История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2019-08-07 | 129 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
РУССКОГО СОЛИДАРИЗМА
Помогаев В.В. Истоки национально-трудового строя русского солидаризма // Посев. № 4. 2002. С. 24.
286 Российский национально-трудовой солидаризм сложился как идейное течение и программа организованного политического движения — Национально-Трудового Союза российских солидаристов — в Русском зарубежье между двумя мировыми войнами.
Активные идейные поиски этого периода связаны с кризисом классического либерализма, очевидным после Первой мировой войны, положившей конец представлениям о естественном развитии человеческого общества по пути прогресса. Потерпели крах и надежды на возвращение к мировой экономической системе конца XIX —
287
начала XX века, с господством частного предпринимательства, свободной конкуренции, с относительно свободным межгосударственным перемещением товаров и капиталов.
В годы Первой мировой войны в развитых индустриальных странах в основном сложилась система крупных корпораций, тесно связанных с правительствами. Государства, вопреки догматам классического либерализма, взяли на себя функции управления, даже планирования экономики и не только не расстались с ними в мирное время, но в условиях экономических кризисов, потрясавших мир в 1920-1930-х годах, усилили свое вмешательство во все сферы жизни общества.
Иллюзорными оказались тогда и планы Соединенных штатов Европы, основанных на дружбе народов. Версальская система предусматривала приведение государственных границ в (весьма приблизительное) соответствие с границами национальными и языковыми. В результате на обломках империй образовались малые государства — осколки целостных экономических систем. Пытаясь сохранить свои скудные ресурсы, они отгораживались от соседей — вчерашних сограждан по распавшимся империям — таможенными, финансовыми, административными барьерами.
|
Более того, оказалось, что национализм бывших «угнетенных народов» более нетерпим к «национальным меньшинствам», чем имперский «великодержавный шовинизм». Национальные меньшинства остались практически во всех новосозданных по условиям Версальского мира суверенных государствах, и «титульные нации», утверждая свое господство, часто проводили в отношении них политику близкую к тому, что трибунал в Нюрнберге квалифицировал как гено-дид. Национальный вопрос вышел в Европе на первый план и на внутригосударственном, и на межгосударственном уровне. •j В таком положении необходимость единства народа как условия целенаправленного развития страны и государственного вмешательства в важнейшие сферы жизни общества в принципе не вызывала сомнений. Проблема состояла в определении сфер, масштабов, форм государственного регулирования.
Кейнсианство, ордолиберализм исходили из разумного сочетания государственного регулирования и частной инициативы. Эти модели оказались на практике после Второй мировой войны наиболее продуктивными. Итальянский фашизм, германский национал-социализм,
288
289
советская модель социализма основывались на тоталитаризме: государственном контроле всех сфер общества и личной жизни граждан. Советская модель социализма предусматривала, кроме того, ликвидацию частной собственности, полное «огосударствление» экономики. С современных позиций тоталитаризм воспринимается однозначно негативно. Но между мировыми войнами идея всеобщего государственного регулирования не казалась отталкивающей: отчасти вынужденно, под давлением экономического кризиса, социальных конфликтов, отчасти — в надежде обеспечить таким образом законность, социальную справедливость. К концу 1930-х тоталитарные и авторитарные политические режимы утвердились в двадцати трех странах Европы*. Не миновали новые веяния и США: там действовали около восьмисот группировок, квалифицированных Национальным институтом пропаганды в 1938 году как профашистские или про-нацистские**.
|
Идейные поиски российской эмиграции опирались на глубокие традиции русской религиозной философии в сочетании с традициями европейского социального реформаторства, тем более что Россию вынужденно покинули ученые мирового уровня — философы, социологи: Н. Бердяев, С. Булгаков, Н. Лосский, С. Франк, С. Левицкий, П. Сорокин, Г. Гинс и многие другие. Их труды придали идейным поискам Русского Зарубежья общечеловеческое значение.
