Игровые комплексы для развития — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Игровые комплексы для развития

2017-05-12 917
Игровые комплексы для развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШЕСТИ-СЕМИЛЕТНИХ

ДЕТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ

Возрастные особенности детей 6 — 7 лет, разный уровень пси­холого-педагогической подготовленности к учебной деятельнос­ти, психологические трудности, связанные с интеллектуальным и личностным развитием, требуют от педагогов дошкольных уч­реждений, начальной школы и родителей создания оптимальных условий для благоприятной адаптации детей к школе.

Одно из условий успешной адаптации — психопрофилакти­ка, основными задачами которой являются:

1) гармонизация психических процессов (внимание, воспри­ятие, мышление, память, воображение) на основе познаватель­ного интереса к интеллектуальной деятельности;

2) формирование позиции ученика (желание стать школьни­ком и учиться);

3) развитие и формирование навыков и умений учебной де­ятельности в процессе учебы.

Формирование навыков учебной деятельности:

а) восприятие и осознание учебной задачи;

б) ориентировочные и исполнительские действия;

в) контроль за правильностью и качеством учебных действий;

г) оценка собственной работы.

К основным умениям учебной деятельности относятся:

а) умение с помощью педагога или самостоятельно ставить
познавательные задачи;

б) умение анализировать задачи, находить общий способ дей­
ствий;

в) умение планировать самостоятельную деятельность;

г) находить способы решения задач, контролиролать ход ре­
шения, руководствуясь указаниями учителя или собственным
планом;


 




д) умение оценивать свои действия и полученный результат,
ориентируясь на критерии оценки;

е) умение сотрудничать с учителем, сверстниками в индиви­
дуальной, парной, групповой, коллективной форме организации
учебной деятельности.

Одним из средств реализации! поставленных задач в рамках преемственности дошкольного и начального образования могут стать игровые методы развивающего и психокоррекционного ха­рактера, которые можно использовать в старших группах дет­ских садов и подготовительных классах. Игровые методы явля­ются одним из обязательных требований, которые продиктованы необходимостью создания постоянного поддерживающего «фона» для детей 6 — 7 лет, а также оптимальных условий для их интеллектуального развития.

Следует отметить, что такие условия обеспечиваются в на­чальной школе не в полной мере, поскольку педагоги слишком часто дают детям упражнения тренировочного характера, не тре­бующие проявления творчества и инициативы. Поэтому у детей недостаточно развиваются такие важные качества, как глубина, критичность и гибкость мышления.

Так как психические функции интеллекта ребенка созревают и развиваются не одновременно, а по закону гетерохромности, педагоги, психологи дошкольных учреждений и начальных классов в своей практике должны изменить соотношение игро­вой и учебной деятельности по усвоению знаний, умений и на­выков.

Сущность интеграции технологий развивающего типа заклю­чается в разработке игровых комплексов, которые выполняли бы стимулирующую, развивающую и выравнивающую фун­кции, в форме занятий, имеющих различную направленность. Они могут быть использованы в работе с нормально развиваю­щимися детьми, а также с детьми, у которых есть отклонения в интеллектуальной, личностной и эмоциональной сферах.

Основное требование к таким занятиям, рассчитанным на детей с разным интеллектуальным развитием, заключается в том, что они смогли бы решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом. Учитель началь­ных классов может осуществить это на поддерживающих и сти­мулирующих занятиях. Довольно часто педагоги на стимулиру­ющих занятиях, которые рассчитаны на сильных учеников, дают задания учебного характера повышенной степени сложности. На поддерживающих занятиях, рассчитанных, как правило, на детей с более низкой успеваемостью, основным приемом явля­ется «натаскивание» на основе учебного материала. Практичес­кий опыт показывает, что при таком подходе стимулирующие и в большей степени поддерживающие занятия не являются эф­фективным средством развития познавательных интересов силь-


ных учащихся и коррекции трудностей детей, которые они ис­пытывают в процессе обучения: снижаются интерес, мотивация к учению, постепенно развивается педагогическая запущен­ность.

В такой ситуации ребенок, который не усвоил учебный ма­териал и плохо решает типовые задачи (лингвистические, мате­матические, графические), начинает испытывать дополнитель­ные трудности, которые проявляются в его эмоциональном сос­тоянии, в поведении, общении со сверстниками и учителем.

