Проповедь Бхактивиноды Тхакура охватывает западные страны — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Проповедь Бхактивиноды Тхакура охватывает западные страны

2019-08-07 151
Проповедь Бхактивиноды Тхакура охватывает западные страны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1896 год ознаменовался появлением на Западе одной из книг Бхактивиноды Тхакура, "Шри Гауранга-лила-смарана-стотры", которую он разослал многим известным ученым и философам. В предисловии на английском языке, озаглавленном "Жизнь и учение Чайтаньи Махапрабху", вкратце пересказано содержание основной части книги, которая написана на санскрите. Много лет спустя эту книгу Тхакура один из учеников Шрилы Прабху­пады обнаружил в библиотеке университета Макгилла в Мон­реале. В том же 1896 году на свет появился Шрила Прабхупада, который отметил это совпадение в посвящении к книге "Учение Шри Чайтаньи". По воле провидения два упомянутых события произошли в один год, и Шрила Прабхупада не игнорирует этот факт, а наоборот, придает ему особое духовное значение. В лек­ции, прочитанной в 1969 году в день явления Господа Чайтаньи, Шрила Прабхупада сказал: "Движение санкиртаны Чайтаньи Махапрабху по желанию Бхактивиноды пришло на Запад в 1896 году. Не знаю, было ли это его волей или просто совпадением, но в том же году появился на свет я. По воле Кришны я встретил Сарасвати Тхакура, представлявшего тогда нашу цепь учениче­ской преемственности. Он попросил меня проповедовать учение Чайтаньи Махапрабху в западных странах. Духовная преемст­венность не имеет ничего общего с родственными узами. Мы с Гуру Махараджей родились в разных семьях. Бхактивинода был мировым судьей, государственным служащим. Но по воле Гос­пода Чайтаньи мы оказались в одной цепи ученической преем­ственности. Учение Господа Чайтаньи, которое Бхактивинода Тхакур проповедовал в 1896 году, должно распространиться в западных странах. Мы видим, что сейчас, называйте это случай­ностью или совпадением, так и происходит. Можно не сомне­ваться, что успех, увенчавший мои скромные усилия - это ми­лость Бхактивиноды Тхакура".

В своей работе "Жизнь и учение Чайтаньи Махапрабху" Бхак­тивинода Тхакур сначала вкратце описывает жизнь Господа Чайтаньи, а затем объясняет Его учение: "Прежде всего, Чайта­нья говорит, что божественное царство духа недосягаемо для человеческого разума. Юкти, как Он называет интеллект, не может справиться с этой задачей. Это под силу лишь ручи, или религиозному чувству, даже если оно недостаточно сильно. Только наитие свыше способно пролить свет на духовные темы. Откровения, ниспосылаемые Небесами через чистые и благосло­венные души, приняли форму Вед. Поэтому вечные по своей природе Веды и поясняющие их Пураны являются единствен­ным духовным свидетельством. Стало быть, изречения Вед сле­дует принимать как истину в высшей инстанции. Что же каса­ется голоса разума, искренне помогающего восприятию божест­венной истины, то он может расцениваться как косвенное под­тверждение. По мнению Чайтаньи, учение Вед сводится к девяти основным постулатам:

1. Хари, или Всевышний, един и Ему нет равных.

2. Господь Хари всегда обладает безграничным могуществом. Он властелин всех энергий.

3. Господь Хари - океан духовных взаимоотношений - рас.

4. Душа - это отделенная частица Бога.

5. Одни души целиком находятся во власти Его иллюзорной энергии.

6. Другие души свободны от влияния иллюзорной энергии.

7. Все мироздания, материальные и духовные, являются бхеда-абхеда-пракашей Господа Хари.

8. Преданное служение - это единственное средство достиже­ния высшей цели духовного бытия.

9. Экстатическая любовь - према к Кришне представляет собой высшую цель духовного бытия".

