатые цветники и перголы). Руководил разбивкой сада садовник Винцвол со своими помощниками Василием Павловым и Христофором Грацем. В центральной части были устроены цветники и три фонтана, боковые заняли боскеты с посаженными внутри плодовыми деревьями. В саду установили свинцовые и деревянные статуи.

Один из основных элементов регулярного парка – партеры. Центральный и два боковых – партеры петровского времени. Broderie – кружевные, для их создания используются ковровые растения, сочетающиеся с узором из цветного песка, кирпича, стекла, толченого угля. Для создания партеров использовали самшит и нерастительне материалы – кварцевый песок, мраморную, кирпичную и угольную крошку.

К 70-м годам XVIII века созданы четыре цветника по оси дворца (буленгрины – партеры, опущенные ниже уровня окружающих дорожек).

В Нижнем саду было устроено 8 боскетов трапециевидной формы – 4 кленовые и 4 липовые; растения высаживались в два ряда: низкий смородиновый шпалерник огибал высокую липовую шпалеру, так же как низкий шпалерник из крыжовника огибал высокую кленовую шпалеру.

В саду были высажены липы и клены, ели и можжевельники. Продолжая традицию московских садов, здесь выращивали яблони, вишни и ягодные кусты, которые в сочетании с подстриженным пирамидально можжевельником создавали удивительный декоративный эффект.

В композиции регулярных парков значительна роль скульптуры, ваз и фонтанов (фонтанных дел мастер П. Суалем (Paul Sualem).

Для питания водой водных сооружений парка была создана специальная система накопительных прудов, которые располагались к югу от дворца. Их общее количество достигало 10, а 7 из них находились на возвышенности для создания необходимого давления.

Форма сада очень похожа на трапецию. Его центральная аллея являлась продолжением канала, завершаясь перед террасами дворца. От верхней террасы расходятся в радиальном направлении две аллеи – границы сада с запада и востока. Вдоль ограды шла вторая дорога, которая тоже заканчивалась перед парадным входом.

Часть огромного массива исторических парков, расположенных на южном берегу Финского залива – памятник садово-паркового искусства – формировался на протяжении двух столетий: с первой половины XVIII до середины XIX века и отражает в своей композиции развитие стилей садово-паркового искусства, начиная с парадной регулярной композиции Нижнего сада до бесконечно ценных ландшафтов Верхнего парка.

Парк расположен на двух террасах, площадь которых составляет 162 га.

В середине 1750-х гг. начали формироваться два важнейших узла ландшафтной структуры Ораниенбаума — комплекс крепости Петерштадт и ан­самбль Собственной дачи. Расположенные по сторонам Большого дворца, вместе с ним они впоследствии вошли в состав Верхнего парка.

Первое звено в декорации Верхнего парка – потешная крепость «Петерштадт».

Петровский мост

Долина Карости в районе Петровского моста – одно из самых красивых мест в Верхнем парке. Однако до середины XIX века моста здесь не существовало. Его построили вместе с парковой дорогой, которая широкой петлей огибает пруд. Она соединяет Собственную дачу Екатерины с территорией, примыкающей к более ранней постройке – Дворцу Петра III. Одновременно с возведением крепости на правом берегу Карости, у ее впадения в Нижний пруд, разбили сад.

Устроен он был по принципу итальянских садов-террас. Подстриженные кустарники обрамляли дорожки, которые вели к двум беседкам, одна из которых – восьмигранная, называлась соловьиной, к изящному двухэтажному павильону ― Эрмитажу – с декоративными росписями и картинами внутри, к круглому зданию с фонтаном в центре ― Менажерии – зверинцу с множеством клеток для зверьков и птиц и к Китайском домику, круглому двухэтажному павильону с балконом, украшенным балюстрадой, внутри которого тоже был бассейн с фонтаном. В 1760 году началось строительство водного каскада на восточном берегу реки — он располагался прямо напротив увеселительного сада (это примерно там, где сейчас виден овраг с узким ручейком). Каскад был богато украшен 15 маскаронами и двумя свинцовыми статуями драконов. Маскароны и драконов в будущем предполагалось вызолотить, но переворот 1762 года не дал планам осуществиться (фигуры драконов с каскада в настоящее время находятся в фондах хранения ГМЗ «Петергоф», а единственный уцелевший предмет мебели из зданий увеселительного сада находится в экспозиции музея «Дворец Петра III» — это уникальное белое бюро-кабинет из павильона Эрмитаж).

