Судьба человека записывается, когда он находится в утробе матери — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Судьба человека записывается, когда он находится в утробе матери

2019-08-07 730
Судьба человека записывается, когда он находится в утробе матери 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из хадисов известно, что Аллах отправляет ангела к зародышу, находящемуся в утробе матери, и тот записывает его земной удел, срок жизни, а также то, счастливым он будет или несчастным. В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится следующий рассказ ‘Абдуллаха бин Мас‘уда: «Правдивый и достойный доверия Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] إِنَّ أَحَدَكُمْ يُجْمَعُ خَلْقُهُ فِى بَطْنِ أُمِّهِ أَرْبَعِينَ يَوْمًا ، ثُمَّ يَكُونُ فِى ذَلِكَ عَلَقَةً مِثْلَ ذَلِكَ ، ثُمَّ يَكُونُ فِى ذَلِكَ مُضْغَةً مِثْلَ ذَلِكَ ، ثُمَّ يُرْسَلُ الْمَلَكُ فَيَنْفُخُ فِيهِ الرُّوحَ ، وَيُؤْمَرُ بِأَرْبَعِ كَلِمَاتٍ: بِكَتْبِ رِزْقِهِ وَأَجَلِهِ وَعَمَلِهِ وَشَقِىٌّ أَوْ سَعِيدٌ ، فَوَالَّذِى لاَ إِلَهَ غَيْرُهُ ، إِنَّ أَحَدَكُمْ لَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ الْجَنَّةِ حَتَّى مَا يَكُونَ بَيْنَهُ وَبَيْنَهَا إِلاَّ ذِرَاعٌ ، فَيَسْبِقُ عَلَيْهِ الْكِتَابُ فَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ النَّارِ فَيَدْخُلُهَا ، وَإِنَّ أَحَدَكُمْ لَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ النَّارِ حَتَّى مَا يَكُونَ بَيْنَهُ وَبَيْنَهَا إِلاَّ ذِرَاعٌ ، فَيَسْبِقُ عَلَيْهِ الْكِتَابُ فَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ الْجَنَّةِ فَيَدْخُلُهَا [

“У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе матери к сороковому дню. Затем он столько же пребывает в виде сгустка крови и столько же — в виде разжеванного кусочка. Потом Аллах посылает к нему ангела с четырьмя указаниями, и тот вдыхает в него душу. Ему велят записать его деяния, его удел, его срок и то, будет он несчастным или счастливым. И клянусь Тем, кроме Кого нет другого божества, любой из вас может совершать поступки обитателей Рая, так что до него будет рукой подать, но сбудется предначертанное ему, и он совершит поступок, свойственный обитателям Огня, и попадет туда. И, поистине, любой из вас может совершать поступки обитателей Огня, так что до него будет рукой подать, но сбудется предначертанное ему, и он совершит поступок, свойственный обитателям Рая, и попадет туда”»[69].

В «Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ Анаса бин Малика о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] وَكَّلَ اللَّهُ بِالرَّحِمِ مَلَكًا ، فَيَقُولُ: أَىْ رَبِّ نُطْفَةٌ ، أَىْ رَبِّ عَلَقَةٌ ، أَىْ رَبِّ مُضْغَةٌ. فَإِذَا أَرَادَ اللَّهُ أَنْ يَقْضِىَ خَلْقَهَا قَالَ أَىْ رَبِّ ذَكَرٌ أَمْ أُنْثَى أَشَقِىٌّ أَمْ سَعِيدٌ ؟ فَمَا الرِّزْقُ ؟ فَمَا الأَجَلُ ؟ فَيُكْتَبُ كَذَلِكَ فِى بَطْنِ أُمِّهِ [

«Аллах приставляет к утробе ангела, и тот говорит: “Господи, капля! Господи, сгусток крови! Господи, разжеванный кусочек!” Когда же Аллах желает завершить его сотворение, ангел говорит: “Господи, мальчик или девочка? Несчастный или счастливый? Каков его удел? Каков его срок?” Все это записывается еще в утробе матери»[70].