Русская религиозная философия, со времен ее основоположника В. Соловьева, считала главным качеством русского народа соборность на основе православия. Соборность рассматривалась как общечеловеческое явление: национальная общность, основанная на объективных, общепризнанных моральных ценностях — истине, добре, красоте, способная побудить людей пожертвовать частью эгоистических интересов, пойти на разумный компромисс во имя утверждения цивилизованного сообщества.
После Первой мировой войны и революционных потрясений философы Русского Зарубежья видели социальный прогресс в возрождении нравственных ценностей на религиозной основе, в стремлении к абсолютному добру, осуществимому лишь в Царстве Божьем. Е. Трубецкой искал противовес аморализму большевизма,
История фашизма в Западной Европе. М., 1978. С. 9.
Йонг Л. Немецкая пятая колонна во Второй мировой войне. М., 1958. С. 70.
«выросшего в мировую величину на почве духовного падения народов», в религии, церкви, в частности в православных традициях русского народа, которые большевики не в силах изжить*. С. Булгаков призывал отбросить сомнения в малой эффективности духовного возрождения, реализовывать возможности, выполнять обязанности, возложенные на каждого человека Богом". Однако в 1920-х годах политизированная часть зарубежья ориентировалась на внешние факторы преобразования общества, уповала на всесилие государства, его способность руководствоваться логикой и здравым смыслом.
«Сменовеховцы» увидели в «новой экономической политике» начало перерождения СССР в цивилизованное государство, разумно сочетающее государственное регулирование и частную инициативу.
|
Все более широкой популярностью пользовался итальянский фашизм. В Харбине группа российской эмигрантской молодежи создала, Всероссийскую фашистскую партию. Свое обращение к фашизму она обосновывала тем, что «либерализм и социализм больше не находят последователей. Их идейное и фактическое банкротство с каждым го-| дом становится все очевиднее. Два мировоззрения вступают сейчас в "последний и решительный бой", только два, без всяких промежуточных: социализм в последней, крайней его форме — мировоззрение сталинского коммунизма, представляющее собой последний вывод из всех предыдущих политических учений старого мира, и первая декларация рождающегося нового мира — мировоззрение молодого фашизма»***.
Опыт Италии и Германии импонировал части эмигрантской молодежи демонстрацией возможностей активного меньшинства, которое, не останавливаясь перед насилием, легко навязывает свою волю пассивному большинству. Русские фашисты пришли к выводу: обеспечить национальное возрождение, социальную справедливость может только фашистская партия, «партия энергичного инициативного меньшинства». В то же время они отвергали обвинение в копировании европейского фашизма. Русский фашизм, в отличие от
Трубецкой Е. Звериное царство и грядущее возрождение России. Ростов-на-Дону, 1919. С. 17.
Булгаков С. Россия, эмиграция, православие // Русские философы. Конец XIX - середина XX века. Антология. Вып. 1. М., 1993. С. 110.
Азбука фашизма // Звезда и свастика. Большевизм и русский фашизм. М., 1994. С. 191, 223, 226.
290
европейского, борется не с анархией либерализма и демократии, а, напротив, за известную либерализацию, демократизацию советского общества — свободу частной собственности, предпринимательства, совести, научного творчества.
Популярное в европейской российской эмиграции Евразийское движение, лишенное харбинского синдрома «идеализации издалека», относилось к опыту фашизма с осторожностью, признавая, что он «много обещает» в борьбе со старыми формами демократии. Евразийцы считали многие качества большевизма положительными: созидательный пафос, подлинный демократизм, возрождение российской государственности, даже имперские тенденции. Если дополнить большевизм православными религиозно-этическими основами, советская правящая элита способна создать органическую форму народной государственности*.
|
Лояльность к фашизму стоила русским фашистам и евразийцам, оказавшимся после Второй мировой войны в сфере советской власти, смертных приговоров или многолетних тюремных сроков. Их взгляды были подвергнуты безоговорочному остракизму как «профашистские». В значительной степени это объясняется характерной как для СССР, так и для современной России идентификацией фашизма и национал-социализма, хотя речь идет о разных идеологиях. В фашизме, в отличие от национал-социализма, не играли роли расовые, этнические компоненты; он отличался нетипичной для тоталитарных режимов политической терпимостью. Б. Муссолини еще в 1934 году отзывался о Гитлере как о «чрезвычайно опасном идиоте», называл национал-социализм пародийной, скотской имитацией фашизма**.
