И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ Республики Беларусь — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ Республики Беларусь

2017-05-16 581
И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ Республики Беларусь

 
 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«Белорусская государственная

сельскохозяйственная академия»


Кафедра бухгалтерского учета в сельском хозяйстве

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА»

Для студентов специальности

Финансы и кредит»

Горки 2011


УДК 657 (075.8)

ББК 65.052я7

Г 93

 

Одобрено научно-методическим советом УО «БГСХА» (протокол № от 2011 г.) и методической комиссией факультета бухгалтерского учета (протокол № 7 от 23.02.2011 г.).

 

 

Составитель:

Е.А. Гудкова, доцент кафедры бухгалтерского учета в сельском хозяйстве, кандидат экономических наук.

 

Гудкова Е.А.

Г 93. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория бухгалтерского учета» для студентов специальности 1-25 01 04 – «Финансы и кредит». – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2011. – 115 с.

 

 

В учебно-методическом комплексе изложены учебная программа дисциплины, рекомендуемая литература, вопросы и тесты для контроля знаний студентов, учебно-методическая карта дисциплины, курс лекций, темы рефератов, методические указания по проведению практических занятий.

Таблиц 6. Рисунков 9. Библиогр. 36.

Рецензенты: канд. экон. наук, доцент Ю.Н. Селюков; канд. экон. наук, доцент О.М. Недюхина.

 

 

УДК 657 (075.8)

ББК 65.052.я7

 

© Составление Е.А. Гудкова, 2011

© Учреждение образования

«Белорусская государственная

сельскохозяйственная академия», 2011


Введение

 

В последнее время все больше возрастает роль бухгалтерского учета как составной части системы управления, поэтому повышается потребность в своевременном получении достоверной учётной и отчётной информации о деятельности хозяйствующих субъектов. В связи с этим, изучение будущими специалистами экономического профиля основ построения бухгалтерского учета является весьма актуальным с позиции его восприятия в качестве целостной, взаимосвязанной и логически обоснованной системы, что требует грамотно составленных учебно-методических материалов по дисциплине «Теория бухгал­терского учета», которые позволили бы студентам получить все необходимые теоретические знания и практические навыки.

Учебным планом на изучение дисциплины «Теория бухгалтерского учета» для студентов специальности 1-25 01 04 – «Финансы и кредит» предусмотрено 74 учебных часа, в том числе 54 аудиторных, из них 34 часа лекций и 20 часов практических занятий. Форма контроля знаний: зачет.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория бухгалтерского учета» разработан в соответствии с базовой учебной программой, на основе которой составлена рабочая программа дисциплины.

Данная разработка по дисциплине «Теория бухгалтерского учета» направлена на приобретение студентами теоретических и практических навыков по теории бухгалтерского учета. Для этого каждый студент изучает предлагаемый лекционный курс, который охватывает двенадцать тем: «Сущность учета и его роль в информационной системе и хозяйственном управлении», «Предмет и метод бухгалтерского учёта», «Бухгалтерский баланс», «Счета и двойная запись. Система счетов и порядок отражения в них хозяйственных операций», «Классификация счетов бухгалтерского учёта», «Стоимостное измерение и методологические основы учёта хозяйственных процессов», «Первичное наблюдение, документирование и инвентаризация», «Учётные регистры и формы бухгалтерского учёта», «Основы бухгалтерской отчётности», «Основы организации бухгалтерского учёта», «Возникновение и развитие хозяйственного учёта», «Возникновение и развитие двойной бухгалтерии»; отвечает на вопросы для самопроверки и тестовые задания после изучения каждой темы курса лекций.

Учебно-методический комплекс построен на основе использования технологии интерактивного обучения, которая заключается в разработке совокупности способов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия преподавателя и студента.

Система контроля знаний построена на опросе студентов, выполнении тестов и сдачи зачета.

 


Утверждена

П.А. Саскевичем 30.06.2009 г.

ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

Учебная программа для специальностей:

1-25 01 08 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

1-25 01 04 – «Финансы и кредит»

 

 

СОСТАВИТЕЛИ:

З.Н. Кулько, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета в сельском хозяйстве;

И.А. Каштанова, доцент кафедры бухгалтерского учета в сельском хозяйстве, кандидат экономических наук, доцент;

Е.А. Гудкова, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета в сельском хозяйстве, кандидат экономических наук;

С.В. Гудков, декан факультета бухгалтерского учета, кандидат экономических наук, доцент.

