Византийская варяжская гвардия — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Византийская варяжская гвардия

2019-08-07 142
Византийская варяжская гвардия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Византийская империя за 1000 лет своего существования стала, пожалуй, наиболее развитым государством раннего средневековья. Практически всю свою историю империя почти непрерывно подвергалась внешней агрессии по всему периметру сухопутных и морских границ, и с каждым столетием силы врагов и их количество возрастали. Даже такая большая империя не могла обойтись лишь своими силами, и мобилизовала под свои знамена лучших наёмных воинов-иностранцев: норманнов, русичей, германцев, армян, венгров, англичан. Иностранные воины, служившие византийским императорам за деньги, имели свои воинские традиции, принесенные из своих отечеств, и у каждого из отрядов иностранных наемников были свои отношения к выделенным в работе ценностям [32]. Однако в византийской армии была и своя элита – Варяжская гвардия или Варяжская стража – Варанга [16]. Это одно из наиболее боеспособных и самых надежных имперских гвардейских формирований, часто - последняя надежда василевсов (византийских императоров), и одно из старейших воинских формирований Европы (рис.13). За 500 лет существования - с 988 по 1453 гг. - Варяжская стража накопила огромный боевой и служебный опыт, породив многие военные традиции имперской армии. Своим происхождением Варанга была обязана русам. Именно наши далекие предки, привнеся свои воинские традиции, участвовали как в становлении, так и в дальнейшем существовании этого элитного формирования одной из мощнейших мировых империй.

Вопросы религии, преданности родине, сохранения культурных и семейных ценностей, скорее всего, для наемного воинского контингента, представленного различными культурами Европы, не имели большого значения. Отношение к побежденным противникам, женщинам и просто к чести рассматривались через призму материального вознаграждения за службу, а также традиций нации воина-наемника. При этом в Империи Ромеев имелись понятия воинской чести, мужества, культуры, но по отношению, как правило, лишь к полководцам, византийской интеллектуальной элите.

Появление в византийской истории Варангов связано с прибытием в Константинополь дружины киевского князя в 980 г. Их отношения с господином иллюстрирует то, что Василевс не доверял соотечественникам, зная «их предательскую натуру» [33]. Русичи же завоевали полное доверие императора безусловной преданностью и высокими боевыми качествами. В более поздний период Варанга состояла не только из русов, но и из скандинавов, англичан, датчан. Важнейшей особенностью варяжской стражи был высокий воинский профессионализм и верность Василевсу. Материальные ценности в жизни варягов служили не последнюю роль. За верную службу им щедро платили, воины получали земельные участки. Деньги и, следовательно, верность Василевсу выступали на первое место.

Рыцари Западной Европы

Рыцари - это, пожалуй, самое известное воинское сообщество средневековья (рис.14). Традиции рыцарства воспеты, во многом приукрашены в сотнях романов, фольклоре, кинематографе. Рыцари были высшим классом среди воинов. Не случайно дословно на всех европейских языках слово рыцарь означает «всадник» - рыцари всегда сражались верхом. Рыцари стали единственной реальной силой, которая нужна была всем: королям, графам и герцогам, крестьянам, церкви [34].

Отношение ко всем рассматриваемым нами ценностям - к Родине, деньгам, женщинам, культуре, самой рыцарской чести - воспринималась через преданность католической церкви, которая и сформировала, в основном, особую рыцарскую нравственность. С ранних лет будущий рыцарь укреплялся в беззаветной вере своих отцов в учение Христа, воспитывался в христианских заповедях. Но христианство воспринималось ими упрощенно: в соответствии с рыцарским духом верой оправдывали воинские устремления. Иисус Христос становился для будущего рыцаря как бы верховным сеньором, изменить которому было величайшим позором, и которого надо было защищать до последней капли крови. Заповеди любви и всепрощения мало затрагивали сердца, но воодушевляли на месть и желание огнем и мечом распространить на Земле царство Божие за страдания и смерть Христа. Нарушение заповедей церкви – грех. Но, вместе с тем, считалось, что нет непростительных грехов, нет злодеяний, которых не могло бы искупить искреннее раскаяние и богоугодные поступки. Поэтому в реальной истории рыцари средневековой Европы были далеки от идеальных образов романов Вальтера Скотта. Даже верность своему сеньору не являлась чем-то обязательным, если за предательство было можно получить прощение церкви. А уж о пощаде врагам церкви вообще не приходилось говорить. Например, в 1099 г. в религиозном порыве войско крестоносцев перебило почти всех жителей Иерусалима, мусульман и евреев, женщин и детей. Помимо уничтожения жителей, крестоносцы полностью разграбили город. Они врывались в дома и храмы, присваивая себе все ценности, какие только могли найти. При этом не только мусульмане и иудеи могли пасть жертвой религиозного фанатизма рыцарей-католиков. Сто лет спустя участи Иерусалима подвергся Константинополь, столица Византийской Империи, христианского государства, исповедавшего православную форму поклонения Христу. Константинополь также был сожжен и разграблен воинами Христа, а большая часть жителей перебита [35].