Фундамент самого Эрмитажа погребен под дамбой моста, на котором мы стоим.

После воцарения Екатерины II эта часть ораниенбаумской усадьбы, которая была устроена во вкусе ее свергнутого супруга, пришла в запустение. В начале XIX века обветшавшие деревянные постройки были снесены, а парк зарос. И тогда в середине XIX века здесь устроили пейзажный, или ландшафтный парк, названный «Русская Швейцария». Мощные одиночные дубы и ели были высажены в местах, определенных садовым мастером, и требовали постоянного ухода.

Берег, спускающийся красивыми уступами, нужно было расчищать от кустарника, а русло речки – от веток и ила. В настоящее время расчистка проводится регулярно. Если гибнет какое-то из старых деревьев, рядом высаживают дерево той же породы. Пейзажный парк – это гармония природы и искусства. И в уходе он нуждается не меньше, чем регулярный парк, где рука человека заметна сразу.

Как и другие мосты Ораниенбаума, Петровский мост первоначально был деревянным, «покрашенным белою краскою с сероватым колером», «с токарными балясинами» и «для сходу к воде лесенкой». В 1874 г. Петровский мост перестраивается по проекту архитектора Е. А. Прейса, а в 1910 г. его разбирают и сооружают вновь.

«Игрушечный» крепостной ансамбль после строительства «Собственной дачи» органично вошел в комплекс парковых затей Ораниенбаума.

В 50-е годы XVIII века на обширной территории, располагавшейся восточнее Нижнего пруда находился Зверинец – большой охотничий парк.

Этот участок устраивался по проекту мастера М. Гофмана и садовника Ламберти, далее по проекту Ф.-Б. Растрелли была построена восьмигранная беседка, которую окружало «гульбище» – галерея, обнесенная балюстрадой. Она служила для расположения охотников с целью стрельбы по животным. В состав Зверинца входило еще несколько связанных с ним комплексов – с севера к нему примыкал «егерский двор» с домами егерей и псовым двором, с юго-запада – близкий по назначению «охотничий двор». Южнее располагался обнесенный оградой участок, где и содержались животные. Здесь находились «сарай звериный» и ясли для кормления. По документам, в Ораниенбаум привозили оленей из Голштинии.

Мост соединяет восточную и западную части Верхнего парка.

Дорога, проходящая через него, была одним из любимых маршрутов для прогулок верхом или в экипажах во второй половине XIX века.

Нижний пруд в 1750-е годы был переименован в «Малое увеселительное море».

У Петра Федоровича существовали гребная команда и свой «потешный флот»: двадцатипушечный корабль «Ораниенбаум», 18-пушечный трёхмачтовый фрегат «Святой Андрей», две двухмачтовые галеры «Святая Екатерина» и «Елизавета», которые прикрывали крепость с севера и участвовали в военных учениях. Весь состав потешного флота представлял собой умѐньшенные копии настоящих боевых кораблей, так как в реальном размере боевые судна не могли поместиться в Нижнем пруду, где самая большая глубина едва достигает трех метров. Фрегат «Святой Андрей», имел длину 11 м, а галеры «Святая Екатерина» и «Елизавета», 17 и 26 м соответственно.

Галеры были выкрашены в голубой («Святая Екатерина») и в розовый («Елизавета») цвет. Потешный флот во время учебных баталий обстреливал Екатеринбург с воды, а когда затевались «морские» сражения на Нижнем пруду, условным кор


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.