Александр Светов опыт осмысления идеологии солидаризма — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Александр Светов опыт осмысления идеологии солидаризма

2019-08-07 129
Александр Светов опыт осмысления идеологии солидаризма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основы солидаризма

281 Теоретический фундамент идеологии солидаризма покоится на органическом мировоззрении идеал-реализма.

281 Органическое мировоззрение утверждает примат целого над час­тями и стремится понять мир как органическое целое.

Светов А. Опыт осмысления идеологии солидаризма // Посев. № 10. 2002. С. 27 (опубликовано по тексту: Посев. № 17 (308). 27 апреля 1952).

 

282

Органическое мировоззрение признает принцип иерархического строения мира по ступеням: бытие материальное, бытие биооргани­ческое, бытие психическое, бытие социальное и бытие духовное. Каждая более высокая ступень возвышается над низшей, но несводи­ма к «надстройке» над низшей ступенью и способна овладевать низшими формами бытия.

Человек, обладая одухотворенным сознанием, волей к познанию и творчеству, вмещает в себя все перечисленные формы бытия и яв­ляется на земле высшим творением Бытия. Это Абсолютное Бытие непостижимо для человеческого разума и познается человеком лишь верой в Бога или в исканиях Его на путях служения сверхличным ценностям — истине, добру и красоте.

Органическое мировоззрение признает, таким образом, идеальные и вечные ценности, духовное стремление к которым заложено в душе каждого человека. Органическое мировоззрение утверждает невыводи­мость духа из материи и примат духа над материей. В этом — корен­ное отличие органического мировоззрения от всех материалистических учений, для которых «материя, природа, бытие физическое есть пер­вичное, а дух, сознание, ощущение, психическое — вторичное».

Утверждая примат духа над материей, органическое мировоззре­ние в то же время признает в человеке все низшие формы бытия и призывает считаться с этими формами, с природой человека в его целостности, со всеми его материальными потребностями и со­циальным бытием. В этом философски заключается признание ма­териальных реальностей бытия, почему органическое мировоззре­ние является также мировоззрением реалистическим. Отсюда и определение: органическое мировоззрение идеал-реализма. Своим ре­алистическим пониманием мира и его явлений органическое миро­воззрение отличается от чисто идеалистических учений.

Органическое мировоззрение идеал-реализма не отвергает досто­верности истин, познаваемых наукой, и больше того — находит в ряде новых научных достижений подтверждение философских основ иде­ал-реализма (энергетическое строение материи, теория квант, роль сило­вых линий в структурных образованиях, «теории неопределенностей», возможность «случайностей», высшая теория вероятностей и т.д.).

Органическое мировоззрение идеал-реализма подходит ко всем явлениям мира и к их изучению не с одной предвзятой точки зрения, не схоластически и не догматически, как другие идеалистические и, в

 

283

особенности, материалистические учения, а реалистически, стремясь познать все многообразие мира в его множественности и цельности. Методы изучения и познания также не могут быть сведены к како­му-либо одному методу, как это делают, например, марксисты. Не от­вергается и диалектический метод познания, так как он во многих случаях плодотворен. Понимание явлений мира, их истолкование и вывод человеком закономерностей или законов природы и жизни об­щества — дело добросовестной обработки и анализа материалов опытного и умозрительного порядка. Эти материалы даются человеку как методами чистого научного знания, так и проникновением в суть явлений путем интуиции.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что органическое миро­воззрение, как и диалектика, рассматривает мир, природу и человека не как случайные явления, изолированные друг от друга, а как орга­нические целые, связанные друг с другом, взаимопроникающие и об­уславливающие все проявления их бытия во множественности форм, в единстве целого, в их непрерывном движении, развитии и обновле­нии. Это есть динамический, а не статический взгляд на все явления внешнего мира и на внутреннюю духовную жизнь человека.

Органическое мировоззрение принимает также диалектическую точ­ку зрения на процессы развития и на существование в явлениях и предме­тах природы, как и в человеке, внутренних противоречий и внутренней борьбы. Однако эта внутренняя борьба всегда происходит во имя гармо­нии целого, во имя постоянного восстановления нарушенного равновесия, и каждая достигнутая гармония обуславливает дальнейшее динамическое и творческое развитие каждого органического целого.

В приложении к человеку и обществу факторы борьбы неразрыв­но связаны с факторами солидарности и солидаризации частей, их со­подчинения и гармонического сочетания в единстве множественнос­ти. Это сочетание нормально происходит в порядке непрерывного процесса жизни и развития органических целых, но может также про­исходить при накоплении противоречий, скачкообразно (наподобие мутаций), путем перехода количественных изменений в новое качес­тво со структурными изменениями. Так возникают порой природные катастрофы и революционные общественные взрывы.

В приложении к высшим формам бытия органическое мировоз­зрение есть персонализм, то есть учение, утверждающее примат лично­го бытия над безличным и видящее в личности основную (но не

 

284

абсолютную) ценность. Строение личности таково, что она проявляет себя в служении тем или иным сверхличным ценностям. Это служение может быть направлено к ценностям истины, добра и красоты, образую­щим триединство в Абсолюте (Боге), или — на искаженную иерархию ценностей, которая ведет к насилию над истиной, к безобразию и злу.