Следует иметь в виду, что итальянские фашисты, придя к власти, практически не имели собственной идеологии. Свою программу государственного переустройства они обнародовали лишь в 1926 году, положив в ее основу корпоративную теорию В. Парето, развивающую философские и социологические взгляды О. Конта, Э. Дюркгейма, Л. Дюги, Ш. Бенуа. Речь шла о том, что общественное разделение труда неизбежно превращает общество в органическое целое на основе взаимосвязи людей и социальных групп, выполняющих
Евразийство (опыт систематического изложения). Париж, 1926. С. 56. Хибберт К. Бенито Муссолини. М, 1996. С. 91.
Истоки национально-трудового строя русского солидаризма 291
общественно необходимые функции. Отношения между частями общественного организма строятся на основе солидарности.
В. Парето считал, что люди объединяются в социальные группы на основе корпоративных интересов. С этой точки зрения, предприниматели и лица, работающие по найму, относятся к одной корпорации, например работников промышленности. Между ними есть противоречия, но корпоративные интересы преобладают, что позволяет не доводить противоречия до конфликтов, разрешать их на основе разумного компромисса. Возможны компромиссы и между корпорациями — частями единого хозяйственного организма. Арбитром в отношениях внутри корпораций и между корпорациями выступает государство. Основополагающим принципом корпоративного государства становится солидарность. Следовательно, «социальная гармония», пусть относительная, возможна и достижима эволюционным путем, без революционной ломки государственных и общественных институтов, насильственного перераспределения собственности.
|
Эту теорию итальянские фашисты на первых порах успешно реализовывали. Именно корпоративная теория как противовес больше-вицким методам обеспечила фашизму широкую популярность. Сыграла роль и личность Муссолини. О. Чемберлен, тогдашний министр иностранных дел Великобритании, отзывался о нем как о «замечательном человеке... работающем не покладая рук для величия своей страны». У. Черчилль, посетив Рим, во всеуслышание заявил, что «если бы он был итальянцем, то не снимал бы с себя фашистской черной рубашки». Ллойд Джордж публично согласился с Черчиллем в том, что корпоративная система «является весьма многообещающей концепцией»*.
Казалось, антитеза большевизму — оптимальный способ разрешения общественных проблем — найдена. Но второе межвоенное десятилетие показало, что для такого вывода нет оснований. В СССР утвердился сталинский тоталитарный режим, поразивший мир масштабами террора против собственного народа. Обещанная национал-социалистами «народная общность» обернулась расовыми законами. В Италии проявилась типичная для тоталитарных режимов деградация правящей элиты. Некомпетентные управленческие решения «партийных» чиновников душили экономику, науку и культуру.
* Там же. С. 94.
292
Стало очевидно, что поиски идеологии, лишенной крайностей либерализма и тоталитаризма, остаются актуальными. Это побудило группу российской эмигрантской молодежи, разочаровавшейся < политических доктринах старшего поколения, создать в 1930 гос Национально-Трудовой Союз российских солидаристов (НТС). Своей главной задачей НТС провозгласил «поиски и прокладывание собственных путей борьбы»*.
Направление поисков определилось как синтез российских и западных философско-социологических концепций. Изучались труды Н. Бердяева, И. Ильина, Н. Лосского, С. Франка, корпоративная теория В. Парето**. Особую роль сыграла книга Г. Гинса «На путях к государству будущего. От либерализма к солидаризму». У него взяли термин «солидаризм» и идею основанного на принципе солидаризма государства.