Предлагаемые игровые комплексы могут сыграть положи­тельную роль в процессе перехода шестилетнего ребенка из мира игр в мир знаний и стать в определенной степени гарантом ус­пешной адаптации его к учебной деятельности, чтобы ребенок обрел уверенность в своих силах, поскольку неучебные задачи способствуют повышению активности и сообразительности.

Эффективность использования психологических методов развития и коррекции интеллектуального развития дошкольни­ков и младших школьников научно обоснована в исследованиях, проведенных в области возрастной и педагогической психологии [1, 8, И, 12, 15, 17, 22, 24, 30, 32, 44, 47].

Игровые комплексы могут быть различными по форме орга­низации (непосредственное или косвенное общение с детьми). По виду игровые комплексы подразделяются на развивающие занятия и тренинги с определенной направленностью. Форма организации их бывает фронтальной, групповой, индивидуаль­ной. По содержанию игровые комплексы, которые несут психо­логическую нагрузку, могут рассматриваться как психотехни­ческие методы, приемы активизации познавательной деятель­ности детей 6 — 7 лет.

Экспериментальные исследования показали, что 50 — 60% де­тей нуждаются в профилактической диагностике и коррекции в зависимости от степени педагогической и социальной запущен­ности.

Чем раньше осуществляется необходимая психологическая помощь и поддержка, тем быстрее решаются проблемы детей в процессе дошкольного обучения и тем успешнее они включаются в учебу.

Рассмотрим виды игровых комплексов, которые являются для психолога одним из видов психологической коррекции, а для педагога — развивающей технологией.

Развивающие занятия — это комплекс игр и упражнений, направленных на стимулирование активности познавательных процессов. Занятия построены так, чтобы дети имели возмож­ность самостоятельно решать проблемные задачи, эксперимен­тировать индивидуально или коллективно. Снимается инфор­мативная, дидактическая функция педагога, детям предостав­ляется предельная активность в познавательной деятельности.


 



К Зак. 5108.



Дети учатся самостоятельно планировать мыслительные и прак­тические действия, корректировать ошибки, адекватно оцени­вать результаты, согласовывать свои действия.

Принцип построения занятий таков: сначала детям предла­гают игры, рассчитанные на развитие произвольности внимания, затем используются игры сенсоиоторного характера, стимули­рующие процессы восприятия; наибольшая нагрузка приходит­ся на комплекс игр, активизирующих мыслительные операции и процессы памяти. Для снижения интенсивной нагрузки на мозг ребенка в занятия включаются игры, развивающие вообра­жение, в заключение используются игры-шутки. В течение за­нятия педагог поддерживает мажорный, эмоциональный фон. Занятие длится 30 — 45 минут. Количество детей зависит от на­личия необходимого игрового материала (как правило, 10 — 12 человек). Занятия проводятся с детьми, имеющими средний и высокий уровень интеллектуального развития. Благодаря таким занятиям повышаются познавательная активность, успевае­мость, реализуется потребность в интеллектуальной нагрузке.

Развивающие занятия можно проводить и с детьми, которые испытывают определенные трудности в интеллектуальном раз­витии. При этом необходимо дозировать количество игр, уровень их сложности и продолжительность.

В зависимости от характера выявленных психологических трудностей нами были разработаны следующие виды коррекци-онного тренинга для старших дошкольников и младших школь­ников: учебно-позиционный, интеллектуальный, мнемоничес­кий, сенсомоторный, психомоторный, социально-психологичес­кий, психогимнастика.

Учебно-позиционный тренинг — это игровой комплекс, ори­ентированный на формирование у старших дошкольников мо-тивационной готовности к обучению в школе. Она базируется на потребности в социальном соответствии и социальной компе­тентности, т. е. на необходимости включаться в серьезные, впол­не реальные и социально значимые формы деятельности. Это возможно, если у ребенка формируется позиция ученика и осоз­нание позиции учителя. Стремление старшего дошкольника к более точному воспроизведению правил взаимоотношений в ро­левой игре должно постепенно перейти в желание освоить нормы учебной деятельности, правила коммуникации в коллективном взаимодействии.

