Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2019-08-07 | 167 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Солидаризм не был задуман как философская система. Основной целью солидаристов всегда была и остается перестройка общества на базе научного метода и учения о солидарности. Однако уже первый французский солидарист П. Леру* свой первый крупный труд «О человечестве...» начинает со следующих слов, которые мы приводим в сокращенном переводе:
«Когда мы устаем путешествовать по лабиринтам прошлого, когда мы вдоволь пораздумаем о значении настоящего, мы начинаем чувствовать, что нас тянет в царство будущего. Душа наша говорит: вот прошлое, я его понимаю, но прошлое — это не я. Настоящее тоже не по мне. Я отдаю себе отчет, почему оно меня не удовлетворяет и не соблазняет. Но будущее, будет ли оно моим? Доживу ли я до того времени, когда равенство и справедливость будут царствовать между людьми? Какое отношение, повторяет она, беспрестанно существует между мной и этим будущим, между человечеством и мной?
Душа наша, словно Архимед, ищет точку опоры. Но ничто конечное не может нам ее дать, да ничто конечное не могло бы дать и Архимеду его точку опоры, на которую он хотел возложить рычаг, чтобы заставить действовать свою силу. И потому мы должны покинуть область политики и истории, чтобы в другом месте, в философии искать эту точку опоры, которая вам необходима».
Не будучи философом, Леру, однако, довольно ясно выражает свои философские настроения, и, как мы увидим дальше, они будут повторяться во все новых вариациях у более поздних солидаристов.
Леру Пьер (1797-1871) — французский мыслитель, создатель одной из социальных теорий христианского социализма. Его взгляды получили широкую известность во Франции и за ее пределами в 30-40-х годах XIX века. Основные работы Леру: «Опыт о равенстве» (1838), «О человечестве, его принципах и его будущем» (в 2-х т., 1840). — Прим. ред.
|
240
Основная идея их — связь между человеком и внешним миром, между человеком и человечеством. Связь эта представляется Леру не просто внешней, основанной на фактах повседневной жизни, но и относящейся к самому существу вещей.
«То, что человек называет свой жизнью, — говорит он, — не принадлежит ему полностью и не пребывает только в нем: она в нем и вне его; она частично пребывает в других людях и в мире, который его окружает... Для того чтобы он существовал и чувствовал себя существующим, необходимо, чтобы некоторое количество существ было сгруппировано вокруг него и гармонизировано определенным образом, чтобы то Я, которое его составляет, воплощаясь в эти объединенные с ним существа, находило бы себя всегда вовне и представлялось бы ему во все моменты его существования».
Более поздние французские солидаристы считали своим философским наставником Шарля Ренувье*, автора многочисленных философских трудов, которого принято относить к неокантианской школе («неокритицизм»). Будучи самым крупным французским философом конца XIX века, Ренувье оказал значительное влияние на дальнейший ход развития как французской, так и американской философии (в частности, на Джемса**). Хотя Ренувье и был последователем Канта, он отбросил ряд основных кантианских идей: веру в конкретное существование «вещи в себе», объявив ее чистой абстракцией, а также учение об «антиномиях». Будучи противником гегельянства, Ренувье, однако, строит свое учение о категориях, пользуясь диалектическим методом. Ренувье считает категории основными законами человеческого восприятия.
«Только о человеческом восприятии мы можем говорить с уверенностью. В нем нам даны некоторые категории, а также материя опыта. Категории определяют формы этой материи, правила нашего восприятия».
Но категории Ренувье не совпадают с категориями Канта. Это — категории отношения, позиции, последовательности, качества, становления, причинности, состояния и персональное. Каждой категории
|
Ренувье Шарль (1815-1903) — французский философ, глава школы неокритицизма. — Прим. ред.
Джемс Уильям (1842-1910) — крупный американский философ и психолог, один из создателей концепции «потока сознания». — Прим. ред.
241
соответствует триада форм восприятия. Так, основной категории отношения соответствует триада: отличие, тождество, определенность; категории персональное соответствует триада: Я, не-Я, сознание. К своим категориям Ренувье приходит не путем чистого умозрения, но через критический анализ опыта. В них, однако, априорность и эмпирика сливаются воедино без того, чтобы мы могли что-либо сделать по этому поводу, так как всякий анализ, который мы предпринимаем, уже предполагает их как данное.