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

А.С. Чечеткин, проректор по ФПК и ПК, кандидат экономических наук, доцент;

Е.Л. Путникова, заведующая кафедрой бухгалтерского учета в отраслях АПК, кандидат экономических наук, доцент;

С.А. Гудына, главный бухгалтер Управления сельского хозяйства и продовольствия Горецкого районного исполнительного комитета.

 

 

Рекомендована к утверждению: научно-методическим советом УО «БГСХА» (протокол № 10 от 30.06.2009 г.).


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях рыночной экономики для обеспечения четкого управления работой организации, анализа и контроля за состоянием активов и обязательств, результатами хозяйственной деятельности и сохранностью собственности необходима учетная информация. Для успешного ведения учета в любой организации необходимо знать основы его построения, поэтому изучение курса «Теория бухгалтерского учета» играет важную роль в процессе профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов экономического направления.

Учебная программа и предусматривает изучение студентами теоретических знаний и практических навыков в области теории бухгалтерского учета как базовой основы организации системы бухгалтерского учета, которая необходима для формирования профессиональной подготовки и деловых качеств бухгалтеров. Данная дисциплина представляет собой фундаментальную теоретическую часть бухгалтерского учета, без познания которой невозможно усвоить и понять другие дисциплины учебного плана.

Основной целью изучения теории бухгалтерского учета является освоение категорийного аппарата, методических принципов и функций бухгалтерского учета, для того чтобы подвести студентов к освоению методических приемов учетного оформления хозяйственных процес­сов и организационных форм бухгалтерского учета.

Изучение курса «Теория бухгалтерского учета» предусмат­ривает проведение лекционных и практических занятий, а также самостоя­тельную проработку студентами специальной литературы.

В учебной программе использованы Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», нормативные документы, регламентирующие организацию учета, международные стандарты учета и отчетности и другая рекомендуемая литература.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория бухгалтерского учёта»

№ п/п Наименование тем Количество часов
Всего лекции практические занятия
  Сущность учета и его роль в информационной системе и хозяйственном управлении      
  Предмет и метод бухгалтерского учёта      
  Бухгалтерский баланс      
  Счета и двойная запись. Система счетов и порядок отражения в них хозяйственных операций      
  Классификация счетов бухгалтерского учёта      
  Стоимостное измерение и методологические основы учёта хозяйственных процессов      
  Первичное наблюдение, документирование и инвентаризация      
  Учётные регистры и формы бухгалтерского учёта      
  Основы бухгалтерской отчётности      
  Основы организации бухгалтерского учёта      
  Возникновение и развитие хозяйственного учёта    
  Возникновение и развитие двойной бухгалтерии      
  Итого      

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория бухгалтерского учета»

 

И хозяйственном управлении

 

Понятие учета как системы количественного отражения реальной деятельности. Основные стадии учетного процесса: наблюдение, измерение, регистрация и обобщение. Измерители, применяемые в учете.

Виды хозяйственного учета, их характеристика и взаимосвязь. Особенности бухгалтерского учета и его связь с другими функциями управления. Основные задачи бухгалтерского учета и требования, предъявляемые к нему. Функции учета в системе управления – контрольная, информационная, обеспечения сохранности собственности, обратной связи, аналитическая. Внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации.

 

Хозяйственных процессов

 

Стоимостное измерение объектов бухгалтерского учета. Оценка объектов бухгалтерского учета, ее цели и принципы.

Действующий порядок оценки имущества (активов) и источников его формирования.

Калькуляция как способ группировки затрат и определения стоимости отдельных видов объектов учета в процессах деятельности организации (снабжения, производства, реализации, осуществления вложений во внеоборотные активы). Понятие объектов учета производственных затрат и объектов калькуляции, калькуляционные единицы. Принципы группировки затрат.

Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса:

– приобретения имущества (активов);

– производства продукции;

– реализации продукции и товаров.

Соизмерение доходов и расходов. Выявление финансовых результатов хозяйственной деятельности организации.

