История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2019-08-07 | 260 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Логика мутазилитов не могла устоять даже в спорах с обычными суннитами, не говоря уже об их ученых.
Сообщается, что однажды к ‘Амру бин ‘Убейду пришел бедуин и сказал:
— Мою верблюдицу украли, попроси же Аллаха, чтобы Он вернул ее мне.
— О Аллах, украли верблюдицу этого бедняги, хотя Ты не хотел этого. О Аллах, верни ее ему! — сказал ‘Амр.
— Теперь моя верблюдица точно пропала, и я даже не надеюсь ее найти.
— Почему?
— Ибо если ее украли, несмотря на то, что Аллах не хотел этого, то я не уверен, что она вернется ко мне, если Он этого захочет, — ответил бедуин, после чего он встал и ушел[107].
Ответ Абу ‘Исама аль-Касталани кадариту
Однажды один мужчина сказал Абу ‘Исаму аль-Касталани:
— Скажи, если Аллах лишает меня верного руководства и ввергает в заблуждение, а потом наказывает, разве Он поступает справедливо?
— Если верное руководство принадлежит Аллаху, то Он вправе дать его, кому пожелает, и лишить его, кого пожелает, — ответил тот[108].
Дискуссия ‘Абд аль-Джаббара аль-Хамадани с Абу Исхаком аль-Исфарайини
Однажды кади ‘Абд аль-Джаббар аль-Хамадани, один из мутазилитских шейхов, вошел к ас-Сахибу бин ‘Аббаду. Рядом с ним находился один из суннитских имамов Абу Исхак аль-Исфарайини.
— Пречист Тот, Кто непричастен к мерзости! — сказал ‘Абд аль-Джаббар, увидев учителя.
— Пречист Тот, в Чьем владении происходит только то, что Он пожелает! — тотчас ответил учитель.
— Разве наш Господь желает, чтобы люди ослушались Его?
— А разве они ослушаются вопреки Его воле?
— Скажи, если Аллах лишает меня верного руководства и обрекает меня на погибель, Он поступает со мной хорошо или плохо?
— Если Он лишает тебя того, что принадлежит тебе, то поступает с тобой плохо. Если же Он лишает тебя того, что принадлежит Ему, то ведь Он вправе оказать милость лишь тому, кому пожелает, — сказал учитель, и кади не смог возразить ему.
|
В «Тарихе» ат-Табари приводится рассказ о том, что Хишам бин ‘Абд аль-Малик как-то пригласил Меймуна бин Махрана, чтобы тот побеседовал с Гейланом. Гейлан сказал ему: «Хочет ли Аллах, чтобы люди ослушались Его?» Меймун возразил ему: «А разве они ослушаются вопреки Его воле?»
Дискуссия ‘Умара бин ‘Абд аль-‘Азиза с Гейланом ад-Димашки
Халиф ‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азиз встретился с одним из предводителей мутазилитов Гейланом ад-Димашки.
— Гейлан, мне стало известно, что ты говоришь о предопределении, — сказал халиф.
— О эмир правоверных, люди наговаривают на меня, — ответил тот.
— Прочти мне суру «Йа син», — сказал халиф.
Тот прочел:
— «Йа. Син.! Клянусь мудрым Кораном!! Воистину, ты — один из посланников! на прямом пути.! Он ниспослан Могущественным, Милосердным,! чтобы ты предостерег людей, отцов которых никто не предостерег, из-за чего они оставались беспечными невеждами.! Относительно большинства из них сбылось Слово, и они не уверуют.! Воистину, Мы наложили на их шеи оковы до самого подбородка, и их головы задраны.! Мы установили преграду перед ними и преграду позади них и накрыли их покрывалом, и они не видят» (Йа син, 1-9).
— О нет! Клянусь Аллахом, эмир правоверных, я словно никогда прежде не читал этой суры. Будь же свидетелем, эмир правоверных, что я раскаиваюсь в том, что говорил о предопределении, — сказал Гейлан.
— О Аллах, прости его, если он говорит правду, но если он лжет, то сделай его знамением для верующих! — сказал халиф[109].