Тренинг способствует развитию системы произвольной регу­ляции (самооценка, самоконтроль, рефлексивные способности, принятие решений, постановка целей). Эти качества не могут сформироваться без развития коммуникативных способностей, базирующихся в этом возрасте на эмоциональной децентрации как способности ребенка поставить себя в положение другого и переживать его успехи и неудачи как свои.


Таким образом, в основе построения учебно-позиционного тренинга заложены три принципа: мотивационный, операцио­нальный и коммуникативный. Тренинг проводится со всей груп­пой детей или по подгруппам. Как показали результаты диагнос­тики, старшие дошкольники имеют примитивные представления об учебной деятельности, у 15% детей выявлено стойкое отри­цательное отношение к ней или положительное, но мотивиро­ванное не сложившимися взаимоотношениями с детьми, с вос­питателем группы. Стремление ребенка к школе рассматрива­ется в данном случае как потребность избавиться от дискомфор­та, который он испытывает в детском саду. Желание ребенка через полгода покинуть школу связано с рядом причин дезадап­тации психологического характера.

Интеллектуальный тренинг — это игровой комплекс, вклю­чающий логически структурированные игровые упражнения и задания. Основной его целью является стимулирование позна­вательной активности, развитие мыслительных действий и опе­раций у детей с различным уровнем умственных способностей. Он может помочь детям, которые испытывают трудности в вы­полнении различных видов учебной деятельности, поможет по­нять и осмыслить новый материал, будет способствовать его запоминанию и усвоению, установлению необходимых взаимо­связей между различными явлениями в решении проблемных, практических задач.

Интеллектуальные игры следует использовать в порядке воз­растания сложности, они должны быть тематически связаны друг с другом. Количество игр колеблется от 5 до 8. Это зависит от уровня психического развития детей. Тренинг- можно прово­дить как с гомогенной группой, так и с гетерогенной. Для каждой группы составляется вариативный тренинг с заданиями различ­ной сложности.

Длительность занятий — 20 — 25 минут, состав группы — 5 — 8 человек, частота проведения — один-два раза в неделю. Количество занятий зависит от уровня развития детей и успеш­ности выполнения игровых заданий. В процессе тренинга зада­ния могут повторяться, но на другом игровом материале, вклю­чающем новые (две-три), не знакомые ребенку проблемные си­туации. Педагог (психолог) может использовать как коллектив­ный способ решений заданий, так и индивидуальный. Детям предоставляется возможность договариваться о способе реше­ния, обмениваться информацией, советоваться друг с другом. Педагог стимулирует их мыслительную деятельность, подбад­ривая и ненавязчиво привлекая тех, кто пока не проявляет дол­жной активности. Такие занятия способствуют развитию твор­ческого мышления, совершенствованию универсальных меха­низмов и свойств мышления.

Мнемонический тренинг — это комплекс игровых упражне-


 




ний, которые в большей степени ориентированы на развитие различных видов памяти; процессов запоминания и воспроиз­ведения на основе мыслительных действий и операций.

Результаты диагностики показали, что у 5 —7-летних детей в основном хорошо развито механическое запоминание нового материала и совсем не развиты приемы продуктивного запоми­нания и воспроизведения. Часть детей используют их интуитив­но. Психологическими трудностями в развитии памяти детей являются: ослабление активного внимания с выраженной утом­ляемостью; забывчивость и рассеянность; неустойчивость вни­мания; эмоциональная вялость.

В связи с этим такие занятия необходимы для развития об­разной памяти (зрительной, слуховой, тактильной, двигатель­ной, эмоциональной) и словесно-логической для того, чтобы дети научились использовать рациональные приемы запомина­ния (сравнение, группировка, классификация, образные связи по сходству, смежности, функциональные, ассоциативные). Та­кой тренинг полезен всем детям, особенно тем, у которых есть показания для коррекции выявленных симптомов (продолжи­тельность занятий — 10—15 минут, количество детей — 3 — 6).

Сокращение времени проведения занятий и количества учас­тников обусловлено высокой интеллектуальной нагрузкой для детей, а также тем, что педагог должен заниматься с ними ин­дивидуально.

