III.                       Центр и ось мироздания — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

III.                       Центр и ось мироздания

2019-09-09 257
III.                       Центр и ось мироздания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мысль о центре мира, символом которого является солнце, является отправной точкой общего идеологического синтеза, который должен быть приближен к идее о группе, которую мы определили в первой части нашей книги. Эта мысль о центре, в самом деле, является идеей о группе в ситуации, взятой в масштабах вселенной, что предполагает совпадение противоположностей и их равновесие. Сама амбивалентность является всего лишь наименьшей из возможных групп, ограниченной двойственностью двух дополнительных.

Геометрическое представление о центре - точка в середине круга. А географическое - различные традиции - определяют по-разному: Святая земля, Земля бессмертия, Непорочная земля, Земля блаженных, Земля живых, Святые чертоги, внутренний Дворец, Жилище Избранных... Это Неизменная стихия китайцев, ступица космического Колеса, храм Святого Духа. Это может быть сад вроде Рая, город вроде небесного Иерусалима, пещера вроде Агаррты (Agarttha), остров вроде Атлантиды, гора вроде Меру (Merou), каменный пуп вроде Омфалоса или проще - полюс земного шара, с земной точки зрения и с точки зрения индивидуального «я» каждого человека.

Круг - это геометрическое развитие центра в его динамическом аспекте, между тем как квадрат представляет центр в статическом аспекте. Вот почему круг символизирует небо, как изображают три круговые ограды небесного Иерусалима, в то время как квадрат символизирует землю. Вот почему земной Рай квадратен.

В исламской традиции божественный трон - круг, по которому прогуливается Мухаммед во время своего ночного вознесения. В Индии трон Вишну - это лотос в розетке. Язык символов помещает трон принцев над землей, и если на Дальнем Востоке правителей раньше носили на плечах, то королей франков носили на больших щитах, как еще сегодня носят пап на «sedia gestatoria», поскольку, став почти божественными особами, они не должны касаться земли. Так происходит иногда с героями современности, которых триумфально возносит на руки народный энтузиазм, хотя происхождение этого обычая скорее всего участникам этого действа неизвестно.

Земля имеет черты квадрата просто потому, что солнце фиксирует ее оси, благодаря крайним точкам своего пути, которые делят ее на четыре части, каждая из которых представляет собой одно время года и вместе с тем одну из четырех сторон света. Тантрические мандалы (mandala tantriques), являющиеся основой для медитации, в виде геометрических образов, составленных из кругов и квадратов, связывают таким способом небо и землю, иначе говоря, охватывают весь космос. Кстати, в обрядовой магии начертание максимального круга (cercle maxime) устанавливает пределы защиты от вредных влияний. А пляски крутящихся по кругу дервишей являются способом духовного преображения.

Две взаимно перпендикулярные линии, составляющие диаметры круга или оси квадрата, образуют крест, наиболее общий, геометрический символ. Во всех преданиях он представляет вездесущего Человека, который идентифицируется с Адамом Кадмоном и первобытным Андрогином.

В горизонтальном плане крест являет собой человека, вытянутого во весь рост во всех направлениях его индивидуальности. В вертикальном направлении

крест объединяет высшие иерархические состояния человека, на которые он может претендовать. Центральная ось, соединяющая эти состояния, от неба до земли, представлена большим числом символов: дерево, гора, копье, колонна, палка, шест с призом (на народных гуляньях), космический столб, лестница, обелиск, колокол, стрела, фаллос, пирамида, пуповина, веревка, цепь, нить... Мы произвольно привели этот скучный перечень, чтобы вновь осветить идею о группе, которую он напоминает, и в то же время о единственном жесте, объединяющем и определяющем, вдоль всей этой идеальной оси, которую можно пройти в противоположных направлениях.