Му‘аз бин Му‘аз рассказывал: «Один мой друг рассказал мне, что ат-Тейми как-то пришел в дом Ибн ‘Ауна и поведал ему эту историю. Тогда Ибн ‘Аун сказал: “Я видел его распятым в Дамаске”»[110].
Абу Джа‘фар аль-Хатми рассказывал: «Я находился рядом с ‘Умаром бин ‘Абд аль-‘Азизом, когда он пригласил к себе Гейлана. До него дошли слухи, что тот говорит разные вещи о предопределении.
|
— Горе тебе, Гейлан, что это мне рассказывают о тебе? — сказал халиф.
— Меня оболгали, эмир правоверных! Они говорят от моего имени то, чего я не говорил.
— Что ты думаешь о знании Аллаха?
— Знание подтвердилось.
— Ты проиграл! Теперь ступай и говори, что хочешь. Знай же, Гейлан, если ты признаёшь знание Аллаха, то ты проиграл, но если ты будешь отрицать его, то станешь неверующим. Но признать его и проиграть лучше, чем не признать его и стать неверующим, — сказал халиф. — Ты знаешь наизусть суру «Йа син»?
— Да, — ответил Гейлан.
— Прочти ее, — велел халиф.
— «Йа. Син. Клянусь мудрым Кораном! — Гейлан прочел эту суру до слов: — Относительно большинства из них сбылось Слово, и они не уверуют» (Йа син, 1-7).
— Подожди. Что ты можешь сказать?
— Я словно не читал этого аята прежде, эмир правоверных.
— Читай дальше!
Он прочел:
— «Воистину, Мы наложили на их шеи оковы до самого подбородка, и их головы задраны.! Мы установили преграду перед ними и преграду позади них» (Йа син, 8-9).
— Читай дальше:
«…преграду позади них и накрыли их покрывалом, и они не видят.! Им все равно, предостерег ты их или не предостерег. Они не веруют» (Йа син, 9-10), — сказал халиф. — Что еще ты можешь сказать?
— Я словно никогда не читал этого аята. Я даю обет Аллаху никогда больше не говорить то, что я говорил прежде, — заявил Гейлан.
— Ступай, — велел халиф. Когда же Гейлан ушел, он сказал: — О Аллах, если он солгал, дай ему почувствовать жар оружия!
Гейлан не говорил о предопределении при жизни ‘Умара бин ‘Абд аль-Азиза. Потом к власти пришел Йазид бин ‘Абд аль-Малик. Он не придавал значения этому вопросу и даже не думал о нем, и тогда Гейлан снова стал говорить о предопределении. Когда к власти пришел Хишам, он велел привести к нему Гейлана.
— Разве ты не дал обет Аллаху перед ‘Умаром, что никогда не будешь говорить на эту тему? — спросил Хишам.
— Прости меня, и я клянусь Аллахом, что это больше никогда не повторится.
— Да не простит меня Аллах, если я прощу тебя. Ты знаешь «Аль-Фатиху»?
— Да.
— Прочти: «Хвала Аллаху, Господу миров» (Аль-Фатиха, 2).
— «Хвала Аллаху, Господу миров,! Милостивому, Милосердному,! Властелину Дня воздаяния!! Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» (Аль-Фатиха, 2-5), — прочел Гейлан.
|
— Подожди, — сказал он. — О какой помощи ты просишь? О том, что во власти Аллаха и тебе не под силу? Или о том, что в твоей власти? Ступайте и отрубите ему руки, ноги и голову, а потом распните его!»[111]
Кадариты, отрицающие предопределение, не имеют основания просить о помощи Аллаха, ведь они полагают, что Он не способен повлиять на поступки рабов. Они не верят, что их деяния сотворены Аллахом. Как же они просят Его о помощи в том, что считают непосильным для Него?
Они полагаются только на свои способности и поступки. Они требуют у Аллаха воздаяния и награды за свои деяния подобно тому, как работник требует зарплаты у того, кто нанял его. На самом же деле Аллах не нуждается в рабах и их поступках. Праведные дела приносят пользу только самим рабам, и это они нуждаются в них. Вот почему люди не могут не просить Аллаха о помощи:
«Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» (Аль-Фатиха, 5);
«Посему поклоняйся Ему и уповай на Него» (Худ, 123).
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!