Указания к работе над рефератом — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Указания к работе над рефератом



Слово «реферат» происходит от латинского «refero», что означает «пересказывать, воспроизводить, докладывать, сообщать». Под рефератом понимается краткое изложение, обзор материала по какой-то проблеме. Рефератом также называют краткий доклад с обзором существующих готовых материалов по какой-либо проблеме. Референтом называют человека, который готовит обобщение большого объема информации с целью сэкономить время на ее осмысление и подготовку решения.

Рефераты могут различаться по форме и содержанию, но общее у них то, что они содержат краткое, обобщенное изложение информации по интересующей проблеме. Реферат является самостоятельным научно-теоретическим исследованием. Работа над рефератом включает выбор темы, поиск и конспектирование литературы, анализ конспектов, составление окончательного плана, написание и оформление реферата.

Выбор темы может быть обусловлен как интересом к ней, так и ее смысловым соответствием теме диссертации. При конспектировании следует сопровождать выписки ссылкой на первоисточники. Работа над конспектами включает расположение материала в определенной смысловой последовательности, его анализ и оценку, формулирование собственных суждений; обязательно должна быть отражена связь с современностью.

Окончательный план фиксирует логическую последовательность в изложении главных моментов темы по принципу движения мысли от общего содержания к особенному, более конкретному.

 

Написание реферата

План содержит введение, основную часть, заключение.

Работа начинается с титульного листа, на котором указываются: название академии; название подразделения; название кафедры, название темы и учебной дисциплины, по которой пишется реферат; фамилия, имя, отчество автора реферата; фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание руководителя; год. На первой странице работы приводится оглавление (с указанием страниц структурных частей, глав, параграфов), которое является планом работы. В тексте реферата все цитаты, цифровые данные обязательно должны сопровождаться сноской с указанием источника с полными выходными данными.

Во введении (2–3 страницы) отмечается актуальность темы, делается обзор литературы, раскрываются мотивы выбора темы и задачи работы.

Основная часть (10–15 страниц) включает изложение содержания темы, анализ и оценку различных точек зрения, обоснование позиции самого автора, связь с современностью и, по возможности, с вопросами образования, воспитания.



Заключение (2–3 страницы) содержит главные выводы из изложенного. Далее приводится список литературы.

Требования к реферату

Главное требование к любому реферату – это самостоятельность его написания. Далее следуют соответствие содержания реферата его теме; полнота раскрытия темы согласно задачам, поставленным во введении; логичность плана; обоснование темы, критика различных точек зрения; логичность, последовательность и ясность изложения; аккуратность оформления.

Общий объем реферата – 15–20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала, кегль 14.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Учебные пособия

1. Бочаров В.А. Основы логики: учебник. / В.А. Бочаров, В.И. Маркин. – М.: Инфра-М, Форум, 2009.

2. Гетманова А.Д. Логика: учебник для вузов / А.Д. Гетманова. – 16-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2011. – 415 с.

3. Демидов И.В. Логика: учебник / И.В. Демидов. – 5-е изд., испр. – М.: Дашков и К, 2009. – 347 с.

4. Ивин А.А. Логика и теория аргументации: Элементарный курс: учебное пособие для вузов / А.А. Ивин. – М.: Гардарики, 2007.

5. Ивлев Ю.В. Логика: учебник / Ю.В. Ивлев. – М.: Проспект, 2008. – 304 с.

6. Кириллов В.И. Логика: учебник для юридических вузов / В.И. Кирилов, А.А. Старченко. – М.: Проспект, 2012. – 240 с.

7. Мареев С.Н. Логика: учебник для вузов / С.Н. Мареев. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Экзамен, 2009. – 320 с.

8. Маслов Н.А. Логика: учебник для вузов / Н.А. Маслов. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 413 с.

9. Светлов В.А. Логика: учебное пособие / В. А. Светлов. – СПб.: Питер, 2011. – 318 с.

10. Челпанов Г. И. Учебник логики / Г. И. Челпанов. –11-е изд., доп. – М.: URSS, 2009. – 264 с.

Словари и справочники

1. Горский Д.П. Краткий словарь по логике / Д.П. Горский, А.А. Ивин, А.Л. Никифоров. – М.: Просвещение, 1991.

2. Гетманова А.Д. Логика: словарь и задачник / А.Д. Гетманова. – М., 1998.

