СФРЮ в условиях обострения межнац и соц противоречий. Конец 60-х - 80-е гг. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

СФРЮ в условиях обострения межнац и соц противоречий. Конец 60-х - 80-е гг.

2019-08-07 180
СФРЮ в условиях обострения межнац и соц противоречий. Конец 60-х - 80-е гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кон 60-х - нач 70-х гг. - резкий рост социальной и межнациональной напряженности. В мае 1968 г. в ряде городов массовые студенческие демонстрации. “Бездомным студентам - общежития!”, “Долой красную буржуазию!”. Сказывалась неравномерность развития отдельных национальных регионов. на первое место в СФРЮ вышла Словения. Последнее место - Косово.(СМИ соседней Народной Республики Албании (НРА) стали призывать албанское население Косова к воссоединению. В ноя 1968 г. демонстрации студентов, школьников и рабочих состоялись в ряде городов этого автономного края. демонстрации были разогнаны милицией, а их участники арестованы).

Национальная и социальная напряженность, сопутствующая экономической реформе, и протест против сложившейся ситуации с наибольшей силой проявились в 1971 г. в Хорватии. В ноябре 1970 г. по всей Хорватии обсуждался проект новой конституции (дальнейшее увеличение прав союзных республик, опять-таки за счет уменьшения законодательных прав органов федерации). Необходимость конституционных преобразований диктовалась многими обстоятельствами, среди которых - ослабить обострившиеся межреспубликанские отношения и противоречия. Конституционная реформа ставила более развитые Словению и Хорватию в привилегированное положение. Практически во всех республиках - Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине - наблюдалась критика конституционных поправок. В Хорватии чаще говорилось об эксплуатации хорватского народа путем перекачки средств республиканского бюджета в “отсталые регионы с неработоспособным населением”. Разногласия вызвали раскол в партийно-государственном руководстве республики. Одна часть поддержала требования большей самостоятельности Хорватии, обвиняя руководство Сербии в шовинизме и бюрократическом централизме. Резко обострились отношения между хорватами и сербами на бытовом уровне. Оценивая ситуацию в Хорватии, Тито считал, что страна находится в преддверии межнациональной ГВ.

По приказу президента СФРЮ осенние волнения 1971 г. в Хорватии были подавлены силами милиции и армии. Руководители республики, выступавшие за коренные преобразования, были арестованы, среди них - и будущий президент Хорватии, генерал-майор Ф. Туджман.

В декабре 1971 г. отстранены от должностей руководители высших партийных и гос органов в некоторых республиках и краях, в том числе в Сербии и в Хорватии. силовое решение дало лишь временный результат.

· Общ-полит и эк развитие СФРЮ в 70-е - 80-е годы

Обострение межнациональных отношений побудило рук-во СФРЮ к более активному вмешательству в соц-эк сферу (напр, VIII съезд СКЮ 1964 г. подчеркивал, что роль коммунистов в работе в сфере идеологии и воспитания трудящихся,, то материалы парт форумов нач 70-х годов внесли коррективы в прежние аксиомы. Подчеркивалась необходимость усиления руководящей роли рабочего класса и его авангарда - СКЮ как ведущей силы, ответственной за направление общ развития и соц самоуправления, силы, хранящей идеалы социалистической революции).

В 1971-1973 гг. чистка руководящих кадров. Обвинения в их адрес типичны для политической лексики тех лет: технократизм, анархо-либерализм, антисоциалистический догматизм и т.п.

В итоге наконец В 1974 г. Новая Конституция, которая оказалась последней в истории “государственного содружества объединившихся народов”. Суть: 1. все средства производства в общественной собственности, предоставленной в пользование объединениям трудящихся.

2.Последние образуют осн (первичные) организации объединенного труда (ОООТ). 3. ОООТ - осн соц-полит структура СФРЮ. 4. делегатская система. На общих собраниях ОООТ избирались делегаты в вышестоящие органы самоуправления сроком на 4 года (в скупщины общин, городов, отдельных регионов и республик). Любой из делегированных депутатов теоретически мог быть отозван досрочно, если он недостаточно активно отстаивал интересы коллектива, выдвинувшего его в ОООТ. НО система не была подкреплена реальными возможностями общества. Большинство депутатов были, по сути, представителями парт-админ номенклатуры.

Конституция 1974 г. снова значительно расширила права союзных республик и наделила их правами автономные края Сербии - Воеводину и Косово. Республики и края превратились в независимые гос образования и в сфере эк, и в области гос-полит прав.

5. Скупщина СФРЮ на совместном заседании двух палат (Союзное вече и Вече республик и краев) избирала Президиум СФРЮ – как высший орган государственной власти (по 1представителю от каждой республики и автономных краев).

6. Тито был назначен пожизненным председателем президиума, офиц именуясь президентом. После его смерти 8 членов президиума ежегодно сменяли друг друга, именуясь председательствующим президиума СФРЮ.

Прошедший в июле 1978 г. XI съезд СКЮ был последним для Тито, кот подчеркнул, что социалистическое самоуправление и политика неприсоединения основы внутренней и внешней политики СФРЮ. Помимо ЦК был избран президиум ЦК СКЮ (23 человека). Его члены избирали из своих рядов на 1 год председателя и на 2летний срок - секретаря. Лишь правительство - Союзное исполнительное вече (СИВ) утверждалось Скупщиной на 4 года.