Сенсомоторный тренинг способствует развитию и стимули­рованию активности таких психических процессов, как воспри­ятие и воображение. Благодаря ему повышается уровень сфор­мированное™ сенсорных умений, аналитико-синтетической де­ятельности, развивается творческое воображение. Комплекс игр во время такого занятия стимулирует основные виды чувстви­тельности (зрительную, слуховую, осязательную, кинестетичес­кую, тактильную); помогает ребенку овладеть системой перцеп­тивных действий в процессе восприятия таких понятий, как пространство, время, движение. У детей формируются навыки восприятия формы, величины, взаимного расположенш; пред­метов, обобщенные ориентировочные действия при обследова­нии предметов, глазомер.

Результаты диагностики показывают, что у большинства де­тей со средним и низким уровнем развития недостаточно сфор­мированы механизмы восприятия (сравнение, различение, со­отнесение, расчленение). Особенно явно это проявляется при оешении задач на создание образа и его преобразование. В боль­шинстве случаев дети, решая игровые задачи, ориентируются на один-два признака, не выделяя ряд других, более конкрет­ных.

Главный принцип построения сенсомоторного занятия зак­лючается в том, что приобретенные умения и навыки ребенок


сможет практически использовать в различных видах деятель­ности в повседневной жизни. Комплекс игр составлен таким образом, чтобы в него входили дидактические игры манипуля-тивно-инструментального характера (отработка навыков), ис­пользовались проблемные ситуации творческого характера в процессе лепки, конструирования. Тренинг может иметь сюжет­ный характер или состоять из нескольких самостоятельных час­тей (длительность — 20 —25 минут, количество детей — 6 — 8).

Психомоторный тренинг направлен на развитие психомотор­ных возможностей детей (координация и соразмерность движе­ний кисти руки, мелкая моторика пальцев), зрительно-моторной координации, которые необходимы при обучении письму.

Комплекс игр и заданий состоит из трех компонентов:

а) упражнения манипулятивного, тренировочного характера:
пальчиковая гимнастика, различные упражнения (переклады­
вание, нанизывание, растягивание, сжимание, раскатывание,
наматывание, разматывание, вязание);

б) упражнения, связанные с элементами графики (штрихов­
ка, обведение, зрительные диктанты, зарисовка простых эле­
ментов письма: точки, палочки, кружочки, волнистые линии,
заборчик);

в) упражнения, связанные с традиционными видами деятель­
ности (рисование, аппликация, лепка), но используемые как
часть тренинга и имеющие развивающий характер.

Занятия проводятся в быстром темпе, имеют соревнователь­ный характер с ограничением времени при решении определен­ных задач. Дети должны точно следовать правилам игры. При выполнении индивидуальных заданий педагог создает для каж­дого ребенка условия успешности, удовлетворенности результа­том. Детям предоставляется большая самостоятельность, свобо­да в выборе способов решения заданий, упражнений (длитель­ность занятий — 20 — 25 минут, количество участников — 8 — 10).

Рассмотренные виды коррекционно-стимулирующего тре­нинга по содержанию и выполняемым функциям направлены на развитие интеллектуальных способностей старших дошколь­ников со средне-низким и низким уровнем развития.

Не менее важным критерием подготовленности ребенка к школе является личностная готовность. Она оценивается по уровню развития мотивационнои сферы и коммуникативных способностей, которые рассматриваются нами как умение под­чинять свои желания сознательно принятым намерениям и пра­вильно воспроизводить социальные нормы поведения. Для этого необходимо развивать у ребенка «эмоциональную децентрацию» (умение представить себя на место другого и сопереживать), отсутствие которой в этом возрасте приводит к отклонениям в формировании личности (неадекватная самооценка, смещенный


уровень притязаний, деформация модели поведения). В сово­купности у ребенка развивается глобальный эгоцентризм или инфантильность, проявляющиеся в симптомокомплексах (неза­щищенность, неуверенность, тревога, комплекс неполноценнос­ти, враждебность, конфликтность, агрессивность). Чтобы снять подобные симптомы, необходим социально-психологический тренинг.