Перечислив эти девять постулатов, Бхактивинода Тхакур затем подробно разъясняет их, учитывая при этом распространенные на Западе религиозные и философские предубеждения. Тхакур, конечно же, знает, как трудно непосвященному читателю с пер­вых страниц признать Кришну, являющего свои игры во Врин­даване, Богом, и потому пишет: "Он недосягаем для материаль­ных чувств. Лишь дух человека может лицезреть Его и общаться с Ним. Став рабой материи, падшая душа лишилась права видеть Кришну и Его божественные деяния в духовном мире, однако во власти всемогущего Кришны явить Свои врин-даванские раз­влечения взору каждого. Рационалист-мирянин вряд ли уверует в Кришну и поймет Его деяния. Но когда его духовное существо разовьется полностью, он увидит Кришну и полюбит Его всем сердцем. В такой небольшой работе нельзя охватить этот пред­мет полностью. Поэтому мы оставляем его нашим читателям с таким напутствием: постепенно избавляйтесь от влияния мате­рии. Обратите помыслы вглубь себя и старайтесь постичь свою духовную природу. Отриньте предрассудки, которые вам вну­шили так называемые рационалисты, отрицающие существова­ние духа. Не будьте высокомерными и научитесь чтить тех, кто стремится к духовным достижениям. Делайте это всем сердцем, умом и всеми силами своими в обществе святых и вы очень скоро увидите Кришну. Кришна - не плод воображения, и вы не имеете права считать Его порождением материи, которое глупцы провозгласили Высшим Существом. Кришну невоз­можно постичь, анализируя разницу между субъективным и объективным. Не следует воспринимать Его и как какого-то ку­мира, навязанного простым людям. Кришна вечен и истинно ду­ховен. Он отражается в человеческой душе, сбросившей бремя неживой материи, и является единственным объектом исходя­щей от души любви. Примите Его таким, и Он откроется вашему духовному зрению. Кришну, Трансцендентное Существо, нельзя полностью описать словами. Высочайший, совершенный и са­мый духовный идеал Бога выражен в Кришне. Выдвигать аргу­менты против Него значит обманывать себя и отказываться от благословений, уготованных человеку Господом. Поэтому все описания Его Имени, личности, качеств и деяний следует при­знать духовными, отбросив материальный образ, неизбежно соз­даваемый словами".

Обращаясь к третьему постулату, провозглашающему Господа Хари океаном духовных взаимоотношений, Бхактивинода Тха­кур убеждает читателя, что деяния Кришны в духовном мире не были придуманы по образцу поведения обычных людей в этом мире.

"Духовная вселенная является прообразом материальной, од­нако между ними нельзя ставить знак равенства. Мы должны из­бегать мысли о том, что человек придумал духовный мир, ис­ходя из опыта мира материального. Это пантеистическая теория, которую к тому же можно назвать атеистической. Пока разум не одухотворится, у него останется склонность к подобным заблу­ждениям, но тот, кто хочет обрести духовную любовь, должен тщательно избегать их. Вечные отношения с Кришной сущест­вуют на духовном уровне в духовном царстве. Непроницаемый занавес скрывает от живущих в этом мире величественные ду­ховные сцены игр Кришны. Когда занавес милостью Господа поднимается, нам выпадает честь видеть Его несравненные вриндаванские игры, но стоит Всевышнему пожелать, и они снова исчезают из поля нашего зрения. Постарайтесь ощутить это, и тогда вам станет понятна моя убежденность. Братья! Не оставляйте столь важный предмет без тщательного и непредвзя­того рассмотрения".

Поясняя четвертый постулат, гласящий, что душа - это отде­ленная частица Бога, Шрила Бхактивинода затрагивает вызы­вающую много споров теорию перевоплощения души.

"Да будет читателю известно, что Махапрабху придерживался очень широкого понимания теории перевоплощения души. Часть читателей может отвергнуть эту теорию на основании того, что ее признают не все религии. Но отрицать какую-либо теорию лишь потому, что она идет вразрез с догмами некоторых сектантских вероисповеданий - признак предвзятости. Поистине, рассудок бессилен в подобных вопросах. Беспристрастно изучив теорию перевоплощения души, мы не найдем ни одного убеди­тельного аргумента против нее. Более того, наше свободное от предрассудков мышление встает на ее защиту. Мнение, будто человеческая душа проходит жизненный путь только один раз, ограниченно, несправедливо и противоречит представлениям о том, что Бог всеблаг. Поскольку и наши собственные духовные чувства подтверждают истинность упомянутой теории, и слу­жащие источником откровений Веды повествуют о непрерыв­ном существовании души на разных этапах творения, нам лишь остается отбросить все сомнения на этот счет. Ведь каким бы просвещенным и сведущим ни был человек, в его суждения все­гда может закрасться ошибка. А то, что справедливо по отноше­нию к отдельному человеку, справедливо и по отношению к на­ции или религиозной общине".

