Первая часть книги будет опубликована на день явления Шрилы Бхактивиноды Тхакура. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Первая часть книги будет опубликована на день явления Шрилы Бхактивиноды Тхакура.

2019-08-07 174
Первая часть книги будет опубликована на день явления Шрилы Бхактивиноды Тхакура. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Гаудия-вайшнава самадхи Вриндавана»

Отрывок из книги Ш.Маханидхи Махараджа

(Стр. 79-84)

Шрила Бхактивинода Тхакур

 

Шри Сатчитананда Бхактивинода Тхакур явился в 1838 году в обеспеченной семье, проживающей в округе Надия, в Западной Бенгалии. Своими необычайными проповедническими деяниями и многочисленными литературными работами он доказал свое положение вечного спутника Шри Чайтаньи Махапрабху. Ведя жизнь маха-бхагавата-вайшнава, он оставался в грихастха-ашраме вплоть до нескольких последних лет его жизни. Тогда он отрекся от всего, принял посвящение бабаджи и вошел в самадхи, всецело погрузившись в любовное служение Гаура-Гададхаре и Радха-Мадхаве.

«Он занимал ответственный правительственный пост в окружном суде (высший суд), обеспечивая семью, воспитанную на принципах сознания Кришны. В то же самое время, он многочисленными способами служил Всевышнему Господу. Столь прекрасной была вся его жизнь. Практически весь день проработав в суде, он отдыхал всего четыре часа в сутки, после чего вставал в полночь и до самого утра посвящал себялитературному труду. Таким был режим его дня» (Шрила Прабхупада).

Тхакур Бхактивинода получил вайшнава-дикшу у Шри Випина-бихари Госвами, духовного учителя в цепи ученической преемственности, идущей от Шри Джахнавы Маты. Затем он встретил Шрилу Джаганнатху даса Бабаджи, который даровал ему воодушевление и наставления. Занимая престижный чиновничий пост, а также обладая широчайшей эрудицией и духовными качествами, Бхактивинода Тхакур оставался скромным, смиренным и дружелюбным человеком. Собирающие подаяния монахи всегда покидали его дом довольными и счастливыми. Он был доброжелательным человеком, никогда никому не завидовал и даже в спорах никогда не выражал недовольства. Никогда не произносил он ни слова, способного ранить чувства другого человека.

«Тхакур всегда был отважен и стремился помочь каждому. Сведя личные потребности к минимуму, он вел самую непритязательную жизнь», – рассказывал о нем один пандит. В нижеследующей цитате из «Шаранагати», Шрила Бхактивинода, наделенный всеми божественными качествами, занимает положение обусловленной души для того, чтобы научить нас продвижению в сознании Кришны:

«Вы должны быть постоянно погружены в воспевание славы Кришны. Совершая кришна - киртан, вы подчините контролю свой ум. Отбросьте наносную гордость. Воспринимайте себя как никчемных нищих. Ниже и смиреннее соломы на улице. Прощайте всех, уподобляясь дереву. Отбросив всякое насилие по отношению к другим живым существам, поддерживайте их существование. На протяжении всей своей жизни никогда не причиняйте беспокойств другим. Но дарите им добро, делайте их счастливыми и забудьте о собственном счастье.

Так обретя благочестие и всеблагие качества, вы должны оставить стремление к славе и почестям. Просто впустите в свое сердце смирение. Зная, что Господь Шри Кришна пребывает в сердце каждого живого существа, вы должны уважать и выражать почтение каждому. Таким смирением вы обретете добродетель, милосердие, почтительное отношение к каждому, а также отречетесь от желаний славы и стремления к почестям. В таком состоянии вы должны воспевать славу Всевышнего Господа. Проливая слезы, Бхактивинода возносит эту молитву у лотосных стоп Господа: «О Господь, когда же ты даруешь мне все эти качества?»