3. Ивин А.А. Словарь по логике / А. А. Ивин, А.Л. Никифоров. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1998.



4. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Наука, 1975.

5. Логический словарь: ДЕФОРТ / под ред. А.А. Ивина и др. – М., 1994.

6. Современный словарь по логике: А – Я / сост. В.В. Юрчук. – Минск: Соврем. слово, 1999.

 

Сборники задач и упражнений

1. Байиф Ж.К. Логические задачи / Ж.К. Байиф. – М., 1983.

2. Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения / В.Ф. Берков. – Минск, 1998.

3. Ведин И.Ф. Упражнения по логике / И.Ф. Ведин. – Рига, 1982.

4. Галенок В.А. Логика в вопросах, задачах, ответах: анализ ситуаций из практики органов внутренних дел) / В.А. Галенок. – Минск, 1988.

5. Гомбоева Л.В. Индивидуальные контрольные задания по логике / Л.В. Гомбоева. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2003.

6. Грядовой Д.И. Логика: Практ. курс основ формал. логики: учеб. пособие в крат. излож. и упражнениях / Д.И. Грядовой. – М.: Щит-М , 2004.

7. Ивин А.А. Практическая логика / А.А. Ивин. – М.: Просвещение, 1996.

8. Ивлев Ю.В. Логика: сб. упражнений / Ю.В. Ивлев. – Б. м.: Кн. дом "Университет", 1998.

9. Ивлев Ю.В. Упражнения по логике / Ю.В. Ивлев. – М., 1972.

10. Кириллов В.И. Упражнения по логике: учебн. пособие / В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина; под ред. В.И. Кириллова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби; Изд-во «Проспект», 2007.

11. Мельников В.Н. Логические задачи: учеб. для гуманит. спец. вузов / В.Н. Мельников. – Киев; Одесса: Выща шк., 1989.

12. Павлова К.Г. Задачи и упражнения по логике / К.Г. Павлова. – Владивосток, 1985.

13. Сборник упражнений по логике: учеб. пособие для вузов / В.И. Бартон и др. – Минск: Университетское, 1990.

14. Сборник упражнений по логике: для вузов / В.Ф. Берков и др. – Минск: Изд-во БГУ, 1977.

15. Смаллиан Р.М. Как же называется эта книга?: сб. задач по логике / Рэймонд М. Смаллиан; пер. с англ., предисл. Ю.А. Данилова. – М.: Изд. дом Мещерякова, 2007.

16. Упражнения по логике: учеб. пособие / Под ред. В.И. Кириллова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрист, 1993.

17. Яшин Б.Л. Сборник задач и упражнений по логике / Б.Л. Яшин. – М., 1996.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

1. Понятие и содержание формальной логики.

2. Виды логик (классические и неклассические).

3. Историческое развитие логики как науки.

4. Значение логики как науки.

5. Понятие о логическом законе. Законы формальной логики.

6. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия.

7. Виды понятий. Определение понятий.

8. Отношения между понятиями.

9. Операции с понятиями.

10. Общая характеристика суждения. Простое суждение.

11. Сложное суждение и его виды.

12. Отношения между суждениями по значениям истинности. Модальность суждений.

13. Умозаключение и его виды.

14. Простой и сокращенный категорический силлогизмы.

15. Сложные и сложносокращенные силлогизмы.

16. Условные и разделительные умозаключения.

17. Индуктивные умозаключения и их виды.

18. Умозаключение по аналогии и его виды.

19. Понятие доказательства и его виды.

20. Понятие опровержения.

21. Понятие о софизмах и логических парадоксах.

22. Доказательство и дискуссия.

23. Схема и правила ведения спора.

24. Понятие причины и основные свойства причинных связей.

25. Методы установления причинной зависимости явлений.

26. Построение гипотезы. Подтверждение и опровержение.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Абстрагирование–это мысленное выделение, вычленение некоторых элементов конкретного множества и отвлечение их от прочих элементов данного множества.

Абсурд(от лат. absurdus – нелепый, глупый) – в логике под А. обычно понимается противоречивое выражение. В таком выраже­нии что-то утверждается и отрицается одновременно.

Аксиома (от греч. axioma – значимое, принятое положение) – исходное, принимаемое без доказательства положение к.-л. теории, лежащее в основе доказательств других ее положений.