Основные требования:

а) занятия нужно проводить в комнате, классе или музыкаль­
ном зале, где имеется достаточное количество игрушек;

б) педагог должен ориентироваться на сотрудничество и пар­
тнерство с детьми: не следует советовать, запрещать им, оцени­
вать их действия и поступки; в созданных педагогом ситуациях
ребенок действует не по нормам жизни, а так, как ему хочется;

в) дети должны чувствовать себя довольно свободно, чтобы
наиболее полно «раскрыться»; педагог должен быть предельно
сдержанным, доброжелательным, нужно использовать различ­
ные средства невербального общения;

г) следует поощрять активность детей, не нужно навязывать
им свою помощь, недопустимо назойливое внимание, грубое при­
нуждение; необходимо стимулировать спонтанные проявления
активности.

В процессе тренинга используются игры-путешествия в «ска­зочные страны», но ситуации должны быть приближены к ре­альным (такие игры связаны с развитием сюжета, моделирова­нием ситуации, фантазированием); игры-поручения, в которых педагог ставит перед детьми различные задачи (дети с удоволь­ствием высказывают свои предположения, исходя из собствен­ного опыта); игры-дискуссии, в основе которых лежит общение педагога с детьми и детей друг с другом. Ценность этих игр заключается в том, что они способствуют развитию таких качеств, как умение слушать друг друга и взрослых, умение сосредото­чить внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать свои суждения, участвовать в беседе.

Игры-упражнения тренируют внимание, наблюдательность, память, зрительное и слуховое восприятие, помогают снять нап­ряжение, усталость, способствуют повышению активности.

Психогимнастика направлена на коррекцию психологичес­ких трудностей в личностной сфере. Основной ее функцией яв­ляется регуляция эмоционально-волевой сферы ребенка.

Основные принципы проведения психогимнастики:

а) снятие напряжения с помощью бега и ходьбы, которые
имеют порой социометрическое значение;

б) пантомимика (обучение детей умению воссоздавать образы
предметов, представляя их характерные особенности, образы
животных, изображая их повадки, движения, внешние особен­
ности);


в) коллективные игры, ориентированные на коррекцию ста­
туса ребенка в группе, на эмоциональное благополучие;

г) упражнения, которые помогают ребенку осознать свое
внутреннее состояние, регулировать его, используя приемы ра­
ционального восприятия для преодоления барьера в общении и
приобретения навыков расслабления.

Предлагаемая система коррекции психического развития мо­жет быть использована в том случае, если в дошкольном учреж­дении проводятся психолого-педагогические обследования детей в два или три этапа: 1 -й этап — в конце обучения детей в средней группе с переходом в старшую; 2-й этап — в конце обучения старшей группы с переходом в подготовительный класс.

Анализ индивидуальных карт психического развития позво­лил установить, что в стимулирующе-коррекционной работе нуждаются 50--60% детей, у которых выявлен средне-низкий и низкий уровень развития по большинству показателей. На ос­нове результатов диагностики для каждой подгруппы детей оп­ределяется содержание коррекционной программы.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ

1. Педагог должен подготовиться к занятию, мысленно «про­
играв» каждое упражнение, осознать их психологическую нап­
равленность и найти механизмы стимулирования познаватель­
ной активности детей.

2. Перед занятием необходимо соответствующим образом «настроиться». Если педагог утомлен, раздражен, агрессивен, тренинг проводить не стоит.

3. Нужно принимать детей такими, какие они есть, незави­симо от их положительных или отрицательных качеств. Добро­желательность, равенство, деловое сотрудничество, эмоциональ­ная поддержка — вот основные принципы, на которых должны строиться отношения с детьми.

4. Если в процессе игры возникли трудности, которые нельзя устранить сразу, следует продолжить занятие и вести себя так, будто ничего не произошло. В том случае, если упражнение выполнить сложно, нужно переключиться на следующее. У мно­гих детей не все получается с первого раза. Педагог должен отметить для себя, какие упражнения даются им с трудом.

Следует проанализировать причины неудач. Это может быть некомпетентность в управлении познавательной деятельностью детей; неправильная инструкция; задания по своей сложности могут не соответствовать уровню развития детей.

5. Не следует фиксировать внимание детей на неудачах, не
нужно делать замечаний, даже если хочется кого-то остановить


 




или что-то исправить. Дети должны уметь самостоятельно вы­полнять задания.

6. В процессе социально-психологического тренинга не реко­мендуется давать качественную оценку поведения детей. Не бы­вает правильных или неправильных действий, все дети стара­ются проявить себя, не боясь порицания и осуждения.

