Глава 3. Воинские сословия прошедших эпох, сходства и различия . — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава 3. Воинские сословия прошедших эпох, сходства и различия .

2019-08-07 163
Глава 3. Воинские сословия прошедших эпох, сходства и различия . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выбор воинских культур разных народов для сопоставления

Рассуждать о схожести и уникальности самураев в сравнении с любой другой культурой мира можно долго, но - для наглядности – мы решили рассмотреть несколько наиболее знаковых воинских сословий мира прошедших эпох, их внутренние взаимоотношения, ценности и т.п. Интересно сравнить основу многовековой культуры самураев с воинскими традициями других народов Европы, Азии и Востока. Для чистоты исследования мы решили ограничить временные рамки эпохой средневековья и выбрать в ней время, характерное для существования того или иного воинского сообщества. Средневековье - это именно та эпоха, когда культуры многих империй достигли своей вершины развития. Но при этом национальные традиции народов, их населяющих, еще не смешались друг с другом, как сейчас, сохранили свою самобытность, пригодную для исследования. С учётом того, что отношение к ценностям проявлялось в воинских культурах в момент их наибольшего расцвета, в качестве примеров для сравнения выберем следующие воинские культуры:

- римские легионеры периода расцвета Древнего Рима,

- дружинники древней Руси X- XV веков,

- тургауды времен Золотой орды XIII- XIV веков,

- рыцари Западной Европы X-XV веков,

- армия Китайской империи времен династии Мин XIV- XVII веков,

- каста воинов аскетов в Индии XII-XVIII веков,

- варяжская гвардия Византийской империи X-XIV веков,

- египетские мамлюки XIII-XVIII веков.

Выбор вышеперечисленных воинских сословий из десятков не менее интересных для исследования объясняется следующими соображениями:

- каждое из выбранных сословий в определённый период времени представляло наиболее характерный пример для своего региона. Расширять перечень сословием скандинавских викингов, османских янычар, арабских хашшашинов и другими представлялось затруднительным в рамках исследования;

- включение информации о римских легионерах мы считаем целесообразным, несмотря на то, что они несколько «выпадают» из рассматриваемого периода средневековья. Структура римского войска послужила образцом для многих современных армий, что позволяет использовать этот пример в качестве эталонного для сравнения.

Выбор временных рамок сравнения обусловлен тем, что во времена средневековья все эти воинские сословия принадлежали разным культурам, отделенным друг от друга огромными расстояниями и веками, и подчас даже не сталкивались между собой. Следовательно, можно выделить характерные для каждого сословия черты, попробовать найти общее и различия у них в отношении общепринятых ценностей (см. п. 1.1.). Достаточно большой временной охват для каждой культуры взят с учётом того, что темпы жизни возрастают с каждым веком, и средние века по скорости нарастания изменений за счёт культурного обмена между странами нельзя сравнить с нашим временем [30].

В следующих разделах рассмотрим выбранные воинские культуры более подробно.

Армия Римской Империи

Это наиболее совершенная из военных организаций древности, очень многие принципы организации которой сохранились до наших дней. За почти 1000 лет существования древнеримского государства (сначала Республики, а затем Империи) армия Рима и правила набора в неё, конечно, изменялась вместе с государством (рис. 11). Для нашей работы возьмем период наибольшего расцвета Римского государства – конца Республики и начала Империи, примерно с I в. до н.э. по III в. нашей эры.

Отношение к Родине у воинов Древнего Рима было неоднозначным из-за того, что в рассматриваемый период времени территория Римского государства достигла небывалых размеров, и в состав легионов входили жители самых разных провинций. Честью в римском войске являлось проявление воинской доблести. А бесчестьем являлась трусость, потеря аквилы–орла - штандарта легиона. Но именно из-за строгой дисциплины в римском войске историкам сложно судить о личном отношении к таким ценностям у рядового легионера.

Мало значения имели семейные ценности, потому, что служба в армии могла длиться по нескольку десятков лет. Правовой статус женщин в патриархальном Риме напрямую зависел от положения в обществе семьи той или иной женщины. Римское войско, являясь частью римского общества, к женщинам Рима относилось как к своим гражданам. Но противоположным было отношение к женщинам покоренных народов. Вообще поверженного противника в Риме воспринимали практично, то есть, как правило, обращали в рабов.

Основой римского войска была строжайшая дисциплина и субординация. Рядовой легионер подчинялся декану – начальнику над десятком - контубернию, следующим по рангу шел сотник – центурион. Самым большим формированием римской армии был легион, состоящий из нескольких тысяч солдат, им командовал легат. Войско из нескольких легионов возглавлял консул, власть которого в войске была практически неограниченной. Поэтому вопрос об отношениях рядовых легионеров и офицеров низшего ранга с господином, и верность командиру не обсуждалась. Малейшее неповиновение приказу каралось смертью.