Не упуская ни малейшей возможности для любовного служения Кришне, он каждый день следовал строгому расписанию:

20.10Отдых (2 часа)

22.00 – 4.00 Писательский труд

4.00 – 4.30 Отдых

4.30 – 7.00 Повторение джапы

7.00 – 7.30 Корреспонденция

7.30 – 9.30 Изучение шастр

9.30 – 10.00 Омовение, прасад (½ литра молока, фрукты, 2 чапати)

10.00 – 13.00 Работа в суде

13.00 – 14.00 Отдых дома

14.00 – 17.00 Работа в суде

17.00 – 19.00 Перевод шастр с санскрита на бенгали

19.00 – 20.00 Омовение, прасадам (½ литра молока, рис, 2 чапати)

 

Общий расход времени:

Сон – 3 часа

Писательский труд – 8 ½ часов

Джапа, изучение писаний – 4 ½ часа

Работа – 6 часов

 

Шринивас Ачарья прославляет шесть Госвами Вриндавана словами: нана-шастра-вичаранайка-нипунау сад-дхарма самстхапакау, локанам хита каринау … «Шесть Госвами Вриндавана изучили все шастры для того, чтобы утвердить вечные религиозные принципы на благо всех и каждого». Аналогично этому Тхакур Бхактивинода сделал очень много ради блага человечества. И поэтому его заслуженно называют «седьмым Госвами».

Биографические работы приводят три выдающихся достижения Шрилы Бхактивиноды Тхакура:

(1) Он написал 100 книг на тему духовной жизни.

(2) Он открыл место рождения Господа Чайтаньи.

(3) Он ввел множество нововведений в искусство проповеди.

Помимо книг (на языках бенгали, ория и английском), вдохнувших новую жизнь в послание Махапрабху и объяснивших его, он написал сотни поэм и песен, пропитанных духовными эмоциями и сиддханта-шастрой (философскими заключениями).

«Его работы сделали сокровенные наставления Шри Чайтаньи Махапрабху доступными пониманию современного читателя. И изложены они языком необычайно убедительным, проникнутым духом преданности», – скажет позднее ученик Тхакура Бхактивинод.

«Шри Кришна-самхита», «Кальяна Калпатару», «Шри Чайтанья-шикшамрита», «Шри Навадвипа-дхама Махатмья», «Джайва-дхарма», «Шри Харинама-чинтамани», «Бхаджана-рахасья», «Гита-мала», «Гитавали», «Шаранагати» и комментарии на «Бхагавад-гиту» и «Чайтанья-чаритамриту». В «Гитавали» Тхакура Бхактивиноды есть такие слова:

«Тот, кто не может поклоняться лотосным стопам Шри Радхики, обители всего благоприятного; тот, кто не может найти прибежища в трансцендентной обители Вриндавана, украшенной лотосоподобным именем Радхи; тот, кто не общается с преданными Радхики, сердца которых исполнены мудрости и любви Радхики, разве сможет такой человек когда-либо насладиться океаном блаженства вкусов преданного служения Господу Шьямасундаре?

Постарайтесь понять, что Шри Радхика – это наставница мадхурья-расы (вкуса супружеской любви). Мадхурья-према Радха-Мадхавы предназначена для обсуждения и медитации. Тот, кто наслаждается лотосными стопами Шримати Радхарани, обретает лотосные стопы Мадхавы, бесценного сокровища среди всех сокровищ. Не приняв прибежища лотосных стоп Радхи, преданный никогда не встретит Кришну. Ведические писания утверждают, что Кришна принадлежит служанкам Шри Радхи. Оставь жену, сыновей, друзей, богатство, последователей, спекулятивное знание и материалистическую деятельность. Просто сосредоточься на сладостном служении лотосным стопам Шримати Радхарани. Такова единственная просьба Бхактивиноды».

За последние пятьсот лет место рождения Господа Чайтаньи неоднократно подвергалось затоплению неукротимыми водами Ганги. В 1888 году, Шрила Бхактивинода Тхакур открыл джанмастхану (место рождения)Шри Чайтаньи Махапрабху в Йогапитхе, в Шридаме Майяпуре. Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махараджа, известный святой сиддха и парамахамса-расика-вайшнава, подтвердил догадку Тхакура. Это славное известие быстро донеслось до Враджа-бхуми. Тогда Тхакур ввел в Йогапитхе поклонение Господу Гауранге и Шримати Вишнуприе.