Ат-Тирмизи в «Сунане» передал со слов Анаса, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] إِذَا أَرَادَ اللَّهُ بِعَبْدٍ خَيْرًا اسْتَعْمَلَـهُ [. فَقِيـلَ: كَيْفَ يَسْتَعْمِلُهُ يَا رَسُـولَ اللَّهِ ؟ قَالَ: ] يُوَفِّقُهُ لِعَمَلٍ صَالِحٍ قَبْلَ الْمَوْتِ [

«Если Аллах желает рабу добра, то использует его». Его спросили: «Как использует, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Помогает ему совершить праведный поступок перед смертью». Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным[71].

Муслим в своем «Сахихе» передал рассказ Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] إِنَّ الرَّجُلَ لَيَعْمَلُ الزَّمَنَ الطَّوِيلَ بِعَمَلِ أَهْلِ الْجَنَّةِ ، ثُمَّ يُخْتَمُ لَهُ عَمَلُهُ بِعَمَلِ أَهْلِ النَّارِ ، وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيَعْمَلُ الزَّمَنَ الطَّوِيلَ بِعَمَلِ أَهْلِ النَّارِ ، ثُمَّ يُخْتَمُ لَهُ عَمَلُهُ بِعَمَلِ أَهْلِ الْجَنَّةِ [

«Поистине, человек может долгое время совершать поступки обитателей Рая, а в конце жизни совершить поступок, свойственный обитателям Огня. И, поистине, человек может долгое время совершать поступки обитателей Огня, а в конце жизни совершить поступок, свойственный обитателям Рая»[72].

Передают со слов Сахля бин Са‘да ас-Са‘иди, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] إِنَّ الرَّجُلَ لَيَعْمَلُ عَمَلَ أَهْلِ الْجَنَّةِ فِيمَا يَبْدُو لِلنَّاسِ وَهُوَ مِنْ أَهْلِ النَّارِ ، وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيَعْمَلُ عَمَلَ أَهْلِ النَّارِ فِيمَا يَبْدُو لِلنَّاسِ وَهُوَ مِنْ أَهْلِ الْجَنَّةِ [

«Поистине, людям может казаться, что человек совершает поступки обитателей Рая, хотя на самом деле он — один из тех, кто попадет в Огонь. И людям может казаться, что человек совершает поступки обитателей Огня, хотя на самом деле он — один из тех, кто попадет в Рай»[73].

В этой связи целесообразно упомянуть поучительный рассказ о человеке, которого Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, назвал одним из обитателей Ада. Он был пересказан Абу Хазимом со слов Сахля бин Са‘да и приводится в «Сахихе» аль-Бухари:

أَنَّ رَجُلاً مِنْ أَعْظَمِ الْمُسْلِمِينَ غَنَاءً عَنِ الْمُسْلِمِينَ فِى غَزْوَةٍ غَزَاهَا مَعَ النَّبِىِّ - صلى الله عليه وسلم - ، فَنَظَرَ النَّبِىُّ - صلى الله عليه وسلم - فَقَالَ: ] مَنْ أَحَبَّ أَنْ يَنْظُرَ إِلَى الرَّجُلِ مِنْ أَهْلِ النَّارِ فَلْيَنْظُرْ إِلَى هَذَا [. فَاتَّبَعَهُ رَجُلٌ مِنَ الْقَوْمِ ، وَهْوَ عَلَى تِلْكَ الْحَالِ مِنْ أَشَدِّ النَّاسِ عَلَى الْمُشْرِكِينَ، حَتَّى جُرِحَ فَاسْتَعْجَلَ الْمَوْتَ ، فَجَعَلَ ذُبَابَةَ سَيْفِهِ بَيْنَ ثَدْيَيْهِ حَتَّى خَرَجَ مِنْ بَيْنِ كَتِفَيْهِ فَأَقْبَلَ الرَّجُلُ إِلَى النَّبِىِّ - صلى الله عليه وسلم - مُسْرِعًا فَقَالَ: أَشْهَدُ أَنَّكَ رَسُولُ اللَّهِ. فَقَالَ: ] وَمَا ذَاكَ [. قَالَ: قُلْتَ لِفُلاَنٍ: ] مَنْ أَحَبَّ أَنْ يَنْظُرَ إِلَى رَجُلٍ مِنْ أَهْلِ النَّارِ فَلْيَنْظُرْ إِلَيْهِ [. وَكَانَ مِنْ أَعْظَمِنَا غَنَاءً عَنِ الْمُسْلِمِينَ، فَعَرَفْتُ أَنَّهُ لاَ يَمُوتُ عَلَى ذَلِكَ ، فَلَمَّا جُرِحَ اسْتَعْجَلَ الْمَوْتَ فَقَتَلَ نَفْسَهُ. فَقَالَ النَّبِىُّ - صلى الله عليه وسلم - عِنْدَ ذَلِكَ: ] إِنَّ الْعَبْدَ لَيَعْمَلُ عَمَلَ أَهْلِ النَّارِ ، وَإِنَّهُ مِنْ أَهْلِ الْجَنَّةِ ، وَيَعْمَلُ عَمَلَ أَهْلِ الْجَنَّةِ ، وَإِنَّهُ مِنْ أَهْلِ النَّارِ ، وَإِنَّمَا الأَعْمَالُ بِالْخَوَاتِيمِ [

