Человек. героический эпос эрзян масторава — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Человек. героический эпос эрзян масторава

2019-08-07 173
Человек. героический эпос эрзян масторава 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вирява

ЧЕЛОВЕК. ВЕК БОГОВ. МАСТОРАВА. Героический эпос эрзян. Перевод с эрзянского

ВЕК БОГОВ

Первое сказание

РОЖДЕНИЕ ЗЕМЛИ


ЧЕЛОВЕК

Смотрит зорко Бог на Мастораву:
Жизни нет, хотя дела исправно
Слажены. По-прежнему пустынна
Матушка Земля. Быть может, сына
Ожидает, без него тоскуя,
Чем печаль развеять вековую?
Некому рубить деревья в чащах,
На лугах не видно землепашцев,
Некому косить густые травы,
Некому прореживать дубравы…
Мысли в голове Инешки бродят,
Всходы первые посеять рода,
Основать традиции-обряды,
Пусть блюдут живущие их свято.
Непростая избрана задача,
Но её решать так иль иначе.
В одиночку справиться с ней сложно:
Разум хорошо, а три – надежней!
Вот призвал Бог мудрую Кастарго:
– Дочь моя, твой ум блистает ярко,
Отправляйся вслед за Верепазом,
Сына приведи ко мне с наказом:
Помощь мне его нужна – советом,
Передай: не медлит пусть с ответом!

А затем красавицу Везорго
Бог напутствовал в дорогу строго:
За Пурьгинепазом отправляйся,
Красотой своей не восхваляйся,
Передай ему слова наказа:
Жду совета, мол, Пурьгинепаза.

Пред Инешки сыновья явились,
Батюшке почтенно поклонились.
Сложная поставлена задача,
Вместе им решать, никак иначе:
В одиночку справиться с ней сложно,
Разум хорошо, а три – надежней!

За широкий стол они уселись,
Чтоб совет держать без канители.
Вышла к ним Кастарго с хлебом-солью,
Приглашает к отчему застолью,
Наливает пуре им Везорго,
Их сестренка младшая – сазорка.

Сыновей, гостей всегда желанных,
На совет Инешкипазом званных,
Во главу стола отец сажает,
Яствами да пуре угощает.
Сам на троне встречно восседает,
Не спеша беседу зачинает.

В меру пьют, вкушают яства боги,
После дальней отдохнув дороги.
Сообща, одним умом решают,
На едином языке вещают.
Сладкий пуре по ковшу испили,
По второму дружно иссушили,
Мысль одна умы богов тревожит:
Радость жизни на Земле – возможна ль?
В третий раз по чарке опрокинув,
Думою исполнились единой.
Вот Инешки вышел из застолья,
Ждут сыны: на всё отцова воля!
Облачась в железные доспехи,
Шлем надев – к моменту, не к утехе, –
В руку правую жезл взяв тяжелый,
Бог Инешкипаз промолвил слово:
– О, сыны, Пурьгине с Верепазом,
Слушайте-внимайте моим сказам!
Лишь затем покинуть я заставил
Вас удел, где каждый честно правил,
Лишь затем гостями вас приветил,
Чтоб к единству нам прийти в совете.
На правдивом языке общаться,
Света истин, знамо, не бояться,
Верный путь, сыны, избрать нам надо,
Наша сила в триединстве взгляда.
На взращенной мною Мастораве
Жизни нет, пустынно в светлом рае.
Некому рубить деревья в чащах,
На лугах не видно землепашцев,
Некому косить густые травы,
Некому прореживать дубравы…

Думал я, гадал: чем беде помочь? –
Не додумался: мысли канут прочь.

Что за Человек явиться должен?
И какой обычай мы заложим
В основанье первых поселений? –
Суть моих духовных треволнений.
Поселить хочу на Мастораве
Жителей Эрзян. К грядущей славе
Пусть ведут обычаи-обряды,
Матушка Земля им будет рада!
Что ответят гости дорогие,
Сыновья любимые, родные?
Разделяют ли мои волненья?
Древо жизни замышляю верно ль?
Умного я жду от вас совета,
Доброго да мудрого ответа.