Открытый всему новому, в 1896 году он отправил в университеты всего мира книгу стихов «Шри Гауранга-лила смарана», которая включала в себя сорок семь страниц английского вступления: «Шри Чайтанья Махапрабху: Его жизнь и наставления». Этот поступок коренится в горячем стремлении распространить наставления Господа Чайтаньи в странах Запада.

Бхактивинода Тхакур стал автором трех предсказаний: «Скоро появится личность, – писал он, – которая будет странствовать по всему миру и распространит наставления Господа Чайтаньи».

Второе его пророчество гласило: «Очень скоро воспевание харинама-санкиртана распространится по всему миру. О, когда же настанет тот день, когда преданные Америки, Англии, Франции, Германии, России возьмут караталы и начнут петь Харе Кришна в своих городах?»

Третье пророчество: «Когда же настанет тот день, когда светлокожие иностранцы приедут в Шри Маяпур-дхаму, присоединятся к бенгальским вайшнавами начнут петь: «Джая Шачинандана! Джая Шачинандана!» Когда же настанет этот день?»

Надо отметить, как особый знак, что Шрила Прабхупада явился в этом мире именно в 1896 году, когда Бхактивинода Тхакур послал свои книги через океан. Воля Господа Чайтаньи, желание Тхакура Бхактивиноды и милость Шрилы Сарасвати Тхакура позволили Шриле А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде распространить наставления Шри Чайтаньи и воспевание Харе Кришна по всему миру. И Прабхупада выполнил три предсказания Тхакура!

Лишенный гордыни, смиренный, излучающий чистую любовь к Радха-Говинде, Шрила Прабхупада отдал должное предыдущим ачарьям. «Мы должны признать, что в своей изначальной форме Движение сознания Кришны (ИСККОН) было создано Шрилой Бхактивинодой Тхакуром».

В 1996 году, через сто лет после того, как Бхактивинода Тхакур сделал свои знаменитые предсказания, три тысячи «светлокожих преданных» из Америки, Англии, Франции, Германии, России и пятидесяти других стран собрались в храме ИСККОН Маяпура Чандродая Мандире в Шридаме Маяпуре. Они присоединились к тысяче «бенгальских вайшнавов» и сотрясли вселенную пением «Джая Шачинандана, Джая Шачинандана, Джая Шачинандана, Гаура-хари». Вся слава Шриле Сатчитананде Бхактивиноде Тхакуру!

В 1914 году, в день ухода Шри Гададхары Пандита (воплощения Шри Радхи), Тхакур Бхактивинода вошел в вечные игры Гаура-Гададхары и Радха-Мадхавы. В Годрумадвипе (Навадвипа) Шри Шри Гаура-Гададхара, Божества Бхактивиноды Тхакура ждут преданных, чтобы благословить их в Свананде-сукхада-кундже. В нитья-враджа-лиле Радха-Мадхавы Бхактивинода Тхакур, являясь Камалой- манджари, служит Шримати Радхарани. Его пушпа-самадхи находится в его бхаджан-кутире у Радха-кунды.

«Великие вайшнавы»

Том 2

Радханатха Махарадж

Бхактивинод Тхакур

В нашей парампаре помимо Шестерых Госвами, которые были полностью поглощены чистым преданным служением в духе отречения, есть Седьмой Госвами. Это Бхактивинод Тхакур. Он имел семью, работал, чтобы поддерживать ее, выполнял другие социальные обязанности и при этом был полностью сознающим Кришну ачарьей Гаудия-вайшнавской сампрадаи.

У него была супруга Бхагавати, десять детей, он жил в хорошем доме и служил судьей в британском правительстве Индии. Но его настроение преданности ничем не отличалось от Шестерых Госвами, которые жили во Вриндаване аскетичной жизнью под деревьями. В одной прекрасной песне Бхактивинод Тхакур сам говорил об этом:

грихе тхако, ване тхако, сада хари боле дако,

сукхе духкхе бхуло на’ко, вадане хари-нам коро ре

«Домохозяин ты или санньяси, пой неустанно: «Хари! Хари!!» Укрась свои уста хари-намой, и ни в радости, ни в горе не переставай петь святое имя».

