Своеобразие воинской культуры самураев. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие воинской культуры самураев.

2019-08-07 271
Своеобразие воинской культуры самураев. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СВОЕОБРАЗИЕ ВОИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ САМУРАЕВ.

ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

 

Исследовательская работа

Аранов Глеб Евгеньевич,

ГБОУ гимназия № 159 «Бестужевская»

Калининского района СПб,

8 «А» класс,

8-911-116-57-27

Научный руководитель:

Бабичева Оксана Николаевна,

учитель истории,

ГБОУ гимназия № 159 «Бестужевская»

Санкт-Петербург

2019

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Воинская культура. 6

1.1. Суть воинской культуры.. 6

1.2. Ценности в воинской культуре. 7

Глава 2. О воинской культуре самураев. 8

2.1. Что мы знаем. Постановка проблемы.. 8

2.2. Самураи - кто они? Легенды и мифы.. 9

2.3. Истоки боевого духа и воинской чести самураев. 14

Глава 3. Воинские сословия прошедших эпох, сходства и различия. 19

3.1. Выбор воинских культур разных народов для сопоставления. 19

3.2. Армия Римской Империи. 21

3.3. Воинское сословие Руси. 23

3.4. Византийская варяжская гвардия. 24

3.5. Рыцари Западной Европы.. 26

3.6. Египетские мамлюки. 27

3.7. Тургауды — монгольская гвардия. 29

3.8. Аскеты – сословие воинов Индии. 31

3.9. Регулярная армия Минской империи. 33

3.10 Взаимодействие воинских сословий. 36

Выводы по исследованию.. 37

Список литературы.. 38

Приложение. 41

1. Таблица-сопоставление воинских культур средневековья. 41

2. Результаты эксперимента. 42

3. Иллюстрации. 43

 

                                                

 

Воин может сменить доспехи, но не намерения

(японская пословица)

Введение

В исторических фактах и художественных произведениях мы встречаем разнообразные примеры проявления воинских традиций разных времен и народов. Посетив выставку, посвящённую самураям, я увидел, что их культура во многом богаче того того, что я представлял. Японская воинская культура в школе на уроках не изучается, эта информация довольно сложна и требует специальной подготовки. При этом существуют фильмы, книги, интернет-источники, в которых подчёркивается, что самураи уникальны, их воинской культуре нет аналогов.  Мне захотелось понять, что такое воинская культура вообще, сравнить воинские культуры разных народов и разобраться, настолько ли неповторима культура самураев.

Тема представляется актуальной. Во-первых, 2018 год в Россииобъявлен годом Японии с целью культурного обмена между нашими государствами, а самураи стали знаковым явлением в истории этой страны.Во-вторых, для России в наше неспокойное время важна идея изучения воинской культуры, как важной составляющей части нашей общей культуры. Не случайно появилось понятие «культурной безопасности», которая обеспечивает защиту духовности страны на основе национальной самобытности её народа [11]. В-третьих, эта тема важна лично для меня: моя предыдущая исследовательская работа была посвящена неоднозначности толкования исторических фактов, а исследования воинской культуры самураев переполнены мифами.

Основная проблема в том, что воинских культур очень много, информация из разных источников представлена очень «мозаично». Поэтому надо было выбрать точку отсчёта для изучения воинской культуры самураев. Была поставлена цель исследования: отталкиваясь от общего понимания «воинской культуры», проанализировать, насколько уникальна в сопоставлении с воинскими культурами других стран и народов культура самураев.

Объектом исследования стала воинская культура, предметом – воинская культура самураев в сопоставлении с воинскими культурами других народов.

Была выработана гипотеза: если выделить составные части воинской культуры, можно проанализировать и сопоставить воинские культуры разных народов и сделать вывод об уникальности культуры самураев.

Для достижения цели были поставлены и решены задачи:

- найти источники по данной проблеме, обобщить и проанализировать материалы;

- разработать анкету по теме исследования и провести опрос среди школьников, чтобы определить: что они понимают под «воинской культурой», насколько они осведомлены о воинской культуре самураев и других народов; обобщить и проанализировать результаты опроса;

- предложить собственный взгляд на состав понятия «воинская культура», разработать матрицу для сравнения;

- выбрать воинские культуры и временной отрезок для сопоставления и провести анализ; обобщить результаты анализа и сделать выводы;

- создать практические материалы, которые будут полезны для школьников.

