Дворец Петра III. Парадный фасад. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Дворец Петра III. Парадный фасад.

2019-12-21 169
Дворец Петра III. Парадный фасад. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Самое значительное и совершенное из произведений Ринальди, относящихся к первым годам его деятельности в Ораниенбауме,— дворец Петра III.

Подмастерье каменного дела Эрих Гампус 5 августа 1759 г. сообщает в Ораниенбаумскую домовую контору: «По договору реченной конторы и по смотрению архитектора Риналдия и по отдаче моей каменного дела подрядчикам Василию Степанову с товарищем материалов сделан или построен им Петровым с товарищем в новостроящейся крепости каменный дом...».

Постройка дворца Петра III, начатая в 1758 г., была закончена в 1762 г. К его строительству привлекли опытных мастеров. Здесь трудились Василий Петров, Дмитрий Головка, Василий Зотиков «со товарищами», постоянный помощник Ринальди каменных дел мастер Михаил Кьеза, подмастерье Эрих Гампус, каменотес Никита Петров. Переделки и ремонты, которые происходили во дворце, коснулись в основном внутреннего убранства. Архитектурный облик его остался таким, каким и был задуман зодчим.

Объемно-пространственное решение дворца Петра III необычно. Это небольшой, почти кубической формы двухэтажный павильон, увенчанный балюстрадой. В плане он квадратный, с радиально срезанным углом. Постановка его по диагонали была предопределена планировкой всего прилегающего участка. Внутренняя логика планировки дворцовых помещений с предельной ясностью выражена во внешнем облике дворца.

Так как помещения первого этажа имели служебный характер, то он трактован как опора второго парадного этажа, где располагались собственно дворцовые помещения. В соответствии с этим первый этаж, который покоится на невысоком гранитном цоколе, обработан сплошным горизонтальным рустом, прорезанным прямоугольными окнами. Они обрамлены простыми, слегка профилированными наличниками и завершены прямыми карнизами. Второй этаж несколько выше первого, решен параднее и производит впечатление большей легкости, ибо в нем преобладают вертикальные членения, подчеркнутые лопатками и окнами — застекленными дверями. Проемы их вытянуты по вертикали, а помещенные над ними сандрики в виде сегментов усиливают впечатление легкости. В своей нижней части окна второго этажа защищены ажурными коваными решетками красиво прорисованного орнамента. Прием этот характерен для Ринальди; с ним мы еще встретимся в проекте особняка Чернышева Вогнутая поверхность, образованная радиально срезанным углом, трактована как главный, парадный, фасад дворца. Характерно, что по отношению к основным осям здания фасад смещен. Над центральной дверью (по ее сторонам в XVIII в. стояли два резных деревянных фонаря), ведущей во дворец, находится полукруглый балкон, украшенный кованой узорчатой решеткой. По обеим сторонам балконной двери устроены ниши, которые, как и дверь балкона, имеют полукруглые завершения. В нишах установлены мраморные бюсты работы мастеров середины XVIII в.

Общему впечатлению легкости и стройности способствует и балюстрада, которой увенчан дворец. Над центральной частью главного фасада балюстрада как бы переходит в парапет с небольшим фронтоном в форме упругой кривой, с которой согласованы расположенные по вертикали и барочного типа сандрик над балконной дверью, и завершение двери парадного входа во дворец.

Сандрик, декоративная архитектурная деталь обычно в виде карниза или фронтончика (иногда опирающихся на кронштейны), расположенных над оконным или дверным проёмом на фасадах зданий (реже в интерьерах).

Дворец Петра III – единственный в России дворец для кратковременного пребывания и отдыха, расположенный на территории крепости. По своему характеру дворец продолжает тему «условной игры». Он связан планировочным решением как с самой крепостью Петерштадт, так и с маленьким садом, расположенным за территорией крепости на берегу реки Карость.

Особую живописность парку в районе Петерштадта придают водопады и мосты, переброшенные через речку Карость. Водопады устроены из гранитных скатов-ступеней и разбросанных гранитных глыб. Мост у каскада Нижнего пруда сделан в виде руин. Точен по масштабу и строг трехарочный Петровский мост.


 

Петровский мост

Долина Карости в районе Петровского моста – одно из самых красивых мест в Верхнем парке. Однако до середины XIX века моста здесь не существовало. Его построили вместе с парковой дорогой, которая широкой петлей огибает пруд. Она соединяет Собственную дачу Екатерины с территорией, примыкающей к более ранней постройке – Дворцу Петра III. Одновременно с возведением крепости на правом берегу Карости, у ее впадения в Нижний пруд, разбили сад.

Устроен он был по принципу итальянских садов-террас. Подстриженные кустарники обрамляли дорожки, которые вели к двум беседкам, одна из которых – восьмигранная, называлась соловьиной, к изящному двухэтажному павильону ― Эрмитажу – с декоративными росписями и картинами внутри, к круглому зданию с фонтаном в центре ― Менажерии – зверинцу с множеством клеток для зверьков и птиц и к Китайском домику, круглому двухэтажному павильону с балконом, украшенным балюстрадой, внутри которого тоже был бассейн с фонтаном. В 1760 году началось строительство водного каскада на восточном берегу реки — он располагался прямо напротив увеселительного сада (это примерно там, где сейчас виден овраг с узким ручейком). Каскад был богато украшен 15 маскаронами и двумя свинцовыми статуями драконов. Маскароны и драконов в будущем предполагалось вызолотить, но переворот 1762 года не дал планам осуществиться (фигуры драконов с каскада в настоящее время находятся в фондах хранения ГМЗ «Петергоф», а единственный уцелевший предмет мебели из зданий увеселительного сада находится в экспозиции музея «Дворец Петра III» — это уникальное белое бюро-кабинет из павильона Эрмитаж).