Говоря о душе, Бхактивинода Тхакур кроме всего прочего ка­сается известной загадки о сотворении живых существ и их па­дении в материальный мир: "Не задавайте бессмысленных во­просов о том, когда были созданы души и когда они попали раб­ство. В духовой истории (в духовном мире) не существует вре­мени майи, поскольку оно начинается уже после того, как душа оказалась в материальном рабстве. Поэтому в подобных вопро­сах хронология майи неприменима".

Касаясь пятого постулата, утверждающего, что часть душ це­ликом находится во власти иллюзорной энергии Бога, Тхакур развенчивает теорию о том, что материальный мир предназначен для наслаждения. Чтобы пояснить это, он приводит аналогию с тюрьмой.

"По сути, майя заведует исправительной колонией Бога. Души, которые, злоупотребив свободой выбора, забыли о своем вечном положении слуг Бога и поглощены мыслями о собственном на­слаждении, майя направляет на исправительные работы... Пере­селившись из одного тела в другое в тонкоматериальной обо­лочке, падшие души совершают благочестивые и греховные по­ступки. Так эти души то возносятся в рай, где остаются, пока не иссякнет запас их благочестия, то низвергаются в ад, отбыв на­казание в котором, снова поднимаются на уровень деятельности. Положение падших душ весьма и весьма прискорбно. Порой они веселятся, а порой становятся жертвами насилия и жестокости. Это повторяется снова и снова: то они улыбаются, как наслед­ники престола, то проливают слезы, как последние неудачники. Стало быть, этот мир - тюрьма, исправительная колония, а не место для наслаждений, как утверждают некоторые".

Говоря о шестом постулате, провозглашающем существование душ, свободных от влияния иллюзорной энергии, Шрила Бхак­тивинода объясняет, что достичь этого можно, только повстре­чав на своем пути возвышенного вайшнава и развив в себе веру в преданное служение Кришне.

"Встреча с вайшнавом, сердце которого тает от преданности Господу Хари, пробуждает в человеке горячее желание следо­вать его святому примеру и постоянно изучать науку преданного служения, чтобы самому ощутить приносимое им блаженство. Так он постепенно смоет с себя налет майи и, осознав, наконец, свою истинную природу, достигнет духовного совершенства и насладится сладостью чистых взаимоотношений с Богом. Обще­ние с духовными людьми - единственный путь к высшей цели человеческой жизни, ибо бхакти может передаваться от одной души к другой. Это можно сравнить с намагничиванием или со­общением телу электрического заряда".

Затрагивая седьмой постулат, утверждающий, что все миро­здания, материальные и духовные, являются бхеда-абхеда - пра­кашей (одновременно единым и отличным от Господа) Господа Хари, Бхактивинода Тхакур объясняет, как трудно постичь од­новременное единство души с Богом и ее отличие от Него, а также указывает на ошибочность теории Шанкарачарьи. Понять некоторые заключения Тхакура читателю будет нелегко, однако при тщательном рассмотрении он найдет в них блистательные предельно сжатые опровержения основополагающих принципов майявады.

"Метафизические рассуждения здесь совершенно бесполезны. Иногда Веды утверждают, что душа отлична от Бога, а иногда-что она едина с Ним. В действительности, Веды всегда говорят правду. Душа одновременно отлична от Бога и тождественна Ему.

