Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-05-12 | 648 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ КАК УСЛОВИЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Психологическая служба ответственна прежде всего за соблюдение условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. В контексте преемственности дошкольного и начального образования основными видами деятельности практического психолога являются: психопрофилактика, диагностико-коррекционная, психотерапевтическая, консультативно-рекомендательная, лекционно-просвети-тельская работа.
Основным видом деятельности практического психолога является психологическая профилактика. Это вид деятельности психолога, направленной на активное содействие психическому развитию детей в дошкольном учреждении, начальной школе. Такая деятельность практического психолога обеспечивает благоприятные условия для осуществления педагогического процесса. К таким условиям относятся:
а) максимальная актуализация потенциальных возможностей
детей с учетом «актуальной и ближайшей зон развития»;
б) развитие и совершенствование базовых и фундаменталь
ных качеств и свойств личности каждого ребенка;
в) создание благоприятного для развития детей психологи
ческого климата, который определяется прежде всего организа
цией их продуктивного общения со взрослыми и сверстниками
[6, 15].
Психологическая профилактика не может быть действенной без проведения диагностической, коррекционной работы с детьми в дошкольных учреждениях и начальной школе. Для получения информации об эффективности осуществления воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении при подготовке детей 5 — 7 лет к школе и в начальный период обучения в подготовительном или первом классе, а также для изучения динамики психофизического развития, успешности научения воспитанников дошкольных учреждений, учащихся начальной школы необходима профессиональная организация диагностической работы — психологическая и педагогическая (схема 2) [32].
|
Объектами психологической и педагогической диагностики являются:
а) дошкольник 5 — 7 лет; младший школьник 6 — 7 лет с нор
мальным психическим развитием и с отклонениями от нормы,
обусловленными социально-психологическими и педагогически
ми причинами;
б) педагоги дошкольных учреждений и начальной школы,
работающие с этим контингентом в старшей группе или в подготовительном и первом классах;
в) семья, непосредственно оказывающая влияние на уровень подготовленности, развитие ребенка, а также на степень его адаптации к новой социальной ситуации в процессе обучения.
Если объекты диагностики в обоих ее видах совпадают, то предмет различается в зависимости от цели, задачи, содержания диагностической деятельности и специалиста, который ее осуществляет.
Предметом психологической диагностики, которую имеет право осуществлять психолог дошкольного учреждения или школы, имеющий высшее психологическое образование, или педагог, прошедший переподготовку со специализацией на базе высшего педагогического образования, являются:
1) психологическая готовность к школе (интеллектуальная, личностная, эмоционально-волевая, социальная);
2) уровень обучаемости (способность учащегося овладевать знаниями, важнейшей предпосылкой которой являются потенциальные возможности обучаемого; фонд востребованных знаний; темпы усвоения нового материала);
3) степень адаптации к учебной деятельности, степень дезадаптации (физиологической, социально-психологической);
4) профессионально-значимые, личностные качества и свойства педагогов и специалистов, осуществляющих воспитательно-образовательный процесс; межличностные отношения в системе «педагог — ребенок»;
|
5) микроклимат в семье, педагогическая и психологическая культура родителей.
Предметом педагогической диагностики, осуществляемой педагогами в тесном сотрудничестве с психологом, являются:
1) уровень физического развития ребенка как основной показатель морфофункциональной готовности его к школьной жизни и деятельности;
2) образовательный уровень (знания, умения, навыки в соответствии с возрастом и нормативными требованиями программы);
3) уровень обученности как показатель достигнутых результатов на определенном этапе обучения;
4) профессиональная подготовленность, компетентность
(психолого-педагогическая и методическая) педагогов, работа
ющих с детьми.
Таким образом, исходя из предмета психологической и педагогической диагностики, можно сформулировать задачи, которые необходимо решить в процессе ее реализации [17, 33, 41].
1. Нужно проводить профилактическую диагностику психического, физического развития детей по завершении обучения в средней группе. Целью ее является определение актуального уровня развития детей, а также трудностей, связанных с освоением различных видов деятельности, интеллектуальным, социально-личностным развитием.
2. На основе результатов диагностики воспитатели и психологи дошкольных учреждений должны проводить профилактическую коррекцию и осуществлять целенаправленную подготовку детей к школе с учетом их возможностей, а также потребностей родителей (в течение одного года, если ребенок идет в школу с 6 лет, в течение двух лет — если с 7 лет).
3. При приеме детей 6 лет в подготовительный класс рекомендуется проводить психолого-педагогическое обследование в детском саду или школе. Если психодиагностическое тестирование было проведено в дошкольном учреждении, его результаты необходимо представить в школу. Повторное тестирование исключается.
Обязательное массовое тестирование шестилетних детей при приеме в подготовительные классы не проводится. Благодаря тестированию, которое проводят психологи, родители могут получить важную информацию о возможностях своего ребенка, чтобы выбрать место его дальнейшего обучения.