Сыновья Пурьгине с Верепазом
Слушали отца Инешкипаза,
Мудрым изречениям внимали,
Бога с полуслова понимали,
Светлый ум и замысел хвалили,
Оба в один голос говорили:
– Замысел в твоих руках Инешки,
Воплоти на славу, да не мешкай!
Как задумал, так его исполни,
Древо жизни пустит свои корни!
Каковым создашь ты Человека,
Духа велика насколько веха,
Таковыми будут и законы,
На Земле ведется так исконно.
Каковы традиции, уклады,
Таковыми будут и обряды,
С нареченным именем народа
Оживет язык и сила рода.

Выслушал сынов Инешки разом:
Верепаза да Пурьгинепаза.
Голову склонив, воздев вверх руки,
Молвил им, не медля ни минутки:
– Будет жить на плодородных землях
Человек, мной нареченный «ЭРЗЯ»,
С именем эрзянского народа
Ярится язык и сила рода.
Сына Масторава пусть встречает,
Радостно в объятья заключает:
Эрзя – славный житель и хозяин,
Он в делах искусен да исправен,
Будет он косить густые травы,
Будет он прореживать дубравы,
Землепашцем будет он отменным,
Хлеборобом знатным да умелым.

Вот Инешкипаз из глины белой
Эрзю-человека зачал делать.
Взялся сердцем и душой за дело,
Глаз страшится, руки лепят смело.
Богом Человек где создавался?
Где Земли Хозяин зарождался? –
На высоком берегу святого Рава,
Там, где распростерлась Масторава,
Во бору сосновом, на поляне,
Где ромашек солнечных сиянье,
Создан человек Инешкипазом
Собственному лику сообразно.
Рук своих Бог оглядел творенье
И воздал ему благословенье –
Всем взял Эрзя: и лицом, и статью,
Взгляда светлоокой благодатью,
Молодец широкоплеч да строен, –
Обликом его творец доволен.
Двадцати лет от роду красавец,
Нет души лишь. Ни к чему лукавить:
Без души – пустая оболочка.
Разум, чувства, мысли – Эрзе срочно!
Языком эрзянским пусть владеет,
Доброе, разумное лишь сеет.

Вот в зените солнце засияло,
Теплый ветерок притих устало.
Не шумит вода. Леса безмолвны.
Рав Великий успокоил волны.
Дело сделав, Бог Чипаз в истоме
Отдохнуть решил в прохладном доме.
Плод его творений в одиночку
На поляне бодрствует цветочной.
Лишь Чипаз отправился на отдых,
В полдень Идемевсь наверх выходит,
Любопытствуя делами Бога,
На поляну держит он дорогу.
Средь цветов увидел Человека,
И в душе воскликнул дьявол: «Эка!
Сотворил Бог Эрзю без изъяна,
Всем хорош: умом и силой стана!
Замысел божественный прекрасен,
Только всё же труд его напрасен:
Идемевсь внесет свои поправки,
Знаком дьявола пометит для затравки,
На лице пригожем, сильном стане
Чёртов след навеки бес оставит…»

Чёрной завистью одолеваем,
Идемевсь недуга не скрывает.
От обиды не находит места,
Дума злая овладела бесом.
Оплевал с досады человека,
Тело исколол терновой веткой,
Идемевся гнев весьма заметен:
С головы до пят следы отметин.
Только злоба вышла бесу боком,
Захлестнув его своим потоком.
След на теле не забыв оставить,
Душу Эрзи чёрт не смог ославить.

Солнца диск на запад устремился.
Отдохнув, Бог к Эрзе воротился.
Лицезрит Инешки: что да диво!
Возле Эрзи бес снуёт глумливо.
– Прочь ступай, упрямец, дух нечистый!
Мне известно: ты обманщик истый!
Замышляешь вечные страданья
Ниспослать на рук моих созданье.
Человека от беды избавлю,
Крепкий стан да лик его поправлю.
Ты же, бес, покинь наш край цветущий,
На морское дно ступай-ка лучше,
Там родная для тебя обитель,
Преисподней ты исконный житель.

Идемевсь в овраге, за горою,
В одночасье скрылся. Бог с бедою
Безуспешно справиться пытался,
Раны омывать водой старался.
Идемевся проступали метки:
Язвы от шипов терновой ветки.

