Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Познавательной сферы детей шести семи лет

2017-05-12 809
Познавательной сферы детей шести семи лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Задание 1 «Нарисуй кружочки» выявляет умение запоми­нать, руководствоваться инструкцией при выполнении задания.

Психолог говорит: «Слушайте меня внимательно, повторять задание я не буду. Нарисуйте в ряд 10 кружочков (пауза). Затем отсчитайте слева направо 3-й, 6-й и 9-й кружочки, заштрихуйте их, а все остальные оставьте чистыми».

Оценка результатов: высокий уровень — задание выполнено быстро, без ошибок; средний — задание выполнено после пов­торного объяснения, допущены незначительные ошибки; низкий уровень — задание выполнено с трудом, допущены ошибки.

Задание 2 «Графический диктант» выявляет умение следо­вать указаниям психолога, помогает самостоятельно решать пос­тавленную задачу [21].

На листке из тетради в клеточку на расстоянии четырех кле­точек от левого края листа ставят три точки одна под другой (расстояние между ними по вертикали — 7 клеточек). Психолог говорит: «Мы будем рисовать разные узоры. Постарайтесь, что­бы они получились красивыми и аккуратными. Для этого пос­лушайте задание. Я скажу, в какую сторону и на сколько кле­точек нужно проводить линии. Когда проведете линию, ждите, пока я не объясню, как проводить следующую».

После этого переходят к следующему заданию (выполнение узора). Психолог говорит: «Начнем рисовать первый узор. Пос­тавьте карандаш на самую верхнюю точку. Рисуйте линию: одна клеточка направо (не отрывайте карандаш от бумаги), одна кле­точка вниз, затем опять направо, одна клеточка вниз, одна нап­раво. Теперь одна клеточка вверх, затем направо, опять вверх. Теперь две клеточки направо, одна клеточка вниз, затем напра­во, опять одна клеточка вниз, потом направо. Одна клеточка вверх, потом направо и опять продолжайте рисовать такой же узор сами».

Пока дети делают задание, психолог ходит по рядам и ис­правляет ошибки. При выполнении следующих узоров он следит только за тем, чтобы дети не переворачивали листки и начинали узор с нужной точки.

Объясняя задание, нужно делать паузы, чтобы дети успели нарисовать все линии. На самостоятельное продолжение узора дается две-три минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен занимать всю страницу в ширину. Затем психолог говорит: «Теперь поставьте карандаш на следующую точку» и диктует описание другого узора. Когда задание будет выполнено, объясняет, как нужно нарисовать следующий узор.


Оценка результатов: высокий уровень — оба узора (не счи­тая пробного) выполнены в соответствии с заданием, в одном из них есть отдельные ошибки; средний — оба узора частично соответствуют заданию, но в них есть ошибки или один узор сделан неправильно, а второй не соответствует заданию; низкий уровень — ни один из выполненных узоров не соответствует заданию.

Задание 3 «Четыре правила» выявляет способность ребенка планировать свои действия согласно правилу, осуществлять са­моконтроль [50].

Перед каждым ребенком психолог кладет двойной тетрадный лист в линейку и говорит: «Вы будете писать карандашом па­лочки и черточки, соблюдая при этом некоторые правила. Сей­час я покажу на доске, как это нужно делать, и объясню, какие правила необходимо соблюдать».

Далее следует краткое (не более 4 — 5 минут) объяснение. «Смотрите и запоминайте, — говорит психолог, подходя к доске, расчерченной, как тетрадный листок. — Я буду писать на доске палочки и черточки в таком порядке: сначала одну палочку, потом черточку. Дальше нужно написать две палочки и черточ­ку, затем три палочки и черточку, а потом все повторить сначала. Все время считайте, чтобы не ошибиться. Это первое правило, которое необходимо соблюдать (психолог повто-- ряет его еще раз).

Второе правило. Вы заполнили всю строчку, но на полях писать нельзя.

Третье правило. Надо правильно переходить с од­ной строчки на другую: на следующей строке пишем то, что не поместилось на предыдущей. Например, на одной строке две палочки, а черточка не поместилась, поэтому переносим ее на следующую, а затем пишем три палочки и черточку. (Нужно объяснить разные варианты переноса.)

Четвертое правило. Между строками должно быть расстояние в одну линейку, иначе написанное сольется.