Наличие зла в мире исключает возможность построения «земного рая», но общественные формы жизни человечества могут и должны совершенствоваться на путях устранения причин, вызывающих анта­гонистические противоречия и борьбу в социальном, национальном и государственном бытии общества.

Солидаризм, теоретическим фундаментом которого является ор­ганическое мировоззрение идеал-реализма, и есть то социальное уче­ние, которое видит в солидарности и в служении высшим положи­тельным ценностям основу сохранения и развития человеческого общества и руководящий идеал для сотрудничества и братства групп, классов, народов и государств.

Солидаризм, чуждый идей тоталитаризма, не только отвергает бесчеловечную систему коммунистического строя, но не приемлет и самого коммунистического идеала, видя в нем гармонию социальных роботов, лишенных самого инстинкта свободы (идеал античеловеч­ный и противоестественный).

Солидаризм отвергает также фашистские теории расового или национального превосходства как ведущие к ненависти и вражде, к международным войнам и бесчеловечности.

Солидаризм выступает также против абсолютизации националь­ного и государственного эгоизма. Солидарность национальная не должна противоречить солидарности общечеловеческой, и идеалы со-лидаризма в своей идейной сущности сверх-национальны. В этом плане солидаризм — учение универсальное.

Через все общественные отношения красной нитью проходят два начала: борьбы противоречий и солидарности интересов. Накопление в обществе внутренних противоречий и антагонистических сил борь­бы (любых: сословных, классовых, религиозных, национальных, го- j сударственных и др.), ослабление сил солидаризации и гармоническо­го сочетания интересов и верований всегда приводило общество щ обострению всех видов борьбы, к дифференциации, разложению и ' упадку, а затем и к гибели исторических формаций. Общество с той или иной культурной формацией крепло и развивалось лишь тогда,

 

285

когда факторы общественной солидарности получали перевес над факторами борьбы и когда сама борьба теряла антагонистический характер, сохраняя лишь свое положительное значение как посто­янное искание более совершенных форм общественных отношений.

Учитывая эти уроки истории, а также роль идей и личностей в истории, солидаризм ставит своей задачей нахождение тех оптималь­ных решений, при которых факторы солидарности и солидаризации частей служат органическому и плодотворному развитию общества, устраняя причины, вызывающие антагонистическую борьбу.

Органическое мировоззрение идеал-реализма и учение персона­лизма служат для солидаризма теми точками опоры, отталкиваясь от которых он находит пути к этим оптимальным решениям.

Рассматривая нашу эпоху как эпоху величайшего кризиса совре­менной культуры, солидаризм ищет путь выхода в новую эпоху, с со­хранением всего лучшего, что создано предыдущими эпохами, и на­хождением новых вех для создания более совершенного общества на началах этоса служения — в стремлении к правде и справедливости.

С точки зрении солидаризма, творческая свобода личности в этосе служения, в признании этического значения сверхличных цен­ностей для жизни человека и общества является основной прогрес­сивной движущей силой, дающей оптимальное решение как для фи­лософских проблем бытия человека (и смысла его жизни), так и для его социального бытия в обществе.

Российский солидаризм

Российскому народу чужды расовые, узконационалистические и шовинистические идеи, методы насилия и империалистические вож­деления. Несмотря на протяженность границ России в Азии, россий­ское самосознание, сохраняя самобытные черты, неразрывно связано с европейской культурой и со всем ходом ее развития. Россия — член европейской семьи народов, и всякое противопоставление России как Востока — Западу российские солидаристы считают неправильным, поверхностным и вредным. Будущее России — не во вражде с Запа­дом, а в сотрудничестве с ним; не в идеях панславизма и территори­ального расширения, а в содействии примирению народов и развитию начал международной солидарности, взаимопонимания и содружес­тва. Общая задача солидаристического движения в мире — преодоле­ние существующего мирового кризиса, устранение разрыва между

 

286

духовной и материальной культурами, укрепление этических начал и нахождение новых форм мирового общежития, в котором создалось бы гармоническое единство мира во множественности наций и го­сударств на основе свободы культурного развития и устранения анта­гонистических национальных и общественных противоречий.

Российские солидаристы сознают грандиозность поставленных задач и все конкретные трудности сегодняшней борьбы за мир и за новую, достойную Россию. Но они улавливают нарастание прогрес­сивных тенденций к солидаризации во всех странах мира и считают, что с момента свержения коммунизма в России впервые открываются действительные возможности построения нового, более справедливо­го общества и нового мира — без преступных войн и преступных диктатур.

Это утверждение относится в первую очередь к России, так как она сполна испила чашу горя и злодейства. И тем не менее, пройдя через все преступления коммунизма, благодаря внутреннему сопро­тивлению ему, Россия не потеряла своих духовных сил, а приобрела закалку и новые возможности для их проявления.

В.В. Помогаев


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.