Алогизм(от греч. а – не, logos – разум) – ход мысли, нару­шающий какие-то законы и правила логики и поэтому всегда со­держащий в себе логическую ошибку. Если ошибка допущена не­преднамеренно, то перед нами паралогизм; если же ошибка допущена с определенной целью, то мы столкнулись с софизмом.

Амфиболия (от греч. amphibolia – двусмысленность, двойствен­ность) – логическая ошибка, в основе которой лежит двусмыс­ленность языковых выражений.

Анализ–операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.

Аналогия, умозаключение по аналогии (от греч. analogia – соответствие) – это вывод о принадлежности определенного признака исследуемому единичному объекту (пред­мету, событию, отношению или классу) на основе его сходства в существенных чертах с другим уже известным единичным объек­том.

Антитезис (от греч. antithesis – противоположение) – сужде­ние, противоречащее тезису некоторого построенного доказатель­ства.

Апория (от греч. aporia – затруднение, недоумение) – труд­норазрешимая проблема, связанная с противоречием между дан­ными опыта и их мысленным анализом.

Аргумент (лат. argumentum) – суждение (или совокупность взаимосвязанных суждений), посредством которого обосновыва­ется истинность к.-л. другого суждения (или теории).

Аргументация (от лат. argumentatio – приведение аргумен­тов) – приведение доводов, или аргументов, с намерением выз­вать или усилить сочувствие другой стороны к выдвинутому поло­жению; совокупность таких доводов. Цель А. – принятие выдвигаемых положений аудиторией.

«Бритва Оккама» – методологический принцип, сформули­рованный англ. философом и логиком У. Оккамом и требующий ус­транения из науки всех понятий, не являющихся интуитивно оче­видными и не поддающихся проверке в опыте: «Сущности не следует умножать без необходимости».

Верификация (от лат. verificatio – доказательство, подтвер­ждение) – понятие, используемое в логике и методологии науч­ного познания для обозначения процесса установления истинно­сти научных утверждений посредством их эмпирической проверки. Проверка заключается в соотнесении утверждения с реальным по­ложением дел с помощью наблюдения, измерения или экспери­мента.

Вопрос – предложение, выражающее недостаток информации о к.-л. объекте, обладающее особой формой и требующее ответа, объяснения. В языке В. выражается в вопросительном предложе­нии.

Гипотеза (от греч. hipothesis – основание, предположение) – положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предполо­жение о существовании некоторого явления.

Дедукция(от лат. deductio – выведение) – переход от посы­лок к заключению, опирающийся на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок.

Деление понятий–это логическая операция, посредством которой объем делимого понятия распределяется по объемам новых понятий, каждое из которых представляет частный случай исходного понятия.

Денотат (от лат. denoto – обозначаю), или десигнат, предметное значение, – в логике и семантике предмет, обозначаемый собственным именем некоторого языка (в фор­мализованном языке – константой или термом), или класс пред­метов, обозначаемых общим (нарицательным) именем (в фор­мализованном языке – предметной переменной).

Дизъюнкция (от лат. disjunctio – разобщение, различение) – логическая операция, аналог употребления союза «или» в обыч­ном языке, с помощью неё из двух или более исходных сужде­ний строится новое суждение.

Дилемма (от греч. di(s) – дважды и lemma – предположение) – в традиционной логике условно-разделительное умо­заключение, т. е. умозаключение, посылками которого явля­ются условные и разделительные суждения.

Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – обсуждение к.-л. вопроса или группы связанных вопросов компе­тентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого ре­шения.

Дихотомия (от греч. dicha и tome – рассечение на две части) – деление объема понятия на две взаимоисключающие части, пол­ностью исчерпывающие объем делимого понятия.

Достаточного основания закон – принцип, требу­ющий, чтобы в случае каждого утверждения указывались основа­ния, в силу которых оно принимается и считается истинным.

Закон исключенного третьего – логический закон, со­гласно которому истинно или само высказывание или его отри­цание. Закон устанавливает связь между противоречащими друг другу высказываниями: одно из таких высказываний истинно.

Законы Моргана– логические правила, связывающие пары дуальных логических операторов при помощи логического отрицания.

Знак– материальный объект, который для некоторого интерпретатора выступает в качестве представителя какого-то другого предмета.

