Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-05-12 | 617 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Понятие «готовность к школе» в возрастной и педагогической психологии довольно распространено, что обусловлено несколькими вариантами вступления детей в школьную жизнь (с шести или семи лет, по трех- или четырехлетней программе обучения в начальной школе), а также отбором дошкольников в гимназию, лицей, профильные и специализированные классы. В связи с этим возникла проблема разработки показателей, критериев готовности ребенка к школе и, как следствие, диагностических методик, тестов, которые позволяют установить степень его готовности, прогнозировать развитие в процессе обучения.
Нами определены два подхода к изучению этого вопроса (см. схему 2). Первый подход можно назвать педагогическим, согласно которому готовность к школе определяют по наличию у детей 6 — 7 лет учебных навыков (умение читать, считать, писать, рассказывать).
Если ребенок посещал дошкольное образовательное учреждение, то можно говорить об уровне обученности (образовательном уровне), который рассматривается как сумма знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программы, являющейся содержанием образовательного процесса в конкретном дошкольном учреждении или школе.
В контексте преемственности воспитатель дошкольного учреждения должен в сотрудничестве с семьей дать каждому ребенку стартовый потенциал, необходимый для успешного обучения в школе.
Однако использование для диагностики только предметных тестов, проверочных заданий, диагностических методик дает одностороннюю инфррмацию о ребенке. Не решенными остаются вопросы, связанные с его актуальным и потенциальным психическим развитием, соответствием психологическому возрасту, возможным отставанием или опережением. В связи с этим пе-
|
дагогический подход не имеет прогностической валидности: он не позволяет прогнозировать качество, темп, особенности усвоения знаний конкретным ребенком в детском саду или начальной школе [40].
Понимание этих ограничений заставило педагогов обратиться к помощи психологов для решения проблемы готовности детей 6 — 7 лет к школьному обучению.
Психологический подход к проблеме готовности к школе нельзя назвать универсальным. Тем не менее при большом разнообразии диагностических средств, используемых психологами для определения готовности к школе, существует общее теоретическое представление, которое заключается в том, что готовность к школе — результат общего психического развития ребенка на протяжении его дошкольной жизни.
Наиболее распространенной является точка зрения о том, что готовность к школе определяется комплексом показателей психической зрелости — развитости отдельных психических функций, главным образом характеризующих развитие ребенка в умственном, личностном и социальном отношениях.
Определение уровня психического развития ребенка является важнейшим направлением в практической работе психолога и педагога. Дисгармония в процессе становления личности, сложности во взаимоотношениях со сверстниками, неудачи в учебе побуждают специалистов обратиться к анализу причин наблюдаемых отклонений. Удобным инструментом для такого анализа являются диагностические методики, в том числе различные тесты.
Психологами разработано множество специальных тестов, проб, методик для определения готовности детей к обучению в школе. Исследователи выделяют разные стороны психического развития в качестве самых важных показателей такой готовности.
В зарубежной психологии предметом теоретических и экспериментальных исследований в контексте рассматриваемой проблемы является понятие «школьная зрелость», в которой выделяются такие составляющие, как интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие. На основании выделенных параметров создаются тесты для определения готовности ребенка к школе, в которых большое внимание уделяется изучению интеллектуальных возможностей детей: развитию мышления, памяти, восприятия и других психических функций (Г Гегцер, А. Керн, С. Штребл, Я. Йирасек и др.).
|
Если исследования понятия «школьная зрелость» за рубежом направлены на создание тестов и в гораздо меньшей степени ориентированы на теорию развития вопроса, то в работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности детей к школе,
W
которая базируется на исследованиях Л. С. Выготского, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, Н. Г. Салминой, Е. Е. Кравцовой, Л. А. Венгера и др.
Обобщая эмпирические данные по проблеме психологической готовности в отечественной психологии, специалисты выделяют четыре параметра (аффективно-потребностная, произвольная, интеллектуальная и речевая готовность), на основе которых создаются диагностические методики, разрабатываются задания, пробы и т. д.
Предлагаемые методы диагностики психологической готовности к школе должны помочь определить уровень развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту с учетом профессионально-этических принципов психодиагностики; диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода [47, 52].
В настоящее время психологи, обеспечивающие условия преемственности дошкольного и начального образования, не испытывают дефицита в диагностических тестах для определения уровня психологической готовности шести-семилетних детей к школьному обучению.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!