Краткое изложение взглядов шейх-уль-ислама Ибн Теймийи по этому вопросу — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Краткое изложение взглядов шейх-уль-ислама Ибн Теймийи по этому вопросу

2019-08-07 186
Краткое изложение взглядов шейх-уль-ислама Ибн Теймийи по этому вопросу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя писал:

Убе­ж­де­ния при­вер­жен­цев сун­ны и еди­ной об­щи­ны в дан­ном во­про­се опи­ра­ют­ся на Ко­ран и сун­ну, мне­ния пер­вых му­суль­ман — му­хад­жи­ров и ан­са­ров, а так­же их вер­ных по­сле­до­ва­те­лей. Они сво­дят­ся к то­му, что Ал­лах — Тво­рец и Вла­сте­лин все­го су­ще­го, и ве­щей, ко­то­рые су­ще­ст­ву­ют са­мо­стоя­тель­но, и их ат­ри­бу­тов, к ко­то­рым от­но­сят­ся и дея­ния ра­бов.

Про­ис­хо­дит то, что же­ла­ет Ал­лах, а то­го, что Ему не угод­но, не про­ис­хо­дит. Все су­щее воз­ни­ка­ет бла­го­да­ря Его же­ла­нию и мо­гу­ще­ст­ву. Для Не­го нет ни­че­го не­воз­мож­но­го, и Он спо­со­бен на вся­кую вещь. Что бы Он ни по­же­лал, Он спо­со­бен на это.

Пре­чис­тый Ал­лах зна­ет то, что бы­ло, и то, что бу­дет, и то, ка­ким бы­ло бы то, че­го не про­изош­ло. Это ка­са­ет­ся и дея­ний ра­бов, и все­го ос­таль­но­го. Ал­лах пре­до­пре­де­лил судь­бу тво­ре­ний до то­го, как соз­дал их. Он пре­до­пре­де­лил их сро­ки жиз­ни, удел и дея­ния. Он за­пи­сал это, а так­же то, ка­ким бу­дет их ко­нец: сча­ст­ли­вым или не­сча­ст­ным.

Они ве­ру­ют в то, что Ал­лах соз­дал все су­щее и спо­со­бен на все, что угод­но; что все в ми­ре про­ис­хо­дит толь­ко по Его же­ла­нию; что Он знал обо всех ве­щах до их со­тво­ре­ния, за­ра­нее пре­до­пре­де­лил их судь­бу и за­пи­сал ее[150].

Ран­ние му­суль­ма­не и има­мы на­шей об­щи­ны бы­ли еди­но­душ­ны в том, что ра­бы долж­ны со­вер­шать то, что им при­ка­за­но, и воз­дер­жи­вать­ся от то­го, что им за­пре­ще­но. Они бы­ли еди­но­душ­ны в не­об­хо­ди­мо­сти ве­ры в обе­ща­ния и уг­ро­зы, на­хо­дя­щие­ся в Ко­ра­не и сун­не. Они еди­но­душ­но счи­та­ли, что ни­кто не смо­жет оп­рав­дать­ся пе­ред Ал­ла­хом за не­вы­пол­не­ние обя­за­тель­ных пред­пи­са­ний и со­вер­ше­ние за­пре­щен­ных поступков, а Его доводы против рабов будут вескими[151].

Ранние мусульмане и имамы нашей общины были единодушны в необходимости веры в судьбу и предопределение. Они считали, что Аллах — Творец всякой вещи и что происходит то, чего желает Аллах, а того, что Ему не угодно, не происходит. Он вводит в заблуждение, кого пожелает, и ведет прямым путем, кого пожелает. Они также единодушно считали, что рабы обладают свободой воли и способны совершать свои деяния; благодаря своей воле и своим способностям они совершают то, что позволяет им Аллах. А еще они говорят, что рабы не могут пожелать чего-либо, пока этого не пожелает Аллах[152].

