Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2019-08-07 | 155 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Франция считается родиной большинства политических и социальных идей конца XVIII и начала XIX века. Эти идеи находили подражателей и последователей в других странах; однако во многих случаях эти идеи перерабатывались за границей в зависимости от местных условий. Часто при этом оставалась лишь тематика, лишь сама постановка вопроса. Вопрос о солидарности, в то время сводившийся, в основном, к тому, как и чем связан человек с обществом, широко разбирался во французской литературе второй четверти XIX века. Не только Леру и его ученики, среди которых были популярная писательница Ж. Санд и отец социологии Огюст Конт*, но и все утописты обсуждали этот вопрос. Эта литература была хорошо известна в России, составляя вместе с немецкой философией главный предмет обсуждения образованного общества.
А.С. Хомяков", один из первых русских философов, был основателем учения о соборности, то есть о сочетании свободы и единства группы личностей, объединенных общей любовью к абсолютным ценностям. Хомяков отрицательно относился к рационалистической линии западноевропейской философии своего времени, то есть к философии Фихте и Гегеля. Он считал, что они приписывают реальному миру абстрактные правила человеческого разума, ограничивая тем
* Конт Огюст (1798-1857) — французский философ, основатель позитивизма; создатель социологии. В 1830-1842 годах издал шеститомный «Курс позитивной философии», в 1851-1854 годах — четырехтомную «Систему позитивной политики, или Трактат по социологии, устанавливающий религию человечества». — Прим. ред.
** Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) — русский религиозный философ, богослов, поэт, публицист; славянофил. Основные издания последних лет: Церковь одна. М.: Государственная публичная историческая библиотека, 1991; Сочинения в 2-х т. Т. 1. Работы по историософии («Семирамида» (отрывок), историософская публицистика); Т. 2. Работы по богословию. М.: Московский философский фонд, 1994. — Прим. ред.
|
245
самым наши возможности познания. В противоположность этому руководящая идея у Хомякова — конкретность и цельность реального мира. Философ считает, что все человеческие способности должны быть совместно использованы для познания реального мира — разум, органы чувств, эстетические ощущения, любовь, совесть, интуиция. Лишь так возможно получить живое знание реальности. Оно раскрывает нам динамический характер реального мира, в основании которого лежат «силы», имеющие металогический характер. На низших ступенях развития силы производят материальный мир, на высших — свободную волю людей, сопряженную с разумом. Хомяков полагал, что эти идеи он вывел на основании изучения церковных писателей первых веков христианства, чьи сочинения он один из первых в России стал изучать с точки зрения содержащихся в них философских идей.
Прежде чем перейти к современному русскому солидаризму, следует еще упомянуть о философских идеях проф. Н.М. Коркунова* — предшественника французских солидаристов Дюги и Ориу.
Современный русский солидаризм естественно связан со всем процессом развития русской философии, а для нее, независимо от направления, хотя и с некоторыми исключениями, характерна некоторая прасолидаристическая атмосфера, выражающаяся в принятии идеи всеобщей мировой связи, которая существует не только между людьми и их обществами, но и вообще среди всех предметов одушевленного и неодушевленного мира. Так, Владимир Соловьев** учил, что вещи не могут существовать отдельно от «всего», а только со
Коркунов Николай Михайлович (1853-1904) — русский юрист, специалист по государственному праву. Выступая против учения естественно-правовой школы о вечных и неизменных нормах права, он рассматривал право как подверженное изменениям общественное явление. Основные произведения: «Русское государственное право» (в 2-х т., 1892-1893), «Международное право» (1886), «История философии права» (1896). — Прим. ред.
|
Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) — русский философ и богослов, поэт, публицист. Основные издания последних лет: Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Философская публицистика. М.: Правда, 1989. Приложение к ж-лу «Вопросы философии». (Философская публицистика. Национальный вопрос в России (с приложениями)); Стихотворения, эстетика, литературная критика. М.: Книга, 1990; Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. (Красота как преобразующая сила. Нравственная миссия художника. Статьи о русских поэтах); Поли. собр. соч. и писем. В 20-ти т. Сочинения. В 15-ти т. Т. 1 (1873-1876). М.: Наука, 2000; Т. 2 (1875-1877). М.: Наука, 2000; Т. 3 (1877-1881). М.: Наука, 2001. — Прим. ред.
246
И.В. Вощинин
всем и во всем. Познающий субъект внутренне связан со всем, что существует, через Абсолют. Лишь вследствие такой связи возможно реальное познание внешнего мира.