Гора символизирует центр и одновременно ось вселенной. Впрочем, в восхождении на гору есть нечто от естественного очищения, спонтанной духовности, которую, видимо, искал Ницше, занимаясь альпинизмом в горах Силс-Мария, и Домаль, создававший личную Подобную Гору. Высокие места были первым этапом пути наверх, как показывает библейский эпизод с Моисеем, принимающим скрижали закона на горе Синай. Поскольку каждая страна имеет собственный центр, имена священных гор варьируются соответственно с преданиями, выполняя тем не менее идентичную функцию. Это - Олимп у греков, Альборж (Alborj) у персов, Табор (Thabor) у евреев, Каф (Qaf) у мусульман, Потала (Potala) у тибетцев, Белая Гора у кельтов, Меру (Merou) у индусов, К‘уанлуан (K’ouenlouen) - у китайцев. Можно даже сказать, что в центре любой деревни колокол, каланча или замковая башня отвечают тем же потребностям защиты, ниспосланной Провидением.

Когда не было горы, выстраивали нечто похожее из кучи камней, «керн» (cairn), курган, пирамиду, зикку- рат в Вавилоне, гору-храм в стране кхмеров или девятиэтажную буддийскую пагоду в Китае. Поднятые

камни, бетили (betyles) и менгиры являются таким же пристанищем божественного вдохновения, как Дельфийский Омфалос, близ которого пророчествовала пифия.

Самым распространенным вариантом осевого центра является дерево, которое доэллинская цивилизация сделала культовым. Это дуб в Галлии, липа в Германии, Яггдрасил (Yggdrasil) в Скандинавии, береза в Сибири, олива на исламской земле, смоковница-баньян в Индии, бамбук в Японии. Не забудем упомянуть в более узком смысле масонскую акацию, еврейское миндальное дерево, китайскую вербу, аполлонов лавр и омелу друидов.

Посаженное посредине вселенной или в ее центре мировое древо, как жертвенный индийский столб, обеспечивает связь земли и неба. Вертикаль дерева, вечная или постоянно обновляемая зелень, все три его уровня - корни, ствол и листва - соединяют землю с миром небесным, эфирным и рассветным. Его сок - это нечто вроде земной росы, а его плоды, яблоки сада Гесперид или Райского сада, являются пищей бессмертных. Как сказал Данте, «дерево живет за счет своей вершины». Что передает эзотерический образ перевернутого дерева, корни которого - листва, а листва - корни, и которое может таким образом питаться небесной росой.

Самой важной темой, связанной с деревом, является тема древа жизни, по бокам которого в иранском искусстве часто изображаются два обращенных друг к другу павлина - воплощение космической двойственности. Фонтан, символ вечного омоложения, омывает иногда подножье дерева и, переливаясь, делится на четыре потока, текущих в пространстве по четырем направлениям. В Библии оба павлина были заменены деревьями: древом познания добра и зла и древом жизни - тройственность.

каббалистическим эквивалентом которой является сефиротическое (sephirotique) дерево с тремя побегами.

Когда при строительстве зданий камень с опозданием заменил дерево, колонна из тесаного камня стала, в свою очередь, осевым символом. Корзина из изваянных в камне листьев, украшающая капитель, является подобием изначальной растительности, собранной в пучок.

Лестница - еще один образ оси. Вспомним лестницу Иакова, по которой поднимались и спускались ангелы. Эта мистическая лестница, перекладины которой отмечали этапы духовного прогресса, существует и в буддизме, а также представлена в египетской «Книге Мертвых».

Веревка - тоже очень древний символ вознесения. Вместе с ней появляется новое, более сложное понятие, отличное от оси: это узлы, соответствующие различным ступеням лестницы и применяющиеся для фиксации некоторого состояния, как в благоприятном, так и в неблагоприятном вариантах. В самом деле, в древности, в том числе исламской, орнаменты в форме узла, витого шнурка или переплетения являются охранительными талисманами. Однако есть возможность проникнуть в такие узлы и плетения с помощью эксперимента, представляющего один из ритуалов йоги. В самом деле, развязать узел - это начать освобождаться, и делать это нужно в порядке, в точности обратном тому, который соблюдался при его завязывании. С этимологической точки зрения, это единственный настоящий способ - высвободить петли мертвого узла, не затягивая его. И если Александр ударом меча разрубил знаменитый «гордиев узел», которым ярмо упряжи было привязано к колеснице Гордия, бывшего землепашца, ставшего королем Фригии, то эта псевдопобеда македонского героя в духе рыцар

ства ускорила его собственный конец. Ибо, завоевав Азию, он тут же потерял ее, скончавшись по дороге домой.

