Значение эргонима в научных исследованиях — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Значение эргонима в научных исследованиях

2019-08-27 1246
Значение эргонима в научных исследованиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На сегодняшний день в связи с социально-экономической обстановкой, рыночной ситуацией и ростом городов ежегодно появляется множество различных предприятий, организаций, компаний, а как следствие и необходимость их наименования. Все эти объекты получают имена собственные, старые названия могут заменяться новыми, соответствующими нынешним потребностям и представлениям клиентов, потребителей, жителей города в целом. В данном случае эргонимы, то есть сами названия данных объектов, являются наиболее точным отражением лингвистического ландшафта современного города.

Проявление научного интерес к сфере эргономии заметно всё больше с каждым годом, что может быть обусловлено несколькими факторами. Городское коммуникативное пространство изобилует вновь появляющимся материалом для исследования и анализа. Также недостаточно изучены терминология данной научной сферы исследования, образование и оформление самих эргонимов [22, С. 16].

В лингвистических исследованиях тема эргонимов занимает определенно важное место, так как эргоним является одним из видов имён собственных (онимов), объектом изучения такого раздела как эргономика в рамках ономастика (раздел языкознания, изучающий имена собственные). То есть эргоним – это элемент большого ономастического пространства. Как и любое имя собственное эргоним изучается с точки зрения истории, способов образования, мотивированности, особенностей развития и функционирования в определенных условиях и для конкретных целей [5]. По мнению В. А. Крыжановской, эргономические единицы могут отражать основные социальные тенденции, непосредственно связанные с демократизацией языка, спецификой спонтанного общения. Именно поэтому исследование языка в городском пространстве, то есть в рамках лингвистического ландшафта, может объяснить каким образом номинатор того или иного объекта выражает своё мировосприятие и как результат такого аспекта деятельности фиксируется в эргономике [11, С. 13- 14].

Многие исследователи (М. В. Боброва, А. М. Емельянова, В. А. Крыжановская, И. В. Крыкова, М. А. Курбанова, Н. В. Подольская, Е. С. Самсонова, А. В Суперанская и другие) начали посвящать свои работы теме эргономии и ономастического пространства еще со второй половины XX века, некоторые из них занимаются этим вопросов сегодня в рамках современных тенденций развития этой научной сферы. Также языковеды постепенно изучали лингвистические факторы возникновения эргонимов и экстралингвистические факторы, влияющие на выбор названия городских объектов.

Долгое время не употребляли никакого термина, предпочитали сохранять за объектами исследования собственные названия. Но уже в 1973 году А. В. Суперанская, классифицируя имена собственные, относит названия учреждений, обществ, объединений, органов периодической печати, юбилеев, праздников, мероприятий, компаний, стихийный бедствий к комплексным объектам [5]. А в 1979 году в первом издании «Словаря русской ономастической терминологии» Н. В. Подольской впервые представлен термин «эргоним». Здесь он использовался для обозначения наименований деловых объединений людей, учреждений, корпораций, кружков, предприятий, обществ, заведений, то есть того, что непосредственно связано с деятельностью и трудом человека [30]. Именно этого определения мы придерживаемся в нашем исследовании, так как данное толкование термина наиболее точно раскрывает суть этого понятия в широком смысле.

Но существует и другие определения термина «эргоним», представленные разными авторами. Трактовка термина «эргоним» в более узком понимании зависит от того, с какой точки зрения рассматривается данное многоаспектное языковое явление, эргонимы какой тематики берутся за основу, какая сфера деятельности является определяющей в том или ином исследовании.  

Так, по мнению М. В. Бобровой, эргоним – специфический пласт имен собственных, поскольку это явление не только языковое, но также социально-экономическое. Автор рассматривает принципы образования современных эргонимов в рамках маркетинговых целей именуемых предприятий [2, С. 135].

В работе И. В. Крюковой эргонимы определяются как один из видов рекламных имен, устанавливается лингвистический статус рекламных имен как единой подсистемы ономастической лексики, занимающей периферийное положение в структуре ономастического поля [13].

И. В. Крыкова рассматривает эргонимы с точки зрения их мотивированности, которая связана с типом именуемого предприятия. То есть, эргонимы – это имена собственные, которые всегда мотивированы либо реально, либо символически [12, С. 32].