2. Убеждения имама Абу Бакра Мухаммада аль-Хусейна аль-Аджурри относительно предопределения

Имам аль-Аджурри писал:

Наше учение о предопределении сводится к тому, что Могучий и Великий Аллах создал Рай и Ад, а также их обитателей, что Он поклялся Своим могуществом заполнить Геенну и Рай людьми. Потом Он создал Адама, мир ему, и извлек из его спины все его потомство, которое будет создано до наступления дня воскресения. Потом Он разделил его на две группы: одна из них попадет в Рай, а другая — в Пламень.

Он создал Иблиса и приказал ему поклониться Адаму, мир ему,. Он знал, что Иблис не станет кланяться, потому что ему было суждено стать несчастным, и Могучему и Великому Аллаху было известно об этом. Никто не может противиться Его решению. Он распоряжается Своими творениями, как пожелает, и Его решение и предопределение справедливы.

Он создал Адама и Хавву для того, чтобы они жили на земле, и поселил их в Раю. Он разрешил им спокойно вкушать в Раю все, что угодно, кроме одного-единственного дерева, к которому им было запрещено приближаться. Но сбылось предопределение, и они поели плоды этого дерева, ослушавшись Аллаха. Всеблагой и Всевышний Аллах запретил им, хотя и знал, что им суждено вкусить этих плодов. «Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены» (Аль-Анбийа, 23). Они неизбежно должны были вкусить их, чтобы ослушаться и покинуть Рай, ибо они были созданы для жизни на земле. Аллах простил их после того, как они совершили грех, и все это было изначально известно Ему. С его творениями происходит только то, что им предписано и что было известно Аллаху до того, как это произошло.

Он создает творения, как и когда пожелает. Он разделяет их на счастливых и несчастных до того, как они появляются на свет, когда они еще находятся в утробах своих матерей. Он записывает их сроки жизни, земной удел и деяния, а потом приводит их в этот мир, чтобы каждый человек совершил то, что ему предписано.

Он отправил посланников, ниспослал им откровения и велел передать их людям. Они передали послания своего Господа и дали своим народам назидания, и тот, кому было суждено стать верующим, уверовал, а тот, кому было суждено стать неверующим, стал таким. Могучий и Великий Аллах сказал:

 «Он — Тот, Кто сотворил вас. Среди вас есть неверующие, и среди вас есть верующие. Аллах видит то, что вы совершаете» (Ат-Тагабун, 2). Он возлюбил тех из Своих рабов, кого пожелал, раскрыл их сердца для веры и ислама, а всех остальных возненавидел. Он запечатал их сердца, слух и зрение, и им никогда не найти верного пути. Он вводит в заблуждение, кого пожелает, и ведет прямым путем, кого пожелает.

 «Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены»

(Аль-Анбийа, 23).

Все творения принадлежат Ему, и Он распоряжается ими, как пожелает, не допуская несправедливости. Он превыше того, чтобы творить несправедливость, ибо только тот поступает несправедливо, кто берет нечто, не принадлежащее ему. Что же касается нашего Могучего и Великого Господа, то Ему принадлежит все, что на небесах и на земле, и все, что между ними и под землей. Ему принадлежат земной мир и последняя жизнь. Преславно имя Его, и пречисты имена Его! Он любит, когда рабы подчиняются Ему, и повелел им поступать так, и повинуются Ему те, кому Он оказал поддержку. Он запретил грешить, но пожелал, чтобы грехи имели место, несмотря на то, что Он не любит и не приказывает это. Он превыше того, чтобы повелевать мерзкие поступки или любить их. Он настолько велик и могуч, что в Его владениях не происходит того, чего Он не пожелал, и того, что Ему не известно. Он знал о том, как поступят Его создания, и предопределил это до того, как сотворил их, и Он знает об этом после их появления на свет и до того, как они совершают свои поступки.