Во вре­мя од­но­го из сра­же­ний Про­рок, да благословит его Аллах и приветствует, по­ка­зал на од­но­го из му­суль­ман, ко­то­рый мень­ше все­го ну­ж­дал­ся в по­мо­щи му­суль­ман, и ска­зал: «Кто хо­чет взгля­нуть на од­но­го из оби­та­те­лей Ог­ня, пусть по­смот­рит на это­го». Один че­ло­век стал сле­дить за ним, и ока­за­лось, что он ис­то­во сра­жал­ся про­тив языч­ни­ков, по­ка не по­лу­чил ра­не­ние. То­гда он по­спе­шил уме­реть и на­ва­лил­ся гру­дью на ост­рие сво­его ме­ча, так что оно вы­шло у не­го ме­ж­ду ло­па­ток. Сле­див­ший за ним муж­чи­на бро­сил­ся к По­слан­ни­ку, да благословит его Аллах и приветствует, и ска­зал: «Сви­де­тель­ст­вую, что ты — По­слан­ник Ал­ла­ха». Он спро­сил: «В чем де­ло?» Муж­чи­на ска­зал: «Ты ска­зал о том че­ло­ве­ке: “Кто хо­чет взгля­нуть на од­но­го из оби­та­те­лей Ог­ня, пусть по­смот­рит на не­го”. Он мень­ше дру­гих ну­ж­дал­ся в по­мо­щи му­суль­ман, и я по­нял, что он не ум­рет в та­ком со­стоя­нии. По­лу­чив ра­не­ние, он по­спе­шил уме­реть и убил се­бя». То­гда Про­рок, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал: «По­ис­ти­не, раб мо­жет со­вер­шать по­ступ­ки оби­та­те­лей Ог­ня, хо­тя в дей­ст­ви­тель­но­сти он по­па­дет в Рай. И он мо­жет со­вер­шать по­ступ­ки оби­та­те­лей Рая, хо­тя в дей­ст­ви­тель­но­сти он по­па­дет в Огонь. По­ис­ти­не, де­ла оце­ни­ва­ют­ся по их за­вер­ше­нию»[74].


Глава четвёртая

Пределы постижения сути предопределения человеческим разумом

Ибн Хаджар аль-‘Аскалани передал следующие слова Абу аль-Музаффара ас-Сам‘ани:

Познать истину в этом вопросе можно только, ограничившись Кораном и сунной, не прибегая к аналогиям и рассуждениям. Кто не довольствуется ими, впадает в заблуждение и гибнет в океане безысходности, не находя душевного покоя и умиротворения, потому что предопределение — одна из тайн Всевышнего Аллаха. Она известна лишь Всезнающему и Всеведущему, а для всех остальных она покрыта завесой неизвестности. Он сделал ее непостижимой для человеческого разума, и в этом есть определенная мудрость. Он не раскрыл ее ни пророкам-посланцам, ни приближенным ангелам[75].