Рационалисту этого не понять. Таким образом, можно утвер­ждать, что Бог благодаря Своему непостижимому могуществу отличен от душ и от мироздания и в то же время всегда един с ними. "Веданта" учит шакти-паринама-ваде [видоизменению энергий Бога], а не ошибочной виварта-ваде Шанкарачарьи... Шанкарачарья, чтобы избежать упоминаний о брахма-паринаме, то есть превращении Бога в мироздание, утверждает, будто Вья­садева учит виварта-ваде. Эта философия гласит, что с Богом не происходит никаких изменений, а мироздание создает майя, ко­торая частично покрывает Бога (подобно тому, как кувшин ог­раничивает часть пространства). Другое объяснение этой же фи­лософии состоит в том, что Бог проецируется на авидью, неве­жество, хотя в действительности не существует ничего, кроме Бога. Подобные доводы безосновательны и невразумительны. Не подлежит сомнению, что "Веданта" учит неизменности Бога. Это лишь Его энергия, видоизменяясь, творит души и матери­альный мир. Примером тому служит философский камень, энер­гия которого превращается в золото, в то время как сам камень остается неизменным. Так духовная энергия принимает форму духовной вселенной со всеми присущими ей вечными взаимоот­ношениями. Энергия, именуемая джива-шакти, принимает форму бесчисленных душ, одни из которых пребывают на Вай­кунтхе как ангелы, а другие скитаются по этому миру, принимая разные обличья и оказываясь в разных обстоятельствах. Иллю­зорная энергия творит многочисленные миры, где живут и пре­даются веселью падшие души. Без сомнения, виварта-вада - ошибочная философия, которая противоречит учению Вед. Верна лишь шакти-паринама-вада, провозглашающая вечность духовной любви. Будь виварта-вада истинной философией, ду­ховную любовь можно было бы назвать временным явлением".

Затронув восьмой постулат, гласящий, что преданное служе­ние - это единственное средство достижения высшей цели ду­ховного бытия, Бхактивинода Тхакур сразу переходит к чрезвы­чайно важному аспекту науки преданного служения - поклоне­нию Божеству, или Шри Мурти. Почитание личностной ипо­стаси Господа, которая на первый взгляд может показаться ма­териальной, крайне необходимо для духовного совершенствова­ния и развития подлинной привязанности к Богу, хотя некото­рые по глупой ошибке считают этот метод идолопоклонством. Любому, кто решит вынести этот вопрос на обсуждение с запад­ной публикой, не помешает прежде узнать, как его преподносит Бхактивинода Тхакур, чья несокрушимая логика и глубокое по­нимание философии позволяли ему во всеоружии встретить лю­бые сомнения и предрассудки.