Г. Гинс, профессор-юрист, рассматривал солидаризм прежде всего с государственно-правовой точки зрения, как «систему юридических взаимоотношений внутри общественных групп и между группами, при которой участники обеспечивают свои интересы совместными и согласованными действиями, обязуясь подчиняться установленному в связи с этим принудительному порядку». Солидаризм дистанцируется от крайностей либерализма и социализма. Это диктует новую постановку проблем, связанных с собственностью, без разрешения которых солидаризм как добровольное сотрудничество и взаимопомощь невозможен. В отличие от социалистических доктрин солидаризм ориентируется на частноправовой строй с его атрибутами: частной собственностью, свободой договоров. В отличие от либерализма солидаризм рассматривает личность как часть общества, связанную с ним взаимными обязательствами, допускает ограниченное вмешательство государства в общественно-экономические процессы***.
Общие принципы солидаризма, сформулированные Г. Гинсом, НТС конкретизировал с учетом западноевропейского и советского
* Календарь-памятка НТС. Посев, 1995. С. 29.
** Пушкарев Б. Как наше прошлое формировало наши идеи // НТС: идеи и политика. Посев, 1995. С. 17-18.
*** Гинс Г. На путях к государству будущего. От либерализма к социализму. Харбин, 1930. С. 34,47, 159.
293
опыта. В 1934 году вышло первое (ротаторное) издание «Курса национально-политической подготовки» (НПП), подготовленного группой авторов: И. Вощининым, А. Неймироком, Ю. Герцогом, М. Георгиевским. Курс дорабатывался с учетом откликов членов НТС из разных стран; до Второй мировой войны типографским способом успели выйти первая, третья и четвертая части, так называемые (по цвету обложек) «зеленые романы» — зеленый цвет, цвет свежей зелени, стал цветом НТС.
Курс НПП определил национально-трудовой солидаризм как государственный и общественный строй, «в основу которого положена солидарность, возникающая в результате развития и выявления национального самосознания и чувства социальной правды». При этом подчеркивалось, что такую систему в Европе традиционно называют корпоративной, но этот термин представляется НТС односторонним, ориентированным прежде всего на социально-экономические аспекты человеческой общности. Солидаризм же предполагает национальное единство как «общность духовных и культурных ценностей, государственных и экономических интересов, исторического прошлого и единства устремления в будущее», то есть духовная общность выдвигалась на первый план.
Такое понимание национального единства определяло отношение НТС к собственности: «Солидаризм не отрицает частной собственности, но рядом с системой частноправовых форм строит систему норм административно-хозяйственных, носящих публичноправо-вой характер. Этим путем солидаризм, с одной стороны, признает частные интересы, а с другой — подчиняет их целям общественного блага».
НТС не разделял наивных с позиций 1930-х годов представлений «старой» российской эмиграции о том, что большевизм чужд русскому народу. Большевизм пустил в СССР глубокие корни, его преодоление потребует переходного периода — постепенной либерализации полностью огосударствленной советской экономики. Некоторые отрасли предполагалось оставить в государственной собственности: магистральные железные дороги, военно-промышленный комплекс, добычу важнейших полезных ископаемых и нефти, электроэнергетику. Для крупных предприятий, имеющих общенациональное значение, рекомендовался институт
294
концессионного обладания. Земля передается в трудовую собственность крестьянам с правом свободной торговли сельскохозяйственными продуктами, которую государство защищает от перекупщиков.
В области распределения и потребления государство оставляет за собой право регулировать цены предприятий-монополистов, цены на основные продукты, минимальную заработную плату, устанавливает прожиточный минимум*.
