Самураи - кто они? Легенды и мифы — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Самураи - кто они? Легенды и мифы

2019-08-07 183
Самураи - кто они? Легенды и мифы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кто же такие самураи, как сформировался этот класс профессиональных военных, и откуда взялось такое чувство долга у этих людей? Само слово «самурай» происходит от старинной формы глагола «служить». Синоним слова «самурай» - «буси» - означает «воин». То есть самурай - служилый человек. Самураи - не только воины-рыцари. Они были и телохранителями своего даймё или сюзерена, и, в то же время, его слугами в повседневной жизни. Для того, чтобы понять это лучше, необходимо сделать небольшой экскурс в историю Страны Восходящего Солнца [18].

Характерной чертой даже современного японца является почитание традиций своей страны, предков и императорского дома. Здравствующий поныне 125-й император Японии, 85-летний Акихито (Рис. 4) представляет династию, которая за 2678 лет своего существования никогда не прерывалась, ведя свою историю от мифического первого императора Японии, Дзимму, потомка богини Аматерасу. Отчасти то, что все императоры Японии в прошлом в той или иной степени имели «божественное происхождение», позволило сохранить японской нации свою самобытность через столетия распрей и войн.

Класс самураев, как профессиональных воинов, впервые начал формироваться в Японии в конце VIII - начале IX века. А к XII веку в процессе феодальных междоусобиц окончательно оформились владетельные роды, которые лишь формально числились на императорской службе. В 1185 г. в результате междоусобной войны с другими феодалами одержал окончательную победу и пришёл к власти дайме Ёритомо Минамото. Он впервые присвоил себе титул тайсёгун («главнокомандующий») или просто сёгун - полководец, и заставил правившего императора Японии признать своё господство. Таким образом, именно этот период конца XII века, когда сёгун - верховный глава всех самурайских кланов стал фактическим правителем Японии, а императорский дом, сохранил лишь символическую власть, можно считать началом расцвета культуры самураев [21].

К тому времени сложились и принципы неписаного морального кодекса самурая, который позже превратился в свод заповедей «Путь Воина» («Бусидо»). В основе этого кодекса - религиозные учения буддизма и конфуцианства, проникших в Японию из Китая в 6-м веке и синтоизма – традиционной японской религии. Многие истины этих учений наиболее полно отвечали потребностям и интересам самураев. Прежде всего, это спокойное отношение к смерти и равнодушие к жизни, основанные на буддийской вере в перерождение душ. Почитание старших как по возрасту, так и по положению, сочетается с учением китайского философа Конфуция.

Год за годом самураи оттачивали свое воинское мастерство. Каждый из дайме, феодалов, содержал свои собственные армии подчиненных самураев. Это привело к тому, что с XV века в Японии наступила «Эпоха Воюющих Провинций», терзавшая страну полтора столетия. Лишь к 1582 г. кровавая распря была прекращена, и Япония вновь стала единой. А к власти пришел сёгун Токугава Иэясу, потомки которого правили Японией следующие два с половиной столетия, а в Японии, наконец, наступил мир. [7, 21] К этому периоду относится наибольший расцвет культуры самураев, и, одновременно, наибольшее количество самых интересных связанных с ними легенд и стереотипов. (Рис 5). Рассмотрим основные из их.

Самурай – безжалостный воин, презирающий любое другое ремесло, кроме военного. Это истина лишь отчасти. Конечно, в период бесконечных междоусобиц, предшествующий сёгунату Токугавы, основным занятием самураев была война, поколения самурайских родов оттачивали свое мастерство. Но с начала XVII века необходимость в таком количестве профессиональных военных отпала. Самурайское сословие, которое составляло почти что десятую часть населения Японии, превратилось в своего рода аристократию. Помимо воинского искусства, большинство самураев получали хорошее образование, они прекрасно разбирались в поэзии и каллиграфии. Самураи победнее, лишившиеся привычного занятия служения, превращались в странствующих воинов, ронинов. Они зарабатывали на жизнь наемными убийствами, поединками, подчас становились разбойниками. В то же время, некоторые из них преодолевали собственное презрение к мирским занятиям и становились чиновниками или торговцами. Небольшое число самураев нашли себя в преподавании основ воинского искусства: открывали школы, где мальчиков из знатных семей обучали воинскому искусству, а также самурайскому кодексу «Бусидо» [41].

Главное оружие самурая – меч катана. Это правда лишь отчасти. Действительно, в самурайском сословии мечу придавалось особое значение. В завещании сёгуна Токугавы Иэясу есть такая фраза: «Каждый, кто имеет право носить длинный меч, должен помнить, что его меч должен рассматриваться как его душа, что он должен отделиться от него лишь тогда, когда он расстанется с жизнью». В эпоху Токугавы отличительным признаком, указывающим на статус самурая, являлось ношение двух мечей - длинного - катаны и короткого – вакидзаси. Катана являлся больше статусным, гражданским оружием, в отличие от боевого меча тати. Известная легенда о «праве на пробу меча», гласит, что самурай имел право опробовать остроту своего клинка на шее подвернувшегося простолюдина, конечно, является мифом, хотя в ней есть доля истины. Японская поговорка гласила: «Купленный утром меч должен быть использован до заката солнца». Существовал даже термин «тамэси гири» - пробный удар мечом для испытания его характеристик: остроты и прочности. Но в качестве мишени использовались, как правило, пучки соломы, элементы доспехов, тела животных. Лишь в отдельных случаях в этом качестве использовались осужденные на казнь преступники. Но учитывая тот факт, что в эпоху Токугавы был определён строгий кодекс поведения для каждого сословия Японии, несоблюдение этого кодекса строго каралось. За малейший неверный жест со стороны представителя низшего сословия по отношению к самураям, подчас следовала казнь на месте, где вполне уместно было опробовать свой меч, снеся голову несчастному одним ударом [19, 30].