"Некоторые категорически не приемлют поклонение Шри Мурти. "Почитание Шри Мурти равносильно идолопоклонству, - говорят они. - Шри Мурти - это идол, изваянный скульптором по велению самого Вельзевула. Поклонение этому идолу навле­чет на нас немилость Бога-ревнителя, ибо ограничивает Его все­могущество, всеведение и вездесущность". Мы ответим им: "О Братья! Отнеситесь к этому вопросу без пристрастия и не позво­ляйте сектантским догмам вводить вас в заблуждение. Бог не ревнив, ибо Ему нет равных. Вельзевул, или Сатана - не более чем плод воображения, аллегорический персонаж. Нельзя позво­лять аллегорическому или воображаемому существу чинить препятствия преданному служению. Исповедующие поклонение безличному Богу просто отождествляют Его с некой силой или олицетворением сил природы, хотя в действительности Он выше природы и ее законов. Его священная воля непреложна и будет богохульством сводить Его беспредельное совершенство к все­могуществу, вездесущности и всеведению, поскольку эти каче­ства присущи даже таким Его творениям, как время, простран­ство и т.п. Совершенство Бога проявляется в обладании проти­воречащими друг другу силами и свойствами, подчиняющимися Его сверхъестественной сущности. Между Богом и Его прекрас­ным обликом нет никакой разницы, ибо Бог вездесущ, всеведущ и всемогущ как никто иной. Обладающий совершенной духов­ной индивидуальностью Господь вечно пребывает в своей оби­тели и одновременно во всей полноте присутствует в каждом со­творенном Им предмете и месте. Таково наивысшее понимание Бога. Сам Чайтанья Махапрабху отвергает идолопоклонство, но при этом называет поклонение Шри Мурти единственным и безупречным средством развития духовной культуры. Бога опи­сывают как личность и воплощение абсолютной красоты. Эти описания оставил нам Вьясадева и другие мудрецы, которые со­зерцали красоту Бога своим духовным зрением. Конечно, слово несет в себе косность материи. Тем не менее, подобные описа­ния истинны. Следуя им, человек ваяет Шри Мурти и востор­женно созерцает в этом образе своего возлюбленного Бога. Бра­тья! Разве это ошибочно или греховно? Те, кто говорят, что Бог лишен и материального, и духовного облика, и в то же время по­читают некий придуманный облик, действительно являются идолопоклонниками. Однако тех, кто видит неземной облик Бо­жества своим духовным зрением, воспроизводит его насколько это возможно в своем уме, а затем придает эти очертания сим­волу, приятному для глаз и помогающему беспрерывно пости­гать возвышенные чувства, никак нельзя упрекнуть в идолопо­клонстве. Смотря на Шри Мурти, старайтесь за изваянием уви­деть духовный прообраз, и вы станете истинными теистами. Братья! Обожествление Шри Мурти не имеет ничего общего с идолопоклонством. Лишь по опрометчивости вы путаете эти по­нятия. Дело в том, что почитание Шри Мурти представляет со­бой единственное истинное поклонение Богу, без которого вы не сможете в достаточной степени развить свою религиозность. Окружающий мир, влияя на ваши органы чувств, влечет вас к себе, и пока вы не научитесь видеть в объектах ваших чувств Бога, вы находитесь в шатком положении, которое едва ли спо­собствует духовному совершенствованию. Поместите Шри Мурти в своем доме. Считайте Всемогущего Бога его храните­лем. Пища, которую вы едите - это прасад [милость] Бога. Цветы и благовония - тоже Его прасад. Зрение, слух, обоняние, осязание и вкус - все это можно задействовать в духовной жизни. Делайте это от чистого сердца, Бог поймет и будет су­дить вас по вашей искренности. Сатана, или Вельзевул, здесь совершенно не при чем! Все виды поклонения основаны на принципе Шри Мурти. Взгляните на историю религии, и вы сами убедитесь в этом. Семитические представления о патриар­хальном Боге в дохристианском иудаизме, а также в христиан­стве и мусульманстве есть ни что иное, как узкое понимание Шри Мурти. Монархическая идея Зевса у греков и Индры у ариев - карма-канди [последователей ритуалов, совершаемых ради обретения материальных благ] представляет собой отзвук той же концепции. Идея силы и джьотирмайя брахмана у при­верженцев медитации и идея безличной энергии, которой при­держиваются шакты, также является очень отдаленным пред­ставлением о Шри Мурти. По сути, концепция Шри Мурти - это сама истина, которую каждый видит по-своему в зависимости от уровня мышления. Даже Джаймини и Конт, отрицающие суще­ствование Бога-творца, обращаются, направляемые изнутри, к определенным аспектам почитания Шри Мурти! Затем мы встречаем тех, кто считает распятие, шалаграма-шилу, лингам и другие подобные символы указанием на внутреннюю суть Шри Мурти. Если можно запечатлеть на бумаге или камне присущие Господу сострадание, любовь и справедливость, то почему нельзя описать в стихах, нарисовать или изваять для блага чело­века личную красоту Бога, объемлющую все Его остальные ка­чества? Если слова могут выражать мысли, часы показывать время, а отдельные события характеризовать целую эпоху, по­чему изображение или скульптура не может навести человека на мысли о неземной красоте Божественной Личности и пробудить в нем высокие чувства?

Поклонники Шри Мурти делятся на две школы: идеалистиче­скую и физическую. Последователи физической школы в силу жизненных обстоятельств и склада ума уполномочены откры­вать храмы. А те, кому жизненные обстоятельства и положение позволяют почитать Шри Мурти в уме, как правило, при всем своем уважении к храмам, поклоняются Господу с помощью слушания, повторения и пения Его Святого Имени. Привер­женцы последней школы принадлежат к вселенской церкви, ко­торая приемлет всех независимо от касты и цвета кожи. Чайта­нья Махапрабху отдает предпочтение именно таким идеалистам чей метод поклонения Он описал в Своей "Шикшаштаке", при­веденной в приложении к данной книге. Служите Господу неус­танно и беспрекословно и очень скоро по Его милости вы обре­тете любовь к Нему".