По приказу Могучего и Великого Аллаха письменная трость записала в хранимой скрижали все, что произойдет, хорошее и плохое. Он хвалит тех из рабов, которые повинуются Ему, приписывает им их поступки и обещает им великую награду. Если бы не Его поддержка, они не смогли бы совершить то, благодаря чему заслужили это вознаграждение.

 «Такова милость Аллаха, которую Он дарует тем, кому пожелает. Аллах обладает великой милостью» (Аль-Хадид, 21). С другой стороны, Он порицает тех, кто ослушается Его, угрожает им наказанием и приписывает им их поступки. Все это было предопределено, и Он вводит в заблуждение и ведет прямым путем, кого пожелает.

Мухаммад бин аль-Хусейн, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Это наши убеждения относительно предопределения»[153].

 

3. Убеждения имама ат-Тахави относительно предопределения

Имам ат-Тахави писал:

Аллах создал творения по Своему знанию, предопределил их судьбу и назначил им жизненный срок. Ничто о творениях не было сокрыто от Него, когда он приступал к их созданию. Он знал, что они будут совершать, до того, как создал их. Он приказал им повиноваться Ему и запретил ослушаться Его.

Все происходит сообразно предопределению и так, как пожелал Аллах. Его воля неотвратима, и рабы не могут пожелать ничего, кроме того, что пожелал Он. Происходит только то, что Он пожелал, а то, что Ему не угодно, не может произойти.

Он ведет прямым путем, кого пожелает, оберегает и избавляет от трудностей тех, кому оказывает милость. Он же вводит в заблуждение, кого пожелает, лишает поддержки и подвергает искушению тех, с кем поступает справедливо. Все они подчинены Его воле и находятся между Его милостью и справедливостью.

Он превыше того, чтобы иметь соперников и равных. Никто не способен отменить Его предопределение или воспротивиться Его решениям и приказам. Мы веруем в это и убеждены в том, что все это — от Аллаха[154].

Всевышний Аллах изначально знал, сколько людей войдет в Рай и сколько их войдет в Ад. Их число неизменно, оно не увеличится и не уменьшится. Он также знал об их деяниях, и каждому человеку будет облегчен путь к тому, для чего он был создан, и все деяния оцениваются по их завершению. Человек счастлив, если Аллах предписал ему быть счастливым, и несчастен, если Он предписал ему быть несчастным.

Предопределение, по сути, тайна Всевышнего Аллаха, которая неизвестна ни приближенным ангелам, ни пророкам-посланцам. Попытка проникнуть вглубь этого вопроса — шаг к неудаче, лишениям и греху, и необходимо всеми силами воздерживаться от размышлений, рассуждений и наущений по этому поводу. Аллах скрыл знание о предопределении от людей и запретил им искать его. Всевышний сказал:

 «Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены»

(Аль-Анбийа, 23).

Тот, кто вопрошает: «Почему Аллах сделал так?» — фактически отвергает положения Корана, а тот, кто отвергает положения Корана, становится неверующим.

Это все, что должен знать тот, чье сердце озарено светом и кто приближен к Всевышнему Аллаху. Это степень обладающих твердыми знаниями. Знания же бывают двух видов: знания, которыми обладают творения, и знания, которые недоступны им. Отрицание знаний, которыми обладают творения, есть неверие, и притязание на знания, которые им недоступны, тоже есть неверие. Вера возможна только тогда, когда человек признает знания, которые нам открыты, и отказывается от знаний, которые нам недоступны.

Мы верим в хранимую скрижаль, письменную трость и все, что было предопределено в скрижали. Если все творения объединятся для того, чтобы помешать сбыться тому, чему Всевышний Аллах предписал сбыться, они не добьются этого. И если все они объединятся, чтобы создать то, чему Всевышний Аллах не предписал сбыться, то они не добьются этого. Трость записала все, что произойдет вплоть до наступления дня воскресения, и она уже высохла. То, что миновало раба, не могло произойти с ним, и то, что случилось с ним, не могло миновать его.