Были использованы следующие исследовательские методы: информационный поиск, анализ, классификация, сравнение, интервью со специалистами (востоковед Тавровский Юрий Вадимович, профессор Российского университета дружбы народов, член Президиума Евразийской академии телевидения и радио и др.), анкетирование.

Поисковый этап. Информационный поиск и анализ источников дали большой объём материалов, далёких от школьной программы и достаточно сложных для понимания их школьниками. Таким образом, мы убедились, что практические продукты этого исследования должны быть им полезны.  

Экспериментальный этап. Было проведено анкетирование школьников, в котором участвовало более 50 учащихся 8-11 кл. гимназии № 159 «Бестужевская». По результатам анкетирования мы можем сделать общие выводы.

1. Под «воинской культурой народа или страны» школьники, в основном, понимают проявления того, что вообще создано в обществе в военном деле. Были перечислены: гонка вооружений; праздники, парады, народные выставки и концерты; музеи военной тематики; степень профессионализма армии; наличие техники и ее качество; форма и амуниция; приемы ведения боя. Были единичные ответы «сила патриотизма» и «придерживание определенного указа». Можно говорить о том, что понятие воинской культуры достаточно сложно для школьников без конкретных примеров.

2. Среди воинских сословий средневековья были названы, в основном, «рыцарство» (42%), «казаки» (7%) и «самураи» (21%), как наиболее известные школьникам. Другие ответы были единичными, встречались даже такие, как «тысяцкий», «спартанские условия», что свидетельствует о неосведомлённости школьников в данном вопросе (Рис. 1 в Приложении).

3. На вопрос о самой важной черте японского воина – самурая школьники дали, в основном, однотипные ответы: «честь» (20%), «достоинство и справедливость» (14%), «отвага» (18%), «благородство» (10%), «умение преступить свои интересы в пользу других» (3%) и др. (Рис. 2 в Приложении). На вопрос о причинах, по которым самурай мог совершить обряд сеппуку, школьники без сомнений ответили правильно – из соображений чести.  По ответам можно судить о достаточно стереотипном, привычном знании о воинской культуре самураев.    

Таким образом, подтверждается важность данной работы именно для расширения кругозора школьников. С учётом темы и результатов опроса в качестве практических продуктов было решено создать: сравнительную таблицу по разным воинским культурам средневековья и её интерактивную версию-презентацию, которую можно использовать на уроках и дополнительных занятиях по истории и культуре средневековья.

Работа логически выстроена в соответствии с поставленными задачами,с учётом полученных результатов эксперимента, по анализу различных источников и материалов.

Глава 1. Воинская культура

Суть воинской культуры

Пожалуй, любой человек сможет определить, что такое культура. Но насколько культура может быть применима к военному делу? Ведь главная задача военных – это не создание культурных ценностей, а, скорее, их разрушение. Вне зависимости от цели, с которой военные делают свою работу - ведут ли захватнические действия или обороняют свою Родину - их действия всегда сопряжены с разрушением. Ещё в глубокой древности первобытный человек впервые взял в руки каменный топор и разрушил им идола, которому поклонялось соседнее племя. Мало что изменилось и спустя несколько тысячелетий, когда оружие усовершенствовалось, и ковровыми бомбардировками сносились с лица земли целые города с храмами, музеями, библиотеками… О какой тогда культуре может идти речь?

Но история хранит факты о традициях XVII-XVIII вв., когда офицеры большинства стран составляли аристократию, когда не принято было поднимать руку на безоружного, позором считалось убивать пленных и гражданское население. Если такое случалось, то существовали суды офицерской чести, где уличенного в подобном свои же сослуживцы могли вызвать на дуэль. Через пару столетий целый ряд подобных воинских традиций стал законом, закрепленном в международных конвенциях о правилах ведения боевых действий – Гаагской и нескольких Женевских, которым обязаны следовать все военные мира по сей день.