В своем научном исследовании А. М. Емельянова пишет, что эргонимы по своей сути непосредственно являются именами собственными, так как обладают следующими признаками:

1. эргонимы служат для подчеркнутого конкретного названия отдельных предметов действительности и выделяют единичный предмет из ряда однородных;

2. у эргонима обычно отсутствует прямая связь с понятием, лежащим в основе, являясь в определенной степени лишь «вывеской» для именуемого объекта;

3. в состав эргонимов, как и в состав имен собственных, могут входить любые части речи, даже предлоги, которые в качестве онима начинают отвечать грамматическим характеристикам имени существительного;

4. эргоним, помимо функций имени собственного, обладает рядом необходимых для этого вида онимов дополнительных функций [5].

Но в то же время лексика эргономики обладает отличительными признаками, особыми качествами. Так, В. А. Крыжановская выделяет следующие черты:

1. эргонимы отличаются высокой степенью динамичности по сравнению с другими именами собственными;

2. широкое массовое употребление эргонимов обусловлено функционированием лексики в базовых сферах экономического, социального и межличностного взаимодействия;

3. эргонимам присущ высокий национально-культурный потенциал, заключенный в лексическом значении названий и в возникающих ассоциациях;

4. для эргонимов характерны отдельные особенности в сфере межкультурной коммуникации, определенные тонкости перевода, трансляции, интерференции;

5. одна из основных функций эргонимов – функция побуждения – обуславливает семантику данных языковых единиц, где главным является эффективное воздействие на потребителя с целью привлечения его внимания [11, С. 31].

Эти умозаключения, представленные разными исследователями, позволяют нам сделать вывод о том, что эргонимы являются многоаспектным объектом изучения. Представляя имена собственные, эргонимы выделяются среди иных наименований, могут быть представлены различными частями речи, выполняют определенные функции, присущие для имен собственных. Но в то же время эргонимы отличаются специфичными характеристиками для такого раздела науки, как эргономика. В отличие от имен собственных в целом эргонимы широко употребляются именно в городской среде, создаются с целью привлечения внимания реципиента и динамичны в своем лексическом и ассоциативном развитии.

 

1.2.1. Способы слово и -фразообразования эргонимов

Одна из основных задач ономастики заключается в создании новых онимов (имён собственных) для отдельных объектов. Сегодня в современных условиях городского пространства используются различные способы номинации учреждений, организаций, компаний. Способы образования эргонимов зависят от определенных экстралингвистических факторов, то есть мировосприятия аудитории, для которой предназначен текст, меняющихся общественных ценностей и предпочтений, расширения пространства для наименований.

Эргонимы могут быть образованы следующими возможными способами: словообразовательный (морфемная деривация, субстантивация, сложение), лексический (семантическая онимизация, заимствование, трансонимизация), синтаксический (эргонимы-словосочетания, эргонимы-предложения) [9, С. 53].

По мнению Н. А. Кокориной и Ч. Чженхань, самый продуктивный способ образования эргонимов – лексико-семантическая онимизация. Данный способ возможен и удобен благодаря использованию лексического значения уже имеющегося в языке конкретного слова без изменения его формальной структуры [9, С. 53].

Ф. Ф. Алистанова в своей работе различает следующие типы лексико-семантической онимизации: простой; образование эргонимов при помощи переноса лексического значения слова: метонимический, метафорическикй, метафоро-метонимический; трансонимизация; эргонимы с числовым компонентом и эргонимы с материальной индексацией [1].

Простая номинация характерна для эргонимов указанного типа в единичных случаях, например, названия каких-либо государственных учреждений. Например, Диетическая столовая, Чайная.

Метонимическая номинация – один из распространенных приемов создания эргонимов. Такое название передает связь между объектом и номинацией, может отражать сферу деятельности организации или учреждения [15, С. 64]. Метонимический перенос происходит на основании местоположения, этнической характеристике, профессии и роду занятий. Например, Капкейня, Прага, Турецкий Тандыр, Фиш Хаус [9, С. 54].

Метафорическая номинация связывает явления, действия, признаки, в определенной степени побуждает адресата совершать определенный мыслительный процесс с целью связи названия объекта с его функционированием [15, С. 66]. В отдельных случаях такие эргонимы могут подчеркивать респектабельность и специализацию заведения, статус посетителей. Например, СЕЗАМ, Зимний сад, Кузня, Мечта, Лига чемпионов [9, С. 54].