Вторая мировая война внесла коррективы в программу НТС, в первую очередь потому, что многие солидаристы получили возможность побывать на оккупированной территории СССР. Учитывались также новейшие европейские социальные концепции, труды российских философов-эмигрантов, прежде всего Н. Лосского и С. Франка.
В 1944 году была опубликована «Схема национально-трудового строя», исходившая из того, что национально-трудовое общество основывается на принципах свободы, справедливости и солидарности. Личная заинтересованность и хозяйственная инициатива развиваются на основе конкуренции. Государство обеспечивает справедливое вознаграждение труда, охрану трудовой собственности, свободу предпринимательства в рамках интересов государства и общественной справедливости. Схема признавала государственную собственность и собственность общественных учреждений, а частную собственность градировала на личную и функциональную. Функциональная частная собственность — «часть общенационального достояния, доверяемая в управление и использование ответственному хозяину, при условии рациональной эксплуатации». Лица, работающие по найму, участвуют в прибылях частных и государственных предприятий («участие во владении капиталом») в форме «трудового дивиденда» — выплаты части прибыли сверх заработной платы, или «обязательного отчисления части прибыли на нужды трудящихся». Крестьянам предоставляется право выбора землепользования, свободной торговли сельскохозяйственными продуктами. Трудовая собственность на землю закрепляется юридически, переход к другому владельцу санкционируется государством. Государство
Ранние идейные поиски российских солидаристов. Посев, 1992. С. 50, 103, 104-105, 106.
Истоки национально-трудового строя русского солидаризма 295
обеспечивает крестьянам возможность хозяйственного использования собственности доступными кредитами, поддерживает кооперативные объединения*.
После Второй мировой войны идеи философов, социологов, экономистов межвоенного периода дали впечатляющие результаты. Немалая роль в этом принадлежит и НТС. По свидетельству американского историка Д. Хоскинга, «под названием "солидаризм" НТС пытался соединить личную свободу с интересами государства именно в той форме, которая стала общепринятой в послевоенной Европе»**.
На солидаризме основана «социально ориентированная рыночная экономика», обеспечившая, в частности, так называемое «немецкое чудо»: достигнутый ФРГ за несколько послевоенных лет мощный экономический подъем. Те, кто пытаются повторить немецкие результаты, в том числе в России, как правило, ищут секрет успеха в
; сугубо экономических решениях, забывая, что архитекторы «немецкого чуда» ориентировались прежде всего на нравственные ценнос-
; ти. А. Мюллер-Армак писал: «Мы должны создать новый экономи-ческий порядок. Он не может возникнуть только лишь из одних экономических целей. Не может он быть также порожден во многом устаревшими политическими идеями. Экономический порядок нуждается в более глубоком обосновании. В наше время ему нужен моральный фундамент. Мы выдвигаем две цели: свобода и социальная справедливость» * * *.
Один из разработчиков немецкой социально-экономической стратегии О. Нелль-Брейнинг оценивает солидарность как основу человеческого общества, силу, определяющую ход его развития. Немецкое понимание солидаризма (этот термин непереводим и утвердился в романо-германских языках. — В.П.) отличается от идеологии НТС отношением к «естественным», то есть само собой возникающим человеческим сообществам, организационное единство которых основано на принципе солидарности. Для немцев это семья и государство, что отражает традиции западного этатизма, заложенные Г. Гегелем.
* Схема национально-трудового строя. Б/м, 1944. С. 25, 49, 51-53, 61-62.
** ХоскингД. История Советского Союза 1917-1991. М., 1994. С. 298-299.
*** Предпосылки одного преобразования. «Экономическое чудо» Людвига Эр-харда // Диалог. № 18. 1991. С. 68.
296
Для НТС — «нация, народ, народившийся исторически на основе семьи и рода. Государство рассматривается как его организационное оформление»*.
В 1989 году XVIII конгресс Социалистического интернационала, объединяющего свыше восьмидесяти партий, более тридцати из которых возглавляют европейские правительства или представлены в них, принял Декларацию принципов, где социал-демократия квалифицируется как международное движение за свободу, социальную справедливость, солидарность.