4. В ходе тестирования необходимо строго соблюдать сани
тарно-гигиенические и профессионально-этические нормы.
|
4.1. Для обследования ребенка отводится не более 45 минут. Тестирование проводится в назначенное время по графику, благодаря чему родителям и детям не нужно долго ожидать своей очереди. В противном случае может измениться психологическое и физиологическое состояние ребенка, что приведет к искажению результатов диагностики.
4.2. Психологическое обследование следует проводить в отдельном, специально отведенном помещении, чтобы решить вопрос о целесообразности обучения ребенка в школе или поступлении его в гимназию, лицей.
4.3. Тестирование детей рекомендуется проводить в присутствии родителей. Следует разъяснять им цель обследования, доступно интерпретировать полученные результаты, давать рекомендации на перспективу.
4.4. Психодиагностическое обследование детей должно проводиться индивидуально (за исключением некоторых субтестов, предполагающих возможность группового обследования).
4.5. При проведении психодиагностического обследования или экспресс-диагностики необходимо пользоваться только стандартизированными методиками, адаптированными к соответствующему возрасту. Специалист, проводящий тестирование, обязательно должен иметь психологическое образование.
4.6. Отдельными теоретически и практически обоснованными методиками, которые не требуют специальных знаний при интерпретации результатов тестирования, могут пользоваться специалисты смежных с психологией областей (методист детского дошкольного учреждения, учитель), имеющие высшую категорию и допуск-свидетельство к работе по этим методикам.
4.7. Специалист, который проводит тестирование, не должен разрывать диагностический тест с целью компилирования «своей программы», не соответствующей возрастному цензу и целям диагностики.
5. Результаты психодиагностического обследования каждого ребенка должны быть зафиксированы в протоколе и далее оформлены в диагностической карте единого образца. Протокол, материалы тестирования сохраняются в дошкольном учреждении, школе не менее одного года.
|
6. В процессе обучения в детском саду и школе проводится поэтапная экспресс-диагностика для определения динамики интеллектуального и личностного развития старших дошкольников и младших школьников.
7. Результаты первичного тестирования и последующих обследований учащихся должны быть отражены в карте психологического развития.
8. Специалист, который проводит психологическое обследо-
вание детей, должен быть включен в комиссию по формированию подготовительных и первых классов. На заседании комиссии он делает письменный или устный отчет о результатах тестирования детей, который должен быть составлен с учетом этических норм психодиагностики.
9. При формировании подготовительных и первых классов
психолог (другой специалист, проводивший обследование) дол
жен ознакомить с результатами тестирования учителей и дать
им общие рекомендации для работы с детьми, указав пути кор
рекции и успешной адаптации детей к школе.
10. В период адаптации следует консультировать учителей и оказывать им психологическую помощь в организации учебного процесса по интегрированному курсу «Введение в школьную жизнь».
11. Используя результаты диагностики, необходимо помогать учителю компетентно и дифференцированно подходить к воспитательно-образовательной работе; следует наметить пути оказания помощи, чтобы преодолеть возникшие проблемы.
12. Помощь педагога должна быть направлена не на ликвидацию определенных пробелов в знаниях детей, а на развитие и стимулирование их потенциальных возможностей, а также на преодоление психологических трудностей, которые связаны с дисгармонией в развитии познавательной сферы личности ребенка.
Психолог, осуществляющий психолого-педагогическое обследование шести-семилетних детей, обязан соблюдать следующие профессионально-этические принципы психодиагностики [1, 2,40,47, 52].
1. Психолог должен использовать методики, которые подходят для той цели, с которой он проводит обследование, а также для данного контингента детей с учетом возрастных норм, региональных особенностей, национальной принадлежности.
2. Если психолог привлекает к определенной работе по выполнению психодиагностического обследования других исполнителей (учителя, воспитателя), он полностью отвечает за правильность проведения диагностической процедуры, корректность интерпретации и использование ее результатов.
3. Чтобы иметь доступ к психодиагностическим методикам или тестам, педагог должен пройти соответствующую психологическую подготовку, получить диплом государственное» образца и обязательно пройти аттестацию.
4. Обследование должно быть беспристрастным: на его исполнителя не должны оказывать влияние общие впечатле пия о личности ребенка, симпатии, антипатии и собственное состояние или настроение.
|
5. Психолог должен так преподнести информацию родите-
ЛА
лям, чтобы они осознали свою личную ответственность за результаты, полученные в процессе тестирования их ребенка.
6. В тех случаях, когда психологу известно, что результаты тестирования могут быть использованы родителями и педагогами как дополнительный инструмент в конфронтации с кем-либо, он должен изложить свою информацию в такой форме, чтобы погасить конфликт.
7. Психолог, нарушающий профессионально-этические нормы, может быть призван к юридической ответственности и дисквалифицирован.
В своих профессиональных действиях психолог обязан соблюдать принцип «Не навреди».
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!