Египетские мамлюки

Наиболее характерным примером воинского сообщества исламского мира были мамлюки, представлявшие в течение семи столетий вооруженные силы Египта [20]. Владения Мамлюкского султаната включали Сирию и Палестину и часть территории Северной Африки. Слово «мамлюк» означает «раб, находящийся в чьем-либо владении».

Египетские мамлюки возникли в XII в. как группа рабов, которых еще детьми покупали багдадские халифы для обучения воинскому искусству (рис.15). В процессе обучения именно воинская школа заменяла будущему воину-мамлюку семью и Родину. По национальности эти воины могли быть выходцами с Кавказа, из Центральной Азии, Причерноморья, Каспийского региона. Юноши обращались в ислам, обучались арабскому языку и тренировались в закрытых лагерях-интернатах для несения военной службы. Как и в современных школах, обучавшиеся мамлюки имели дневники, в которых наставники отмечали успехи и неудачи мальчиков. Если ученик был прилежным, успешно проходил испытания и становился воином, он получал право на свободу, а плохие ученики так и оставались рабами. Старший мамлюк был обязан сам покупать себе рабов для обучения и становился своего рода главой семьи мамлюков, основывая свой клан воинов. Все в клане строилось на личной преданности и верности принципам ислама, который в обязательном порядке должны были принимать новые ученики. Во главе кланов воинов-мамлюков стоял эмир, возглавлявший их войско в военных кампаниях. Титулы и должности в иерархии мамлюков не наследовались, а присуждались лишь за военные заслуги. В более поздний период существования сообщества воины уже не теряли своей национальной идентичности, сохраняя связь со своей Родиной, поддерживая национальную традицию в одежде, питании и обычаях. Одной из причин может служить то, что для поддержания своего сообщества мамлюки были заинтересованы в получении «свежей крови», и это были не обязательно рабы [36].

Воины-мамлюки были великолепными наездниками, виртуозно владели любыми видами холодного оружия, а вот появившееся огнестрельное оружие презирали, как недостойное настоящего воина. Именно это стало причиной упадка этого воинского сословия, когда мамлюки в XVI в. столкнулись с турецкой армией, вооруженной ружьями и пушками, после чего Египет вошел в состав Османской империи. Но даже после этого мамлюки, утратившие власть, оставались реальной военной силой и влияли на управление страной вплоть до начала XIX века. Клановая система мамлюков и отличная воинская подготовка в военное время позволяли им стать сплоченной армией, однако, когда внешняя опасность отступала и наступало мирное время, союзы кланов мамлюков распадались и они превращались во враждующие между собой группировки, подчас ведущие между собой кровавые междоусобицы [1].

Ценности мамлюков Египта очень похожи на японские. Как и самураи, мамлюки ценили, прежде всего, воинское мастерство, презирали огнестрельное оружие, были беззаветно верны главе своего клана. Были не чужды культуры и получали глубокое образование. Мамлюкские лидеры покровительствовали наукам, ценили поэзию, искусство, архитектуру. До сих пор в Каире сохранились немало архитектурных памятников исламского востока времен господства мамлюкского султаната. В соответствии с традициями ислама мамлюки невысоко ценили женский пол. Поскольку сами не были сплошь фанатичными мусульманами, они вполне терпимо относились к другим конфессиям. Будучи великолепными воинами, мамлюки презирали пленных, ни во что не ставили покоренные народы. Они были беззаветно преданы своему господину. Известно, что личным телохранителем Наполеона был мамлюк Рустам Раза, который оставался верен французскому императору до самой его смерти [13, 37].


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.