Неуклонное соблюдение демократических форм равноправия - ежегодная смена высших должностных лиц федерации и партии - приводило к различного рода конфликтам и орг неурядицам, тк интересы республик и краев оставались различными. Эти различия, окончательно узаконенные конституцией 1974 г., стали еще более видимыми после смерти Тито в мае 1980 г.

 

В 80-е гг. СФРЮ вступила в обстановке эк трудностей и нац-полит кризиса в Косово (В апреле 1981 г. в Косово - массовые митинги и демонстрации. требование предоставления краю статуса союзной республики) первый и весьма тревожным симптом для Югославии послетитовского периода. Для нормализации президиум СФРЮ принял решение об объявлении в Косово ЧП. На территорию были введены армейские подразделения и объединенный отряд милиции союзного Секретариата внутренних дел.

 

Одновременно рост кризисных симптомов в экономике СФРЮ. Причины: конституция 1974 г. увеличила самостоятельность республик и краев до такой степени, что единая эк система югославской федерации перестала существовать. - восемь автономных эк регионов, практически государства в государстве. Сокращался межреспубликанский товарооборот. Реальная власть в республиках сосредоточилась в руках гос. чиновников, а не органов самоуправления. И хотя в июле 1982 г. в Скупшине СФРЮ была принята долгосрочная программа стабилизации, кризис экономики стал постоянным явлением на протяжении 80-х годов.

Ситуация в Косово оставалась весьма напряженной на протяжении всех 90-х. Косовскую проблему также можно считать в качестве одной из причин распада югославской федерации как единого государства.

В 1988 г. скупщина Сербии приняла поправки к республиканской конституции, существенно ограничила полномочия краевых органов власти. Воеводина и Косово лишались части законодательных и судебных функций. => массовые акции протеста (демонстрации, забастовки) косовских албанцев.

Ответ - массовые контрманифестации сербов (например на одном из митингов сербов в Белграде осенью 1988 г. участвовало около 1 млн. человек), + жесткие административные меры. В 1989 г. были смещены со своих постов, а затем арестованы руководители края, введен комендантский час.

В конфликт вокруг Косово постепенно втягивались и другие республики. косовская проблема ложилась дополнительным бременем на эк и финансы Словении и Хорватии, заинтересованных в интеграции со странами Евросоюза, а не в участии в решении внутренней проблемы Сербии.

В марте 1989 г. скупщина СФРЮ утвердила новый состав Союзного исполнительного веча, которое возглавил известный хорватский экономист и хоз деятель А.Маркович (89-91).

В декабре скупщина по инициативе А.Марковича приняла предложения направленные на стабилизацию экономики. Реализация этих предложений дала позитивные результаты. Была проведена денежная реформа, в результате чего югославский динар стал вновь конвертируемым. На некоторое время удалось обуздать инфляцию и стабилизировать цены. Однако улучшение - недолговременным.

В кон 80-х гг. рост нац выступлений в республиках и краях Югославии, обострение борьбы за власть в местном парт-гос руководстве. Массовые митинги жителей Черногории (февраль 1989 г.) и Воеводины (октябрь 1988 г.) - отставка высшего руководства названных регионов.

Январь-февраль 1990 г. эскалация межнациональных противоречий, рост в Югославии социально-политической напряженности, кризис Союза коммунистов Югославии и падение авторитета. XIV внеочередной съезд СКЮ, янв 1990 г в Белграде, покинули делегации коммунистов Словении и Хорватии. С этого времени СКЮ практически прекратил свою деятельность как единая всеюгославская партия.

В январе 1990 г. массовые демонстрации - Косово. При разгоне были убитые и раненые. Студенты Белградского университета вышли на демонстрацию перед зданием скупщины СФРЮ под лозунгом “Не отдадим Косово!”

В феврале 1990 г. участники собрания Югославской самостоятельной демократической партии в г. Войниче (Хорватия) объявили о возможности образования Сербского автономного края (будущая республика Сербская крайна). - реакция на принятое в авг 1989 г. решение хорватского сабора о лишении офиц статуса сербского языка в сербских районах республики. В феврале 1990 г. правительство Словении - ответные меры в ответ на эк блокаду со стороны Сербии.

 

В апреле 1990 г. парламентские и президентские выборы в Словении на многопартийной основе. Президент М. Кучан, незадолго до этого возглавивший Союз коммунистов Словении. В апреле выборы в Хорватии. Две трети депутатских мест в саборе получило Хорватское демократическое содружество, а его лидер Ф. Туджман стал президентом Хорватии.

Через несколько месяцев, 2 июля 1990 г. скупщина Словении приняла декларацию о полном суверенитете Республики Словения (а изменения в конст были 20 фев 1991 – сделало Словению независимым государством). Это, по сути, положило начало распаду Федерации югославских республик, провозглашенной в 1945 г. Аналогичные решения парламентов Македонии (25 января 1991 г.), Хорватии (25 июня 1991 г.) логически завершили полный распад прежней югославской федерации как единого государственно-правового целого.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.