Метафоро-метонимическая номинация построена на слиянии метафоры и метонимии, эргонимы, образованные таким способом, отличаются лексической экспрессивностью. Например, Вилка-Ложка, Шансон, Царская трапеза, Халиф, Высота [15, С. 70].

Эргонимы, образованные путем использования количественных значений, содержат числовой компонент и являются названиями-символами. Например, Магазин 777, Аптека 36.6, Золото 585 [15, С. 67].

Эргонимы с материальной индексацией образуются путем прибавления цифры или буквы, что и является индексом названия. Такой индекс выделяет объект из ряда подобных. Например, Продукты 5+, Игрушка 30, Трейд-М [15, С. 68].

Существуют другие способы и разновидности онимизации (образование имена собственного). Зачастую уже существующее имя собственное лежит в производящей основе эргонима, это происходит за счет перехода онима из одного подразряда имени собственного в другой. Такой способ называется трансонимизацией. Среди эргонимов, образованных данным способом выделяют классы в соответствии с тем подразрядом имени собственного, который для них является исходным:

1. антропонимы-эргонимы представлены именами собственными людей. При наименовании объекта особое предпочтение отдается антропонимам, так как учитываются благозвучность имени, его этимологический смысл, экзотичность, ассоциации, которые вызывает название. Такие эргонимы могут быть мотивированы именами владельцев или основателей заведений, известных людей, писателей, исторических деятелей, персонажей литературы и кино. Например, Дашенька, Троекуров, Дон Кихот, Маниловъ [15, С. 71-75];

2. мифонимы-эргонимы образованы от имен любой сферы ономастического пространства в мифах, эпопеях, сказках, былинах. Такие эргонимы могут быть мотивированы именами богов, названиями городов, определенных мест и предметов, имеющих отношение к мифам и мифологии. Например, Геркулес, Зевс, Лукорморье;

3. топонимы-эргонимы образованы от имен собственных отдельных географических объектов. Топонимы, в свою очередь, могут быть представлены гидронимами – обозначения любых водных объектов, ойконимами – названия любых поселений, урбанонимами – имена собственные внутригородских топографических объектов и так далее. Например, Амстердам, Старый Таллин, Шанхай;

4. астронимы-эргониы образованы от обозначений отдельных небесных тел и космических объектов. Например, Дева, Меркурий, Солнце, Водолей [5].

Заимствования являются одним из основных источников пополнения словарного запаса языка. Благодаря процессу глобализации и развитию межкультурной коммуникации заимствования из иностранных языков стали как неотъемлемой частью лексикона носителей языка, так и одним из способов онимизации объектов, в нашем случае способом образования эргонимов. Мы можем наблюдать в современных городах эргонимы, образованные с помощью иноязычной лексики. Такие варианты заимствований наряду с лексическим значением могут сохранять написание слов или быть транслитерированы на другой язык. То есть, заимствования – это продуктивный и повсеместно используемый способ образования эргонимов. Например, Coffee project, Home Lounge Bar, Сити-бар [10, С. 55].

Различные способы образования эргонимов есть результат взаимодействия в совокупности лингвистических и экстралингвистических факторов, где сами названия зачастую могут являться уже давно существующими словами со знакомыми значениями для большинства реципиентов. Данное явление может быть обусловлено предпочтением к надежности того или иного слова в плане оправданности его значения, привлекательности и значимости для адресата.

 

Функции эргонимов

На сегодняшний день активно изучается функционирование языка в городской среде, его связь с социально-экономическими изменениями в обществе. Коммерческие организации и государственные учреждения, на которые направлена деятельность человека, получают названия в ходе акта номинации. То есть человек выделяет определенный объект среди ряда ему характерных с помощью имени собственного, которое, в свою очередь, выполняет свои задачи и часто является полифункциональным [10, С. 105].

Как и любое языковое явление эргоним обладает рядом функций, отличающих его специфику. Многие исследователи рассматривали и характеризовали эргонимическую лексику с точки зрения её функционирования. В нашей работе мы обратимся к трудам А. М. Емельяновой, которая в своей диссертации обобщила труды ученых, уже занимавшихся этим вопросом, выделила следующие наиболее значимые функции эргонима: номинативно-выделительная (назывная), информативная, рекламная, эстетическая, мемориальная, функция охраны собственности [5].