Импликация (от лат. implicatio – сплетение, от implico – тесно связываю) – логическая связка, соответствующая грамматической конструкции «если ..., то ...», с помощью которой из двух простых высказываний образуется сложное.

Имя– выражение языка, обозначающее некоторый предмет, понимаемый в широком смысле.

Индукция (от лат. inductio – наведение) – умозаключение, в котором связь посылок и заключения не опирается на логиче­ский закон, в силу чего заключение вытекает из принятых посы­лок не с логической необходимостью, а только с некоторой веро­ятностью.

Истинность– гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету

Категория (от греч. kategoria – высказывание, обвинение, при­знак) – предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реаль­ной действительности и познания.

Класс– группа предметов или явлений, обладающих общими признаками.

Классификация – многоступенчатое, разветвленное деле­ние логического объема понятия. Результатом К. является система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, но­вые понятия – видами, видами видов (подвидами) и т. д.

Конотат– дополнительные черты, оттенки, сопутствующие основному содержанию понятия, суждения.

Контрарность– логическое отношение между двумя простыми сравнимыми суждениями, которое исключает их одновременную истинность, но не исключает одновременную ложность.

Конъюнкция (от лат. conjunctio – союз, связь) – логическая операция, с помощью которой два или более высказываний объе­диняются в новое сложное высказывание.

Круг в доказательстве (лат. circulus in demonstrando) – ло­гическая ошибка в доказательстве, заключающаяся в том, что ис­тинность доказываемого положения (тезиса) обосновывается с помощью аргумента, истинность которого обосновывается с по­мощью доказываемого тезиса. Данную ошибку называют также «порочным кругом».

Круг в определении – логическая ошибка, связанная с на­рушением одного из правил определения и состоящая в том, что при определении некоторого понятия в определяющей части ис­пользуется понятие, которое, в свою очередь, определяется с помо­щью данного определяемого понятия.

Логическая форма– способ связи составных частей содержания мысли в отличие от самого этого содержания, результат отвлечения от «материи» мысли, т.е. от того, какие именно индивиды, свойства, отношения, классы, ситуации и т. п. являются предметами данной мысли.

Логический закон– выражение, содержащее только логические константы и переменные и являющееся истинным в любой (непустой) предметной области.

Логический квадрат– схема, выражающая отношения с точки зрения истинности и ложности между общеутвердительным, общеотрицательным, частноутвердительным и частноотрицательным суждениями традиционной логики, имеющими один и тот же субъект и один и тот же предикат и обозначаемыми соответственно буквами «А», «Е», «I», «О».

Метод (от греч. methodos – путь, способ исследования, обуче­ния, изложения) – совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности, способ достиже­ния определенных результатов в познании и практике.

Модальность (от лат. modus – мера, способ) – оценка выска­зывания, данная с той или иной точки зрения. Модальная оценка выражается с помощью понятий «необходимо», «возможно», «до­казуемо», «опровержимо», «обязательно», «разрешимо» и т. п.

Модус (лат. modus – мера, способ, образ, вид) – философский термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему только в некоторых состояниях и зависящее от окружения предмета и тех связей, в которых он находится.

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, научных теориях, гипотезах и т. п., име­ющий опосредованный, обобщенный характер, связанный с реше­нием нетривиальных задач.

Непротиворечия закон – логический закон, согласно ко­торому высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными.

Обобщение (лат. generalisatio) – переход от понятия меньшей общности к понятию большей общности путем отбрасывания признаков, принадлежащих только тем элементам, которые входят в объем обобщаемого понятия.

Обращение(лат. conversio) – в традиционной логике вид не­посредственного умозаключения, в котором вывод получается путем постановки предиката посылки на место субъекта, а субъекта посылки – на место предиката. Обращение бывает простое и с ограничением.

Ограничение – логическая операция перехода от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом, от рода к виду.

Определение (лат. definitio) – логическая операция, раскры­вающая содержание понятия.

Опровержение – рассуждение, направленное против выдви­нутого тезиса и имеющее своей целью установление его ложности или недосказанности.

Ошибка логическая – нарушения к.-л. законов, правил и схем логики. Если ошибка допущена неумышленно, она называ­ется паралогизмом; если правила логики нарушают умышленно, то это софизм.

Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – совокуп­ность теоретических и методологических положений, принятых на­учным сообществом на известном этапе развития науки и исполь­зуемых в качестве образца, модели, стандарта для научного исследо­вания.