Раб должен знать, что Аллах изначально знал обо всех Своих творениях. Он окончательно и бесповоротно предрешил абсолютно все. Это решение относительно творений Аллаха на небесах и на земле не может быть отменено, заменено или изменено. Ничто из него не будет убавлено, и ничто не будет добавлено в него. Это завет веры, основа познания, признание единства и господства Аллаха. Всевышний сказал по этому поводу:

 «Он сотворил всякую вещь и предопределил ее» (Аль-Фуркан, 2);

 «Веление Аллаха — решение предопределенное» (Аль-Ахзаб, 38). И горе тому, кто оспаривает предопределение Аллаха и привносит в сказанное нами порочные воззрения, кто строит догадки о величайшей тайне и тем самым становится лживым грешником[155].


Глава шестая

Причины заблуждения в вопросе предопределения

Причиной заблуждения тех, кто отрицает предопределение или свободу воли, заключается в том, что каждое из двух течений разглядело лишь часть истины, не увидев ее остальной части. Они подобны тем, кто видит лишь одну сторону предмета, не видя его оборотной стороны.

Кадариты, отрицающие предопределение, говорят: «Аллах не желает неверия, грехов и ослушания, потому что не любит всего этого и недоволен этим. Разве мы можем думать, что Он сотворил поступки людей, среди которых есть неверие, грехи и ослушание?!» Джабриты, отрицающие свободу воли, верят в то, что Аллах создал абсолютно все, но считают, что Он любит все творения и доволен ими.

И только приверженцы сунны и единой общины увидели истину целиком. Они уверовали в обе части истины, которые отчасти заключены в учениях кадаритов и джабритов, и отвергли ложь, которая сокрыта в обоих учениях. Они говорят: «Аллах предопределил грехи, но не любит их и не доволен ими. Он не приказывает совершать грехи, а, напротив, ненавидит и запрещает их».

Так считали все ранние мусульмане. Они верили, что происходит только то, что пожелал Аллах, а то, что Ему не угодно, не может произойти. И поэтому правоведы единодушны в том, что невыполнение клятвы, в которой было сказано: «Клянусь Аллахом, я совершу это, если так пожелает Аллах», — не считается клятвопреступлением, независимо от того, обязательно (ваджиб) это деяние или желательно (мустахабб). Если же в клятве было сказано: «…если Аллах полюбит это», то невыполнение ее считается клятвопреступлением, тоже независимо от важности этого деяния.

Ученые приверженцы сунны считают, что в Коране упомянуты два вида божественной воли: предопределяющая (созидательная) и религиозная (шариатская).

Шариатская воля распространяется на деяния, которые Аллах любит и которыми Он доволен. Предопределяющая воля — это неотвратимая воля Аллаха, распространяющаяся на все, что происходит.

Шариатская воля упомянута в словах Всевышнего:

 «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Аль-Бакара, 185);

 «Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам» (Аль-Маида, 6);

 «Аллах желает дать вам разъяснения, повести вас путями ваших предшественников и принять ваши покаяния, ведь Аллах — Знающий, Мудрый.! Аллах желает принять ваши покаяния, а потакающие своим страстям желают, чтобы вы сильно уклонились в сторону.! Аллах желает вам облегчения, ведь человек создан слабым» (Ан-Ниса, 26-28);

 «О обитатели дома, Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью» (Аль-Ахзаб, 33).

Если Аллах желает чего-либо в этом смысле, то это не значит, что желаемое непременно сбудется. Оно сбывается лишь тогда, когда шариатская воля совпадает с волей предопределяющей. Существование этой воли ясно указывает на то, что Аллах не любит грехи, ослушание, заблуждение и неверие. Он не велит поступать так, и Он не доволен этим, несмотря на то, что Он пожелал существование грехов и создал их.

Он любит то, что связано с Его религией, доволен этим и вознаграждает за это. Тех, кто совершает такие дела, Он вводит в Рай и поддерживает как в этом мире, так и в будущей жизни. Благодаря этим поступкам Он помогает Своим приближенным богобоязненным рабам, Своей партии преуспевших праведников[156].