Однако, чтобы подойти к подобным традициям и законам, военным всех народов пришлось пройти долгий путь. Каждая нация, каждый народ, пройдя через десятки и сотни войн и военных конфликтов, выработали собственные традиции сохранения главных «ценностей», исходя из своих потребностей, мировоззрения, религии. Эти традиции базировались на достижениях народа в области материальной и духовной культур. Со временем развивались международные отношения и связи, стирались грани различия между культурными ценностями Запада и Востока, Севера и Юга. Место воинских традиций конкретных народов занимали общечеловеческие ценности.

Определения воинской культуры практически не встречаются. В нашем исследовании мы будем понимать под воинской культурой конкретизацию отношения к традиционным ценностям или применение их в воинской деятельности [10]. Опираться в анализе мы будем на эпоху средних веков, поскольку тогда культурные границы ещё не были настолько размыты, и можно изучать характеристики той или иной воинской культуры «в чистоте» [29].

Армия Римской Империи

Это наиболее совершенная из военных организаций древности, очень многие принципы организации которой сохранились до наших дней. За почти 1000 лет существования древнеримского государства (сначала Республики, а затем Империи) армия Рима и правила набора в неё, конечно, изменялась вместе с государством (рис. 11). Для нашей работы возьмем период наибольшего расцвета Римского государства – конца Республики и начала Империи, примерно с I в. до н.э. по III в. нашей эры.

Отношение к Родине у воинов Древнего Рима было неоднозначным из-за того, что в рассматриваемый период времени территория Римского государства достигла небывалых размеров, и в состав легионов входили жители самых разных провинций. Честью в римском войске являлось проявление воинской доблести. А бесчестьем являлась трусость, потеря аквилы–орла - штандарта легиона. Но именно из-за строгой дисциплины в римском войске историкам сложно судить о личном отношении к таким ценностям у рядового легионера.

Мало значения имели семейные ценности, потому, что служба в армии могла длиться по нескольку десятков лет. Правовой статус женщин в патриархальном Риме напрямую зависел от положения в обществе семьи той или иной женщины. Римское войско, являясь частью римского общества, к женщинам Рима относилось как к своим гражданам. Но противоположным было отношение к женщинам покоренных народов. Вообще поверженного противника в Риме воспринимали практично, то есть, как правило, обращали в рабов.

Основой римского войска была строжайшая дисциплина и субординация. Рядовой легионер подчинялся декану – начальнику над десятком - контубернию, следующим по рангу шел сотник – центурион. Самым большим формированием римской армии был легион, состоящий из нескольких тысяч солдат, им командовал легат. Войско из нескольких легионов возглавлял консул, власть которого в войске была практически неограниченной. Поэтому вопрос об отношениях рядовых легионеров и офицеров низшего ранга с господином, и верность командиру не обсуждалась. Малейшее неповиновение приказу каралось смертью.

Религия в армии Рима имела, конечно, значение, но не более, чем в гражданском обществе. Пантеон римских богов мог повлиять на решение главнокомандующего начинать или отложить военную кампанию, но никак не влиял на действия рядового легионера. Деньги в римском войске имели веское значение, поскольку солдатам полагалось денежное и пищевое довольствие. За мелкие проступки с них взымались штрафы, а после побед разрешалось брать трофеи. Собственность, как таковая, в походах не имела смысла. Ценность имело лишь то, что легионер мог унести с собой без потери мобильности. Рим, безусловно, являлся центром мира античной культуры, и римляне соответствующим образом воспринимали культурные ценности своего времени и народа. Но поскольку легионы были составлены из самых разных слоев населения Римской империи, солдаты в массе относились к культуре без особого уважения.

В итоге можно сказать, что римская армия представляла собой единый организм, где роль отдельного легионера не играла никакого значения, как и его личное отношение к любому из рассматриваемых вопросов [46].

 

Воинское сословие Руси

Временной отрезок до возникновения в XVI в. регулярного стрелецкого войска условно можно разделить на два периода, отделенных друг от друга татаро-монгольским игом. В ранний – X-XV вв. - основой военной силы русских княжеств являлась дружина. Славянское слово «друг», от которого происходит «дружина», указывает на побратимство русских воинов и взаимную верность, а не службу по найму или по обязательствам. Со второй половины XV в. на смену дружине приходит войско «служилых людей», построенное по феодальному принципу. Структура этого русского войска была разнородна как по этническому, так и социальному составу. Из-за этого сложно выделить базовые принципы и ценности в русской армии того периода. Поэтому в нашей работе сравнение проводилось только с ранним периодом.