Эти компоненты стали важной составляющей одной из двух современных моделей индустриального общества — коммунитарной, продемонстрировавшей свою эффективность в Германии, Швеции, Японии. Англосаксонская модель, с ее индивидуализмом, чрезмерной нацеленностью на незамедлительное получение прибыли и глубоким социальным неравенством, сохраняется в США, но и в нее все шире внедряются элементы солидаризма, такие как государственная поддержка мелкого бизнеса и механизм собственности работника — форма участия в прибылях предприятий.
Программа НТС после Второй мировой войны продолжала модернизироваться с учетом реалий индустриального и постиндустриального общества. В 1987 году Совет НТС одобрил «Политические основы Народно-Трудового Союза российских солида-ристов» (термин «народный» стал использоваться с 1956 года, так как в языковом обиходе СССР, в отличие от Запада, понятия народ и нация употреблялись в разных смыслах. — В.П.), ориентированные на утверждение в СССР, с учетом его специфики, оправдавших себя на Западе экономических моделей и методов. В качестве первоочередных мер предлагалось освободить предприятия «от диктата плановых заданий и от искусственного питания из государственного бюджета». Обеспечить известную хозяйственную самостоятельность на основе «широкого спектра форм собственности»: преобразовать крупные государственные предприятия в фирмы со смешанным капиталом, поддержать артельное и кооперативное пользование и владение имуществом, узаконить плюрализм форм собственности в сельском хозяйстве — легализировать
* Нелль-Брейнинг О. фон. Построение общества / Перевод с нем. Р.Н. Редлиха. Сидней: Посев, 1987. С. 56-57.
297
частную, на основе постепенного расширения личных подсобных хозяйств*.
В 1995 году НТС опубликовал «Политическую платформу» применительно к условиям послесоветской России: он ратовал за постепенное утверждение в экономике частной собственности, в том числе на землю, — собственности личной, акционерной, кооперативной; за поэтапную приватизацию, цель которой — создать самоокупающиеся, конкурентоспособные предприятия. Роль государства в переходный период — установить стабильные правовые рамки рынка, обеспечивая его социальную направленность. Цель экономической политики — обеспечить «достаток и достоинство» граждан. НТС особо подчеркивал, что на послесоветском пространстве речь должна идти не о переходе от советской модели социализма к капитализму, а о том, чтобы ключевой фигурой экономики стал «хозяин»**.
Таким образом, идейные поиски НТС внесли заметный вклад в формирование принципов современного индустриального общества, реализованных и в той или иной степени оправдавших себя после Второй мировой войны. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что цивилизованное общество может основываться лишь на принципе солидарности граждан, достигаемой разумным социальным компромиссом. К сожалению, идеи солидаризма оказались невостребованными ни в СССР, ни в послесоветской России.
В СССР солидаристов объявили «власовцами» — изменниками родины — лишь потому, что их идеи были использованы в «Пражском манифесте» Комитета освобождения народов России, принятом 14 ноября 1944 года. Разумные предложения поэтапного реформирования советской экономики отбрасывались «с порога» как буржуазные, что стало одной из причин экономического «застоя», а затем и экономического краха.
В послесоветской России у власти утвердилась мафия, «при-хватизировавшая» наиболее ценную государственную собственность. Диктатура чиновников, которой, в отсутствие сложившихся структур гражданского общества, нечего противопоставить, задушила
* Путь к будущей России. Политические основы Народно-Трудового Союза российских солидаристов. Посев, 1988. С.26-28.