Бхактивинод Тхакур показывал это на своем примере. На своей службе в суде он был очень искусен. Как судья Бхактивинод должен был выслушать обе стороны, описать дело, вынести решение и обосновать свое суждение. Разбирая 30-50 дел в день, он в каждом случае выносил точный и совершенный вердикт. Никто из судей не делал лучших записей, чем Бхактивинод. У самых лучших судей описание занимало около полутора часов, он же делал это в течение пяти минут. Ему предлагали продвижение по службе, премии, награды, но он отказывался от всего, потому что не был заинтересован в престиже. Приходя после службы домой, Бхактивинод снимал судейскую униформу и вел нама-хатту, проповедовал в деревнях и учил простых людей воспевать святые имена и изучать «Шримад-Бхагаватам».

В восемь часов вечера он ложился спать. Через два часа Бхактивинод вставал и до четырех утра писал книги и статьи, а также молитвы и бхаджаны, которые до сих пор поют вайшнавы. Затем он повторял свою джапу, отвечал на почту, принимал кришна-прасад, предложенный Божествам, немного отдыхал и отправлялся на службу. Его нравственность была безукоризненна, и он был олицетворением целостности характера. Все, что он делал, было проявлением экстатической любви к Кришне.

Британское правительство назначило Бхактивинода Тхакура судьей в Джаганнатха Пури. В те времена главный судья Джаннанатха Пури был одновременно и главным управляющим храма Господа Джаганнатхи. При Бхактивиноде Тхакуре джаганнатха-сева была совершенной. Господу Джаганнатхе каждый день предлагали пятьдесят шесть подношений, а потом раздавали прасад тысячам людей. Бхактивинод Тхакур был вдохновителем этого служения.

Однажды старший комиссар британского правительства в Ориссе мистер Радачар поручил Бхактивиноду Тхакуру разрешить очень деликатную ситуацию, с которой не знал, что делать. Местные жители жаловались на могущественного йога Бхишикишена, который жил неподалеку. Он объявлял себя Богом, воплощением Маха-Вишну, соблазнял и осквернял целомудренных девушек и даже замужних женщин и собирался совершить революцию. Йог действительно обладал сверхъестественными способностями и мистическим могуществом, и многие люди поклонялись ему как воплощению Маха-Вишну. Бхактивинод Тхакур как доверенное лицо комиссара с несколькими солдатами в красных тюрбанах пришел в деревню, где находился ашрам йога. Как только Бхактивинод Тхакур вошел в ашрам, Бхишикишен сразу назвал его Веданатхом — по имени, полученному при рождении, — рассказал все детали его биографии и цель, с которой он пришел сюда. Затем он стал демонстративно исцелять от тяжелых болезней множество пришедших к нему людей. Наконец, он тряхнул головой, и из его длинных спутанных волос вырвалось пламя. Бхишикишен сказал Бхактивиноду Тхакуру:

— Мне известны все твои намерения, я Бог, Маха-Вишну, и я низошел в этот мир, чтобы выгнать всех британцев и спасти нашу Индию!

— Если ты Маха-Вишну, — спросил его Бхактивинод Тхакур, — то почему ты живешь не в храме в Джаганнатха Пури, а здесь, в джунглях? Там же храм Бога, почему бы Богу не жить в храме?

— Да, я Господь, и мне незачем идти в храм и смотреть на бревно!

Это и хотел услышать от него Бхактивинод Тхакур. Бхишикишен оскорбил Джаганнатху, назвав Его простой деревяшкой, а себя — Господом. Бхактивинод увидел, что этот человек — притворщик и негодяй, который обманывает людей, и стал проповедовать ему. Но Бхишикишен пригрозил ему: «Если ты попытаешься навредить мне, я уничтожу тебя. Я могу в несколько секунд уничтожить всю вселенную!» Бхактивинод Тхакур продолжал свою замечательную проповедь, но этот человек был настолько гордым, что до него не дошло ни одно слово. Бхактивинод отправился в соседнюю деревню и провел расследование, которое показало, что Бхишикишен часто устраивал раса-лилы. На них он приглашал молодых девушек, а нередко и чужих жен. Некоторые мужчины поверили, что он в самом деле Бог, и сами отправляли своих жен на эти раса-лилы. После танцев Бхишикишен занимался с этими женщинами сексом. Образованные и культурные люди были возмущены, потому что он соблазнял даже их жен. Они жаловались Бхактивиноду: «Он разрушает наши семьи!»

