Постройте прямое и косвенное доказательства тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а затем индукцию. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Постройте прямое и косвенное доказательства тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а затем индукцию.

2017-05-12 1439
Постройте прямое и косвенное доказательства тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а затем индукцию. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. М. Ломоносов был всесторонне развитым человеком.

2. В этом журнале публикуются разнообразные статьи.

3. Современная молодежь мало читает.

4. Всякая наука заслуживает уважения.

5. Любви все возрасты покорны.

6. У многих молодых людей нет возможности учиться в вузе.

7. Экологическое состояние городов плачевно.

8. Современная молодежь много развлекается.

9. Россияне стали жить лучше.

10. Некоторые бюрократы честные люди.

Постройте прямое и косвенное опровержения тезисов.

1. Никогда не возникают проблемы с позвоночником у студентов.

2. Все кошки черные.

3. Все люди лгуны.

4. Все люди боятся признавать свои ошибки.

5. Некоторые депутаты имеют мизерную зарплату.

6. Сократ был основателем логики.

7. Все люди честные.

8. Грипп не представляет опасности для жизни.

9. Все врачи – классные специалисты.

10. Все студенты – серьезные люди.

11. Все умные люди – богатые.

12. Все лебеди являются белыми.

Порассуждайте над уловками и особенностями следующих софизмов, парадоксов и антиномий.

1. Одна песчинка не есть куча песка. Если n песчинок не есть куча песка, то и n+1 песчинка – тоже не куча. Следовательно, никакое число песчинок не образует кучу песка.

2. Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно, сидящий стоит.

3. То, что ты не терял – ты имеешь. Рога ты не терял, следовательно, ты их имеешь.

4. Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше.

5. Равен ли полный стакан пустому? Да. Проведем рассуждение. Пусть имеется стакан, наполненный водой до половины. Тогда можно сказать, что стакан, наполовину полный, равен стакану, наполовину пустому. Увеличивая обе части равенства вдвое, получим, что стакан полный равен стакану пустому. Кто докажет, что неверно?

6. Дилемма крокодила. Крокодил украл ребенка; он обещал отцу вернуть ребенка, если отец угадает – вернет ему крокодил ребенка или нет. Что должен сделать крокодил, если отец скажет, что крокодил не вернет ему ребенка?

7. Всадник не может сойти с лошади. Если он сойдёт с лошади, то это будет уже не всадник. Следовательно, не всадник, а пеший сошёл с лошади.

Темы докладов и рефератов

1. Логический парадокс и его роль в научном познании.

2. Правила ведения дискуссии.

3. Природа доказательного мышления.

4. Эпистемологическое значение апорий.

5. Софизмы и их роль в познавательной деятельности.

Контрольные вопросы

1. Что такое аргументация и какова её структура?

2. Чем аргументация отличается от доказательства?

3. Что такое демонстрация?

4. В чем состоит отличие опровержения от доказательства?

5. Какие приемы можно использовать в процессе аргументации?

Тема 9. Логика научного познания

Тематическое содержание

1. Понятие «научное знание» и его отличие от других форм знания.

2. Логико-методологические основы и подходы к выполнению научной работы.

 

Основные понятия: агностицизм, вера, гностицизм, дедукция, знание, индукция, искусство, истина, картина мира, квазинаука, лженаука, метатеория, мораль, объект познания, парадигма, паранаука, религия, скептицизм, субъект познания, теория, эмпирия, философия.

 

1. При подготовке к данной теме необходимо обратиться к систематическому курсу философии, дать определение понятию «знание», его формам и представить общую характеристику структурных особенностей познавательного процесса. В самом общем виде знание – это результат познания. В зависимости от объекта познания, а также методов и способов получения знания они могут делиться на обыденные, мифологические, религиозные, философские, научные. Отдельно необходимо остановиться на многообразных представлениях об истинности знания и его критериях.

Структура научного познания состоит из главных элементов научного знания, уровней познания и оснований науки. Элементами научного познания выступают разнообразные формы организации научной информации. В структуре научного познания выделяют два уровня (или стадии) исследования: эмпирический и теоретический. Они различаются по разным основаниям: по объекту, по глубине отражения изучаемого объекта, по методам и формам. Раскрывая содержание данной темы, необходимо уяснить, что в структуре научного знания кроме эмпирического и теоретического уровней выделяют метатеоретический уровень науки, который в свою очередь состоит из двух подуровней: общенаучные знания и философские основания науки. Каждый уровень обладает относительной самостоятельностью. Особое внимание необходимо уделить взаимосвязям (общему и особенному) структур и функций теоретического и эмпирического уровней с уровнем парадигмальным или метатеоретическим.