** За жизнь и честь народа. Политическая платформа НТС 1995 // НТС: идеи и политика. Посев, 1995. С. 4-6.
298
жизнедеятельность общества. Экономическая политика формируется кучкой нуворишей — неслучайно западные специалисты называют политическую систему России «семибанкирщиной». Половина экономики под давлением «запретительных» налогов ушла в «тень», криминализировалась, лишив государство налоговых поступлений и, тем самым, возможности выполнять обязательства в бюджетной сфере. Крах правительственной «пирамиды» государственных краткосрочных обязательств в 1998 году привел к невиданным темпам люмпенизации. К концу XX века Россия подошла, занимая последнее место в мире по уровню рождаемости, с уровнем смертности, перешагнувшим рубеж мирного времени. Износ основных производственных ф ' "юв давно перешел критическую черту — превысил 60%. Для восстановления экономики необходимы инвестиции, но иностранных кредитов ждать не приходится: по инвестиционному риску в 1998 году Россия вышла на первое место в мире. Доверие населения к правительству подорвано.
В 1998 году, как свидетельствуют опросы общественного мнения, 85% граждан ощущали значительное ухудшение своего материального положения по сравнению с жизнью в СССР. Низкую компетентность власти отмечали 77% опрошенных, только 4% оценивали государственную власть как справедливую, и лишь 2% признавали ее деятельность в области экономики успешной*.
Эти данные — грозное предостережение. Послесоветская история России — история неоконченного кризиса — расплата за принесение принципа социальной солидарности в жертву обогащению кучки криминализированных «предпринимателей» за счет основной массы населения; за игнорирование здравых предостережений о неизбежности «после социализма» длительного переходного периода, обеспечивающего безболезненную адаптацию к новым социально-экономическим реалиям. Такая политика ведет в тупик, выход из которого — очередная революционная ломка «до основания».
Очевидно, что выводить Россию из тупика, преодолевая сопротивление мафии, придется на основе или, во всяком случае, с учетом идей, сформулированных прогрессивными мыслителями XX века, в том числе НТС. Это означает, прежде всего, необходимость
* Правозащитник. № 2. 1998. С. 4.
299
пересмотреть результаты «прихватизации». Собственность должна находиться в трудовом пользовании, служить обществу. Придется признать, что социальная справедливость обеспечивается не бесчисленными категориями льготников, а равными исходными возможностями в сочетании с обеспечением условий самореализации граждан в любой законной хозяйственной деятельности; что законотворчество не приносится в жертву политической конъюнктуре, а создает стабильную систему правоотношений, без которых невозможен цивилизованный рынок, а следовательно, социальная солидарность. И признать лучше рано, чем поздно — на волне социального взрыва.
Резюме
Российский национально-трудовой солидаризм на основе синтеза русской религиозной философии и западноевропейского социального реформаторства сформулировал идеологию и программу реорганизации общества на принципах солидарности и социальной справедливости, один из компонентов которой — использование собственности в интересах всех граждан. После Второй мировой войны солидаризм стал одной из общепризнанных основ цивилизованного общества. Попытки реализации его принципов дали успешные результаты и могут стать эффективным средством преодоления современного российского кризиса.
300
Валерий Анатольевич Сендеров родился в 1945 году. Окончил Московский физико-технический институт. Занимается математической (научной и педагогической) деятельностью. Автор нескольких десятков статей по функциональному анализу.
В 1982 году арестован. Основная причина: антикоммунистические публикации под своей фамилией в российских изданиях за рубежом. По статье 70 УК РСФСР («антисоветская агитация и пропаганда») приговорен к максимальному сроку наказания: семи годам лагерей строгого режима с последующей ссылкой на пять лет. В 1987 году «помилован» (без каких-либо заявлений и просьб с его стороны).
Член НТС с 1976 года; с 1982-го — открытый (в момент ареста сделал заявление о своем членстве в организации). С 1997 года бессменно избирается в Совет НТС.
Публицист. Выступает со статьями по культурфилософии, истории, социальным наукам. Постоянный автор журналов «Новый мир», «Вопросы философии», «Посев». Лауреат премии «Нового мира» 2005 года.
300 Валерий Сендеров
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!