Примерный перечень практических занятий

 

 

Учебно-методическая карта

Номер раздела, темы Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Самостоятельная работа студента Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) Литература Форма контроля знаний
лекции практические занятия
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Тема 1. Сущность учета и его роль в информационной системе и хозяйственном управлении 1.1. Понятие учета как системы количественного отражения реаль­ной деятельности. 1.2. Измерители, применяемые в учете. 1.3. Виды хозяйственного учета и их характеристика. 1.4. Особенности бухгалтерского учета и его связь с другими функциями управления. 1.5. Основные задачи бухгалтерского учета и требования, предъяв­ляемые к нему.         [3, 4, 5, 7, 8, 9, 21, 30] Опрос, темати-ческий тест, зачет
2. Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учета 2.1. Предмет и объекты бухгалтерского учета. 2.2. Классификация активов по функциональной роли в процессе воспроизводства, источникам образования (пассивов). 2.3. Метод бухгалтерского учета и его основные элементы.       Методические указания, калькуляторы [4, 5, 7, 8, 9, 14, 30, 39] Опрос, темати-ческий тест, зачет
3. Тема 3. Бухгалтерский баланс 3.1. Понятие бухгалтерского баланса. 3.2. Строение и содержание баланса. 3.3. Виды балансов. 3.4. Изменения в балансе, вызываемые хозяйственными опера­циями.       Методические указания, калькуляторы [4, 5, 7, 8, 9, 13, 39] Опрос, темати-ческий тест, зачет
1 2 3 4 5 6 7 8
4. Тема 4. Счета и двойная запись. Система счетов и порядок отражения в них хозяйственных операций 4.1. Понятие о счетах бухгалтерского учета. Их сущность и назначение. 4.2. Двойственное отражение хозяйственных операций на счетах, его сущность и значение. 4.3. Понятие учетной записи. Простая и сложная учетная запись. 4.4. Синтетические и аналитические счета, их назначение и взаимо­связь. Субсчета. 4.5. Оборотные и сальдовые ведомости, их контрольное значение. 4.6. Шахматная форма оборотной ведомости.       Методические указания, калькуляторы [4, 5, 7, 8, 9, 22, 23, 39] Опрос, темати-ческий тест, зачет
5. Тема 5. Классификация счетов бухгалтерского учета 5.1. Понятие и основные принципы классификации счетов. 5.2. Классификация счетов по экономическому содержанию. 5.3. Классификация счетов по структуре и назначению. 5.4. План счетов бухгалтерского учета, его назначение и содержание.       Методические указания, калькуляторы [4, 5, 8, 11, 12, 31, 39] Опрос, темати-ческий тест, зачет
6. Тема 6. Стоимостное измерение и методологические основы учета хозяйственных процессов 6.1. Оценка объектов бухгалтерского учета, ее цели и принципы. 6.2. Сущность калькуляции. Принципы группировки затрат. 6.3. Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения имущества (активов). 6.4. Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса производства продукции. 6.5. Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса реализации продукции и товаров.       Методические указания, калькуляторы [4, 5, 8, 20, 30, 39, 41] Опрос, темати-ческий тест, зачет
7. Тема 7. Первичное наблюдение, документирование и инвентаризация 7.1. Место первичного наблюдения в бухгалтерском учете. 7.2. Документация, ее сущность и значение. Классификация документов. 7.3. Требования, предъявляемые к оформлению документов. Порядок приемки документов, бухгалтерская обработка и хранение. 7.4. Инвентаризация. Виды инвентаризации. 7.5. Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов. Отражение результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета.       Методические указания, калькуляторы [4, 5, 8, 17, 18, 19, 37, 39] Опрос, темати-ческий тест, зачет
1 2 3 4 5 6 7 8
8. Тема 8. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета 8.1. Учетные регистры, их сущность и значение. 8.2. Виды и формы учетных регистров, их классификация. 8.3. Принципы построения форм бухгалтерского учета. 8.4. Приемы исправления ошибок в учете.       Методические указания, калькуляторы [4, 5, 8, 24, 39] Опрос, темати-ческий тест, зачет
9. Тема 9. Основы бухгалтерской отчетности 9.1. Сущность и значение бухгалтерской отчетности. Государствен­ная регламентация отчетности. 9.2. Виды отчетности и ее содержание. 9.3. Общий порядок и сроки составления, представления отчетно­сти. Публикация отчетности.         [4, 5, 7, 8, 9, 16] Опрос, темати-ческий тест, зачет
10. Тема 10. Основы организации бухгалтерского учета 10.1. Принципы организации бухгалтерского учета. Государственное регулирование и методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью. 10.2. Ведение бухгалтерского учета в организации. Компетенция главного бухгалтера. 10.3. Учетная политика организации, ее содержание и принципы формирования. 10.4. Международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности.         [2, 3, 4, 5, 27, 29, 32, 36, 38, 43] Опрос, темати-ческий тест, зачет
11. Тема 11. Возникновение и развитие хозяйственного учета 11.1. Исторические предпосылки возникновения хозяйственного учета. 11.2. Характерные черты древнего учета. 11.3. Учетная система Древнего Египта. 11.4. Особенности древнегреческого учета. 11.5. Характеристика римской системы учета.   0,5 0,5   [1, 6, 33] Опрос, темати-ческий тест, зачет
12. Тема 12. Возникновение и развитие двойной бухгалтерии 12.1. Предпосылки возникновения двойной бухгалтерии. 12.2. Сущность двойной бухгалтерии. Закон двойного счета. 12.3. Двойная бухгалтерия во Франции. 12.4. Учет в России до реформ Петра I. 12.5. Возникновение учета как науки. Основоположники учета как науки, их идеи и влияние на развитие учета.   0,5 0,5   [1, 6, 33] Опрос, темати-ческий тест, зачет
  ИТОГО           Зачет