Особый интерес представляет для нас категория персональное™, или личности; из нее Ренувье выводит свое учение о персонализме. Ренувье — основатель современного персонализма, хотя его идеи и доходят до современного сознания, главным образом, через вторые и третьи руки, за исключением, конечно, Франции.
У Ренувье нет ничего фатального; прогресс не обязателен, как у Гегеля; всякий шаг человечества сопряжен с риском. Но зато есть свобода, во всяком случае у человека. Ж. Валь так характеризует учение Ренувье о свободе: «Надо выбирать, выбирать свободно — за свободу, выбирать в антиномиях Канта подходящие тезисы и, вопреки как материалистам, так и последователям Спинозы, воздвигать философию личности. В мире Ренувье есть возможности и есть свобода; есть справедливость, которую надо реализовать».
Другим признанным философом французского солидаризма был Альфред Фуйе*. В поисках свободы в мире, где как будто царит детерминизм, Фуйе выдвигает теорию идей-сил. В эпоху вульгарного материализма и примитивного механицизма, Фуйе, как и Ренувье, борется за идею личности и свободы. Он утверждает реальное существование сознания, которое через идеи-силы принимает активное участие в жизни мира. Философия Фуйе есть «философия надежды». Мир есть «огромное общество в стадии формирования». Основа мира ментальна (духовна), и ментальное не только способно, но и должно развиваться. Материально-механический мир — только способ представлять истинный мир в пространстве и времени, как бы символ истинного мира. Материальная эволюция — лишь отражение эволюции ментальной. Ментальные состояния называются
|
* Фуйе Альфред (1838-1912) — французский философ-солидарист, автор основополагающего солидаристического труда «Критика новейших систем морали» (1883, русск. перев. 1898). — Прим. ред.
242
идеями. Их рождение может быть объяснено научно, как этого хотят детерминисты, но они приносят свободу, когда они начинают действовать. Сила идей — в их ментальном характере. Они способны влиять на индивидуальные сознания и их трансформировать. Вот почему всегда важны общественные идеалы, способные преобразовать социальную среду. Особое положение среди идей занимает идея свободы. Само существование ее показательно, а ее сила — значительна. Свою философию Фуйе считал синтезом натурализма и идеализма. По современной терминологии она находится где-то на грани между отвлеченным и конкретным идеал-реализмом.
Его приемный сын Ж.М. Гюйо*, поэт и философ, выводит из этой доктрины учение о том, что идеи-силы являются выражением присущего личности стремления к жизненной экспансии и «универсальной симпатии».
Нельзя пройти и мимо философской поэзии Сюлли-Прюдома**, которая так часто цитируется основателем французского юридического солидаризма Леоном Буржуа. Например, желая пояснить, в чем заключаются основные философские взгляды французского солидаризма, Буржуа говорит:
«Закон солидарности универсален, малейшие механические изменения структуры далее бесконечно малого тела отражаются на всей совокупности механических комбинаций мира».
Буржуа приводит следующие строки Сюлли-Прюдома: «Бьется сердце мое для добра / И кругом рождает созвучия. / Все, что есть во мне лучшего, — / Только слабое дает колебание, / Но расходится в вечность оно...»
Гюйо Жан Мари (1854-1888) — французский философ и социолог. Его работы оказали заметное влияние на Анри Бергсона, Эмиля Дюркгейма и других мыслителей. Основные работы Гюйо, переведенные на русский язык: «История и критика современных английских учений о нравственности» (1879, перев. 1898), «Нравственность без обязательства и без санкции» (1885, перев. 1923), «Ирре-лигиозность будущего» (1887, перев. 1908). — Прим. ред.
Сюлли-Прюдом (Прюдом Рене Франсуа Арман; 1839-1907) — французский поэт, автор философских поэм «Судьбы» (1872) и «Справедливость» (1878), а также теоретических сочинений «Философский анализ сознания» (1896) и «Психология свободного выбора» (1906). На русском языке изданы сборники «Сюлли-Прюдом в переводах Андреевского, Анненского, Апухтина...» (СПб, 1911) и «Избранные стихотворения» (М, 1913). — Прим. ред.
243
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!