Комолява. масторава. эрзянский эпос — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Комолява. масторава. эрзянский эпос

2019-08-07 226
Комолява. масторава. эрзянский эпос 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вирява


КОМОЛЯВА

Матушка Земля хмель уродила,
Матушка Земля да хмель взрастила,
Как хозяйка хмеля – Комолява,
Льнула к солнцу, силу набирала.
Где же, где родилась Комолява?
Где же, где взрастилась Комолява?
На лугу зеленом уродилась,
К иве гибкой нежно прислонилась.
Обвила ствол ивы Комолява,
До макушки взобралась, кудрява.
Как раскрытые ладошки листья,
Шишек крепких тяжелеют кисти.
Кто нашёл-увидел Комоляву?
Кто унёс-похитил Комоляву?
Комоляву Ава находила,
Хмель собрав, в мешочке уносила.
Чтобы Комолява не тужила,
Под полатью дома разложила,
День-деньской под нею хмель держала:
Комолява силу набирала.
А затем хмель Ава вынимала,
На печи холстину расстилала,
Хмель она на том холсте сушила,
Высушив, в большом котле варила…
Комолява красно наряжалась,
Да гулять на волю отправлялась:
Белая расшитая рубашка,
На застежке серебрится пряжка,
На головке шёлковый платочек,
Обхватил стан добрый поясочек.
Ходит Комолява – разгулялась,
Хмелью сладкою загостевалась.
Нороваву в поле повстречала:
Та в лохмотьях да глядит печально.
Вопрошает гордо Комолява:
– Что ж в лохмотьях ходишь, Норовава?
Отчего лица ты не умыла?
Отчего прорехи не зашила?
Волосы свои не расчесала,
Видно, стыд совсем ты потеряла.
В рубище ты ветхое одета,
Осуждают все тебя за это.
– Слушала тебя – словам внимала,
Сердце болью сжалось, Комолява.
Горькую обиду испытала
От словес заносчивого пала
Нерадивой, хмельной Комолявы,
Да ленивой, вздорной Комолявы.
Оттого я в рубище одета,
Что в трудах, а не гуляю где-то:
Утром просыпаюсь спозоранку,
Ночью поздней с ног валюсь с устатку.
Дело всякое меня боится,
На все руки, знамо, мастерица.
Досыта я накормлю голодных,
Обогрею сирых да холодных,
Нищих да нагих тепло одену,
А бездомным крышу дам и стены.
Недосуг в шелка мне наряжаться,
Недосуг красою похваляться.
На слова о лени нерадивой
Комолява скуксилась спесиво:
– Превозносишь ты себя напрасно,
Норовава, будь же беспристрастна!
Отчего себя ты восхваляешь?
Комоляву ленной выставляешь?
И хотя нарядно я одета –
В руцю белоснежную, при этом
Ни на миг хлопот не оставляю,
О своих делах не забываю.
В дом питейный я войду - Хмельава,
В красный угол сяду – Комолява,
От забот гуляющих избавлю
Без ума да разума оставлю.
Первым делом – пусть смеются лица,
Следом с уст их песни будут литься,
А затем пойдут плясать с притопом,
Да вприсядку, – всем в ладоши хлопать!
Дальше – больше: прикажу ругаться,
Надоумлю их жестоко драться…
Стали люди позу пить да пуре,
Призывать Инешкипаза всуе,
Заповедь отца они забыли,
Веленьпаза не боготворили,
Злобных дел свершать уж не боятся,
Над священной истиной глумятся.
Веленьпаз ушёл – эрзян покинул,
Жизнь их бездуховную отринул.
Вот явился он к Инешкипазу
И, не медля, приступил к рассказу:
– Рушатся эрзянские обряды,
Древние устои и уклады.
Пьют-едят эрзяне, веселятся,
Средь пиров и гульбищ дни их длятся.
Извратили суть твоих велений,
Стали забывать слова молений.
Масторава мечется с досады,
Грусть-тоска её печалит взгляды.
Где пройдет – там слезы льёт ручьями,
Где шагнёт – там горбятся печали.
Кто увидел, как она горюет?
Кто заметил, как она тоскует?
Белый Лебедь грусть-тоску приметил,
Вопрошая, Мастораву встретил:
Отчего твоя печаль-кручина?
В чём тоски твоей первопричина?
– Оттого я, Белый Лебедь, плачу,
Оттого, посланник божий, плачу,
Что посев в полях не колосится,
Во дворах скотина не плодится,
В семьях не рождается потомство,
Род эрзянский вымирает просто.
Устремляясь к непристойной славе,
Бьют поклоны люди Комоляве.
– Масторава, не премножь печали!
Слёзы горькие не лей ручьями!
За эрзян Инешкипаз в ответе,
Потому как это его дети.
Днем и ночью Паз о них горюет,
Днем и ночью души их врачует.
Держит он судьбу рукою левой,
Правой же рукой, благословенной,
Наделяет счастьем и удачей:
Щедрой дланью – не скупясь, не пряча.
Молвит слово – рожь заколосится,
Промысл явит – человек родится,
Дабы возродился Род Эрзянский,
Дабы укрепился Дух Крестьянский.