7. Нельзя сравнивать детей друг с другом, ставить кого-то в пример. Нужно, чтобы у детей сформировалась потребность ока­зывать помощь друг другу, поддерживать тех, у кого что-то не получается.

8. Не следует слишком выражать свои симпатии и внимание к детям.

9. При проведении тренинга рекомендуется использовать раз­личные формы невербальной поддержки.

Дети должны испытывать радость от общения с педагогом и от самого процесса познавательной деятельности.

Развивающее занятие I. Дидактическая цель: развитие ус­тойчивого внимания, умения сравнивать предмет по величине и цвету, пользоваться приемом запоминания для установления смысловых связей между предметами.

1. «Зеркало». Цель: развитие внимания, умения выполнять
действия по образцу.

Детям предлагают «стать зеркалом». Они должны повторять все движения педагога (психолога) (поднимать правую и левую руки, разводить их в стороны, приседать, топать, вращать кис­тями рук и т. д.).

2. «Найди такое же колечко». Цель: научить сравнивать
предметы по величине, пользуясь приемом зрительного соотне­
сения.

Каждому ребенку дают пирамидку, с которой дети сначала свободно манипулируют. Педагог показывает одно из колечек пирамидки и просит найти такое же. Проигрывает упражнение 3 — 4 раза. Затем проводится игра в парах. Один ребенок пока­зывает колечко, другой находит такое же у себя.

3. «Найди отличия». Цель: развитие действий различения
на основе сравнения двух предметов (Прил. 3, рис. 1).

Дети рассматривают картинку. Педагог предлагает, чтобы они объяснили, чем различаются пирамидки. Дети должны срав­нить цвет, используя сложные предложения. Например, у пи­рамидки, изображенной слева, верхушка красного цвета, а у той, что справа, — зеленого. Затем нужно сказать, что у них общего (количество колец, форма, величина).

4. «Кто здесь прячется?». Цель: развитие смыслового за­
поминания и припоминания путем установления смысловых свя­
зей между предметами.

Педагог раскладывает перед детьми в случайном порядке кар-


тинки, на которых изображены кукла, платье, гриб, корзина, мышка, кот, и предлагает запомнить их (обучение приему смыс­лового соотнесения). Например, к слову «кукла» подойдет слово «платье». Затем педагог переворачивает картинки. Один из де­тей берет палочку и стучит по картинке: «Кто здесь спрятался?». Другой ребенок отвечает: «Это я, кукла». Педагог спрашивает: «Кто покажет, где спряталась картинка, которая подходит к картинке, где изображена кукла?». Таким образом обыгрыва-ются все картинки. В заключение он просит кого-то из детей назвать все спрятанные парные картинки.

5. «Чем или кем это может быть?». Цель: развитие вообра­
жения, замещающих действий с предметами.

Каждому ребенку дают колечко от пирамидки (колечки раз­ной величины). Педагог предлагает подумать, чем может быть колечко от пирамидки (колесом от машины, солнышком, бли­ном, биноклем).

6. Игра-шутка. Нужно надеть на пальцы кольца от пира­
мидки и, постукивая рука об руку, вращая кистями рук, изоб­
ражать индейцев.

Развивающее занятие II. Дидактическая цель: развитие произвольного внимания, умения рассуждать, опосредованного запоминания, творческого воображения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

1. «Уши, щеки, нос». Цель: развитие произвольного внима­
ния (сосредоточенности, распределения внимания).

Педагог предлагает детям внимательно следить за его движе­ниями, речью и показывать у себя ту часть лица, которую он называет. В ходе игры он специально указывает на те части лица, которые не называет.

2. «Кто изображен на картинке?». Цель: развитие целос­
тности восприятия предмета, образных представлений (Прил. 3,
рис. 2).

Дети парами или индивидуально отыскивают в сочетании линий силуэты различных животных, птиц, рыб, насекомых, зверей. Каждое найденное животное отмечают фишкой. Нужно отыскать как можно больше животных.

3. «Что плавает, что тонет?». Цель: развитие любозна­
тельности, наблюдательности, умения находить закономернос­
ти.