Парадокс (греч. paradoxos) – в широком смысле: утверждение, резко расходящееся с общепринятыми, устоявшимися мнениями, от­рицание того, что представляется «безусловно правильным»; в более узком смысле – два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы.

Паралогизм (от греч. paralogismos – неправильное, ложное рассуждение) – непреднамеренная логическая ошибка, связанная с нарушением законов и правил логики.

Подмена тезиса (лат. ignoratio elenchi) – логическая ошибка в доказательстве, состоящая в том, что, начав доказывать некоторый тезис, постепенно в ходе доказательства переходят к доказательству другого положения, сходного с тезисом.

Полемика – разновидность спора, отличающаяся тем, что ос­новные усилия спорящих сторон направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов, явлений. Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков, но только некоторые признаки являются существенными.

Превращение (лат. obversio) в традиционной логике – вид непосредственного умозаключения, характеризующегося тем, что в исходных суждениях видов «A», «Е», «I», «О» (см.: Суждение) предикат «Р» заменяется на «не-Р» (т.е. на его дополнение), и наоборот; при этом качество суждения изменяется (утвердительное суждение преобра­зуется в отрицательное, и наоборот), а его общность (т. е. количество суждения) остается прежней.

Предикат (от лат. praedicatum – сказанное) – языковое выра­жение, обозначающее какое-то свойство или отношение.

Признак– характеристика предмета, выступающая как элемент ориентировки при построении деятельности. Посредством выделения существенных признаков формируются понятия.

Причинная связь – физически необходимая связь между яв­лениями, при которой за одним из них всякий раз следует другое. Первое явление называется причиной, второе – действием или следствием.

Проблема (от греч. problema – преграда, трудность, задача) – вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе по­знания.

Равнообъемность – отношение между понятиями, объемы которых совпадают.

Разделительно-категорическое умозаключение – умозаключение, в котором одна из посылок – разделительное суж­дение, а другая – категорическое.

Распределенность– техническое выражение, используемое логикой в теории суждения и умозаключения. Говорят, что термин распределен, если он мыслится во всем объеме. Во всех остальных случаях термин называется нераспределенным.

Связка – в традиционной логике элемент простого суждения, соединяющий субъект и предикат. В повседневном языке связка обычно выражается словами «есть», «суть», «является» и т. п.

Силлогизм (от греч. sillogismos) категорический – дедуктив­ное умозаключение, в котором из двух суждений, имеющих субъектно-предикатную форму («Все S суть Р», «Ни одно S не есть Р», «Некоторые S суть Р», «Некоторые S не есть Р»), следует новое суждение (заключение), имеющее также субъектно-предикатную форму.

Символика логическая – система знаков (символов), ис­пользуемая в логике для обозначения терминов, предикатов, высказываний, логических функций, отношений между высказывания­ми.

Синтез– соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.

Сорит (от греч. soros – куча) – цепь сокращенных силлогиз­мов, в которых опущена или большая, или меньшая посылка.

Софизм – рассуждение, кажущееся правильным, но содержа­щее скрытую логическую ошибку и служащее для придания види­мости истинности ложному утверждению.

Спор – столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и кри­тикуют несовместимые с последними представления другой сто­роны.

Суждение– это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.

Таблица истинности – таблица, с помощью которой уста­навливается истинностное значение сложного высказывания при данных значениях входящих в него простых высказываний.

Тавтология – в обычном языке: повторение того, что уже было сказано.

Тезис – один из элементов доказательства; положение, истин­ность которого обосновывается в доказательстве.

Теория (от греч. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследо­вание) – наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существен­ных связях определенной области действительности.

Термин (от лат. terminus – граница, предел, конец ч.-л.) – 1) в самом широком смысле – слово или словосочетание естествен­ного языка, обозначающее предмет (реальный или абстрактный); 2) в науке – слово или словосочета­ние, используемое для обозначения предметов в пределах той или иной науки, научной теории.

Тождества закон – логический закон, согласно которому всякое высказывание влечет (имплицирует) само себя.

Умозаключение – это такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.

Условное высказывание – сложное высказывание, форму­лируемое обычно с помощью связки «если..., то...» и устанавливаю­щее, что одно событие, состояние и т. п. является в том или ином смысле основанием или условием другого.