Имам ат-Тахави писал:

Предопределение, по сути, тайна Всевышнего Аллаха, которая неизвестна ни приближенным ангелам, ни пророкам-посланцам. Попытка проникнуть вглубь этого вопроса — шаг к неудаче, лишениям и греху, и необходимо всеми силами воздерживаться от размышлений, рассуждений и наущений по этому поводу. Аллах скрыл знание о предопределении от людей и запретил им искать его. Всевышний сказал:

 «Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены»

(Аль-Анбийа, 23)[76].

Имам аль-Аджурри писал:

Мусульмане не должны допытываться до сути предопределения, ибо это одна из тайн Могучего и Великого Аллаха. Рабы обязаны уверовать в то, что все хорошее и плохое уже предопределено, а тот, кто пытается разобраться в сути предопределения, может усомниться в том, что судьбы рабов предрешены, и сбиться с истинного пути[77].

Имам Ахмад сказал:

Верить в то, что добро и зло предопределены, признавать хадисы по этому поводу и верить в них, обязательно. Нельзя спрашивать: «Почему? Как?» Необходимо просто признавать это и верить в это.

Если человек не знает толкования хадиса и не может постичь его смысла, то ему достаточно того, что ему ясно. Он обязан уверовать в него и подчиниться, как, например, в хадис «правдивого и достойного доверия»[78] и ему подобные предания о предопределении[79].

‘Али ибн аль-Мадини принадлежит высказывание на эту тему, похожее на слова имама Ахмада[80].

Из этих высказываний ученых о предопределении вытекает ряд очень важных принципов.

1. Вера в предопределение обязательна.

2. Вопрос предопределения необходимо изучать в рамках, очерченных Кораном и сунной, не прибегая к умственным рассуждениям и простым аналогиям. Человеческий разум не способен самостоятельно расставить опоры, чтобы не уклониться от истины и не впасть в заблуждение в этом вопросе. Те, которые попытались своим умом постичь суть данного вопроса, впали в заблуждение и погибли. Одни из них стали отрицать предопределение, другие решили, что вера в предопределение подразумевает отсутствие свободы воли, третьи пренебрегли законами шариата, сославшись на предопределение. Каждое из этих заблуждений создает проблемы в жизни человека и общества, а ошибочные убеждения становятся причиной неправильного поведения и образа жизни.

3. Углубляться в изучение вопроса предопределения нельзя, ибо некоторые его аспекты остаются непостижимыми даже для самых талантливых умов, а в некоторых можно разобраться лишь с большим трудом.

Тут может возникнуть вопрос: не ограничивает ли такой подход человеческий разум? Это делается не для того, чтобы ограничить человеческую мысль, но для того, чтобы уберечь наш разум от бесполезного размышления о том, о чем не следует размышлять. Это забота о человеческом разуме, чтобы его не занимало то, что ему не под силу.

Ислам разъяснил человеку основы веры в предопределение. Эта вера зиждется на том, что Аллах изначально знал обо всем, что произойдет, записал и пожелал это, а потом сотворил все сущее. Человеческий разум способен без труда постичь это. В этом нет ничего сложного, неясного или непонятного.

Что же касается попыток постичь тайну предопределения и проникнуть вглубь этого вопроса, то это есть напрасная трата умственных сил, потому что размышление о сути знания, записи, воли и сотворения — размышление о качествах Аллаха и том, как они функционируют. Все это непостижимо для человека. Это сокровенное знание, в которое обязательно верить, и о сути которого нельзя спрашивать. Искать ответы на эти вопросы все равно, что пытаться понять, как Аллах вознесся на трон. Тому, кто поступает так, следует знать, что смысл божественных качеств, на которых зиждется предопределение, известен, суть их непостижима, верить в них обязательно, а спрашивать об их сути — еретическое новшество.

Именно такие вопросы утомили тех, кто исследовал проблему предопределения. Попытки постичь его суть сделали эту проблему одной из самых сложных и запутанных. Они мешают многим исследователям уверовать в предопределение и являются причиной их замешательства.