Из всех символов оси палка, возможно, является самым общим и самым богатым по происхождению. Начиная с посоха пастора или паломника и кончая маршальским жезлом, она внушает власть, жалуя достоинство и величие. Это - скипетр епископа, кнут боярина, хлыст кавалериста, трость франта, прутик шамана в той же степени, как и древко метлы средневековой ведьмы, если мы вспомним об амбивалентности понятий.

Отметим также брахманскую палку с двойными завитками, которая напоминает кадуцей Гермеса, вокруг которого закручиваются в противоположные стороны две змеи, символизирующие поляризованное равновесие двух космических течений.

Скипетр как атрибут королевской власти представляет собой другое качество палки и символ оси, каковым является сам король, выступающий посредником между небом и своими подданными. Основные его функции заключаются в установлении мира и справедливости, о чем должны напоминать меч и весы. А стрелка весов, как и меч, является символом оси.

Одинокая стрела, являющаяся еще одним осевым символом, подразумевает вскрытие отверстия, через которое может проникнуть свет, а следовательно, и мысль. Такой она выглядит, как конечный элемент зодиакального знака Стрельца, образованного из трех сущностей: лошади, человека и стрелы, ясно указывающей на прогресс в покорении всех трех состояний.

Нитка - символ, близкий к веревке, но существует в гораздо более сложной форме, поскольку использовалась для создания ткани, представляя собой в древние времена как бы текстуру вселенной. Прялка и веретено, где нить наматывается и разматывается, были зна

ками судьбы в руках великих богинь, будь то Мойры или Парки, и они работали с песней, как Сирены. Самая старшая из них, Лахезис, пряла человеческие судьбы, но меж ее пальцев проходила только нить прошлого. Младшая, Клото, разматывала нить настоящего, а любимое дитя, Атропос, держала в руках роковые ножницы, чтобы перерезать нить будущего. Гесиод дал им в матери Ночь, а Платон - Необходимость. Эта страшная троица считалась злосчастной, что, быть может, объясняет, почему в некоторых местах традиционно женские прядение и сучение пряжи были связаны с холодом зимы, ночными замками и запорами, между тем как работа на полях, совершаемая днем и в летнюю пору, предназначалась для мужчин.

Цепочки нитей, элемент непрерывности связывают миры и состояния, в то же время нить жизни неизменно плетет положенную судьбу каждому. Ход челнока взад и вперед представляет, по мнению тайцев, чередование жизни и смерти, вдох и выдох символизирует в Ригведе ритм жизни. В Упанишадах нить одновременно является «atma» (сам, себя) и «ргапа» (дыхание). Жемчужное ожерелье - цепь миров, соединенных посредством самих себя (atma). Нить, накручиваемая на веретено, вызывает в памяти колесо с его динамикой. Колесо является также символом мира, как и другие цветочные или круглой формы образы: роза и лотос (которые мы встретим далее), а их цветение (распускание) представляет собой проявление жизненного развития.

Но колесо символизирует также построение будущего, случайного и бренного, бесконечный цикл обновления, весну. «Мир - это колесо в колесе, - как сказал кардинал де Куза, - шар в шаре».

Колесо вместе со ступицей и осью - также солнечный символ, то есть центральный символ. Оно приводится в движение с помощью индусской «чакраварти»

(chakravarti), а тот, кто крутит колесо, является хозяином пространства и времени. Если простой диск представляет собой атрибут Вишну, то колесо колесницы, солнечный атрибут с 8, 12 или 30 лучами, ступица которого - неподвижный центр, является, кроме того, Розой Креста. Тот, кто стоит в центре и крутит колесо, является, согласно ранним верованиям, Человеком универсальным или Высочайшим, для буддистов - самолично Буддой, приводящим в действие «Колесо Закона», которое по смыслу приближается к западному «Колесу Фортуны».


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.