В XX веке эта идея получила дальнейшее развитие у Н.О. Лос-ского* и С.Л. Франка**. Лосский учил, что «все имманентно всему», то есть что все элементы субстанции — или, по Лосскому, «субстанциональные деятели» — «частично единосущны: все они, как носители тождественных формальных принципов своей деятельности, сращены в одно целое. Потому они так интимно связаны друг с другом, что состояние каждого из них существует не только для него, но бессознательно существует и для всех других деятелей». Учение Н. Лос-ского, в основном, касается теории познания, где он развивает свое учение об интуиции.
С.Л. Франк дополнил учение Лосского изучением онтологических условий, которые делают интуицию возможной. Франк объясняет возможность интуиции тем, что каждый субстанциональный элемент укоренен в Абсолюте и потому до всякого нашего познания его он 1 уже находится с нами в непосредственном контакте — соединенный с нами не сознанием, но через само наше существо.
Лосский Николай Онуфриевич (1870-1965) — русский философ. Основные издания последних лет: Воспоминания. Жизнь и философский путь // Вопросы философии. № 10-12. 1991; Избранное. Приложение к «Вопросам философии» («Обоснование интуитивизма», «Мир как органическое целое», «Свобода воли») М.: Правда, 1991; Условия абсолютного добра. М.: Издательство политической литературы, 1991 («Условия абсолютного добра», «Характер русского народа»); Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994 («Достоевский и его христианское миропонимание», «Ценность и бытие», «Бог и мировое зло»); Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995 («Типы мировоззрений», «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция», «Идеал- реализм»); Мир как осуществление красоты. М.: Прогресс-Традиция, 1998; История русской философии. М.: Сварог и К., 2000. — Прим. ред.
|
Франк Семен Людвигович (1877-1950) — русский философ. Основные издания последних лет: Сочинения. М.: Правда, 1990 («Непостижимое», «Крушение кумиров», три статьи); Духовные основы общества. М.: Республика, 1992 («Духовные основы общества», «Смысл жизни», «С нами Бог», «Свет во тьме», «Русское мировоззрение». С приложением библиографии С.Л. Франка); Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996 (Сборник статей); Реальность и человек. СПб.: РХГИ, 1997; Непрочитанное... Статьи, письма, воспоминания. М.: Московская школа политических исследований, 2001 (Статьи. Письма. Философский дневник. Воспоминания о П.Б. Струве). — Прим. ред.
Солидаризм и философия
247
Русские политические течения XX века, консервативные или радикальные, по существу своему предреволюционны и, как таковые, опирались на узкую партийность, разделенность. Вот почему они и не могли воспринять объединяющую, связывающую, синтезирующую тенденцию русской философии и находятся в отрыве от нее. Русский солидаризм как явление, главным образом, пореволюционное сумел, наоборот, дать этой тенденции социальную формулировку. Солидаризм — не философское учение, но во всякой стране он так или иначе связан с местной философской спецификой.
С.А. Левицкий, доктор философии и член организации российских солидаристов (НТС), взял на себя задачу изучения связи между философией и солидаризмом. В своем основном труде «Основы органического мировоззрения» (1947) он развивает идею об иерархическом, органическом строении мира, проникнутом бессознательной солидарностью, становящейся сознательной на высших ступенях развития.
|
«Так как, — говорит Левицкий, — каждое органическое целое представляет собой иерархически упорядоченный союз множества целых низшего порядка и само включено в цельность высшего порядка, то можно сказать, что принцип солидарности заключен уже в самом строении органического целого. Без этой инстинктивной солидарности внутри данного организма этот организм распался бы. Органические части организма объединены между собой солидарным служением целому. Эта внутрииндивидуальная солидарность настолько первична, что, вероятно, будет с трудом усвоена умами, слишком привыкшими к механистическим шаблонам мысли. Однако она составляет первофеномен жизни». Особенно важно, что Левицкий рассматривает солидарность не как явление статического мира, а как фактор эволюционного процесса. Это придает его учению динамический характер».
Из краткого обзора видно, что и французский, и немецкий, и русский солидаризм тесно связан с развитием местной философии. Отметим также, что всякая философская теория, с которой так или иначе связан солидаризм в любой стране, содержит учение о
Левицкий С.А. Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения» и статьи о солидаризме. М.: Посев, 2003. — Прим. ред.
248
И.В. Вощинин
целенаправленном развитии если не всего мира, то по крайней мере человеческого общества. Французские солидаристы всегда оптимистически верили в теорию прогресса, хотя и принимали предостережение Ренувье о том, что ничто не гарантировано абсолютно в этом мире. Анализ учения о прогрессе немецкого солидаризма был сделан швейцарцем Гэли в его «Социологии солидаризма» (1943). Что касается русского солидаризма, то идея развития мира была подробно разработана С.А. Левицким
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!