Территория с южной стороны Китайского дворца — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Территория с южной стороны Китайского дворца

2019-12-21 154
Территория с южной стороны Китайского дворца 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По проекту архитекторов Л.Бонштедта и А.Штакеншнейдера был надстроен 2-й этаж. Перестройка была связана с тем, что дворец стал свадебным подарком для Великой Княгини Екатерины Михайловны (в замужестве Мекленбург-Стрелицкой), дочери Великого Князя Михаила Павловича и Великой Княгини Елены Павловны, урожденной принцессы Фредерики-Шарлотты-Марии Вюртембургской, владевших Ораниенбаумом с 30-х годов XIX века.

Архитекторы решали непростую задачу: сохранить дворец как уникальную работу Ринальди, и в то же время сделать его комфортным для летнего пребывания новых владельцев. Интерьеры XVIII века использовали как гостиные, столовые, залы для балов и концертов и даже как классы, где юные принцессы занимались с учителями. Личные комнаты разместили на втором этаже. Причем со стороны северного фасада дворец по-прежнему выглядит одноэтажным, изменилась только форма кровли.

Зато с южной стороны, куда выходят все окна появившихся новых комнат, пристроили застекленную галерею и широкий балкон.

Изменился и парк перед южным фасадом. Первоначально здесь, так же как в других уголках Собственной дачи, подстриженные липы образовывали сплошные зеленые стены. По сторонам пруда стояли небольшие павильоны – Фрейлинский и Кофейный.

На противоположной от дворца стороне пруда проект Ринальди предусматривал дугообразную открытую галерею с тремя куполами и цветниками перед ней, а также множество симметрично расставленных мраморных статуй на высоких постаментах. Всего в парке предполагалось разместить 110 скульптур, 36 – возле Китайского дворца. Некоторые из них можно сегодня увидеть в коллекции музея.

В середине XIX века берегам пруда придали свободные очертания, вместо Кофейного домика справа выстроили парковую террасу – мы видим ее четырехгранные столбы из известняка. По каменным опорам и деревянному сквозному перекрытию вились растения, образуя тенистую беседку. Под ее сенью оказался гранитный валун, который называют «скамьей Екатерины». На «спинке» вырубленного в камне сидения высечена надпись о начале строительства Китайского дворца, по-видимому, в екатерининское время.

Напротив, на месте Фрейлинского домика, в 1850-е годы построили по проекту архитектора Л. Бонштедта павильон «Китайская кухня». Снаружи он стилизован под «китайские» затеи рокайльного парка и выкрашен в тот же цвет, что Китайский дворец. Внутри размешался целый комплекс печей, где можно было готовить одновременно самые разные блюда русской и европейской кухни, от супов и жаркого до пирожных и варений. Сохранился только массивный дымоход посередине зала первого этажа.

Справа от дворца, за аллеей, виден желтый двухэтажный Кавалерский корпус – вытянутая вдоль границы Собственной дачи служебная постройка. При Екатерине там размещалась кухня и комнаты для свиты.

За Кавалерским корпусом видна ограда вольера, где содержат оленей. Кавалерский корпус был построен одновременно с Китайским дворцом, автор проекта – также архитектор Ринальди. Но это служебное здание располагалось уже за оградой Собственной дачи, оно не имело никаких украшений и первоначально было одноэтажным. В XIX веке надстроили второй этаж. Здесь размещали фрейлин и других служащих Великой княгини Елены Павловны и ее дочери Екатерины Михайловны, здесь же могли отвести комнаты кому-то из гостей.