 

КРУШЕНИЕ ОБЫЧАЕВ. ВЕК БОГОВ. МАСТОРАВА. Героический эпос эрзян

КРУШЕНИЕ ОБЫЧАЕВ

В старину мы жили к небу ближе,
Кров Инешки и Богов с ним иже
Лицезреть могли с земли очами,
Слух свой услаждали их речами.
До Богов рукой подать – так было! –
Солнце низко над землей ходило.
Взоры обращая в близость неба
С робкой просьбой о достатке хлеба,
Предки наши во поле ступали,
У ключа моленье зачинали.
С облаков за ними наблюдая,
Просьбам по-отечески внимая,
Засухой Инешки их не мучил –
На поля гнал дождевые тучи.
Всходы дружно к солнцу поднимались,
Голода эрзяне не боялись:
Гумна полны сжатыми снопами,
Изобильны закрома хлебами.
Но однажды жизнь переменилась,
К худшему нежданно накренилась:
Затопила Ава утром печку –
Из трубы не вьются ввысь колечки
Дыма, не взбираются над крышей
В небо, к облакам, плывущим выше.
Вверх взглянула Ава да всплакнула,
Чёрным гневом очи затянуло.
Блага будто сроду не бывало,
Не сдержавшись, возроптала Ава:
– Отчего к нам небеса так близко,
И к земле льнут облака так низко?
Сломанный взяв в руки наконечник,
Лестницу приставив подвенечно,
Ава взобралась на крышу дома,
Забранилась с Пазом по-худому:
Наконечником его толкала,
Бранными словами называла.
Не сдержал свой мягкий нрав Инешки,
Выше сдвинул небеса, не мешкав,
От эрзян их разместил подале –
Чтоб чертоги Паза не мешали.
Долго ль, коротко, эрзяне догадались:
Боги в высь небес от них поднялись.
Отдаление узрев Инешки,
Сельский сход созвали без задержки.
– Отчего оставил нас Инешки?
Что нам делать без его поддержки?
Без него хлеба не уродятся,
С голодом придется нам познаться.
Пазу воздадим свои молитвы,
Сельский озкс устроим, дабы слитны
Были наши помыслы с Инешки.
Заручимся мы его поддержкой,
Чтоб в полях хлеба заколосились,
В колосе чтоб зерна уродились.
Мы должны Инешки поклоняться,
С голодом тогда не будем знаться.
Стол эрзяне Пазу выносили,
С хлебом-солью ко столу просили,
Следом штатол светлый зажигали,
Со свечей молитву зачинали:
– Ты почто, Инешки, нас покинул?
Отчего чертог свой ввысь воздвинул?..
Лишь узрел Инешкипаз моленье,
Лишь заслышал скорбное прошенье,
Тотчас он отправил Веленьпаза
В край эрзян, напутствуя наказом:
– Средь эрзян семь лет ты будешь править,
Не забудь на добрый путь наставить!
Веленьпаз в эрзянский край явился,
Да наказом божьим поделился:
– Слушайте, эрзяне, мои речи!
С неба к вам я прибыл – издалече.
Сам Инешкипаз меня направил:
Озкс эрзянский след в душе оставил,
Слух затронули слова молений,
Прислан я к вам в помощь – в управленье.
Вами буду семь годков я править,
Чтоб на добрый путь эрзян наставить,
Чтоб хлеба на поле уродились,
Чтобы голодом вы не томились.

Растерялся люд, да ну смущаться,
Переспрашивать спешат посланца:
– Ты скажи-ка нам, ответь, чей будешь?
Истину глаголешь или шутишь?