 

 


ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Виды балансов

В условиях рыночной экономики организации используют различ­ные виды бухгалтерских балансов.

По источникам составления бухгалтерские балансы бывают: книж­ные, генеральные, инвентарные.

Книжные балансы составляются по данным текущего бухгалтерского учета в соответствии с остатками по счетам Главной книги. Если они подтверждаются материалами инвентаризации, то такие балансы рас­сматриваются как генеральные. Инвентарные балансы составляются по данным инвентарных описей отдельных активов и источников их формирования (примером являет­ся вступительный баланс, подтвержденный учредительными документа­ми юридического лица).

По времени составления выделяют шесть разновидностей бухгалтер­ских балансов: вступительные (организационные), текущие, санируе­мые, ликвидационные, разделительные, объединительные.

Вступительный (организационный) баланс свидетельствует о созда­нии новой организации, т.е. это баланс заново создаваемой организации. В нем отражаются де­нежные вклады учредителей (участников) и организационные расходы. Составлением вступительного баланса открывается ведение бухгалтер­ского учета в данной организации.

Текущие балансы составляются в течение всего периода функциони­рования организации. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальный баланс составляется в начале года. Заключительный (годо­вой) баланс составляется на конец соответствующего года и является начальным балансом следующего года. Промежуточные балансысоставляются на заданные отрезки време­ни нарастающим итогом (за месяц, квартал, полугодие, девять меся­цев).

Санируемые балансы, т.е. представленные организациями, находящи­мися на пороге банкротства (несостоятельности погашения своих обяза­тельств), составляются с привлечением аудитора еще до окончания от­четного периода с целью показать реальное состояние дел в организации. В балансе отдельные статьи могут не приниматься в расчет либо подвер­гаться уценке (например, готовая продукция, сырье иматериалы могут быть уценены до возможной стоимости их реализации). Результатом са­нируемого баланса является принимаемое решение: либо организация объявляется банкротом, либо ей предоставляется испытательный срок.

Ликвидационные балансы составляются при прекращении деятельнос­ти организации без перехода прав и обязательств в порядке правопреем­ственности к другим лицам (банкротство, добровольная ликвидация, принудительная ликвидация и др.). Составляется ликвидационный ба­ланс комиссией, которой поручается ликвидация организации. Комис­сия составляет три ликвидационных баланса. Один в начале работы (вступительный), другой в течение периода ликвидации (промежуточ­ный), третий на конец периода ликвидации (заключительный). Ликви­дационные балансы отличаются от других тем, что все средства, капитал и обязательства при его составлении оцениваются не по себестоимости, а по стоимости их возможной реализации имущества или в сумме воз­можных поступлений от дебиторов. Обязательства организации оцени­ваются в сумме возможных платежей кредиторам, а не в сумме их дей­ствительной задолженности.

Разделительные балансы составляются при реорганизации организа­ции и разделении ее на несколько более мелких организаций, структурных подразделений с самостоятельным балансом. Они также используются при передаче одной или нескольких структурных единиц одной организации другой.

Объединительные (фузионные) балансы составляются по результа­там объединения имущества и обязательств двух и более организаций.

По степени правомочия бухгалтерские балансы подразделяют на юри­дические и отдельные.

Юридические бухгалтерские балансы составляются юридическими лицами.

Отдельные бухгалтерские балансы составляют структурные подраз­деления организации (бригады, участки, производства и т.д.), не наде­ленные статусом юридического лица.