Поэтому многие ученые четко очертили границу, которую нельзя преступать при изучении вопроса предопределения. Несколько раньше мы уже привели слова имама Ахмада бин Ханбала: «Верить в то, что добро и зло предопределены, признавать хадисы по этому поводу и верить в них, обязательно. Нельзя спрашивать: “Почему? Как?”»[81]

Те, которые ищут ответы на вопросы о предопределении, фактически рассуждают о том, как Аллах создает деяния рабов, если они в действительности исходят от самого человека. Они пытаются понять, откуда Аллах мог знать о том, как поступят рабы, и почему Он возложил на них обязанности, если Ему было известно о том, что именно они совершат и куда попадут: в Рай или Ад.

Они противопоставляют одни аяты Корана другим и блуждают в растерянности, не находя ответов. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, предостерег свою общину от следования таким путем и блуждания по этой пустыне. В «Сунане» ат-Тирмизи приводится рассказ Абу Хурейры с хорошим иснадом о том, что однажды, когда сподвижники спорили о предопределении, Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к ним и сильно разгневался, так что его лицо покраснело, словно его щеки обрызгали соком граната. Он сказал:

] أَبِهَذَا أُمِرْتُمْ أَمْ بِهَذَا أُرْسِلْتُ إِلَيْكُمْ ؟ إِنَّمَا هَلَكَ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ حِينَ تَنَازَعُوا فِى هَذَا الأَمْرِ ، عَزَمْتُ عَلَيْكُمْ أَلاَّ تَتَنَازَعُوا فِيهِ [

«Разве это вам велено? Или это то, что я принес вам? Поистине, ваши предшественники погибли, когда стали спорить об этом, и я заклинаю вас не спорить об этом»[82].

Пределы постижения разумом причин, повелений и деяний, а также заключенного в них добра и зла

По мнению большинства ранних и поздних ученых, все повеления и творения Аллаха имеют причины и конкретный смысл, потому что Он повелевает и творит с определенной целью. Некоторые из этих причин связаны с рабами, а некоторые — с Всевышним Аллахом. Первые затрагивают интересы рабов и обеспечивают их благополучие в этом мире и последней жизни, а последние связаны с желанием Всевышнего Аллаха, чтобы Ему поклонялись и подчинялись, чтобы перед Ним каялись, чтобы на Него надеялись и уповали, чтобы Его боялись и ради Него боролись. В Коране сказано:  

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Аз-Зарийат, 56);

 «Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра?»

(Аль-Кийама, 36);

 «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (Аль-Анбийа, 107);

 «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» (Аль-Муминун, 115).

Есть много текстов о том, что все творения и повеления Аллаха исполнены мудрости и смысла. Всей этой мудрости не исчислить, и человеческие умы способны понять лишь частичку ее.

Боль­шин­ст­во уче­ных так­же счи­та­ет, что ра­зум спо­со­бен от­де­лить до­б­рые по­ступ­ки от зло­дея­ний. В ча­ст­но­сти, здра­вый смысл под­ска­зы­ва­ет, что при­тес­не­ние и ложь, во­ров­ст­во и убий­ст­во — это дур­ные по­ступ­ки, а спра­вед­ли­вость и прав­ди­вость, при­ми­ре­ние дру­зей и спа­се­ние уто­паю­щих — это до­б­рые и хо­ро­шие де­ла.

Таким образом, из законов шариата вытекают три вывода.

Во-первых, любой поступок может принести пользу или навредить, если даже об этом ничего не говорится в шариате. Так, например, известно, что справедливость приносит пользу людям, а несправедливость вредит им. Эти поступки относятся к разряду хороших и дурных, и о том, насколько они хороши или плохи, можно узнать как путем размышлений, так и из шариата. Однако разум человека не сумел бы понять, что за совершение дурных поступков он понесет наказание после смерти, если бы об этом не сообщалось в шариате. Поэтому ошибается тот, кто полагает, что Аллах будет наказывать рабов за такие скверные поступки, как многобожие или неверие, не отправив к ним посланника.

Во-вторых, хорошо то, что приказал совершать Законотворец, и скверно то, что Он запретил, и потому любой поступок становится хорошим или плохим в зависимости от отношения к нему Законотворца.