Учетверение терминов (лат. quaternio terminorum) – логи­ческая ошибка в простом категорическом силлогизме, обусловлен­ная нарушением правила, гласящего, что в силлогизме должно быть только три термина.

Факт (от лат. factum – сделанное, совершившееся) – 1) сино­ним понятий «истина», «событие», «результат»; нечто реальное, в противоположность вымышленному; конкретное, единич­ное, в отличие от абстрактного и общего; 2) в логике и мето­дологии научного познания – особого рода предложения, фиксиру­ющие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания Ф. противопоставляется теории или гипотезе.

Фальсификация (от лат. falsus – ложный, facio – делаю) – процедура, устанавливающая ложность теории или гипотезы в ре­зультате эмпирической проверки.

Формализация– упрощенное представление реального устройства и/или протекающих в нем процессов, явлений.

Формальная логика – наука, занимающая­ся анализом структуры высказываний и доказательств, обраща­ющая основное внимание на форму в отвлечении от содержания. Формальную логику необходимо отличать от логики диалектической, но не противопоставлять ей.

Частное суждение – суждение, имеющее логическую струк­туру «Некоторые S суть Р» (частноутвердительное суждение) или «Некоторые S не есть Р» (частноотрицательное суждение).

Эвристика (от греч. heurisko – отыскиваю, открываю) – со­вокупность приемов и методов, облегчающих и упрощающих реше­ние познавательных, конструктивных, практических задач.

Эйлера круги – геометрическая наглядная иллюстрация объе­мов понятий и отношений между ними с помощью кругов. При решении целого ряда задач математик Леонард Эйлер использовал идею изображения множеств с помощью кругов. Однако этим методом ещё до Л. Эйлера пользовался выдающийся немецкий философ и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц. Г. В. Лейбниц использовал их для геометрической интерпретации логических связей между понятиями, но при этом всё же предпочитал использовать линейные схемы.

Эквивалентность – общее на­звание отношений, являющихся рефлексивными, симметричными и транзитивными.

Эквивокация – логическая ошибка, заключающаяся в том, что одно и то же слово используется в разных значениях в одном рас­суждении.

Энтимема (от греч. in thymos – в уме) – 1) рассуждение, доказательство, в котором некоторые посылки либо заключение не формулируются в явной форме, но подразумеваются; 2) силлогизм, в котором не выражена в явной форме к.-л. его часть: большая или меньшая посылка либо заключение.

Эпихейрема (от греч. epiheirema – умозаключение) – сокра­щенный силлогизм, в котором обе посылки представляют собой энтимемы.

Эристика (от греч. eristika – искусство спора) – искусство ведения спора. Эристику следует отличать от софистики, в отличие от последней она строится не на ошибках и подменах, а на убеждении других в своей правоте. Аристотель эристикой называл искусство спора нечестными средствами. Эристическая аргументация направлена на то, чтобы доказать правоту спорящего вне зависимости от его истинной правоты.

Язык – знаковая система, используемая для целей коммуника­ции и познания. Все языки могут быть разделены на естественные, искус­ственные и частично искусственные.

Язык логики – специально создаваемый современной логи­кой для своих целей язык, способный следовать за логической фор­мой рассуждения и воспроизводить ее даже в ущерб краткости и легкости общения. В языке логики слова обычного языка заменяются различными специальными символами. В нем четко разграничены синтаксическая и семантическая части, разделение которых в обычном языке во многом условно. Вначале язык логики строится без всякой ссылки на ту действительность, которую он будет описывать. И только потом вводятся правила придания значений употребляемым в нем комбинациям знаков, указывается его интерпретация.

 


Учебное издание

 

 

Павел Валерьевич Ополев

 

 

ЛОГИКА

И ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ

 

 

Учебное пособие

 

 

* * *

 

Редактор И.Г.Кузнецова

 

* * *

 

Подписано к печати 14.02. 2013

Формат 60 ´ 90 1/16. Бумага писчая

Оперативный способ печати

Гарнитура Times New Roman

Усл. п. л. 6,5, уч.-изд. л. 5,2

Тираж 110 экз. Заказ №____

Цена договорная

 

* * *

 

Издательство СибАДИ

644099, г. Омск, ул. П. Некрасова, 10

Отпечатано в подразделении ОП издательства СибАДИ






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.034 с.