Существенное сокращение государственного вмешательства в экономику. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Существенное сокращение государственного вмешательства в экономику.

2019-08-07 189
Существенное сокращение государственного вмешательства в экономику. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ü Программа чековой приватизации [граждане могли купить чековую книжку, делающую их совладельцами акций того или иного приватизируемого предприятия]. В ее ходе 70% жителей стали акционерами.

ü Формирование рынка ценных бумаг.

ü «Малая» приватизация: продажа с аукциона небольших предприятий [из сферы торговли и услуг].

ü Реституция [возврат бывшим владельцам] национализированного имущества.

Итоги парламентских выборов 1991:

Гражданская Демократическая Партия Клауса: успех экономических реформ, проводимых Клаусом, обеспечили ему победу на парламентских выборах.

«ДЗДС» - Движение За Демократическую Словакию - Владимира Мечиара одержала победу в Словаки [образована на основе движения «Общественность против насилия»].

Помимо них успех имели:

1. Христианско-демократическая уния,

2. Моравско-силезское движение,

3. Христианско-демократическое движение в Словакии,

4. Партия «Зеленых».

Таким образом, президент Гавел сформировал правительственную коалицию на основе этих 6 партий. Тогда же он был переизбран президентом Чешской и Словацкой Федеративной Республики. Он для чехов навсегда остался символом Бархатной революции. С ним связано рождение нового типа чехов, нового отношения к действительности, вывод советских войск, преобладание трансатлантической ориентации.

При Гавеле происходил откат к традициям парламентаризма Масарика. Однако при нем парламентаризма не было: все было построено на «междусобойчиках». Он опирался на кадры из «Хартии 77». Именно они вошли во властные структуры, заняли посты послов, министров. Они поделили государственную собственность и образовали олигархию. [Фирсов: коррупция – неотъемлемая часть парламентской системы ]. При Гавеле были восстановлены масонские ложи, и туда повалил народ [не простой, разумеется]. Во многом они были дилетантами в политике [с Вацлавской площади да в Пражский Град]. Все это давало Клаусу реальные основания критиковать Гавела и его эпоху. Но, как говорит Фирсов, «Парламентаризм – инструмент, на котором нужно уметь играть, а плохой музыкант сваливает все на инструмент».

Клаус был деятелем правого толка, он выступал за парламентаризм и состязательность. Он был представителем «добротного» парламентаризма [а не того фуфла, которое развел Гавел].

«Развод» чехов и словаков.

Экономические реформы тяжело ударили именно по Словакии, целые регионы оказались в состоянии экономической депрессии. В этих условиях ДЗДС Владимира Мечиара, выдвинувшая требование национального суверенитета получила массовую поддержку. Идею независимости Словакии активно поддерживала [и финансировала] словацкая эмиграция в Канаде и США.

Поводом стали споры в Федеральном собрании о смене названия государства: словаки требовали смены названия на Чехо-Словакия [дефис, видимо, должен был показать, что это два разных народа, а не как ни один «братский»]. После принятия компромисса [Чешская и Словацкая Федеративная Республика] началась новая тяжба о повторном разделении компетенций между чешским правительством Питгарта и словацким правительством Мечиара.

1991 г. правительство Мечиара сменил кабинет Чарногурского. Последний под давлением общественных настроений в Словакии добивался образования конфедерации. Однако большинство чешских партий уже накануне парламентских выборов 1992 г. отвергли этот вариант. Чехи отказывались предоставить Словакии внешнеполитическую самостоятельность.

Апогеем борьбы стали парламентские выборы 1992 г.:

ЧР: победа Гражданской демократической партии Клауса с 30% голосов.

СР: победа ДЗДС Мечиара.

Эти товарищи не были нацелены на создание здорового федерального правительства. [Кроме того, по Матвееву, чехи стремились избавиться от проблемной (претензии Венгрии и Польши) и экономически отсталой Словакии, чтобы побыстрее вступить в ЕС]. Так, в результате серии переговоров Мечиар и Клаус пришли к решению о разделе федерации.

25 ноября 1992 г. федеральное собрание приняло решение о прекращении федерации двух народов с 1 января 1993 г.

 

Чехи и словаки в 1990-е гг.

Вступление Чехословакии в новый этап развития сопровождалось коренными преобразованиями практически во всех сферах жизни. В области экономики ставка была сделана на приоритетное развитие частной собственности, предпринимательства и конкуренции при существенном сокращении доли государственных затрат.

Начало трансформации отношений собственности было положено в 1990 г. в связи с реализацией программы чековой приватизации, предложенной министром финансов Вацлавом Клаусом. За сравнительно небольшую сумму граждане страны получали возможность приобрести чековую книжку, посредством которой могли стать совладельцами акций того или иного приватизируемого предприятия. Уже первый этап чековой приватизации продемонстрировал поддержку нового курса широкими слоями населения, около 70 % жителей стали акционерами. Быстрыми темпами формировался рынок ценных бумаг. Преобразованию централизованной экономики в рыночную способствовала также развернувшаяся после революции так называемая “малая” приватизация, в ходе которой из государственной собственности были вычленены и проданы на аукционах небольшие магазины, предприятия сферы бытовых услуг и т.д. Началась реституция, то есть возврат бывшим владельцам некогда национализированного имущества.