Касаясь девятого и последнего постулата, гласящего, что экс­татическая любовь к Крищне представляет собой высшую цель духовного бытия, Бхактивинода Тхакур подробно описывает признаки экстаза и провозглашает высшей целью души любовь к Богу, проявляющуюся в пяти вечных расах, то есть видах ду­ховных взаимоотношений. При этом он напоминает читателю о разнице между материальной и духовной расой (пракрита и ап­ракрита - расой).

"Искаженную картину этой возвышенной расы мы видим среди людей, подобно тому, как жизнь в рабстве у майи является искаженным отражением жизни духовной. Пока деятельность души направлена должным образом, то есть на Господа Кришну, раса чиста; но стоит уму и чувствам устремиться к ложной цели, как раса оскверняется и становится отвратительной. Извращен­ная раса дает человеку ключ к пониманию истинной духовной расы, поэтому мы использовали в своих доводах и описаниях слова, соответствующие названиям тех или иных проявлений извращенной расы. Мы просим читателя тщательно проводить разграничение между духом и безжизненной материей, иначе ему не избежать падения".

Далее Бхактивинода Тхакур обобщает сказанное: "Подводя итог, можно сказать, что в своем нынешнем состоянии человек сочетает в себе три разных начала. Первое - это грубая материя, из которой состоит его тело. Второе - тонкая материя, которая проявляется в виде ума, внимания, разума и искаженного эго, за­ставляющего человека считать себя частью материального мира. В это состояние душа ввергнута иллюзорной энергией, майей, которая стремится избавить душу от порочного пристрастия к наслаждениям, вызванного забвением своего положения слуги Бога. Относительно третьего начала можно сказать следующее. В действительности, человека ничто не связывает с майей, так как он полностью независим от нее. И спасти его из нынешнего затруднительного положения способно лишь чистое преданное служение, вовлечь в которое человека может только истинный бхакта. Преданное служение как средство позволяет человеку достичь Кришны - олицетворения высшей красоты, а как цель преданное служение питает его нетленной любовью к Кришне.

Находясь в мире майи, людям следует жить в мире и согласии друг с другом и стремиться к духовному совершенствованию. Нужно вести праведную жизнь, избегать греха и делать как можно больше добра ближнему. Человек должен развить в себе смирение и стоически переносить перипетии судьбы, не выстав­лять напоказ свои добродетели и достижения и оказывать дру­гим должное почтение. Брак ради спокойной благочестивой жизни и преумножения числа слуг Господа является хорошим жизненным укладом для вайшнава. Духовное совершенствова­ние - вот главная цель нашей жизни. Делайте то, что способст­вует вашему духовному развитию, и избегайте всего, что пре­пятствует ему. Твердо верьте, что у вас нет иного защитника, кроме Кришны. Признайте Его своим единственным храните­лем. Делайте лишь то, что угодно Кришне, и никогда не ду­майте, что вы можете действовать независимо от Его священной воли. При этом всегда храните смирение. Никогда не забывайте, что в этом мире вы находитесь временно, и готовьтесь к возвра­щению в свой истинный дом. Исполняйте свой долг и взращи­вайте в себе преданность Кришне как средство достижения главной цели жизни - привязанности к Нему. Посвятите служе­нию Кришне тело, ум и душу. Каждым своим поступком покло­няйтесь великому Господу".

Предисловие Бхактивинода Тхакур завершает такими словами: "Досточтимые читатели! Простите, если эта книга показалась вам навязчивой. Положение слуги Чайтаньи обязывает нас про­поведовать Его возвышенное учение, и поскольку мы исполняем свой долг, мы надеемся, что вы извините нас за причиненное вам беспокойство. Поскольку мы родом из Бенгалии, выражая свои мысли на иностранном языке, мы могли допустить ошибки и потому просим о снисхождении. В заключение нам хотелось бы сказать, что мы будем рады ответить на любые вопросы, ка­сающиеся этих важных тем. Мы очень заинтересованы в том, чтобы помочь нашим друзьям найти путь к духовной любви".