В-третьих, иногда Законотворец повелевает что-либо для того, чтобы испытать рабов. Так, Аллах приказал Ибрахиму зарезать его сына Исма‘ила не для того, чтобы тот умертвил своего сына, а для того, чтобы провести его через испытание.

Мутазилиты признают первый вывод, отрицая два последних. Ашариты полагают, что все шариатские повеления и запреты относятся к категории испытания и что сами поступки никак не характеризуются ни до решения Законотворца, ни после того. Что же касается большинства правоведов, то они признавали все три вывода[83].

Таким образом, большинство приверженцев сунны признает обусловленность действий Аллаха и возможность различения между хорошими и дурными поступками путем умственных рассуждений. Это открывает перед человеческим разумом возможность познания той великой мудрости, ради которой Аллах создал творения и ниспослал законы. Это прекрасная возможность для приобретения важных познаний, укрепляющих веру, увеличивающих убежденность и подчеркивающих мастерство Великого Творца:

 «[Аллах] превосходно создал все, что сотворил, и начал создавать человека из глины» (Ас-Саджда, 7). Разве может быть иначе, если Всеблагой и Всевышний Аллах обещал показать Своим рабам великие знамения, подтверждающие правдивость того, что принес Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, и что было ниспослано в Писании?

 «Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это есть истина» (Фуссилат, 53).

В священных текстах содержится повеление задумываться и размышлять над аятами, ниспосланными в Коране, и знамениями, созданными вокруг нас:

«Неужели они не размышляют над Кораном?» (Мухаммад, 24);

 «Скажи: “Понаблюдайте за тем, что на небесах и на земле”» (Йунус, 101);

 «Неужели они не видят, как созданы верблюды?» (Аль-Гашийа, 17);

 «Пусть посмотрит человек на свое пропитание! Мы проливаем обильные ливни, затем рассекаем землю трещинами» (‘Абаса, 24-26).


Глава пятая

Учения о предопределении

В ни­же­сле­дую­щих па­ра­гра­фах мы разъ­яс­ним уче­ния о пре­до­пре­де­ле­нии, ко­то­рые бы­ли соз­да­ны и раз­ви­ты му­суль­ма­на­ми.

Уче­ние тех, кто от­ри­ца­ет пре­до­пре­де­ле­ние

Не­ко­то­рые из тех, кто не­пра­виль­но по­нял дан­ный во­прос, от­ри­ца­ют пре­до­пре­де­ле­ние и по­ла­га­ют, что Ал­лах — бес­ко­неч­но да­лек Он от все­го, что они го­во­рят! — уз­на­ет о про­ис­хо­дя­щем толь­ко по­сле то­го, как оно слу­ча­ет­ся, и не зна­ет обо всем су­щем из­на­чаль­но. Они счи­та­ют, что Ал­лах уз­на­ет о ве­щах толь­ко по­сле их со­тво­ре­ния.

Из­мыш­ляя ве­ли­кую ложь, они го­во­рят, что Ал­лах ни­спос­лал по­ве­ле­ния и за­пре­ты, но не зна­ет, кто по­ко­рит­ся Ему, а кто ос­лу­ша­ет­ся Его, кто по­па­дет в Рай, а кто ока­жет­ся в Аду. По их мне­нию, Ал­лах уз­на­ет тех, ко­му уго­то­ван сча­ст­ли­вый или не­сча­ст­ли­вый ко­нец, толь­ко по­сле то­го, как лю­ди са­ми под­чи­нят­ся Его ша­риа­ту или от­верг­нут его. Эти за­блуд­шие от­ка­зы­ва­ют­ся ве­рить в из­веч­ное зна­ние Ал­ла­ха и от­ри­ца­ют тек­сты Ко­ра­на и сун­ны о том, что Ал­лах за­пи­сал судь­бы всех соз­да­ний до со­тво­ре­ния не­бес и зем­ли.