Номинативно-выделительная или назывная функция является важнейшей для любого имени собственного. Несомненно, любая организация или учреждение не может функционировать без своего собственного названия, с помощью которого люди могут выделять и узнавать заведение, то есть его идентифицировать. Важно также отметить, что название должно отличать объект от большого числа других подобных объединений, чтобы реципиенты смогли его дифференцировать, что и является характерным для всех имен собственных. То есть назывная функция эргонима может быть охарактеризована как идентификационно-дифференцирующая [5].

Информативная функция крайне важна для потенциального реципиента названия. Любое наименование наполнено определенной информацией, при первом же прочтении эргоним предоставляет все основные сведения о том или ином объекте, а именно дает представление о специфике и сфере деятельности организации, указывает месторасположение, обозначает предлагаемые товары или услуги, ориентирует на предполагаемого клиента. Возникают случаи, когда определенное название не выполняет информативную функцию, а может быть понятно не для широкого круга лица, а только для номинатора и/или узкого круга осведомленных лиц. В таком случае названия могут даже служить в качестве хорошего знака или оберега для номинатора [5].

Одна из основных задач эргонима заключается в привлечении внимания и влиянии на потенциального адресата, так выполняется рекламная функция эргонимов, ведь они по своей сути являются рекламными именами (за исключением, например, некоторых общественных организаций, городских учреждений, учебных заведений). А. М. Емельянова в своей работе приводит следующее определение: «рекламные эргонимы – это собственные имена рекламного характера, принадлежащие внутригородским объектам, объединенным функцией реализации товаров и услуг» [5]. Безусловно, подобные названия создаются для того, чтобы заинтересовать клиентов или покупателей, для более успешной реализации товаров или услуг в рамках деятельности объекта номинации.

Немаловажно отметить тот факт, что выбор учреждения, обращение в ту или иную организацию может зависеть от того, как звучит название и как оно в целом может быть воспринято реципиентом. Эстетическая функция эргонима заключается в благозвучности названия и его способности вызывать положительные ассоциации у жителей города. Зачастую звучные названия получают предприятия или организации бытового обслуживания (кафе, рестораны, гостиницы, отели, салоны, сервисные центры и так далее).

Мемориальная функция эргонимов связана с внутренней формой названия, которая может быть заранее запрограммирована с определенной целью. То есть номинаторы могут отражать в названии имена учредителей, исторических личностей или использовать всеобще известные названия каких-либо объектов, что может служить фактором успешности и доверия со стороны клиентов и покупателей [5].

Необходимость функции охраны собственности обусловлена современной обстановкой на рынке, появлением множества частных фирм и организаций и конкуренцией между ними, поэтому внутренняя форма становится обязательным элементом семантической структуры наименования. Зачастую даже с законодательной точки зрения возникает необходимость контролировать появление новых названий в городском пространстве [5].

Описанные выше функции эргонимов занимают важное значение в ономастическом пространстве города. Несомненно, эффективность эргонима зависит от степени соответствия картине мира, ценностей, ожиданий потенциальных покупателей и клиентов. Также мы можем сказать, что полифункциональность эргонима определяет его успешность. Чем больше функций заложено в названии объекта, тем успешнее и привлекательнее оно может быть для горожан, так название выполняет несколько задач в рамках различных функций.

Таким образом, мы можем представить выводы к первой главе, в которой нами были рассмотрены теоретические аспекты изучения лингвистического городского пространства, в котором функционирует и развивается язык. В современных реалиях наблюдается развитие обширного пласта наименований наряду с социальными, экономическими изменениями и процессами глобализации, оказывающими влияние на эти процессы. Эргономия является неотъемлемым компонентом лингвистического ландшафта современного города, представлена уже существующими и вновь появляющимися названиями различных учреждений, организаций, заведений. Эргонимы являются именами собственными, так как обладают всеми отличительными признаками такой лексической единицы, но в тоже время им характерны отдельные специфичные для них свойства и функции, которые выступают и являются необходимыми именно в городском пространстве. На наш взгляд, данная сфера довольно широка и перспективна для дальнейших научных исследований, так как эргонимы возникают и употребляются в городской среде, создаются с конкретными целями и динамичны в своем лексическом и ассоциативном развитии.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.