Отношение к Родине, к семейным ценностям у русских дружинников традиционно ставилось едва ли не на первое место. У военных, являвшихся оплотом государственности, эти качества были развиты особо. Понятие чести на Руси произошло от древнего глагола «чисти» - полагать, считать, мнение. То есть предполагало признание окружающими заслуг того или иного человека. Русские дружинники искали себе «честь и славу», защищая свою землю. И в более поздние времена понятие воинской чести для русского воина означало, прежде всего, верность Родине, и все остальное являлось сопутствующим этой основной цели. Например, дворянское офицерство выполняло свой долг «по совести и чести», гордилось военными подвигами предков, стремилось к отличию в боевых делах, передавая свое доброе имя следующим поколениям. Женщины на Руси в средние века, как, впрочем, в большинстве культур того времени, были бесправны. Правда, во времена язычества, женщины пользовались большим влиянием в славянской общине, чем в эпоху христианства. Женщина в языческие времена являлась мужчинам особым существом, наделенным загадочной силой. Частично такое отношение было перенесено в более поздние христианские времена.

К побежденному противнику на Руси традиционно относились гуманно. Случаи резни и насилия во взятых городах, продажи в рабство или избиения пленных были редкостью. Очень часто взятые в плен враги выкупались, и нередки были случаи, когда пленные приживались среди местного населения [15].

В основе взаимоотношений в дружине было воинское побратимство, она являлась своего рода семьей (рис. 12). Отношения с князем, верность ему базировались на уважении. Дружинник не был привязан к князю обязательствами и имел право в любой момент уйти от него. Религия на Руси традиционно играла значимую роль. Православие являлось связующим звеном для русской культуры. Во времена средневековья именно вера не раз позволяла сплотить русскую нацию перед лицом врага. Но при этом традиции православной церкви не позволяли русским дружинникам стать такими же фанатичными поборниками веры, как, например, западные рыцари-крестоносцы [5]. При этом в ранний период развития воинского искусства на Руси сложился образ «святого воина», для которого победа в войне сродни религиозной справедливости: правым будет «содействовать Бог, который не любит зачинщиков неправды и бесчестия. Здесь можно вспомнить образ воина-инока Пересвета, героя Куликовской битвы [42].

Деньги и собственность имели большое значение для дружинника. Отношение к культурным ценностям у русского воина следует рассматривать с учётом любви к Родине. Русский дружинник, безусловно, с уважением и трепетом относился к культовым православным сооружениям и мог ценить традиционное искусство, но в целом, для русского воина культурные ценности приоритетными не были. Немалая часть воинов могла и вовсе не владеть грамотой [12, 42].

Рыцари Западной Европы

Рыцари - это, пожалуй, самое известное воинское сообщество средневековья (рис.14). Традиции рыцарства воспеты, во многом приукрашены в сотнях романов, фольклоре, кинематографе. Рыцари были высшим классом среди воинов. Не случайно дословно на всех европейских языках слово рыцарь означает «всадник» - рыцари всегда сражались верхом. Рыцари стали единственной реальной силой, которая нужна была всем: королям, графам и герцогам, крестьянам, церкви [34].

Отношение ко всем рассматриваемым нами ценностям - к Родине, деньгам, женщинам, культуре, самой рыцарской чести - воспринималась через преданность католической церкви, которая и сформировала, в основном, особую рыцарскую нравственность. С ранних лет будущий рыцарь укреплялся в беззаветной вере своих отцов в учение Христа, воспитывался в христианских заповедях. Но христианство воспринималось ими упрощенно: в соответствии с рыцарским духом верой оправдывали воинские устремления. Иисус Христос становился для будущего рыцаря как бы верховным сеньором, изменить которому было величайшим позором, и которого надо было защищать до последней капли крови. Заповеди любви и всепрощения мало затрагивали сердца, но воодушевляли на месть и желание огнем и мечом распространить на Земле царство Божие за страдания и смерть Христа. Нарушение заповедей церкви – грех. Но, вместе с тем, считалось, что нет непростительных грехов, нет злодеяний, которых не могло бы искупить искреннее раскаяние и богоугодные поступки. Поэтому в реальной истории рыцари средневековой Европы были далеки от идеальных образов романов Вальтера Скотта. Даже верность своему сеньору не являлась чем-то обязательным, если за предательство было можно получить прощение церкви. А уж о пощаде врагам церкви вообще не приходилось говорить. Например, в 1099 г. в религиозном порыве войско крестоносцев перебило почти всех жителей Иерусалима, мусульман и евреев, женщин и детей. Помимо уничтожения жителей, крестоносцы полностью разграбили город. Они врывались в дома и храмы, присваивая себе все ценности, какие только могли найти. При этом не только мусульмане и иудеи могли пасть жертвой религиозного фанатизма рыцарей-католиков. Сто лет спустя участи Иерусалима подвергся Константинополь, столица Византийской Империи, христианского государства, исповедавшего православную форму поклонения Христу. Константинополь также был сожжен и разграблен воинами Христа, а большая часть жителей перебита [35].