Впер­вые та­кие взгля­ды поя­ви­лись в кон­це эпо­хи спод­виж­ни­ков. Пер­вым, кто стал про­по­ве­до­вать их, был Ма‘бад аль-Джу­ха­ни. Его оши­боч­ные убе­ж­де­ния бы­ли под­хва­че­ны гла­ва­ми и има­ма­ми му­та­зи­ли­тов, та­ки­ми как Ва­сил бин ‘Ата аль-Газ­зал и ‘Амр ибн ‘Убейд. В пе­ре­да­вае­мых с их слов от­вра­ти­тель­ных вы­ска­зы­ва­ни­ях проявляется неверие в сказанное Аллахом и Его Посланником о том, что Аллах знал обо всем сущем и записал обо всех вещах задолго до их создания[84].

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, опасался того, что его последователи впадут в такое заблуждение. В достоверном хадисе, рассказанном Ибн Абу Михджаном, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Я опасаюсь, что после меня моих последователей постигнут три вещи: несправедливость имамов, вера в звезды и неверие в предопределение»[85].

В «Мус­на­де» Абу Йа‘лы, «Та­ри­хе» аль-Ха­ти­ба и «Ка­ми­ле» Ибн ‘Ади при­во­дит­ся с дос­то­вер­ным ис­на­дом ха­дис Ана­са о том, что По­слан­ник Ал­ла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал:

[ أخافُ على أُمَّتِي خَصْلَتَيْنِ:: تَكْذِيْباً بِالْقَدَرِ ، وتَصْدِيقاً بالنُّجُومِ]

«Я опасаюсь двух качеств, которые появятся у моих последователей после меня: неверия в предопределение и веры в звезды»[86].

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, предостерег свою общину от этого заблуждения. В хадисе Абу Хурейры, переданном ат-Табарани в сборнике «Аль-му‘джам аль-аусат» и аль-Хакимом в «Мустадраке», сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

]أُخِّرَ الْكَلامُ فِي الْقَدَرِ لِشِرَارِ أُمَّتِي فِي آخِرِ الزَّمَانِ [

«Разговоры о предопределении отложены для худших из моих последователей»[87].

В книге «Аль-му‘джам аль-кабир» ат-Табарани приводится рассказ Абу Умамы о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] لا يَزَال أَمْر هَذِهِ الأُمَّة مُوَاتياً أَوْ مُقَارِبًا ، مَا لَمْ يَتَكَلَّمُوا فِي الْوِلْدَان وَالْقَدَر[

«Поистине, дела этой общины останутся умеренными, пока они не станут говорить о детях[88] и предопределении»[89].

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, назвал сторонников этого учения «зороастрийцами этой общины». Известно, что зороастрийцы верят в существование двух богов: света и тьмы. Те, которые отрицают предопределение, тоже признают два созидательных начала. Более того, они считают, что каждый человек сам творит свои деяния, независимо от Аллаха. Поэтому Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, приказал сторониться их, не навещать их, когда они болеют, и не посещать их дома. Имам Ахмад в своем «Муснаде» привел с хорошим иснадом рассказ Ибн ‘Умара о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] لِكُلِّ أُمَّةٍ مَجُوسٌ ، وَمَجُوسُ أُمَّتِى الَّذِينَ يَقُولُونَ لاَ قَدَرَ ، إِنْ مَرِضُوا فَلاَ تَعُودُوهُمْ ، وَإِنْ مَاتُوا فَلاَ تَشْهَدُوهُمْ [

«В каждой общине есть зороастрийцы, и зороастрийцами моей общины является те, которые говорят, что нет предопределения. Если они заболеют, не навещайте их, и если они умрут, то не присутствуйте на их похоронах»[90].

В другом хадисе, переданном Ахмадом и Абу Давудом со слов Ибн ‘Умара, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] الْقَدَرِيَّةُ مَجُوسُ هَذِهِ الأُمَّةِ ، إِنْ مَرِضُوا فَلاَ تَعُودُوهُمْ ، وَإِنْ مَاتُوا فَلاَ تَشْهَدُوهُمْ [

«Кадариты — зороастрийцы этой общины, и если они заболеют, то не навещайте их, а если они умрут, то не присутствуйте на их похоронах»[91].

Сподвижники повсюду изобличали ошибки этих заблудших, опровергали привнесенные ими порочные взгляды, предостерегали людей от общения с ними и присутствия на их собраниях. Они приводили тексты, изобличающие их ошибочные взгляды и подтверждающие правильные представления о предопределении.