Психолог еще раз повторяет все правила. Затем вместе с ним их повторяют дети. Чтобы убедиться, что дети нашли первую строку, поля и вторую строку, психолог просит поставить на них указательный палец.

Убедившись, что дети все поняли, психолог стирает написан­ное на доске и говорит: «Старайтесь писать правильно, акку­ратно, не мешайте друг другу. Если что-то непонятно, спросите сейчас». После короткой паузы добавляет: «Выполняйте зада­ние, пока я не скажу «Достаточно». Затем проверьте написан-


ное». На выполнение задания отводится 15 минут. Помощь в процессе работы не предусмотрена.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Высокий уровень — ребенок понимает задание, работает сос­редоточенно, не отвлекаясь, делает все в основном точно; если допускает отдельные ошибки, то замечает их и самостоятельно исправляет; не спешит сдать работу сразу же, а еще раз прове­ряет написанное, вносит поправки, делает все, чтобы задание было выполнено правильно и аккуратно.

Средний уровень — ребенок понимает задание, допускает не­большие ошибки, но не замечает и не устраняет их; не исправляет ошибки в отведенное для этого время в конце занятия, ограни­чивается беглым просмотром написанного; качество оформления работы для него не так важно, хотя он стремится к хорошему результату.

Низкий уровень — ребенок понимает задание частично, но до конца занятия не может запомнить того, что сказал психолог, в процессе работы допускает многочисленные ошибки, не ис­правляет их, после сигнала об окончании работы не старается что-то исправить, к полученному результату равнодушен.

Задание 4 «Кодирование» помогает определить уровень обу­чаемости, саморегуляции (Прил. 2, рис. 13) [52].

Ребенок получает бланк с пятью рядами простых фигур и пятью фигурами-образцами. Ему предлагают заполнить пустые фигуры в бланке такими же знаками, как и в соответствующих фигурах образца. Пять фигур в начале первой строки бланка отводятся для тренировки. Начинать и заканчивать работу нуж­но по сигналу психолога. Следует заполнить все фигуры после­довательно, одну за другой. На это дается 2 минуты. Помощь после этапа тренировки не предусмотрена.

Оценка результатов. Норма для детей 6 лет — 25 —30 фигур; выше нормы — 40 —45 фигур. Норма для детей 7 лет — 32 — 39 фигур; выше нормы — 46 — 47 фигур- 45 фигур — наилучший результат для детей обоих возрастов.

Задание 5 «Палочка и крестик» помогает определить уровень саморегуляции [50].

Ребенок получает листок из тетради в клеточку. Сверху при­веден образец задания МЧ+I+H+H и т- Д- Необходимо в таком же порядке написать знаки в течение 5 минут, соблюдая следу­ющие правила:

1) палочки и крестики нужно ставить в такой же последова­тельности;

2) переходить на другую строчку после знака «-»;

3) не писать на полях;


 

4) каждый знак должен поместиться в одной клеточке;

5) расстояние между строчками — две клеточки. Правила нужно сначала разъяснить ребенку.

Оценка результатов: высокий уровень — ребенок точно сле­дует правилам при выполнении задания, не отвлекается, находит и исправляет ошибки, старается все делать аккуратно, не спешит сдать работу, еще раз проверяет написанное; средний — ребенок делает ошибки, не замечает их, не старается исправить, не за­ботится о качестве выполнения работы, однако стремится к ус­пеху; низкий уровень — ребенок безразличен к результату ра­боты, не исправляет ошибки, не соблюдает правила.

Задание 6 «Дорисуй фигуру» помогает определить уровень восприятия (Прил. 2, рис. 14 — 16).

Ребенку предлагают дорисовать фигуры (Прил. 2, рис. 14, 15) и предметные картинки (рис. 16).

Оценка результатов: высокий уровень — ребенок понимает принцип работы*, выполняет задание без ошибок; средний — ребенок понимает суть задания, но допускает небольшую асим­метрию в рисунках; низкий уровень — ребенок не понимает смысла заданияv допускает грубые ошибки, не исправляет их.

Задание 7 «Найди слова» (тест Мюнстерберга) помогает оп­ределить уровень устойчивости и избирательности внимания (Прил. 2, рис. 17).