Египетские мамлюки

Наиболее характерным примером воинского сообщества исламского мира были мамлюки, представлявшие в течение семи столетий вооруженные силы Египта [20]. Владения Мамлюкского султаната включали Сирию и Палестину и часть территории Северной Африки. Слово «мамлюк» означает «раб, находящийся в чьем-либо владении».

Египетские мамлюки возникли в XII в. как группа рабов, которых еще детьми покупали багдадские халифы для обучения воинскому искусству (рис.15). В процессе обучения именно воинская школа заменяла будущему воину-мамлюку семью и Родину. По национальности эти воины могли быть выходцами с Кавказа, из Центральной Азии, Причерноморья, Каспийского региона. Юноши обращались в ислам, обучались арабскому языку и тренировались в закрытых лагерях-интернатах для несения военной службы. Как и в современных школах, обучавшиеся мамлюки имели дневники, в которых наставники отмечали успехи и неудачи мальчиков. Если ученик был прилежным, успешно проходил испытания и становился воином, он получал право на свободу, а плохие ученики так и оставались рабами. Старший мамлюк был обязан сам покупать себе рабов для обучения и становился своего рода главой семьи мамлюков, основывая свой клан воинов. Все в клане строилось на личной преданности и верности принципам ислама, который в обязательном порядке должны были принимать новые ученики. Во главе кланов воинов-мамлюков стоял эмир, возглавлявший их войско в военных кампаниях. Титулы и должности в иерархии мамлюков не наследовались, а присуждались лишь за военные заслуги. В более поздний период существования сообщества воины уже не теряли своей национальной идентичности, сохраняя связь со своей Родиной, поддерживая национальную традицию в одежде, питании и обычаях. Одной из причин может служить то, что для поддержания своего сообщества мамлюки были заинтересованы в получении «свежей крови», и это были не обязательно рабы [36].

Воины-мамлюки были великолепными наездниками, виртуозно владели любыми видами холодного оружия, а вот появившееся огнестрельное оружие презирали, как недостойное настоящего воина. Именно это стало причиной упадка этого воинского сословия, когда мамлюки в XVI в. столкнулись с турецкой армией, вооруженной ружьями и пушками, после чего Египет вошел в состав Османской империи. Но даже после этого мамлюки, утратившие власть, оставались реальной военной силой и влияли на управление страной вплоть до начала XIX века. Клановая система мамлюков и отличная воинская подготовка в военное время позволяли им стать сплоченной армией, однако, когда внешняя опасность отступала и наступало мирное время, союзы кланов мамлюков распадались и они превращались во враждующие между собой группировки, подчас ведущие между собой кровавые междоусобицы [1].

Ценности мамлюков Египта очень похожи на японские. Как и самураи, мамлюки ценили, прежде всего, воинское мастерство, презирали огнестрельное оружие, были беззаветно верны главе своего клана. Были не чужды культуры и получали глубокое образование. Мамлюкские лидеры покровительствовали наукам, ценили поэзию, искусство, архитектуру. До сих пор в Каире сохранились немало архитектурных памятников исламского востока времен господства мамлюкского султаната. В соответствии с традициями ислама мамлюки невысоко ценили женский пол. Поскольку сами не были сплошь фанатичными мусульманами, они вполне терпимо относились к другим конфессиям. Будучи великолепными воинами, мамлюки презирали пленных, ни во что не ставили покоренные народы. Они были беззаветно преданы своему господину. Известно, что личным телохранителем Наполеона был мамлюк Рустам Раза, который оставался верен французскому императору до самой его смерти [13, 37].