В «Сунане» ат-Тирмизи приводится рассказ Нафи‘ о том, что какой-то мужчина пришел к Ибн ‘Умару и сказал: «Такой-то шлет тебе свои приветствия». Он ответил: «Я слышал, что он впал в ересь. Если это действительно так, то не передавай ему приветствий от меня, потому что я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] يَكُونُ فِى هَذِهِ الأُمَّةِ أَوْ فِى أُمَّتِى خَسْفٌ أَوْ مَسْخٌ أَوْ قَذْفٌ فِى أَهْلِ الْقَدَرِ [

“С этой общиной или моей общиной случатся провалы, уродства и падение камней[92] — все это произойдет с кадаритами”». Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным, но малоизвестным. Он же передал рассказ Ибн ‘Умара о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] يَكُونُ فِى أُمَّتِى خَسْفٌ وَمَسْخٌ ، وَذَلِكَ فِى الْمُكَذِّبِينَ بِالْقَدَرِ [

«Мою общину поразят провалы и уродства, и это произойдет с теми, кто отрицает предопределение»[93].

В «Сунане» ат-Тирмизи также приводится следующий рассказ ‘Абд аль-Вахида бин Сулейма: «Однажды в Мекке я встретился с ‘Атой бин Абу Рабахой и сказал ему:

— Абу Мухаммад, жители Басры говорят, что предопределения нет.

— Сынок, ты читаешь Коран? — спросил он.

— Да, — ответил я.

— Тогда прочти суру «Аз-Зухруф», — сказал он.

Я прочел:

— «Ха. Мим. Клянусь ясным Писанием! Воистину, Мы сделали его Кораном на арабском языке, чтобы вы могли уразуметь. Воистину, он находится у Нас в матери писания (т.е. хранимой скрижали). Он возвышен, преисполнен мудрости» (Аз-Зухруф, 1-4).

— Ты знаешь, что такое мать писания? — спросил он.

— Аллах и Его Посланник лучше знают об этом, — ответил я.

— Это писание, написанное Им до сотворения небес и земли. В нем записано, что Фараон попадет в Ад. И в нем записано:

 «Да про­па­дут про­па­дом ру­ки Абу Ла­ха­ба, и сам он про­пал» (Аль-Ма­сад, 1), — ска­зал он. — Од­на­ж­ды я встре­тил­ся с аль-Ва­ли­дом, сы­ном ‘Уба­ды бин ас-Са­ми­та, спод­виж­ни­ка По­слан­ни­ка Ал­ла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, и я спро­сил его: «Ка­кое за­ве­ща­ние ос­та­вил твой отец пе­ред смер­тью?» Он рас­ска­зал, что отец по­до­звал его и ска­зал: «Сы­нок, бой­ся Ал­ла­ха и знай, что ты не су­ме­ешь бо­ять­ся Его, по­ка не уве­ру­ешь в Не­го и по­ка не уве­ру­ешь в то, что все хо­ро­шее и пло­хое пре­до­пре­де­ле­но. Ес­ли ты ум­решь без этих убе­ж­де­ний, то по­па­дешь в Ад, ведь я слы­шал, как По­слан­ник Ал­ла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал:

] إِنَّ أَوَّلَ مَا خَلَقَ اللَّهُ الْقَلَمَ فَقَالَ: اكْتُبْ. فَقَالَ: مَا أَكْتُبُ ؟ قَالَ: اكْتُبِ الْقَدَرَ ، مَا كَانَ وَمَا هُوَ كَائِنٌ إِلَى الأَبَدِ [

“Поистине, первым, что создал Аллах, была письменная трость. Он сказал ей: “Пиши!” Она спросила: “Что писать?” Он сказал: “Пиши судьбу того, что было, и того, что произойдет во веки вечные”».

Ат-Тирмизи назвал эту версию хадиса малоизвестной[94].

Ученые — в том числе имамы Малик, аш-Шафи‘и и Ахмад — однозначно указали на неверие тех, кто не признает извечного знания Аллаха[95].

Сегодня тех, кто отрицал извечное знание Аллаха, практически не


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.