Проведя это расследование, Бхактивинод Тхакур заявил Бхишикишену: «Я выяснил, чем ты занимаешься, и арестую тебя». Бхишикишен, чтобы показать свое могущество, первым делом, сидя в позе лотоса, опустил свое лицо в священный огонь, который горел перед ним, и долго держал его там, а затем встал и показал, что на его лице не только не было никаких ожогов, но даже не обгорели волосы! Он заявил Бхактивиноде Тхакуру:

«Ты не можешь меня арестовать — я Бог, и все находится под моим контролем!» Но Бхактивинод Тхакур приказал полицейским арестовать его. По мере того, как полицейские приближались, глаза Бхишикишена превращались в раскаленные уголья, из них сыпались искры, а волосы были просто объяты пламенем, разлетавшимся во все стороны. Полицейские перепугались: «А что, если он в самом деле Бог?!» Бхактивинод Тхакур тем не менее настаивал на том, что его надо арестовать. Бхишикишен стал угрожать тем, что если его арестуют, то вся нация погибнет. Но Бхактивинод Тхакур был бесстрашен и непреклонен, он приказал посадить Бхишикишена на повозку, запряженную быками. Полицейские окружили его, и тысячи его последователей наблюдали за этим. Ситуация была опасная. Когда полицейские силой сажали Бхишикишена в повозку, он громко заявил: «В «Бхагавад-гите» я сказал, что всегда буду защищать своих преданных, и поэтому, поскольку ты, Бхактивинод, являешься моим преданным, я добровольно позволяю себя арестовать, чтобы защитить и подтвердить твое обещание!»

Так его посадили в тюрьму, а перед ее воротами собрались тысячи и тысячи его последователей и с криками «Несправедливость и оскорбление Бога!!!» бросали камни.

Потом начался суд, который длился восемнадцать дней. На шестой день суда Бхишикишен стал угрожать Бхактивиноду Тхакуру: «Если ты сегодня не освободишь меня, я уничтожу всю твою семью! Когда придешь домой, держи себя в руках!»

Вернувшись домой, Бхактивинод застал жену в слезах. Она сказала, что у их детей очень высокая температура, и они на грани смерти. Она стала просить мужа отпустить Бхишикишена, поскольку он действительно очень могуществен. Но Бхактивинод Тхакур оставался непреклонен: «Даже если мы все умрем, я не отпущу его! Он обманывает людей, и его нужно наказать! Под видом религии он грешит и объявляет себя Богом и поэтому его необходимо наказать». Всю ночь дети лежали в горячке, а Бхактивинод Тхакур повторял святые имена. Утром семья была здорова.

Это повторялось не единожды. В предпоследний день суда Бхишикишен заявил, что убьет Бхактивинода Тхакура с помощью своей мистической силы. И действительно весь этот день и всю ночь Бхактивинод страдал от сильнейшей боли в груди, а наутро не мог даже ходить, и в зал суда его принесли в паланкине. И все-таки в последний день он приговорил Бхишикишена к тюремному заключению и полутора годам каторжных работ. Бхишикишен в ярости своей был олицетворением гнева, а все его последователи негодовали и угрожали. Бхактивинод понял, что вся сила этого йога заключалась в его спутанных волосах. Как рассказывал Шрила Прабхупада, Бхактивинод велел цирюльнику срезать эти волосы, и когда тот принялся за дело, от волос стал исходить огонь. Цирюльник отказался «стричь волосы Бога», и тогда Бхактивинод сам взял ножницы и отрезал их. После этого могущество Бхишикишена исчезло. Перед этим в течение двадцати одного дня заключения в тюрьме он ничего не ел, не пил и не спал и это никак на нем не сказывалось. Но после потери волос он сразу упал на землю и не мог подняться. Его вынесли на носилках, и, увидев это, все тысячи его последователей отвергли его: «Что это за Бог, который теряет силу, стоит лишь отрезать его волосы!» Бхактивинод же сразу выздоровел.