По срокам составления различают вступительные, периодические и заключительные балансы. Вступительные балансы составляются после государственной регистрации организации и одновременного приобретения статуса юридического лица. Периодические балансы составляются на заданные отрезки времени (месяц, квартал, полугодие, девять месяцев). Заключительные балансы составляются по окончании отчетного пе­риода.

По форме построения балансы подразделяют на односторонние, дву­сторонние, раздельные, сводные, шахматные.

Односторонние бухгалтерские балансы построены по вертикальному признаку: актив сверху, пассив под активом или наоборот.

В раздельных балансах по центру отражается название статей, а слева и справа от них указываются числовые значения актива и пассива.

При составлении сводных балансов слева приводят название статей, а справа, в двух колонках, перечисляются суммы, относящиеся к активу и пассиву.

Шахматный баланс составляется в виде матрицы, по строкам кото­рой перечисляются статьи актива, а по столбцам – статьи пассива и на­оборот.

По полноте отраженных данных различают балансы-брутто и балансы-нетто.

Баланс-брутто – это бухгалтерский баланс, в котором объекты бух­галтерского учета представляются в первоначальной (исторической) оценке отдельных активов. Баланс-брутто включает регулирование статьи 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация немате­риальных активов».

Баланс-нетто – это бухгалтерский баланс, в котором объекты бухгал­терского учета оцениваются и отражаются по остаточной стоимости. В валюту данного баланса суммы, отражаемые на регулирующих счетах, не включаются. Их вычитают от первоначальной стоимости ос­новных средств, нематериальных активов. В последнее время в Респуб­лике Беларусь баланс-брутто не применяется, а используется баланс-нетто.

По видам экономической деятельности организации могут составлять балансы по основной и не основной деятельности.

Бухгалтерские балансы по основной деятельности раскрывают фи­нансовое положение организации, содержание которой зарегистрирова­но в уставе организации. Бухгалтерские балансы по не основным видам деятельности пред­ставляют информацию по прочим (неуставным) видам деятельности юридического лица (балансы обслуживающих производств и хозяйств и пр.)

По отраслям народного хозяйства балансы подразделяют на промыш­ленные, сельскохозяйственные и т.д.

По способу составления бухгалтерские балансы подразделяются на сальдовые, оборотные, шахматные.

В сальдовом балансе отражаются остатки средств организации и ис­точников их формирования. Они используются в целях текущего конт­роля за правильностью и полнотой проведения хозяйственных опера­ций.

В оборотных балансах показывают остатки и движение средств орга­низации и их источников за отчетный период.

Шахматный баланс строится в виде матрицы, и которой по горизон­тальной и вертикальной строке и столбцу записываются статьи балан­са. Из журнала регистрации хозяйственных операций в матрицу, в со­ответствии с корреспонденцией счетов, переносятся суммы, которые отражаются на пересечении соответствующих строк и столбцов. В строки собираются дебетовые обороты, а в столбцы – кредитовые. Подсчитав итоги оборотов, определяют конечное сальдо: дебетовое за­писывают в строке, а кредитовое – в столбце. В правом нижнем углу матрицы отражаются итоговые суммы оборотов и остатки (начальные и конечные). В шахматном балансе видна корреспонденция счетов, на пересечении какой-либо строки и столбца. Его достоинство заключа­ется в сокращении количества счетных записей, поскольку сумма по корреспондирующим счетам записывается за один прием при сохране­нии принципа двойной записи.

По степени обобщения и представления информации балансы класси­фицируются на: единичные и сводные (консолидированные). Единичные балансы характеризуют фи­нансовое положение одной юридически самостоятельной организации или ее структурных подразделений. Сводные (консолидированные) балансы представляют собой объе­динение балансов организаций, юридически самостоятельных, но за­висимых в экономическом отношении. Такой баланс объединяет бух­галтерский баланс материнской и ее дочерних компаний и зависимых обществ. Данные материнской и до­черних компаний объединяются путем построчного суммирования соответствующих данных.

3.4. Изменения в балансе, вызываемые хозяйственными опера­циями

В процессе хозяйственной деятельности организации совершаются многочисленные хозяйственные операции, которые не нарушают равен­ства итогов актива и пассива баланса, однако суммы отдельных статей баланса и его итог могут меняться, так как каждая хозяйственная опера­ция затрагивает не менее двух статей баланса. При этом изменения могут происходить в активе или пассиве либо одновременно и в активе, и в пассиве баланса. Таким образом, в зависимости от хозяйственной опе­рации изменение статей баланса можно разделить на четыре типа балан­совых изменений.