В настоящее время за Кавалерским корпусом расположены вольеры. Содержание в парках животных и птиц – традиция, сохранившаяся с XVIII века. Правда, 250 лет назад помимо птиц в вольерах, или животных в клетках, где за ними можно наблюдать, при усадьбах устраивали зверинцы иного назначения. На огороженном участке держали животных для охоты. Среди российских императоров были страстные охотники, были те, кто просто отдавал дань этому благородному развлечению, принятому и у европейских королей, и у русских князей. Известно, что в Ораниенбауме в 50-е годы XVIII века часть территории занимал Зверинец – большой охотничий парк с восьмигранной беседкой. Царственные охотники могли стрелять с ее галереи. При Петре Федоровиче в Россию привозили оленей из Голштинии, с родины великого князя.

В XIX веке охотничьих зверинцев в Ораниенбауме уже не было.

В 1851 году великая княгиня Екатерина Михайловна, самая богатая невеста России, внучка императора Павла I обвенчалась с герцогом Георгом Августом Мекленбург-Стрелицким.

На бракосочетание Елена Павловна сделала поистине «великокняжеский подарок» – отдала молодым Китайский дворец.

Для их потомков почти на столетие Ораниенбаум стал «семейным гнездом». Екатерина Михайловна вырастила троих детей: дочь Елену, старшего сына Георгия и младшего, Михаила, который появился на свет в Большом Ораниенбаумском дворце. Все они подолгу жили в приморской резиденции своих родителей и унаследовали ее вместе с другими имениями матери.

Однако Елена и Михаил получали имения в собственность, Георгий – только в пожизненное пользование. Это ограничение появилось из-за морганатического брака герцога Георгия Георгиевича. Он женился по любви на Наталье Федоровне Ванлярской, фрейлине его матери.

Неравные браки были запрещены указом императора Александра III. Более трех лет Георгий Георгиевич отстаивал свой выбор перед своей матерью и императорским двором. Наталья Федоровна получила имя и титул графини Карловой, но от права престолонаследия герцог должен был отказаться.

Значительные средства дети Екатерины Михайловны Мекленбург-Стрелицкой отдавали на благотворительные нужды, а Елена Георгиевна посвятила этой деятельности жизнь. Только в Ораниенбауме они основали и содержали 3 детских приюта, родильный дом, больницу, 4 школы, богадельный дом, Дом призрения бедных, Дом трудолюбия, детский сад и даже санаторий для выздоравливающих детей несостоятельных родителей. Здесь же, в Ораниенбауме, на Петербургской улице, ими была устроена чайная для неимущих.

Сама усадьба в начале XX века содержалась в образцовом порядке. Приближаясь к долине реки Карости, мы видим справа от пересечения дорожек двухэтажную постройку с деревянными элементами фахверковой конструкции, напоминающими о немецкой народной архитектуре. Это здание герцогской дизельной электростанции. Машинный зал занимал кирпичное одноэтажное здание рядом.

Изменение планировки участка в середине XIX века, превращение его в пейзажный парк.

Постройки этого периода – павильон «Китайская кухня» (1852–1853. архитектор Л. Бонштедт) и летняя беседка – пергола.

В завершение экскурсии подойти к Кавалерскому корпусу (1760–е гг. архитектор А. Ринальди).

История бытования здания.

Вольеры с косулями, ланями, птицами.

Возрождение традиций, начало создания зверинца и птичника, которые в XVIII находились в загородных резиденциях и усадьбах. Уникальность архитектурно-ландшафтного комплекса «Ораниенбаум» Перспективы его реставрации.


 

Справки

Вольеры

Справа от дворца, за аллеей, виден желтый двухэтажный Кавалерский корпус – вытянутая вдоль границы Собственной дачи служебная постройка. При Екатерине там размещалась кухня и комнаты для свиты.

В направлении Кавалерского корпуса мы и продолжим путь, оставляя его справа. За Кавалерским корпусом видна ограда вольера, где содержат оленей. Повернем вдоль ограды налево. По проложенной в XIX веке пейзажной дороге пройдем через луг и вернемся в район Нижнего пруда. Кавалерский корпус был построен одновременно с Китайским дворцом, автор проекта – архитектор Ринальди. Но это служебное здание располагалось уже за оградой Собственной дачи, оно не имело никаких украшений и первоначально было одноэтажным. В XIX веке надстроили второй этаж. Здесь размещали фрейлин и других служащих Великой княгини Елены Павловны и ее дочери Екатерины Михайловны, здесь же могли отвести комнаты кому-то из гостей.