Эта и подобные истории, которых было множество, показывают, насколько Бхактивинод Тхакур был бесстрашен.

В нашей Гаудия-сампрадае, как и во всех других религиях мира, чистота истины с течением времени искажается, и люди начинают использовать имена основателей сампрадаи и своих духовных отцов в своих эгоистических интересах.

Была группа людей, которых называли «пракрита-сахаджиями», и ее последователи во имя проповеди учения Господа Чайтаньи совершали безнравственные поступки, а невежественные люди следовали за ними. Но разумные люди из-за этих негодяев отвергли всю нашу сампрадаю. Истинные же святые жили в уединении, и никто их не знал.

Бхактивинод Тхакур в своих книгах, через свою проповедь и лекции бесстрашно выявил и развенчал все эти отклонения. Несмотря на все угрозы, он восстановил философию, высшую этику и мораль, данные Господом Чайтаньей.

Он хотел отказаться от судебной деятельности, чтобы полностью посвятить себя проповеди, но британские власти отказывали ему в отставке, потому что он был лучшим их служащим. Тогда он устроил все так, чтобы постоянно жить в Навадвипе. Там он искал и нашел место явления Господа Чайтаньи. Он знал, что это место — одно из самых важных во всей Вселенной, но со временем о нем забыли. Однажды, находясь на веранде своего дома в Навадвипе, он увидел на горизонте особенное сияние в одном месте. Он стал изучать древние писания и старые карты и нашел неопровержимые доказательства того, что Господь Чайтанья явился именно в этом месте. Но он хотел, чтобы это подтвердил его гуру. Джаганнатхе Дасу Бабаджи было тогда около ста двадцати лет. Он уже не видел и в течение многих лет не ходил. Его слуга носил его на плечах в корзине. Таким же образом Бхактивинод Тхакур принес его на это место. Там не росло ничего, кроме Туласи. Когда Бхактивинод Тхакур поставил корзину на землю, Джаганнатха Дас Бабаджи, который много лет не стоял на ногах, выскочил из корзины и стал танцевать, высоко подпрыгивая с криками: «Джая Шачинандана! Это место явления Господа Чайтаньи!»

Бхактивинод Тхакур всю жизнь прекрасно служил Господу Чайтанье и постоянно молился Ему: «Пожалуйста, пошли мне кого-нибудь, кто поможет мне в моей миссии. Пошли мне луч Вишну, который осветит мой путь, чтобы я мог распространить славу санкиртаны и чистой любви к Богу». И в ответ на эту молитву в Джаганнатха Пури у него родился сын, в котором были проявлены все признаки маха-пуруши. Когда он был еще маленьким ребенком, на Ратха-ятре колесница остановилась прямо напротив дома Бхактивинода Тхакура на обочине главной дороги. Мать Бхагавати вынесла маленького сына, чтобы он получил милость Господа Джаганнатхи.

Как только она положила его к стопам Господа, с Божества упала гирлянда, которая окружила ребенка со всех сторон. Бхактивинод Тхакур понял, что его молитвы были услышаны.

Он был домохозяином, у которого было десять детей, и, несмотря на это, продолжал свое служение. Он относился к своему дому как к храму Радхи-Мадхавы. В одной из своих песен он писал: «Возвращаясь домой, я вижу, что преданность моей семьи превратила его в Голоку Вриндавану». Бхактивинод Тхакур был полностью поглощен повторением святых имен Господа и проповедью святого имени. Его жизнью и душой была проповедь сознания Кришны. Он предсказал, что однажды наступит день, когда люди всего мира — американцы, европейцы, русские, африканцы и индусы соберутся вместе подобно братьям и сестрам и будут громко петь святое имя. Это была его мечта и его видение: чтобы люди собирались в Майапур-дхаме изучать жизнь и учение Господа Чайтаньи, чтобы в деревнях и городах люди пребывали в настроении Господа Чайтаньи и воспевали святые имена.