Самурай в любой момент готов расстаться с жизнью, сделав себе харакири. Ритуальное японское самоубийство путем разрезания живота является одним из самых известных и будоражащих кровь элементов японской культуры (Рис. 6). Однако, в японском языке есть два термина, означающих подобное самоубийство - харакири и сеппуку, которые европейцы считают синонимами. Оба термина пишутся двумя иероглифами, составленными из знаков японской слоговой азбуки хирагана – «живот» и «резать». Но японская письменность хирагана является заимствованной из китайского языка и читать ее можно как по-китайски, так и по-японски, как слева направо, так и справа налево. Традиционно сложилось, что китайское прочтение в Японии является более культурным, возвышенным, благородным, а японское – упрощенное. В данном случае, термин «харакири» - это просторечное чтение иероглифов по-японски, а «сеппуку» - возвышенное по-китайски. Один из японистов образно сравнил сделать «харакири» с «отбросить копыта», а совершить «сеппуку» - с «достойно отойти в мир иной» [24, 25]. В реальности харакири мог сделать любой японец, мужчина или женщина, вне зависимости от принадлежности к сословию, принявший решение свести счеты с жизнью по любому поводу - от банкротства в бизнесе до неразделенной любви. Для этого могло использоваться любое подручное режущее оружие. Сеппуку было уделом лишь самурайского сословия. Сеппуку совершалось только в тех случаях, когда была запятнана честь самурая: не смог защитить своего господина от смерти, совершил серьезный проступок. Также сеппуку могло применяться к самураям как форма почетной казни. Процесс этот сопровождался сложным ритуалом и совершался специальным кинжалом— кусунгобу, или вакидзаси — малым самурайским мечом при множестве свидетелей. Над самоубийцей стоял кайсяку - воин, обычно его лучший друг, который одним взмахом меча отрубал ему в нужный момент голову, чтобы никто не видел искаженное от боли лицо умирающего. Самурай стоически терпел мучения, показывая силу своего духа (хара) и, при отсутствии кайсяку, должен был после харакири ударить еще себя лезвием в горло. Часто самурай перед обрядом сочинял короткое стихотворение дзисэй – «песня смерти» [22, 25]. После революции Мейдзи 1867 г., когда класс самураев был упразднен, ушла в прошлое традиция сеппуку как формы казни. Однако потомки самураев по-прежнему использовали этот ритуал в случаях, когда считали, что этого требовала их честь. Вскоре после русско-японской войны 1904-05 гг. совершил сеппуку генерал Ноги Марэсукэ, командующий японскими войсками при штурме Порт-Артура в связи с тем, что посчитал себя ответственным за 110 тысяч жизней японских солдат, потерянных при штурме русской крепости. В годы Второй Мировой войны Японии обряд сеппуку совершили десятки тысяч японских офицеров, считавших позором для своей чести поражение Японии. Даже в наши дни члены японской мафии якудза, считающих себя наследниками самурайских традиций, часто пользуются этим ритуалом [27, 28].

Самурай - это воин-мужчина. Действительно, в литературе, искусстве, исторических хрониках самурай ассоциируется именно с мужским полом. Участвовать в битвах всегда считалось не женским делом. Однако среди женщин, принадлежавших к самурайскому сословию, было немало отважных воительниц - онно-бугейся, для которых понятие самурайской чести было не пустым звуком. Из оружия японские женщины-самураи обычно предпочитали японскую алебарду нагинату – длинное лезвие меча, закрепленное на древке и копье яри. Также женщины с не меньшим мастерством умели обращаться с коротким кинжалом – кайкэн. Кайкэном можно было наносить как молниеносные удары в ближнем бою, так и метать его со смертоносной скоростью, также кайкэн использовался в совершении ритуального женского самоубийства – дзигай, которое было распространено так же широко, как и сэппуку у мужчин. Причем, женщины не вспарывали свой живот подобно мужчинам, а перерезали себе горло [26]. Традиция онно-бугэйся уходит глубоко в историю японской культуры. Раскопки, проводимые в Японии в местах сражений, открывают массовые захоронения погибших в боях женщин. Известен подвиг 19-летней Накано Такэко, старшей дочери главы клана Айдзо, (Рис.7) которая возглавила отряд женщин-воинов во время осады замка Айдзу-Вакамацу в ходе гражданской войны Босин в октябре 1868 г. Женский отряд Такэко, с древними нагинатами и луками, бросился в атаку на регулярную армию, вооруженную винтовками и пушками, и погиб почти в полном составе [21].


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.