Выводы по исследованию

По итогам проведённого исследования мы можем сделать следующие выводы.

1. Воинская культура – явление, которое представляет историю страны и её народа, отражает важнейшие события, крупные перемены, яркие особенности идеологии и значимые характеристики правления того или иного властителя.

2. Для того, чтобы составить характеристику какой-либо воинской культуры, действительно, можно опираться на те ценности, что мы выделили: Родина, честь, семья, противник, религия, господин или военачальник, деньги и собственность, культурные ценности.

3. Обзор отношения представителей воинского сословия к выделенным ценностям позволяет составить достаточно полное представление об особенностях воинской культуры страны.

4. В каждой воинской культуре было что-то уникальное. По результатам сопоставления в матрице (см. Таб. В Приложении) мы можем, например, увидеть следующие особенности: у западноевропейских рыцарей в приоритете была религия; у русичей в основе была верность Родине и семейным ценностям; отношение индийских аскетов к пленным было достаточно гуманным в силу религиозных догм; наемники-варяги на службе византийских императоров в наибольшей степени ценили материальные блага, за которые покупалась их верность. Практически во всех сравниваемых культурах высоко ценилась внутриклановая расстановка, хотя это совершенно не означало, что целый клан воинского сословия не мог легко сменить господина. Также, практически каждое воинское сословие признавало культуру, но с одной оговоркой: культуру в собственном понимании, то есть, культуру именно своего народа. Все, что не вписывалось в рамки собственной национальной культуры в те времена считалось варварством и ценности не представляло. Практически все воинские сословия высоко ценили мастерство владения оружием.

5. Воинская культура самураев в результате сопоставления не выглядит совершенно уникальной. Как и во всех, в ней есть неповторимые черты. Это очень принципиальное отношение к собственному пониманию чести, спокойное отношение к смерти, иногда возведенное в культ. Кроме того, это одна из тех воинских культур, которые через столетия сохранили до настоящего времени своё историческое «лицо» благодаря длительной изоляции страны от влияния извне других культур, закрытости самого сословия самураев. Но утверждать, что только эта воинская культура обладала редкостными, неповторимыми чертами, нельзя. Скорее, подобное отношение к ней было сформировано во многом благодаря фильмам и мифам (п. 2.2.).

Таким образом, проведённое исследование подтверждает нашу рабочую гипотезу и даёт возможность составить общее впечатление не только о воинской культуре самураев, но и о некоторых воинских культурах средневековья в сопоставлении.

 

Список литературы

1. Беляков В.В. Египет вдоль и поперек. Исторический путеводитель - М.: Вече, 2005

2. Березин И.Н. Очерки внутреннего устройства улуса Джучиева. - Труды Вост. Отд. Имп. Арх. О-ва, ч. VIII, с. 474, СПБ, 1864 г.

3. Вернадский Г. В. О составе Великой Ясы Чингисхана. Брюссель, 1939.

4. Военная педагогика. Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. Под ред. О.Ю. Ефремова. Издательство «Питер»,2008

5. Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. — М.: Астрель, 2012

6. Зеленев Е.И. Мусульманский Египет. - "Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)", 2007

7. Инадзо Нитобэ "Бусидо. Душа Японии. Кодекс чести Самурая". Переводчик: Зайцев Александр Редактор: Яковлева Е. Издательство: АСТ, 2015

8. Клавелл Д. Сёгун. Перевод Еремин Н. Ф. Издатель: Амфора, 2007

9. Клири Т. Китайское искусство войны: постижение стратегии. - «Издательство АСТ», 2017

10. Коротенко А.В. Понятие военной культуры: сущностные характеристики и итоговая дефиниция // Вестник Поволжского института управления. – 2013. - № 6 (39). – С.15-20

11. Культурология. Учебник для военных вузов. Под редакцией О. Ю. Ефремова. Издательство «Питер», 2017

12. Лукинский А. Сборник статей «Русский рубеж». URL https://zen.yandex.ru/rubez (дата обращения 20.01.19)

13. Панкова М., Згурская М. и др. – История человечества – Восток. Харьков.: «Фолио», 2013. — 639 с.