Сын Бхактивинода Тхакура Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур принял это видение как свою жизнь и душу. Он основал около шестидесяти четырех храмов по всей Индии, а его дорогой ученик, наш возлюбленный гуру Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада принял это видение своих предшественников как свою жизнь и душу и путешествовал по всему миру, неся это послание и распространяя славу святых имен.

Предисловие к журналу «The Harmonist», издаваемому под редакцией

Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(Из первого номера XXV тома за июнь 1927 года)

 

Название этого журнала, «Harmonist», нуждается в некотором разъяснении. Предшествовавшее ему бенгальское издание носило название «Саджжана-тошани». Но, появившись на английском языке, этот журнал нисколько не утратил своей цели и возвышенной духовной сути. Слово «harmonist» прекрасно отражает смысл прежнего санскритского названия (саджжана-тошани), которое было адаптировано, чтобы подчеркнуть его подлинную цель и сделать ее понятным каждому.

Слово «саджжана» состоит из двух частей – сат и джана. Сат – это Бог или Абсолютная Истина. Согласно шрути (ом тат сат) слово «сат» означает вечно-существующее и неизменное духовное Начало, совершенную гармонию. Слово «саджжана» указывает на тех, кто служит сат. Слово «тошани» женского рода, и указывает на ту, кто желает доставить радость. Таким образом, цель журнала состоит исключительно в удовлетворении саджжанов. Женский род слова подчеркивает смиренное преклонение перед саджжанами. Само слово «саджжана» не следует ограничивать его словарным определением. Саджжана – это любой, кто обладает ясным духовным восприятием всех живых существ без исключений. В особенности следует задуматься над следующим изречением:

хе садхавах сакалам эва вихайа дурат
чаитанйачандра-чаране курута-анурагам

«О садху, проститесь со всем издалека и поднесите преданность своих сердец лотосоподобным стопам Чайтаньячандры».

«Harmonist», как вестник Слова Божьего, наделен всеми необходимыми качествами. Его высшее предназначение в том, чтобы благословить всех живых существ, передав им божественное послание в понятной для них форме. Его цель не в том, чтобы создать еще больший хаос, а наоборот – чтобы принести гармонию. В этом состоит кардинальное различие между ним и теми, кто стремится к возвышению или освобождению. Обе эти категории не способны утолить подлинные запросы души, поскольку стремящимся к этому людям свойственно лишь принимать и отвергать объекты этого бренного мира. Все усилия карми направлены на обретение временных благ для себя и своих близких. Вся их деятельность посвящена временному облегчению от страданий и не дает никаких долгосрочных гарантий. К тому же все их усилия порождены тьмой. Это также относится к так называемым филантропам и их благотворительным акциям, которые ничем не лучше наших ягьев, втянутых в убийства животных под предлогом жертвоприношений. Стремящиеся к освобождению также полны заблуждений, поскольку надежно похоронили само желание удовлетворить запросы своего сердца.

Оба эти пути (карма и мукти) способны привести лишь к полному разочарованию и опустошению во всех отношениях. Приверженцы спасения горделиво восседают на троне своего бессмысленного и эгоистичного отречения, а та цель, которую они называют урегулированием своего существования, является ничем иным, как смертью еще при жизни. Та же перспектива у карми, которые обусловлены и запутаны в той же степени и никому не способны принести благо. Само лекарство от зла этого мира, которое пропагандируют обе эти категории людей, не действует, а наоборот, причиняет еще больший вред. Их так называемые благие усилия лишь разжигают вражду, а также создают хаос и беспорядки. Однако подлинная цель «Саджжана-тошани» в том, чтобы полностью излечить от этого зла. Тот метод, который она предлагает, не имеет ничего общего с усилиями тех, кто жаждет возвышения и освобождения. Этот метод известен как «доброта без дурных последствий» Шри Чайтаньядева, так превосходно описанный Сварупой Дамодаром в следующем стихе:

хелоддхунита-кхедайа вишадайа пронмилад-амодайа
шамйач-чхастра-вивадайа раса-дайа читтарпитонмадайа
шашвад-бхакти-винодайа са-мадайа мадхурйа-марйадайа
шри-чаитанйа-дайа-нидхе тава дайа бхуйад амандодайа

