Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2019-09-09 | 189 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
П.П. Гайденко показала, что основное понятие, как современной физики, так и математики было предвосхищено учеником родоначальника метафизики Парменида Зеноном, постулировавшего в своих апориях деление бытия до бесконечности [4, с. 61].
Таким образом, метафизика обогатила интеллектуальную культуру понятием бесконечно малой величины. Что позволило Демокриту придать ему физический смысл (атом), а Анаксагору – деление до бесконечности всего существующего (гомеомерии). Гомеомерии бесконечны по числу и по делимости, представляя собой, своего рода, качественные атомы (молекулы).
Однако, следует учитывать, что постулат деления бытия до бесконечности был выдвинут, чтобы доказать (от противного) положение Парменида, что мыслимая реальность едина, неделима и неподвижна.
Родоначальник метафизики, по сути дела, дает и обоснование закона тождества (А=А). Чтобы мышление было истинным, оно должно быть тождественным и неизменным по отношению к своим исходным предпосылкам.
Принятые нами положения (понятия, суждения) должны употребляться в одном и том же смысле. Аристотель по этому поводу пишет следующее:
«…Иметь не одно значение – значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет (определённых) значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности – и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить (каждый раз) что-нибудь одно» [Meт. IV 4, 1006 b10].
Поскольку выдвинутая предпосылка существования множественного бытия, которую Зенон, чтобы доказать ее ложность, усилил, заменив термин «множественность» словосочетанием «деление бытия до бесконечности», привела к апории, постольку была доказана истинность положений Парменида и неистинность противоположной позиции. Одновременно, в силу того, что Зенон опирался на Истину, он сформулировал один из основных принципов физической и математической реальности.
|
Пармениду открылось в мистическом видении***, что слово «быть» соотносится только с понятием «истина»: «“есть” и “не быть никак невозможно”: это – путь Убежденья (которое Истине спутник)» [30, В2, 3-4]. Только вследствие того, что речь идет об истинном бытии, или бытии истины, справедливы слова «мыслить – то же, что быть» [30, В3].
Тождество бытия и истины охраняет мышление от заблуждения. Поэтому, в строгом смысле слова, не истину и высказать невозможно: «Можно лишь то говорить и мыслить, что есть; бытие ведь есть, а ничто не есть», - неистово повторяет Парменид.
Суждение «истины нет» доказывает, что «истина есть», разовьет интуицию Парменида Платон в диалоге «Теэтет». Философия опирается на такие понятия, которые обладают самокритичностью, благодаря чему заблуждение опровергает само себя, поэтому, в отличие от научного способа познания, метафизика не нуждается в критерии опыта. Ее мышление самодостаточно. Способность разума быть собственным критерием истины называется реторсией****.
Люди ошибаются именно потому, что они принимают явления, видимость бытия, за саму истину, утверждает Парменид. С одной стороны, присущее им от рождения чувство истины подсказывает, что кроме видимого бытия существует истинный мир: «Можно лишь то говорить и мыслить, что есть; бытие ведь есть, а ничто не есть: прошу тебя это обдумать», - внушает богиня Дике автору поэмы «О природе».
С другой стороны, они принимают эту видимость за саму истину: «Люди, лишенные знанья, бродят о двух головах. … Мечутся, глухи и слепы равно невнятные толпы, коими «быть» и «не быть» одним признаются и тем же и не тем же, но все идет на попятную тотчас» [30, В6].
Как единство бытия и небытия, сущий мир противоречив, что сбивает с толку людей, привыкших к чувственному созерцанию и «забывших» мир бытия. Истина же проста, как и мир бытия. Тем не менее, достичь этой простоты непросто, так как нужно свернуть с привычного пути, по которому движется обычное человеческое мышление.
|
Необычность состояния прорыва (интуитивного озарения) указывает на его сверхъестественное происхождение. Поэтому Парменид и говорит, что его на путь истины направляет богиня Дике: «Не хожено здесь человеком – но Закон вместе с Правдой» [30, В1, 27-28].
Человеку трудно войти в мир истины в силу привычки к языку чувственных представлений. Бытие – это «то что есть». Небытие – «то, чего нет». Его невозможно ни помыслить, ни представить. Его существование противоречит положению: «из ничего ничего не возникает». Бытие, или «то, что есть», не может возникнуть по определению, оно есть то, что всегда есть. Следовательно, бытие вечно. Оно неподвижно, так как оно одно:
«В самом деле, - пишет Аристотель, - сущее [“то, что есть”] не возникает, ибо оно уже есть, а из не-сущего [“того, чего нет”] не может возникнуть ничего, ибо должен быть какой-то субстрат [возникновения]. Доводя это рассуждение до логического конца, они приходят к выводу, что многого вообще нет, а есть одно только сущее [“то, что есть”] само по себе» [Физика, А 8, 191 а24].
Опровергнув постулат о существовании «многого», Зенон доказал истинность положений своего учителя. Наука же использует понятие бесконечно малой величины, забывая о ее метафизическом происхождении. Однако объективные законы познания, открытые Парменидом и развитые Платоном и др. метафизиками, с необходимостью выявляют в науке ее исходные предпосылки.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!