14. Перлин Б.Н. Из истории дальневосточного средневековья // Исторический журнал. – 1941. - № 4, Апрель, C.69-76

15. Поляков А.Н. Дружина в древней Руси // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2010. - №2 (108). – С. 41-45

16.  Степаненко В.П. Образы полководцев в византийской интеллектуальной традиции X–XI вв.: дис.... магистра по направлению «всеобщая история». УФУ им. Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, 2014 г

17.  Тёрнбулл С. Самураи: военная история. Евразия, Санкт-Петербург, 1999

18. Уилсон Уильям С. Идеалы самураев: сочинения японских воинов. Евразия, Санкт-Петербург, 2001

19. Уинстон Л. Кинг Дзэн и путь меча. Опыт постижения психологии самурая. Евразия, Санкт-Петербург, 2002 г.

20.  Хааг М. История Египта. М.: ACT: Астрель, 2009

21. Хироаки Сато. Самураи: истории и легенды. СПб. 1999

22. Чигиринская О. Предсмертные стихи самураев. Фоліо, 2012

23. Ямамото Цунетома, Юдзан Дайдодзи, Юкио Мисима. Книга самурая "Хагакурэ", 2000

 

Интернет-источники

24. https://pikabu.ru/story/7_zhutkovatyikh_faktov_o_kharakiri_4221001

25. https://world-japan.livejournal.com/901190.html

26. http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=439&page=2

27. http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1452

28. http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1232

29. https://kulturologia.ru/blogs/080216/28351/

30.  http://www.garshin.ru/esoteric/psychology/bushido.html

31. http://gerodot.ru/viewtopic.php?t=13024

32. https://topwar.ru/125559-elita-armii-vtorogo-rima-chast-2.html

33.  https://topwar.ru/125553-elita-armii-vtorogo-rima-chast-1.html

34. https://www.newwoman.ru/letter.php?id=7387

35. http://www.nnre.ru/istorija/rycari/p2.php

36. http://www.cairo-city.info/islamic-cairo/mamluks.php

37.  http://www.orienthist.spbu.ru/arhiv/2017/1/index.html#2

38. http://indianfight.ru/radzhastan/

39. http://www.krishna.ru/encyclopedia/culture/varnasrama/varna/50393_who-are-the-kshatriyas.php

40. http://www.krishna.ru/encyclopedia/culture/varnasrama/varna/50393_who-are-the-kshatriyas.php

41. https://topwar.ru/112150-samurai-i-poeziya.html http://cheloveknauka.com/rossiyskaya-voinskaya-kultura-opyt-interpretatsii

42. http://indianfight.ru/radzhastan/

43. http://indianfight.ru/asketyi-voinyi/

44. http://www.bratishka.ru/archiv/2005/6/2005_6_13.php

45. https://infourok.ru/armiya_drevnego_rima_doklad-305732.htm

 

 

Приложение

 

Таблица-сопоставление воинских культур средневековья

 

Результаты эксперимента

 

Рис. 1 Ответ на вопрос анкеты «Какие вы знаете воинские сословия средневековья»?

 

 

 

Рис. 2 Ответ на вопрос анкеты «Как вы думаете, какая самая важная черта японского воина – самурая?»

 

Иллюстрации

 

Рис.3[1] Тосиро Мифунэ в фильме «Красное солнце»

 

Рис.4 Акихито, 125-й император Японии, прямой потомок богини Аматерасу

 

Рис.5 Кадр из фильма «Последний самурай»

 

Рис.6 Ритуальное самоубийство сеппуку.

Рис.7 Накано Такэко – женщина самурай (онно бугейся)

 

Рис.8 Лейтенант Хиро Онода. 29 лет после войны отказывался признать капитуляцию Японии

Рис.9 Летчик отрядов камикадзе

Рис.10 Каннуси – синтоистский священник

Рис.11 Римские легионеры. Современная реконструкция

 

Рис.12 Русский дружинник

Рис.13 Византийская варяжская гвардия

Рис.14 Рыцари (кадр из фильма «Огнем и мечом»)

 

Рис.15 Египетские мамлюки

Рис.16 Тургауды – монгольская гвардия

 

Рис.17 Индийские воины-аскеты

Рис.18 Армия Минской империи (современная реконструкция) ИС.