В настоящее время за Кавалерским корпусом расположены вольеры. Содержание в парках животных и птиц – традиция, сохранившаяся с XVIII века. Правда, 250 лет назад помимо птиц в вольерах, или животных в клетках, где за ними можно наблюдать, при усадьбах устраивали зверинцы иного назначения. На огороженном участке держали животных для охоты. Среди российских императоров были страстные охотники, были те, кто просто отдавал дань этому благородному развлечению, принятому и у европейских королей, и у русских князей. Известно, что в Ораниенбауме в 50-е годы XVIII века часть территории занимал Зверинец – большой охотничий парк с восьмигранной беседкой. Царственные охотники могли стрелять с ее галереи. При Петре Федоровиче в Россию привозили оленей из Голштинии, с родины Великого князя.

В XIX веке охотничьих зверинцев в Ораниенбауме уже не было. О владельцах имения в этот период – подробнее по пути к Петровскому мосту. Мы пройдем через открытый луг и тенистый участок под деревьями по единственной проложенной здесь дорожке.

Каменное зало

Каменное зало – двухэтажное, увенчанное балюстрадой каменное здание – расположено в Верхнем парке у склона береговой террасы между Б.д. и Павильоном Катальной горки. Его строительство относится к середине 18 века. Предположительно проект здания выполнен М. Земцовым, а Б-Ф. Растрелли изменен. К.з. использовалось для развлечений, концертов, маскарадов, танцев. Екатерина II писала в своих записках: «… танцевали зале, который находится при входе в мой сад.» Здание стоит на оси Тройной липовой аллеи. Перед ним раскинулся П-образный пруд с мостиками. Это здание и весь участок с аллеей, прудом существовал уже в 1755 году и использовался как зал Маскарадов, что следует из записок Екатерины II.

Первоначальный облик здания изменен, т.к. позднее оно перестраивалось, сохранившиеся изображения на гравюрах и чертежах 18 в. позволяют составить о нем целостное представление. Здание в виде буквы П состояло из центральной части и двух пристроенных к нему флигелей. Центральная часть – двухсветное каменное строение, декорированное пилястрами, с семью большими и малыми окнами с полуциркульным завершением и тех и других, наличники окон с лепными завершениями. На северном и южном фасадах зал имел стеклянную дверь по оси здания и выход на площадку с тремя ступенями. С запада и востока были пристроены деревянные флигеля с 6-ю окнами в наличниках, декорированных гирляндами. Описание внутренней отделки К.з. нигде не сохранилось. Крупная перестройка здания производилась в 1824 году архитектором В. Стасовым (?) Вероятно в эти годы были снесены деревянные флигели.

В 1847 г. в помещении К.з. было решено устроить новую лютеранскую кирху, соответственно был переоборудован интерьер здания.

1903 г. – архитектор Паульсон – перестройка заключалась в пристройке колокольни с западной стороны, круглой апсиды с восточной стороны, в переделке южного и северного фасадов.

Еще будучи Великой княгиней Екатерина Ал. приобрела у князей Голициных участок «пустопорожней» земли, расположенный на запад от Большого дворца. На расчищенной и осушенной земле производилась посадка деревьев, разбивка цветников. Работы в новом саду производились под руководством садовника Ламберта, бывшего раннее садовником Елизаветы в Царском селе. Участок парка, организованный П-образным прудом имел строго регулярную планировку, которая была выполнена в 50-х годах XVIII века. План этого участка представляет собой прямоугольник, прорезанный Липовой аллеей. Вдоль пруда была сделана посадка деревьев, все остальное пространство занято цветником и засажено кустарником. Цветник был огражден шпалерником, вдоль которого со всех сторон стояли деревья. Через П-образный пруд были перекинуты три деревянных моста, которые в 80-е годы XVIII века были заменены на каменные – с гранитными тумбами и железными перилами. Разбивка парка у Каменного зала типична для ансамблей первой четверти XVIII века. Его строго геометрическая планировка подчинена архитектурному центру – Каменному залу.