Детям предлагают предметы из металла и дерева (ложку ме­таллическую, деревянную, пластмассовую, шарик или кубик де­ревянный, пластмассовый, металлический и т. д.). Задают воп­росы: «Что будет плавать? Что утонет?». Высказав свои пред­положения, дети проверяют их на опыте. Вместе с педагогом делают выводы.

4. «Четвертый лишний». Цель: развитие логического мыш-


 



п


ления посредством классификации по главным и второстепен­ным признакам.

Дети рассматривают картинки. Нужно из четырех предметов
выбрать лишний. Дети должны сравнить предметы, найти сход­
ство и различие, обобщить совокупность предметов по одному
из признаков: ^

1) сани, телега, повозка, лошадь;

2) гусь, корова, щенок, кошка;

3) стул, ковер, кровать, стол;

4) морковь, свекла, огурец, лук;

5) куртка, майка, плащ, пальто.

5. «Запомни слова парами». Цель: развитие слуховой памя­
ти, обучение приемам рационального запоминания (смысловые
связи).

Педагог предлагает детям поиграть в «запоминалки» и про­износит слова. Дети должны уловить парные связи и воспроиз­вести их. В том случае, если им не удается установить парные связи, педагог помогает им.

6. «Татрам». Цель: развитие воображения, пространствен­
ной ориентации.

Педагог предлагает, детям рассмотреть контурное или силу­этное изображение предметов (животного, человека, птицы) на фланелеграфе и, ориентируясь на образец, составить его из на­бора геометрических фигур. В процессе работы рассказывает загадку на заданную тему. Если кто-то не может сложить фи­гуры, следует предложить детям помочь своему другу.

7. «Кто быстрее заполнит баночку». Цель: развитие мелкой
моторики пальцев.

Дети должны заполнить баночку с узким отверстием, кладя горошины по одной (ситуация соревнования). После «веселой» паузы им предлагают вспомнить слова, которые они запоминали парами.

Развивающее занятие III. Дидактическая цель: повышение активности познавательных процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения).

1. «Найди предметы». Цель: развитие сосредоточенности,
распределение внимания.

Педагог предлагает детям найти в комнате все предметы зе­леного цвета (признак может быть выбран произвольно). На выполнение задания дается 1 минута. Дети находят предметы, а затем называют их. Важно, чтобы они не только нашли пред­меты зеленого цвета, но и выделили этот цвет в одежде свер­стников.

2. «Татрам». Цель: развитие зрительного соотнесения и рас­
членения геометрических фигур.


3. «Найди картинки». Цель: развитие мыслительных опе­
раций обобщения, группировки на понятийном уровне.

На столе педагога в случайном порядке разложены разные картинки. На них изображены птицы (домашние и дикие); тран­спорт (грузовой и пассажирский); одежда (зимняя и летняя). Всего по три-пять картинок на каждую тему. Педагог предлагает детям разделиться на две команды. Детям одной из команд раз­дают по одной картинке. Необходимо из общего количества кар­тинок выбрать те, которые составляют группу, и расположить их на наборном полотне. Вторая команда проверяет правиль­ность выполнения задания. Дети должны обосновать свой вы­бор.

4. «Сравнение картинок». Цель: развитие дифференциро­
ванного восприятия, аналитико-синтетической деятельности
(Прил. 3, рис. 3).

Детям предлагают рассмотреть две одинаковые предметные или сюжетные картинки. Необходимо найти как можно больше отличий одной картинки от другой, соблюдая правило: нужно отвечать только по сигналу педагога; нельзя повторяться; най­денное отличие обозначают фишкой. По окончании игры дети подсчитывают их количество.

5. «Запомни картинки». Цель: развитие зрительной памяти,
произвольного запоминания с использованием приема «группи­
ровки».

Педагог убирает с наборного полотна картинки на одну тему и предлагает поиграть в «запоминалки». Нужно запомнить все 20 картинок. Как это лучше сделать?

Дети с помощью педагога осваивают алгоритм запоминания:

1) запомнить группы картинок: одежда — транспорт;

2) запомнить по подгруппам: зимняя — летняя одежда; пас­сажирский — грузовой транспорт (проводятся игры: «Что из­менилось?»; «Какой группы картинок не стало?»; «Какой кар­тинки на данную тему не стало?»);

3) запомнить картинки каждой группы и место их располо­жения (педагог переворачивает картинки изображением вниз и предлагает кому-то из детей назвать все их группы и подгруппы, другому — картинки на тему «Одежда», третьему — «Тран­спорт», затем просит назвать картинки в случайном порядке). В заключение кто-то должен назвать все картинки. Победителя награждают медалью «Самый лучший запоминалыцик».