[1] Источники приведены в разделе «Список литературы. Интернет-источники»

СВОЕОБРАЗИЕ ВОИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ САМУРАЕВ.

ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

 

Исследовательская работа

Аранов Глеб Евгеньевич,

ГБОУ гимназия № 159 «Бестужевская»

Калининского района СПб,

8 «А» класс,

8-911-116-57-27

Научный руководитель:

Бабичева Оксана Николаевна,

учитель истории,

ГБОУ гимназия № 159 «Бестужевская»

Санкт-Петербург

2019

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Воинская культура. 6

1.1. Суть воинской культуры.. 6

1.2. Ценности в воинской культуре. 7

Глава 2. О воинской культуре самураев. 8

2.1. Что мы знаем. Постановка проблемы.. 8

2.2. Самураи - кто они? Легенды и мифы.. 9

2.3. Истоки боевого духа и воинской чести самураев. 14

Глава 3. Воинские сословия прошедших эпох, сходства и различия. 19

3.1. Выбор воинских культур разных народов для сопоставления. 19

3.2. Армия Римской Империи. 21

3.3. Воинское сословие Руси. 23

3.4. Византийская варяжская гвардия. 24

3.5. Рыцари Западной Европы.. 26

3.6. Египетские мамлюки. 27

3.7. Тургауды — монгольская гвардия. 29

3.8. Аскеты – сословие воинов Индии. 31

3.9. Регулярная армия Минской империи. 33

3.10 Взаимодействие воинских сословий. 36

Выводы по исследованию.. 37

Список литературы.. 38

Приложение. 41

1. Таблица-сопоставление воинских культур средневековья. 41

2. Результаты эксперимента. 42

3. Иллюстрации. 43

 

                                                

 

Воин может сменить доспехи, но не намерения

(японская пословица)

Введение

В исторических фактах и художественных произведениях мы встречаем разнообразные примеры проявления воинских традиций разных времен и народов. Посетив выставку, посвящённую самураям, я увидел, что их культура во многом богаче того того, что я представлял. Японская воинская культура в школе на уроках не изучается, эта информация довольно сложна и требует специальной подготовки. При этом существуют фильмы, книги, интернет-источники, в которых подчёркивается, что самураи уникальны, их воинской культуре нет аналогов.  Мне захотелось понять, что такое воинская культура вообще, сравнить воинские культуры разных народов и разобраться, настолько ли неповторима культура самураев.

Тема представляется актуальной. Во-первых, 2018 год в Россииобъявлен годом Японии с целью культурного обмена между нашими государствами, а самураи стали знаковым явлением в истории этой страны.Во-вторых, для России в наше неспокойное время важна идея изучения воинской культуры, как важной составляющей части нашей общей культуры. Не случайно появилось понятие «культурной безопасности», которая обеспечивает защиту духовности страны на основе национальной самобытности её народа [11]. В-третьих, эта тема важна лично для меня: моя предыдущая исследовательская работа была посвящена неоднозначности толкования исторических фактов, а исследования воинской культуры самураев переполнены мифами.

Основная проблема в том, что воинских культур очень много, информация из разных источников представлена очень «мозаично». Поэтому надо было выбрать точку отсчёта для изучения воинской культуры самураев. Была поставлена цель исследования: отталкиваясь от общего понимания «воинской культуры», проанализировать, насколько уникальна в сопоставлении с воинскими культурами других стран и народов культура самураев.

Объектом исследования стала воинская культура, предметом – воинская культура самураев в сопоставлении с воинскими культурами других народов.

Была выработана гипотеза: если выделить составные части воинской культуры, можно проанализировать и сопоставить воинские культуры разных народов и сделать вывод об уникальности культуры самураев.

Для достижения цели были поставлены и решены задачи:

- найти источники по данной проблеме, обобщить и проанализировать материалы;

- разработать анкету по теме исследования и провести опрос среди школьников, чтобы определить: что они понимают под «воинской культурой», насколько они осведомлены о воинской культуре самураев и других народов; обобщить и проанализировать результаты опроса;

- предложить собственный взгляд на соста


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.177 с.