"Шри Гауранга-лила-смарана-стотра" и входящий в нее очерк "Жизнь и учение Чайтаньи Махапрабху" были благосклонно встречены в научных кругах. На страницах журнала Лондон­ского королевского азиатского общества появилась такая рецен­зия.

"Известный вайшнав и мировой судья Шри Кедаранатха Датта недавно издал поэму на санскрите под названием "Шри Гау­ранга-лила-смарана-стотра" о жизни и учении Чайтаньи. Стихи поясняет комментарий, тоже на санскрите, а открывает книгу предисловие на английском языке на 63 страницах. В нем под­робно излагаются доктрины, которые проповедовал Чайтанья, и уделяется большое внимание опровержению учения Шанкарача­рьи и последователей философии адвайты. Этот труд Бхактиви­ноды, несомненно, обогатит наше представление о жизни вели­кого реформатора Чайтаньи. Мы благодарим автора за то, что он написал упомянутую работу на английском и санскрите, а не на бенгали, так как в этом случае для европейских исследователей религиозной жизни Индии она осталась бы книгой за семью пе­чатями".

Другой западный ученый, Р. У. Фразер, писал: "С тех пор, как Чайтанья распространил по всей Индии веру в избавляющую от греха милость Кришны, миновало уже более четырех веков, но дух, вдохновлявший Чайтанью, и поныне жив в сердцах его по­следователей. Из увлекательной работы о жизни и учении Чай­таньи, которую его преданный последователь Шри Кедаранатха Датта Бхактивинода издал уже в преклонном возрасте, видно, что этот дух сохраняет свою жизненность, невзирая на происхо­дящие в стране перемены. Как выразитель надежд современных последователей Чайтаньи, автор свято верит, что грядет время, когда любовь и преданность Кришне, которые напоминают чув­ства девушки к своему возлюбленному и проявляются в непре­рывном повторении и пении Святого Имени, молчаливом созер­цании, горячности и других признаках экстаза, положат начало движению, призванному "ради высшей духовной цели объеди­нить под сводами всемирной церкви всех людей независимо от сословия и вероисповедания". Судя по всему, эта церковь охва­тит весь мир, вытеснив другие, сектантские, церкви, которые не допускают непосвященных в свои мечети, синагоги и храмы".

В 1896 году Шрила Бхактивинода опубликовал две книги, подробно разъясняющие пять основ философии Рамануджача­рьи. Первая, "Три Рамануджа-упадеша", написана самим Бхак­тивинодой, а вторая, "Артха-панчака", принадлежит перу Пил­лая Локачарьи.

 

Продолжение проповеди и издания книг

 

В 1897 году Тхакур побывал с проповедью в Мединипуре, Саури и многих других городах и селах, распространяя послание Господа Чайтаньи и вызволяя бенгальцев из тьмы материализма и атеистических философий. Проповедуя, Бхактивинода Тхакур испытывал неописуемую духовную радость и блаженство.

В этом же году вышла в свет пятая глава "Брахма-самхиты". Помимо оригинальных санскритских текстов книга включала в себя комментарий Дживы Госвами на санскрите, а также преди­словие, перевод в прозе и комментарий Тхакура на бенгали.