– Сын Инешкипаза перед вами, –
Ведаю правдивыми словами, –
Сельского хозяина встречайте,
Веленьпазом дружно величайте.

Хором люд эрзянский рек – согласно,
Восклицал в ответ единогласно:
– Ежили ты сын Инешкипаза,
Твоему послушны мы указу.
Будешь ты в руках держать селенья,
Если Богом прислан в управленье.
Преклонил эрзянский люд колени,
Пред хозяином своих селений:
– Просим, будь правителем нам мудрым!
Наших сёл храни жилища – кудот!
Ходит по земле посланец Бога –
Сёла, лес, поля хранит он строго,
Ловко справить дело помогает,
Навыкам крестьянским обучает.
В старину эрзяне жили в радость,
Не страшили их ни глад, ни старость.
День за днём слагали, год за годом,
Не сдаваясь никаким невзгодам.
Но иные времена приходят,
Зеленью весенней, свежей всходят,
С новой силой к солнцу прорастают,
Прежние обычаи сменяют.
Древние традиции нарушив,
Путь к Инешки не находят души. оления богам. масторава

Вирява

РОЖДЕНИЕ БОГОВ. МАСТОРАВА. Героический эпос эрзян

ВЕК БОГОВ

Моления Богам

Словно лебеди, дни пролетают,
В облаках, белокрылые, тают,
Следом месяцы вихрем взовьются,
Словно сильные кони несутся,
Годы тише, степенней шагают –
Стадом сытым неспешно гуляют,
Будто море, вздыхают столетья –
Волны катят лениво в бессмертье.

Вновь Инешки явился на Землю,
Собрались вкруг эрзяне да внемлют
Тем словам, что носил в своем сердце
Паз-отец, обращаясь к ним: «Дети!
Любы мне вы, вне всяких сомнений,
Род эрзянский будь благо-словенен!
Я желания ваши исполнил –
Край эрзянский с Богами помолвил:
Силу злакам дает Норовава,
Мощь дарует Земле Масторава,
В небе правит ветрами Вармава,
По-над лесом гуляет Вирява,
В городищах осела Велява,
Защищает жилища Кудава,
Да хранит каждый двор от несчастий
Кардаз-Сярко благим сопричастьем.
Так воздайте же слова молений,
Пред Богами преклонив колени:
Каждую держательницу славьте,
Чтоб не обошла вас благодатью,
Каждой покровительнице слово
Благодарственных молитв готово.
Как Инешкипаза почитайте
Всех богинь-держательниц, да знайте:
Каждой изберите День Молений,
Чтобы получить благословенье,
Чтобы каждая из них хранила
Род эрзянский, умножая силы.
День Молений Озксом величайте,
Впредь обычай строго соблюдайте.
Приготовьте пуре в честь Богини,
Мёдом помяните её имя,
Жирных уток и гусей зарежьте,
Да овец ей принесите в жертву.
Слово в слово мой наказ вершите,
Кой эрзянский в чистоте держите,
В поле хлеб тогда заколосится,
Будет скот домашний впредь плодиться,
Детородны будут жены ваши,
В поле множат урожаи пашни.
Если же наказ мой не свершите,
Жизнь свою плачевно завершите,
Очи ваши не узрят дней светлых,
Пред порогом не склонятся ветлы,
В поле хлеб не будет колоситься,
Скот домашний не зачнет родиться,
Урожаи не премножат пашни,
И бесплодны будут жены ваши.

Внемлющие Пазу да услышат –
Так эрзяне верят слову свыше.
Отчему наказу сообразно
Как один ответствуют согласно:
– Ты, Инешкипаз, наш прародитель!
Ты, Инешкипаз, наш покровитель!
Всё, что повелел нам, мы исполним,
Отчий твой наказ мы крепко помним.
Мудрость слов священных не забудем,
В вере праведной вовек пребудем,
Как тебя, Богов всех почитаем,
Как тебя, молитвой поминаем.
Каждой покровительнице слово
Благодарственных молитв готово,
Изберём для каждой День Молений,
Род эрзянский, будь благословенен!