Одним словом, эта разновидность божественной воли касается всех богоугодных поступков, независимо от того, совершают их рабы или нет[157].

Созидательная (предопределяющая) воля распространяется на все, что происходит в мире. Об этом говорят: «Происходит то, что Аллах пожелает, а то, что Ему не угодно, не может произойти». Об этой воле говорится в словах Всевышнего:

 «Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь» (Аль-Ан‘ам, 125);

 «Мои наставления не принесут вам пользы, даже если я хочу дать вам добрый совет, если Аллах пожелал ввести вас в заблуждение» (Худ, 34);

 «Если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы друг с другом, но Аллах вершит то, что пожелает» (Аль-Бакара, 253);

 «Почему, войдя в свой сад, ты не сказал: “Так пожелал Аллах! Нет мощи, кроме как от Аллаха!”» (Аль-Кахф, 39).

Эта воля неотвратима, и ни одно творение неспособно воспротивиться ей. Все, что происходит во Вселенной, — это то, что пожелал Аллах. Это в равной степени распространяется на верующих и неверующих, праведников и грешников, обитателей Рая и Ада, приближенных Аллаха и Его врагов. Это относится и к покорным рабам, которые любят Его и заслужили Его любовь, благословение и молитвы ангелов, и к ослушникам, которых Аллах ненавидит и отдаляет от Своей милости, которых проклинают все те, кто способен проклинать[158].

Эта разновидность божественной воли распространяется только на те богоугодные и греховные поступки, которые имеют место[159].

В зависимости от сочетания этих разновидностей воли Аллаха возможны четыре категории поступков.

1. Когда обе воли совпадают, речь идет о праведных поступках, совершенных рабами. Аллах пожелал их, сделав их частью шариата, и повелел совершать их. Он любит их и доволен ими. Он также пожелал, чтобы эти поступки были совершены, и, если бы не это, они никогда не возникли бы.

2. Когда имеет место только религиозная воля, речь идет о праведных поступках, которые Аллах приказал совершать, но которые не совершаются неверующими и грешниками. Аллах любит то, на что была Его религиозная воля, и Он доволен ею, независимо от того, исполняется она или нет.

3. Когда имеет место только созидательная воля, речь идет о том, что Аллах предопределил и пожелал, но не приказал совершать. Это дозволенные поступки (мубах) и грехи. Аллах не приказал совершать их. Он не доволен грехами и не любит их, ведь Он не приказывает мерзости и не доволен тем, что люди отказываются уверовать. Если бы не неотвратимая воля и могущество Аллаха, то эти поступки никогда не возникли бы. Однако происходит все, что Он пожелает, а то, что Ему не угодно, никогда не происходит.

4. Когда обе воли отсутствуют, речь идет о тех дозволенных поступках и грехах, которые не были совершены и не были сотворены[160].

Счастлив тот из рабов Аллаха, которому суждено совершать то, что Он объявил законным, и несчастен тот, кому суждено совершать то, что Он запретил. Приверженцы сунны и единой общины правильно поняли религию Аллаха. Они не противопоставляют одни аяты Корана другим и знают, что все решения Аллаха относительно творений основаны на проявлении этих двух разновидностей божественной воли. Тот, кто рассматривает поступки рабов с обеих позиций, видит истину. Тот, кто принимает во внимание только шариат или только предопределение, пренебрегая второй составляющей, видит только одну сторону истины, подобно курейшитам, которые сказали:

 «Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего» (Аль-Ан‘ам, 148). Всевышний Аллах сказал:

 «Так же считали лжецами [посланников] те, кто были до них, пока они не вкусили Наше наказание. Скажи: “Есть ли у вас какое-либо знание, которое вы можете представить нам? Вы лишь следуете предположениям и лжете”» (Аль-Ан‘ам, 148)[161].


Глава седьмая


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.