«О Шри Чайтанья, Ты – океан доброты и милосердия! Прошу, пробуди меня Своей беспричинной милостью, не несущей никаких дурных последствий. Рассей все мои печали и несчастья, очисти меня и тем самым даруй подлинное понимание мира. Награди трансцендентным блаженством! Приведи в согласие все кажущиеся противоречия шастр. Омой дождем расы, сутью самой Гармонии! Очаруй божественным упоительным опьянением чистого сознания! Оживи нескончаемый поток преданности в сердце и даруй умиротворение чистой душе, погрузив в сладость божественного служения».

Эта «Саджжана-тошани» впервые вышла в 1879 году в форме ежемесячной газеты на бенгальском языке под руководством Бхактивинода Тхакура. Он оставался ее редактором на протяжении семнадцати лет. В дальнейшем она перешла к нынешнему реактору и под его руководством издавалась еще семь лет. По ряду причин дальнейшая публикация «Саджжана-тошани» стала невозможной, однако пять лет назад сущность этой газеты проявилась в форме еженедельного религиозного издания под названием «Гаудия».

«Саджжана-тошани» под редакцией Бхактивинода Тхакура издавалась главным образом на бенгальском языке, лишь изредка выходили отдельные номера на английском. Началось все со статей последователей школы божественной гармонии, но впоследствии номера обогатились оригинальными текстами четырех вайшнавских сампрадай, благодаря которым читатели постепенно узнавали важные понятия и особенности этих четырех школ. Так Бхактивинод Тхакур, первый бенгальский проповедник шуддха-бхакти (чистой преданности Богу) нынешнего века, служил общественности, которая в то время не была готова принять его подлинное послание во всей полноте. И хотя в ту пору даже его сторонники не могли осознать все значение его послания, его книги помогли людям познакомиться с принципами религии вайшнавов.

Учителя вайшнавизма, или школы божественной гармонии, традиционно делятся на три класса согласно степени своей преданности Богу. Те, чья преданность чиста и безупречна, называются шуддха-бхактами. Следующий класс – это мишра-бхакты, то есть те, чья преданность имеет посторонние примеси. Преданность же биддха-бхакт, учителей третьего класса, почти полностью искажена. Во времена Бхактивинода Тхакура в Бенгалии учителей первого класса (шуддха-бхакт) можно было пересчитать по пальцам. Его обращение предназначалось главным образом мишра-бхактам и биддха-бхактам, среди которых он нашел своих сторонников и последователей. В тот период «Саджжана-тошани» находилась под некоторым влиянием образа мысли этих последователей. Сам Бхактивинод Тхакур, первый проповедник шуддха-бхакти, видел крайнюю необходимость в том, чтобы до некоторой степени примириться с влиянием мишра-бхакт и биддха-бхакт в этом движении. Но впоследствии, по воле Всевышнего, «Саджжана-тошани» постепенно стала строгим приверженцем движения шуддха-бхакти. Это подтверждает тот факт, что принципы шуддха-бхакти приняли многие высокообразованные и искренние души, тем самым знаменуя успех проповеди Бхактивинода.

Время от времени Бхактивинод Тхакур издавал номера «Саджжана-тошани» на английском языке. Его целью было распространение послания шуддха-бхакти как в Бенгалии, так и за ее пределами. Также он постоянно стремился повысить качество бенгальских изданий. Сейчас же «Саджжана-тошани», ради распространения этого благого послания по всему миру, оставила свои «бенгальские одежды» и появилась на международном английском языке.

Это пребывает в полном согласии с желанием Махапрабху распространить это знание как можно шире. Махапрабху ничем не ограничивал Свое послание. Скорее наоборот, Его послание предназначалось для всех живых существ, включая мир животных и растений. И ради распространения Своего послания божественной любви Он собрал бесчисленную армию последователей.

«Чайтанья-Бхагавата» (жизнеописание Шри Чайтаньядева, выполненное Вриндаваном Дасом Тхакуром) провозглашает желание Махапрабху в следующем стихе1:


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.