Успех коренных экономических преобразований с адресной, а не анонимной ориентацией (в частности, купонные чековые книжки оформлялись на конкретное имя) бесспорно способствовал популярности реформаторов и их победе на первых после “бархатной” революции выборах в законодательные органы, состоявшихся в июле 1990 г. Движения “Гражданский форум” и “Общественность против насилия” завоевали подавляющее большинство голосов избирателей. Помимо них влиятельной частью политического спектра стали также Христианско-демократическая уния, Моравско-силезское движение, Христианско-демократическое движение в Словакии, партия зеленых и т.д. Именно эти организации составили основу правительственной коалиции. С ними солидаризовался и президент Гавел. Своеобразным закреплением итогов парламентских выборов стало повторное избрание В. Гавела президентом Чешской и Словацкой Федеративной Республики (таким стало официальное название Чехословакии с весны 1990 г.).

В послевыборный период движениям “Гражданский форум” и “Общественность против насилия” в сложных условиях коренных преобразований не удалось справиться с обстановкой и ростом национальных противоречий чехов и словаков. Эти движения представляли собой скорее свободный конгломерат антикоммунистических организаций и групп, имевших различные подходы к решению практических проблем государственного строительства. Вскоре после выборов в парламент “Гражданский форум” распался на ряд политических партий.В их числе наиболее влиятельным было либеральное по ориентации “Гражданское движение”, а также самая крупная по численности Гражданская демократическая партия (ГДП), исповедывавшая идеологию современного реализма. Ее лидер В.Клаус, прагматик-технократ, отстоял собственную концепцию радикальной экономической реформы, состоявшей в ускоренной приватизации и ослаблении экономической роли государства. Третьей силой, выделившейся из “Гражданского форума”, стал “Гражданский демократический альянс” (ГДА), исповедовавший ценности западного консерватизма.

Последствия реформ в экономике неблагоприятно сказались в большей мере на положении Словакии. Целые словацкие регионы оказались в состоянии экономической депрессии. В этих условиях после распада словацкой ОПН массовой поддержки добился известный политик Владимир Мечиар, председатель партии Движение за демократическую Словакию (ДЗДС). Правые силы в Словакии не получили поддержки. Мечиар возглавил движение словаков за национальный суверенитет в противовес сторонникам чехо-словацкой федерации. За независимость Словакии выступили и словацкие эмигранты из рядов Словацкой Лиги в Канаде и США, а также Всемирный словацкий конгресс. Требование полной независимости Словакии поддерживала вначале незначительная часть словацкого общества. Лишь после выборов 1990 г. это требование стало программным в деятельности Словацкой национальной партии и ряда других партий и группировок.

В начале 90-х гг. словацкая сторона усиливала давление на Прагу, добиваясь от нее гарантии равных возможностей в федерации. Обострение межнациональных отношений стало заметным уже весной 1990 г., когда в федеральном собрании обсуждался вопрос о смене названия государства. Словацкая сторона упорно настаивала на изменении написания названия страны на Чехо-Словакия. Тогда же в Братиславе состоялись первые демонстрации с требованием полного суверенитета Словакии. После принятия компромиссного названия Чешская и Словацкая Федеративная Республика началась новая тяжба о повторном разделении компетенций между чешским правительством П.Питгарта и словацким правительством В.Мечиара. Временным компромиссом явилось принятие в декабре 1990 г. закона о компетенциях, существенно ограничивавшего полномочия федеральных органов власти.

Весной 1991 г. правительство Мечиара вынуждено было подать в отставку, его заменил кабинет во главе с Я. Чарногурским. Он выступил с инициативой заключения особого чешско-словацкого договора, пока не будет принята конституция. Это требование было принято чехами. Но тем временем в Словакии все шире укреплялся лозунг создания суверенной республики. Словацкая сторона долгое время рассчитывала на то, что чехи пойдут на образование конфедерации, однако большинство чешских политических партий уже накануне выборов 1992 г. в парламент отвергли этот вариант как неприемлемый. Таким образом вопрос о будущем федеративного государства был предрешен, хотя это вовсе не означало фатальной неизбежности распада Чехословакии в 1992 г. Камнем преткновения для чешской стороны стало настоятельное требование Словакии предоставления ей самостоятельности в вопросах внешней политики.

Затянувшаяся конфронтация достигла своего апогея на выборах 1992 г. В Чешской Республике успеха добилась Гражданская демократическая партия (около 30 % голосов), в Словакии перевес оказался за Движением за демократическую Словакию во главе с В.Мечиаром. Было очевидно, что эти силы преследуют различные политические и экономические цели, и создание полноценного в функциональном отношении федерального правительства было проблематичным. В такой обстановке победившие на выборах лидеры в результате серии переговоров пришли к решению о разделе федерации. 25 ноября 1992 г. федеральное собрание приняло решение о прекращении федерации двух народов. Спустя три недели Чешский национальный совет узаконил конституцию Чешской Республики.

С 1 января 1993 г. на карте Европы вместо бывшей чехословацкой федерации появились два новых государства: Чешская Республика и Словацкая Республика. Их территория и географическое положение остались прежними, однако геополитическая ситуация и условия государственного развития претерпели существенные изменения.

 



Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.