Д-р Рамачандра Чакраварти и Парамананда Видьяратна в своем научном труде "Вайшнавизм в Бенгалии" приводят пере­писку Тхакура с Шиширом Кумаром Гхошем, известным журна­листом, учредителем и редактором газеты "Амрита Базар Пат­рика", в прошлом последователем Раммохана Рая. Прочитав "Кришна-самхиту" и несколько других книг Бхактивиноды Тха­кура, Шишир Кумар проникся к нему глубоким уважением. Привлеченный духовной чистотой Тхакура, он начал обмени­ваться с ним письмами. Со временем он стал почитать Шрилу Бхактивиноду наравне с шестью вриндаванскими Госвами и од­нажды даже написал ему: "Хотя я никогда не видел шестерых Госвами Вриндавана, Вас я считаю седьмым Госвами ". В 1897 году этот известный литератор издал собственную книгу на анг­лийском языке о жизни Господа Чайтаньи, озаглавленную "Гос­подь Гауранга, или Спаситель человечества". Толчком к этому послужила работа Тхакура "Жизнь и учение Чайтаньи Махап­рабху". Шишир Кумар также написал биографии нескольких приближенных Господа Чайтаньи и издал "Чайтанья-бхагавату". Кроме того, воодушевленный примером Бхактивиноды Тхакура, он проповедовал славу Святого Имени в Калькутте и деревнях Бенгалии. Шишир Кумар начал издавать вайшнавский журнал "Шри Вишну Прия О Ананда Базар Патрика", редактором кото­рого был сам Тхакур. Сначала журнал выходил раз в две недели, а потом превратился в ежемесячное издание. В 1899 году Шрила Бхактивинода разорвал отношения с журналом по обвинению в праджалпе, или празднословии, поскольку на его страницах ста­тьи о вайшнавизме соседствовали с новостями политики и свет­ской жизни. Как ярый противник британского правительства, Шишир Кумар в своих статьях иногда выражал националисти­ческие взгляды. Что же касается Бхактивиноды Тхакура, то он в силу своего трансцендентного мышления видел тщетность его усилий и понимал, что в первую очередь человечество нужда­ется в сознании Бога. Тхакур знал, что с духовной точки зрения все люди - братья, и их противопоставление на друзей и врагов на основе мирского мировоззрения не имеет ничего общего с Божественной Реальностью.

В период с 1898 по 1899 год Бхактивинода Тхакур всецело по­святил себя проповеди, изданию книг и бхаджану. В 1898 году он опубликовал "Шри Кришна-карнамриту". Это великое творе­ние Билвамангалы Тхакура (Лила-шуки). В книгу вошли ориги­нальный текст на санскрите с комментарием Чайтаньи даса Гос­вами (старшего брата Кави Карнапура) и несколько работ Тха­кура на бенгали: предисловие, перевод стихов в прозе и обзор работы в целом. В том же году Шрила Бхактивинода написал комментарий к "Упадешамрите" Шрилы Рупы Госвами. Кроме того, он опубликовал издание "Бхагавад-гиты" с комментарием Шрипады Мадхвачарьи и "Шри Голока-махатмью" - вторую песнь "Брихад-бхагаватамриты" Санатаны Госвами с оригиналь­ным текстом на санскрите и своим собственным переводом на бенгали.

В 1899 году увидел свет перевод на бенгали "Шри Бхаджанам­риты", классического произведения Нарахари Саракара. В том же году была опубликована еще одна, содержащая сокровенные истины, работа Бхактивиноды Тхакура, "Шри Навадвипа-бхава-таранга", в которой описаны части Навадвипы, доступные взору достигшей совершенства души. Эти места, которые не обозначены на географической карте и о которых не найти упоминания в исторических летописях, представляют собой ишодьян, "трансцендентный сад Верховного Господа". В этой работе. Тхакур открывает свою сварупу (духовную сущность) Камала-манджари, вечной помощницы Ананга-манджари. В "Шри Шри Радха-Кришна-ганоддеша-дипике" Рупа Госвами пишет, что Ананга-манджари приходится сестрой Шримати Радхарани и относится к числу лучших гопи, которых называют вара. А в "Шри Гаура-ганодцеша-дипике" Шрилы Кави-карнапура говорится, что жены Господа Баларамы Шримати Варуни-деви и Шримати Ре-вати-деви, которых почитают воплощениями Ананга-манджари, явились в этом мире как супруги Господа Нитьянанды: Шримати Васудха-деви и Шримати Джахнава-деви. Стало быть, Бхактивинода Тхакур входит в круг вечных приближенных этих супруг Господа Нитьянанды. Вот почему Годрумадвипа, и в особенноети Свананда-сукхада-кунджа-рынок Святого Имени, где начиналась проповедь Господа Нитьянанды в Бенгалии, была излюбленным местом Бхактивиноды Тхакура.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.