Религия в армии Рима имела, конечно, значение, но не более, чем в гражданском обществе. Пантеон римских богов мог повлиять на решение главнокомандующего начинать или отложить военную кампанию, но никак не влиял на действия рядового легионера. Деньги в римском войске имели веское значение, поскольку солдатам полагалось денежное и пищевое довольствие. За мелкие проступки с них взымались штрафы, а после побед разрешалось брать трофеи. Собственность, как таковая, в походах не имела смысла. Ценность имело лишь то, что легионер мог унести с собой без потери мобильности. Рим, безусловно, являлся центром мира античной культуры, и римляне соответствующим образом воспринимали культурные ценности своего времени и народа. Но поскольку легионы были составлены из самых разных слоев населения Римской империи, солдаты в массе относились к культуре без особого уважения.

В итоге можно сказать, что римская армия представляла собой единый организм, где роль отдельного легионера не играла никакого значения, как и его личное отношение к любому из рассматриваемых вопросов [46].

 

Воинское сословие Руси

Временной отрезок до возникновения в XVI в. регулярного стрелецкого войска условно можно разделить на два периода, отделенных друг от друга татаро-монгольским игом. В ранний – X-XV вв. - основой военной силы русских княжеств являлась дружина. Славянское слово «друг», от которого происходит «дружина», указывает на побратимство русских воинов и взаимную верность, а не службу по найму или по обязательствам. Со второй половины XV в. на смену дружине приходит войско «служилых людей», построенное по феодальному принципу. Структура этого русского войска была разнородна как по этническому, так и социальному составу. Из-за этого сложно выделить базовые принципы и ценности в русской армии того периода. Поэтому в нашей работе сравнение проводилось только с ранним периодом.

Отношение к Родине, к семейным ценностям у русских дружинников традиционно ставилось едва ли не на первое место. У военных, являвшихся оплотом государственности, эти качества были развиты особо. Понятие чести на Руси произошло от древнего глагола «чисти» - полагать, считать, мнение. То есть предполагало признание окружающими заслуг того или иного человека. Русские дружинники искали себе «честь и славу», защищая свою землю. И в более поздние времена понятие воинской чести для русского воина означало, прежде всего, верность Родине, и все остальное являлось сопутствующим этой основной цели. Например, дворянское офицерство выполняло свой долг «по совести и чести», гордилось военными подвигами предков, стремилось к отличию в боевых делах, передавая свое доброе имя следующим поколениям. Женщины на Руси в средние века, как, впрочем, в большинстве культур того времени, были бесправны. Правда, во времена язычества, женщины пользовались большим влиянием в славянской общине, чем в эпоху христианства. Женщина в языческие времена являлась мужчинам особым существом, наделенным загадочной силой. Частично такое отношение было перенесено в более поздние христианские времена.

К побежденному противнику на Руси традиционно относились гуманно. Случаи резни и насилия во взятых городах, продажи в рабство или избиения пленных были редкостью. Очень часто взятые в плен враги выкупались, и нередки были случаи, когда пленные приживались среди местного населения [15].

В основе взаимоотношений в дружине было воинское побратимство, она являлась своего рода семьей (рис. 12). Отношения с князем, верность ему базировались на уважении. Дружинник не был привязан к князю обязательствами и имел право в любой момент уйти от него. Религия на Руси традиционно играла значимую роль. Православие являлось связующим звеном для русской культуры. Во времена средневековья именно вера не раз позволяла сплотить русскую нацию перед лицом врага. Но при этом традиции православной церкви не позволяли русским дружинникам стать такими же фанатичными поборниками веры, как, например, западные рыцари-крестоносцы [5]. При этом в ранний период развития воинского искусства на Руси сложился образ «святого воина», для которого победа в войне сродни религиозной справедливости: правым будет «содействовать Бог, который не любит зачинщиков неправды и бесчестия. Здесь можно вспомнить образ воина-инока Пересвета, героя Куликовской битвы [42].

Деньги и собственность имели большое значение для дружинника. Отношение к культурным ценностям у русского воина следует рассматривать с учётом любви к Родине. Русский дружинник, безусловно, с уважением и трепетом относился к культовым православным сооружениям и мог ценить традиционное искусство, но в целом, для русского воина культурные ценности приоритетными не были. Немалая часть воинов могла и вовсе не владеть грамотой [12, 42].


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.