И тогда решил переиначить
Человека Бог, а это значит,
Сохранив душевный храм умело,
Наизнанку вывернул лишь тело.
Навсегда следы плевков исчезли,
Раны затянулись, силы в чресла
Вновь вернулись. Но остались язвы –
Не снаружи, а внутри лишь разве.
Поводом к болезням сохранились
До сих пор – такая вот немилость!
По сей день приносят человеку
Много бед, с ним шествуя сызвеку.
В тот же миг, лишь плоть переиначил,
Бог Инешки Силу Духа зачал,
Одарил божественной искрою
Человека. Свой восторг не скрою:
Силой Духа только живо тело,
В жилах кровь взыграла и запела.

Идемевсь вновь рядом оказался –
У подножия горы старался
За огромным камнем притаиться,
Наблюдал, что на Земле творится:
Как Инешки плоть переиначил,
Силу Духа в человеке зачал…
Наконец творцом сей труд закончен.
Из-за камня Идемевсь лопочет:
– О, Инешки, рук моих участье
В человеке вижу я отчасти.
Потому тебя прошу по праву
Облик человеческий исправить.
Волю разреши мою исполнить,
Иль желаешь чёрта обездолить?

Только нет желанья у Инешки
Просьбу чёрта исполнять: «Поддержки,
Идемевсь, твоей я не заметил, –
Бесу так Инешкипаз ответил:
– От нечистых рук одно несчастье,
Гроздь болезней дал ты в одночасье,
От плевков, шипов терновой ветки
Навсегда остались злые метки,
Долю не получишь, дух нечистый,
Потому как лжешь весьма речисто.
Но, спустя немного, Бог добавил:
– Дело рук нечистых я поправил,
Эрзе я вернул приятный облик,
Душу дал, способную на отклик.
Сердце доброе и разум светел,
Ноги легкие, как быстрый ветер,
В жилах кровь горячая струится,
Сердцу помогая ровно биться.
Ты же эрзю наградил плевками,
Чтобы плоть болезни облекали,
Исколол терновыми шипами,
Чтоб на теле язвы проступали.
Рук нечистых пагубное дело:
Чтобы плоть эрзянская болела.
А теперь покинь наш край цветущий,
На морское дно ступай-ка лучше,
Там родная для тебя обитель,
Преисподней ты исконный житель.

Меж собой так эрзю поделили
Бог и черт, на том постановили:
Две основы создают единство,
Два начала с лона материнства.
Первое дарует эрзе счастье,
Бог Инешкипаз к тому причастен:
– Сердце доброе и разум светлый,
Жить в любви и вере – вот завет мой!
Суть другой основы – боль, сомненье,
Недугами плоти оскверненье, –
Идемевся рук то злое дело:
Человека плоть чтобы болела.

Оттого, когда за человеком
Смерть приходит при скончаньи века,
Оставляя плоть без сожаленья,
Ввысь летит Душа – к вратам спасенья, –
К дому отчему Инешки-Бога
Вознесет небесная дорога.
Во сыру во землю плоть уходит,
Здесь покой бесчувственный находит,
Здесь теряет лика благородство,
Превращаясь в Идемевся сходством,
В рабство попадает, в руки к чёрту,
Плоть, опущенная в землю мёртвой.

Человека делать зачиная,
«Эрзя-житель» имя выбирая,
Замысел Инешки свой исполнил.
Сделав человека, слово молвил:
– Будет жить на плодородных землях
Человек, мной нареченный «ЭРЗЯ»,
С именем эрзянского народа
Ярится язык и сила рода.
Сына Масторава пусть встречает,
Радостно в объятья заключает:
Эрзя – славный житель и хозяин,
Он в делах искусен да исправен,
Будет он косить густые травы,
Будет он прореживать дубравы,
Землепашцем будет он отменным,
Хлеборобом знатным да умелым.
Доброту дарю и разум светлый,
Жить в любви и вере – вот завет мой!
По эрзянским истинным законам
Ты верши дела свои исконно,
Взгляд на все имей лишь свой – крестьянский,
Эрзей будь, живи умом – эрзянским.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.