Когда весенний теплый день придет,
Исстает зимний серебристый лед,
Проглянет из-под снега Мать-Земля,
И по сохе начнут вздыхать поля,
Раскроется лишь чернозёма зев,
Задумают эрзяне первый сев.
На сельский сход старейшины спешат
Перед посевом свой совет вершат.
Ведь если зев весной осеменить,
Молитвой горсть семян благословить,
То плодотворно день бежит за днем:
Что ныне сеем, завтра то пожнём.
Пусть брагу-позу варит каждый двор,
Кто держит пчел – готовить пуре скор.
Весь род сбирается в единый дом,
Пусть хлебом-солью встретят в доме том,
Пусть щедро стол и празднично накрыт,
Бочонок позы для гостей открыт,
Пусть пенится наполненный бокал,
Рог изобилья чтоб не иссякал.
Зажгется родовая пусть свеча:
Вера эрзян светла и горяча.
Возденет руки всяк: и стар, и млад,
Пусть каждый к богу устремляет взгляд.
Своей судьбой довольные вполне,
Все кланяются Матушке-Земле.
О чем слова божественных молитв?
О чем душа эрзянская болит?
О солнечной весне и тёплых днях,
О влагою питающих дождях,
О сочных травах в пойменных лугах,
И о пасущихся на них стадах.
Молитвы Пазу вознесут когда,
Погаснет пламя штатола едва,
Приступят к яствам, станут пить да есть,
И в пляс пойдут, и песни будут петь.

– Ой ты, Норов, Норов, Норовава!
От эрзян тебе поклон да слава!
Кормишь без числа людей и поишь,
Низко тебе кланяемся – в пояс!
Имя славное твоё поймаем,
Песней благодарной вспоминаем.
Наши голоса заслышь-заслушай:
Глубину сердечных слов-отдушин.
Твоё имя вспомним лишь хорошим,
Твоё имя вспомним лишь пригожим.
Синими прекрасными очами,
Норовава, отведи печали,
На эрзянское взгляни моленье,
Синим взором дай благословенье,
Попроси за нас Инешкипаза:
Пусть займутся дружно всходы – разом,
Пашни влагой пусть дожди питают,
Боги пусть эрзян оберегают,
Пусть даруют здравие и счастье,
Начинаниям благим причастье.

Сев закончен, всходы зеленеют,
Мастораву нежно солнце греет.
Молятся эрзяне неустанно –
Имя Паза с ними постоянно.
Древнее моление старейшин
Соберет совет эрзян мудрейших.
Атя озкс – моленье величают,
Седовласых старцев привечают,
Семерых достойных избирают,
Провести моляну поручают.
Следует сварить им позу-брагу,
Заколоть бычка, костяк в овраге
Закопать, сокрыв его камнями:
Кардаз-Сярко, будь довольна нами!
Поза приготовлена хмельная,
Из молельного бычка мясная
Сварена эрзянками похлебка,
Шлют гонцов – на озкс явиться ходко!
Этот день назначен был издревле,
Каждый чтит его в любой деревне,
Старцы, что Инешкипаза знали,
День моляны свято соблюдали.
Всем селом сбирались на моляну.
С хлебом-солью на лесной поляне
Становились в ряд, перед собою
Полотенца расстелив с едою.
Старцев избирали двух мудрейших,
Век свой от Инешкипаза ведших.
За своё родимое селенье
Начиналось старцами моленье.
К Пазу в небо руки простирали,
Имя бога громко величали.
Преклонив колени, все молились.
Лишь два старца стоя находились.
Ими белые платочки брались,
Полотенец с яствами касались,
Вдоль молящихся эрзян ходили,
Двое старцев с Богом говорили:
– Ты, Инешкипаз, наш прародитель!
Ты, Инешкипаз, наш покровитель!
О, услышь слова молитв, послушай,
Наши подношения искушай!
Долго ждал ты нас – встречай скоренько,
Яства с наших рук прими быстренько,
Хлебом-солью, позой угощайся –
Добрым урожаем возвращайся!

Причастив все яства, двое старцев
Знак подали трапезой заняться.
Молчаливо они ели-пили.
Не плясали, песнь не заводили.
Позу лишь когда до дна испили,
Жертвенное мясо лишь избыли,
Вновь собрались вместе на поляне
Завершить моление селяне.
По старинке пламя высекая,
Двое старцев, устали не зная,
Развели костёр, чтоб тол священный
Ритуал исполнил сокровенный:
Лошадей, коров, овец согнали,
Сквозь огонь спасительный прогнали.
И на том моляна завершилась,
Вера в Паза в душах укрепилась.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.