6. «Собери картинку». Цель: развитие воображения, образ­
ных представлений, умений согласовывать действия в коллек­
тивной игровой ситуации.

Дети распределяются по подгруппам (три-четыре человека), каждый получает карточку, на которой написан номер. Ориен­тируясь на номера, дети объединяются в группы. Каждой из них педагог дает конверт, а также инструкцию для выполнения


 




задания. Оно заключается в том, чтобы быстрее собрать кар­тинку. Какая из групп сделает это раньше?

В процессе игры следует соблюдать некоторые правила: на­чинать по сигналу педагога, согласовывать свои действия, ра­ботать дружно, спокойно, не ссориться; по окончании работы нужно поднять руку; необходимо помочь другой группе, если ребята согласны (не навязывать помощь против желания).

7. Игра-шутка. Детям предлагают превратиться в прыгаю­щих лягушек. Затем нужно встать в круг, взяться за руки, за­крыть глаза, помолчать 3 — 5 секунд, открыть глаза, улыбнуться, сказать «спасибо» друг другу и похлопать в ладоши.

Развивающее занятие IV. Дидактическая цель: развитие произвольного внимания, запоминания, мыслительных опера­ций, словарного запаса, звукопроизношения [49].

1. «Внимание, можно начинать». Цель: развитие произволь­
ного внимания, устойчивости, концентрации внимания
(Прил. 3, рис. 4).

Педагог предлагает детям рассмотреть рисунок, затем дает инструкцию для выполнения задания: «На бланке изображены геометрические фигуры. В квадратике находится комар, в круге — божья коровка. Необходимо быстро сосчитать комаров и божьих коровок. Работать надо быстро и без ошибок. Внизу нужно написать общее количество комаров и божьих коровок.

2. «Повторяем друг за другом». Цель: развитие произволь­
ного запоминания, объема памяти.

Один ребенок называет какое-то слово. Другой повторяет его и добавляет свое слово. Следующий называет два слова по по­рядку и добавляет третье свое, и так до пяти слов. Потом можно повторить упражнение, увеличивая количество слов для повто­рения.

3. «Домино». Цель: развитие умения находить общие и от­
личительные признаки предметов.

Детям дают инструкцию: «В каждом ряду укажите картинку, которая отличается от остальных, объясните, в чем ее отличие» (Прил. 3, рис. 5).

4. «Лишнее слово». Цель: развитие мыслительных операций
(классификация, сравнение, обобщение).

Педагог произносит вслух ряд слов, предлагает детям назвать среди них лишнее и объяснить почему:

1) щука, карась, окунь, рак;

2) ромашка, ландыш, сирень, колокольчик;

3) ветка, яблоко, цветы, птичка, виноград;

4) заяц, лось, кабан, волк, кролик;

5) ухо, лицо, нос, рот, глаза;

6) рысь, медведь, тигр, кошка, лев;

7) змея, паук, ящерица, дерево, улитка.


5. Кроссворд. Цель: развитие навыков слогового и звуко-бук-
венного анализа (Прил. 3, рис. 6).

Детям предлагают рассмотреть рисунки и написать в клеточ­ках буквы, чтобы получились названия животных и рыб. Отве­ты: лось, олень, лошадь, медведь, пескарь, карась, окунь, линь.

6. Скороговорка. Цель: формирование четкого звукопроиз­
ношения.

Педагог предлагает детям вместе с ним, а затем самостоятель­но произнести две скороговорки: «У четырех черепашек четыре черепашонка. Сыпь песочек в черненький черепочек».

Развивающее занятие V. Дидактическая цель: развитие дифференцированного восприятия (логического мышления, лю­бознательности, наблюдательности); обучение приемам рацио­нального запоминания.

1. «Уши, щеки, нос». Цель: активизировать внимание детей.
Педагог называет какую-то часть лица, например нос, в сам

показывает на рот. Дети должны правильно показать названную часть лица. Упражнение следует повторит


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.14 с.