Фундамент самого Эрмитажа погребен под дамбой моста, на котором мы стоим.

После воцарения Екатерины II эта часть ораниенбаумской усадьбы, которая была устроена во вкусе ее свергнутого супруга, пришла в запустение. В начале XIX века обветшавшие деревянные постройки были снесены, а парк зарос. И тогда в середине XIX века здесь устроили пейзажный, или ландшафтный парк, названный «Русская Швейцария». Мощные одиночные дубы и ели были высажены в местах, определенных садовым мастером, и требовали постоянного ухода.

Берег, спускающийся красивыми уступами, нужно было расчищать от кустарника, а русло речки – от веток и ила. В настоящее время расчистка проводится регулярно. Если гибнет какое-то из старых деревьев, рядом высаживают дерево той же породы. Пейзажный парк – это гармония природы и искусства. И в уходе он нуждается не меньше, чем регулярный парк, где рука человека заметна сразу.

Как и другие мосты Ораниенбаума, Петровский мост первоначально был деревянным, «покрашенным белою краскою с сероватым колером», «с токарными балясинами» и «для сходу к воде лесенкой». В 1874 г. Петровский мост перестраивается по проекту архитектора Е. А. Прейса, а в 1910 г. его разбирают и сооружают вновь.

«Игрушечный» крепостной ансамбль после строительства «Собственной дачи» органично вошел в комплекс парковых затей Ораниенбаума.

В 50-е годы XVIII века на обширной территории, располагавшейся восточнее Нижнего пруда находился Зверинец – большой охотничий парк.

Этот участок устраивался по проекту мастера М. Гофмана и садовника Ламберти, далее по проекту Ф.-Б. Растрелли была построена восьмигранная беседка, которую окружало «гульбище» – галерея, обнесенная балюстрадой. Она служила для расположения охотников с целью стрельбы по животным. В состав Зверинца входило еще несколько связанных с ним комплексов – с севера к нему примыкал «егерский двор» с домами егерей и псовым двором, с юго-запада – близкий по назначению «охотничий двор». Южнее располагался обнесенный оградой участок, где и содержались животные. Здесь находились «сарай звериный» и ясли для кормления. По документам, в Ораниенбаум привозили оленей из Голштинии.

Мост соединяет восточную и западную части Верхнего парка.

Дорога, проходящая через него, была одним из любимых маршрутов для прогулок верхом или в экипажах во второй половине XIX века.

Нижний пруд в 1750-е годы был переименован в «Малое увеселительное море».

У Петра Федоровича существовали гребная команда и свой «потешный флот»: двадцатипушечный корабль «Ораниенбаум», 18-пушечный трёхмачтовый фрегат «Святой Андрей», две двухмачтовые галеры «Святая Екатерина» и «Елизавета», которые прикрывали крепость с севера и участвовали в военных учениях. Весь состав потешного флота представлял собой умѐньшенные копии настоящих боевых кораблей, так как в реальном размере боевые судна не могли поместиться в Нижнем пруду, где самая большая глубина едва достигает трех метров. Фрегат «Святой Андрей», имел длину 11 м, а галеры «Святая Екатерина» и «Елизавета», 17 и 26 м соответственно.

Галеры были выкрашены в голубой («Святая Екатерина») и в розовый («Елизавета») цвет. Потешный флот во время учебных баталий обстреливал Екатеринбург с воды, а когда затевались «морские» сражения на Нижнем пруду, условным кораблем-противником становилась галера «Екатерина». Непосредственно к Голштинии флот отношения не имел. Матросы и боцманы были командированы из российского флота, а в роли офицеров выступали сам Петр Федорович и его придворные. Для флота был разработан особый мундир.

В одном из интерьеров Большого дворца находится картина художника Ф.-Г. Баризьена, датированная 1757 годом: «Вид на Большой дворец Ораниенбаума со стороны Нижнего пруда». На картине видны на глади пруда сходящиеся на встречных курсах галеры. В Будуаре дворца Петра III на одной из падуг лепного убранства потолка изображено Малое увеселительное море и потешный флот в составе всех четырёх кораблей.

Отсюда хорошо видная южная часть Большого дворца, перед которым находится пруд.

Берег Карпиева пруда (напротив южного фасада БД)

Пруд напротив ворот – часть сложной водной системы, созданной при Меншикове, сюда по канавам со шлюзами шла вода из Верхнего пруда на речке Карость. Его называют Утиный, или Карпиев.

В 100 метрах к югу от парадного двора Большого Меншиковского дворца, на берегу Утиного пруда в 1746 г. была построена маленькая крепость Екатеринбург для военных упражнений Великого князя Петра Федоровича.

Петр, незадолго до этого женившийся, решил назвать крепость в честь своей супруги. Не исключено, что автором чертежа также являлся Петр. Сооружение было очень небольшое: в крепости находилось 4 бастиона

С южной стороны дворца находятся протяженные служебные корпуса, которые вмещали множество жилых комнат и служб.

В Западном павильоне, увенчанном крестом, располагалась церковь во имя Святого Пантелеймона. Восточный, симметричный ему, занимала коллекция японского и китайского фарфора.

Перед воротами парадного двора Большого Ораниенбаумского дворца в ознаменование трёхсотлетия Ораниенбаума установлен памятный знак в виде померанцевого дерева (трехметровый «померанец» из чугуна и золоченой бронзы, конкурс 2010 г.).

Одним из первых сооружений в этой части парка был павильон Каменное зало.


 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.