Научное познание отражает сложную картину мира и поэтому в структурном отношении не может носить простой характер. Раскрывая понятие «научная картина мира», необходимо подчеркнуть, что оно находится в зависимости от конкретно-исторических способов и форм познавательной деятельности. Важно отметить, что научная картина мира имеет методологическую и мировоззренческую функции. В данном вопросе можно также выделить и охарактеризовать онтологические, гносеологические и аксиологические принципы научной картины мира.

2. В отношении понятия «научность» однозначности употребления нет. Оно используется для характеристики как содержательной, так и формальной сторон знания. Традиционно данное понятие рассматривается как совокупность требований, дающих ориентацию для познавательной деятельности в области науки.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Научное исследование есть процесс познания объективной деятельности, закономерностей и связей между явлениями реального мира. Научные исследования в зависимости от своего целевого назначения, степени связи с природой или промышленным производством, глубины и характера научной работы подразделяются на несколько основных типов: фундаментальные, прикладные, разработки.

Фундаментальная наука – это область познания, подразумевающая теоретические и экспериментальные научные исследования основополагающих явлений. Фундаментальные исследования представляют собой получение новых знаний и дальнейшее развитие системы уже накопленных знаний. Цель фундаментальных исследований – открытие новых законов природы, вскрытие связей между явлениями и создание новых теорий. Фундаментальные исследования связаны со значительным риском и неопределённы с точки зрения получения конкретного положительного результата. Здесь также необходимо обратить внимание на роль развития фундаментальных наук в структуре науки и динамике научного познания.

Прикладные исследования – создание новых либо совершенствование существующих средств производства, предметов потребления и т.п. Прикладные исследования, в частности исследования в области технических наук, направлены на «освещение» научных знаний, добытых в фундаментальных исследованиях.

Разработки – использование результатов прикладных исследований для создания и отработки опытных моделей, технологии производства, а также усовершенствования существующей техники. На этапе разработки результаты, продукты научных исследований принимают такую форму, которая позволяет использовать их в других отраслях общественного производства.

Между фундаментальными исследованиями и промышленным производством лежит область взаимосвязанных стадий: прикладные исследования – разработка – проект – освоение. Проектирование и освоение принадлежат одновременно и области науки и области техники. Это научная работа, так как она охватывает творческую деятельность, которая основывается не только на известных уже навыках, стандартных приемах и практическим опыте, но и направлена на получение новых, оригинальных решений в области техники, технологии или организации производства.

Научное исследование – это процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Научное исследование проходит ряд этапов, которые и составляют структуру научного исследования:

1. Обнаружение проблемной ситуации.

2. Постановка проблемы.

3. Выдвижение и обоснование первоначальной гипотезы.

4. Теоретическое исследование.

5. Экспериментальные исследования.

6. Анализ и сопоставление результатов.

7. Уточнение первоначальной гипотезы.

8. Заключительные выводы.

9. Освоение результатов.

Темы докладов и рефератов

1. Философские основания науки.

2. Круг проблем современной эпистемологии.

3. Проблемы методологии научного творчества.

4. Границы научного познания.

5. Искусство и наука: проблемы взаимодействия.

6. Фактор веры в научном познании.

7. Паранаука и её роль в познавательной деятельности.

Контрольные вопросы

1. Опишите, в чем состоит сущность проблемы демаркации науки.

2. Верно ли считать, что «наука сама себе философия»?

3. Какое место в научном познании занимает вера?

4. Что первично в науке: теория или практика?

5. Какие критерии истинности научного знания вам известны?

ВАРИАНТЫ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант I

1. Укажите на предметное (денотат) и смысловое (концепт) значения выражений: отец, сын.

2. Укажите, какие из приведенных выражений являются именными функциями и какие пропозициональными; определите их местность (одноместная, или двухместная, или трехместная) и получите из них имена или предложения, выражающие истинные или ложные высказывания (суждения):

§ x–y=z.

§ x – первый Президент РФ.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.