Катальная горка

Идея постройки восходит к одному из любимых народных развлечений – катанию с гор. Ледяные горы в XVIII в. можно было встретить по всюду. В 40-60-х гг. катание с гор получает распространение и в придворном быту, более того, этот вид развлечений становится настолько популярным, что создаются самостоятельные парковые сооружения, высотная их часть строится в виде павильона. Такие горы были построены в Москве – селе Покровском, и близ Петербурга – в Царском селе. Сооружения эти строились на одной технической основе и отличались друг от друга размерами и архитектурой. Среди создателей катальных гор – имя выдающегося зодчего Растрелли, арх. Неёлова и механика-самоучки А. Нартова. Однако сооружение А. Ринальди на Собственной даче в Ораниенбауме превзошло всех своих предшественников не только грандиозностью размеров, но и размахом замысла. Его общая площадь составляла 22000 кв. м., а протяженность 532 м. В настоящее время ПКГ – единственный сохранившийся памятник такого рода увеселений.

Высокое трехэтажное здание имеет ступенчатый силуэт, он увенчан куполом в форме колокола, установленного на деревянном барабане. Хотя размеры павильона велики, он не кажется массивным, это достигнуто за счет четкой и ясной проработки объемов. Колоннада входит в конструктивную основу здания и в то же время является важным декоративным элементом. Она создает впечатление легкости, связи с воздушным пространством. К сожалению, до наших дней не сохранился скульптурный убор павильона, когда-то он был украшен деревянными золоченными статуями, а на колоколе была установлена статуя Терпсихоры. Расцветка фасада здания строилась на сочетании нежно-голубого и белого цветов и это придает постройке легкость, воздушность. К южному выступу ПКГ примыкал деревянный скат. Он имел три колеи. Коляски спускались по средней колее с четырьмя горками. Боковые колеи предназначались для подъема колясок при помощи специальных приспособлений с блоками. Спусковая площадка располагалась на высоте 22 метров. Горки, высота которых последовательно уменьшалась преодолевались за счет инерции движения. По обеим сторонам ската были сооружены крытые каменные колоннады-галереи, протяженностью в 532 метра. Их плоские крыши – верхние галереи для прогулок, огражденные балюстрадой, - украшали сотни декоративных ваз и скульптур.

Запись в Камер-фурьерском журнале от 28 июля 1774 года: «…потом [Екатерина] со всеми персонами, на линейках шествовать соизволила на горы, куда по прибытии проходили в тамошнюю залу, и в таковой комнате Ее Величество и их Высочество с чужестранными министрами забавлялись в карты. Потом в том же круглом зале был обеденный стол, при котором Ее Императорское Величество и Их Императорское Высочество присутствовать соизволили и с чужестранными министрами, за разными 4-мя столами, по билетам. В продолжение стола перед залом на площадке играла духовая музыка». На приеме присутствовали «министры испанский, прусский, шведский, саксонский».

Судьба Катальной горки подобна судьбе ряда других построек Собственной дачи, которые из-за незначительных сумм, отпускаемых на их содержание, быстро приходили в упадок. В 1785 году архитектор Иван Ситников производил реставрацию горки, а в конце XVIII века производил ремонтные работы архитектор Иван Фок. Но сырость продолжала разрушать деревянные скаты, перекрытия и фундаменты колоннад. Уже в 1801 году катание на горке прекратилось. Разобраны они были в середине XIX века. На лугу были высажены пихты.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.