Ребенку дают бланк с пятью напечатанными строчками слу­чайно выбранных букв, следующих друг за другом без пробелов. За 5 минут нужно отыскать среди них десять слов и подчеркнуть их.

Оценка результатов: хорошими показателями являются ко­личество правильно составленных слор и скорость выполнения задания.

Задание 8 «Поиск образцов» помогает определить особен­ности избирательности внимания [52].

Ребенку предлагают подобрать к какому-то изображению-об­разцу, находящемуся в левой части ряда, такое же изображение в правой части ряда, где находятся подобные, но не одинаковые изображения (буквы, слоги, слова, цифры). Например, нужно найти в словах, представленных справа, те, в которых содер­жится слог образца:

 

ко рукав карта закон укроп такси
ба сабля медаль банан бочка ребро
ма мираж сумка намек туман храм
се басня газель суфле кусты посез
Ту тачка газета туфли утварь трус

 




 


Нужно найти буквенно-цифровую группу:

 

ош 2ШКО Р35 20Ш ФОШ 1Ш2 МЕО ОШ2 02Ш
37Е   47Е 07Ш 73Е ЗНШ 37 Е Е73 ЗЕЕ
5КГ отк ГМЗ 5БТ К5Т 4КТ 5КО 5КГ Т5К
1СУ УОб СУ1 А1С ЮУ 7СУ 1УУ УСУ 2СУ
86Э 89Э Э99   Э98 68Э 86Э 88Э 89Э

Результаты оцениваются по скорости и точности поиска. В основном все дети справляются с такими заданиями, допуская небольшие неточности при высоком темпе выполнения работы.

Задание 9 «Узнавание фигур» (тест Бернштейна) помогает выявить особенности образной памяти (Прил. 2, рис. 18, 19) [52].

Ребенку на 10 секунд дают посмотреть таблицу с геометри­ческими фигурами. Нужно запомнить все фигуры. Сразу после этого ему показывают другую таблицу, где фигуры-образцы в произвольном порядке находятся среди других 25 фигур. Ребе­нок должен отметить среди них образцы.

Оценка результатов: высокий уровень — ребенок отметил 8-9 фигур правильно; средний - 6-7 фигур; низкий уро­вень — меньше 5 фигур.

Задание 10 «Девять геометрических фигур» помогает опре­делить особенности образной памяти (Прил. 2, рис. 20) [52].

Ребенку показывают таблицу с девятью простыми геометри­ческими фигурами. В течение 20 секунд он должен запомнить фигуры, а затем, не глядя на образец, воспроизвести их на блан­ке.

Оценка результатов: высокий уровень — воспроизведено 8 — 9 фигур; средний — 5 — 7 фигур; низкий уровень — меньше 4

фигур.

Задание 11 «Парные связи» помогает определить уровень произвольного запоминания с использованием приема функци­ональных связей [26, 31].

Психолог говорит ребенку: «Мы будем играть в «запоминал-ки». Я произнесу слова, а ты постарайся запомнить их как можно больше. Подумай, как можно быстрее их запомнить. Среди слов есть такие, которые подходят друг к другу: кошка, автобус, дождь, собака, зонт, рыбка, дорога, молоко, аквариум, кость». Рекомендуется произносить набор слов 4 раза.

Оценка результатов: высокий уровень — воспроизведено 4— 5 пар слов на основе смысловых связей; средний — 3 пары слов; низкий уровень — воспроизведено 4 — 5 слов (произвольное за­поминание), не использован способ логического запоминания.

Задание 12 «Пиктограмма» выявляет способность к ассоци­ативному зрительно-словесному запоминанию [19, 21].

Ребенку предлагают запомнить 16 слов с помощью рисунков:


стул, шапка, вражда, банка, звезда, переход, картинка, сапож­ник, ночь, чай, бегемот, фигурное катание, мир, футбол, платье, улыбка. К каждому прочитанному слову он должен сделать ри­сунок, который поможет лучше запомнить слово. Глядя на свои рисунки, ребенок должен вспомнить все слова.

Оценка результатов: высокий уровень — ребенок вспомнил все слова, с легкостью может сделать рисунки-ассоциации к ним; средний — у ребенка не возникает ассоциаций к абстрактным понятиям (мир, сомнение, вражда), запоминает не все слова; низкий уровень — ребенок не может сделать рисунки к боль­шинству слов, изображения малопонятны.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.