Первый тип хозяйственных операций затрагивает только статьи акти­ва баланса, когда средства по одной статье увеличиваются, по другой – уменьшаются на ту же сумму, а валюта баланса не изменяется.

Пример. Отпущены со склада и израсходованы па производство сырье и материалы, стоимость которых составила 120 млн руб. В результате этой опе­рации ворганизации уменьшится стоимость сырья и материалов на сумму 120 млн руб. Одновременно эта операция приводит к увеличению затрат на про­изводствона данную сумму. Итог баланса после этой операции останется без изменения, так как имело место лишь перемещение средств внутри статей актива баланса.

Второй тип хозяйственных операций затрагивает только статьи пас­сива баланса, когда источники образования хозяйственных средств по одной статье увеличиваются, по другой – уменьшаются на ту же сумму, а валюта баланса не изменяется.

Пример. Изначисленной оплаты труда удержан подоходный налог. Удержание налога из начисленной оплаты труда ведет к уменьше­нию задолженности работникам. Одновременно в пассиве увеличивается задолженность перед бюджетом. Таким образом, в результате этой хозяйственной операции измене­ния произойдут лишь внутри статей пассива баланса. Итог баланса при этом не изменится, так как перемещение произошло только в источни­ках формирования средств.

Третий тип хозяйственных операций затрагивает статьи актива и пас­сива баланса, когда они одновременно увеличиваются на одну и ту же сумму при равенстве валюты баланса.

Пример. Организация получила в банке краткосрочный кредит на пополне­ние оборотных средств в сумме 80 млн.руб. Деньги зачислены на расчетный счет. Эта операция повлечет за собой увеличение денежных средств на расчетном счете на сумму 80 млн.руб. и одновременно в пассиве увеличится задолженность по краткосроч­ным кредитам на сумму 80 млн.руб. В ре­зультате совершения этой хозяйственной операции произойдет увеличение, как в активе, так и в пассиве баланса.

Четвертый тип хозяйственных операций затрагивает статьи актива и пассива баланса, когда они одновременно уменьшаются на одну и ту же сумму при равенстве валюты баланса.

Пример. С расчетного счета погашена задолженность поставщикам. В результате остаток денежных средств на расчетном счете уменьшился и одновременно на такую же сумму уменьшилась задолженность поставщикам. Изменения произошли как в активе, так и в пассиве в сторону уменьшения итога баланса. Следовательно, равен­ство итогов актива и пассива не нарушилось.

Схема активного счета

Дебет_______________________________________________Кредит

Начальный остаток (сальдо)

Увеличение имущества (+) Уменьшение имущества (–)

(Оборот по дебету) (Оборот по кредиту)

Конечный остаток (сальдо)

В активных счетах увеличение активов, приход и поступление отражают на дебете счетов. Уменьшение активов, расход и выбытие отражают на кредите счетов. В конце отчетного периода подсчитывают ито­ги оборотов по дебету и кредиту счетов. При подсчете оборотов по дебету счета начальный остаток не учитывается. Чтобы вывести остаток на конец отчетного периода по активному счету необходимо к начальному дебетовому остатку прибавить дебетовый оборот и вычесть кредитовый оборот. Конечный остаток по активному счету может быть либо дебетовым, либо равняться нулю. Кредитовый остаток на активных счетах быть не может, так как нельзя израсходовать имущества (запись в кредите) больше, чем его имеется в наличии (запись в дебете).

Пример: По состоянию на 1 ноября 20… г. в кассе организации было 800 тыс.руб.

За месяц в кассу предприятия поступило: из банка – 1400 тыс. руб.; от подотчетного лицам – 20 тыс.руб.

За месяц из кассы было выдано: материальная помощь работнику – 90 тыс. руб.; аванс на командировочные расходы – 120 тыс. руб.; премия работникам – 650 тыс. руб.

Информация о движении наличных денег в кассе организации за ноябрь месяц 20…г. отражена на схеме счета «Касса»:

 

Счет «Касса»

 

Дебет Кредит
Остаток на 01.11.20_г.: 800  
 
Оборот: 1420 Оборот: 860
Остаток на 01.12.20_г.: 1360  

 

 

Пассивные счета предназначены для текущего учета состояния и из­менений источников средств организации, показываемых в пассиве баланса.

 

Схема пассивного счета

Дебет________________________________________________Кредит

Начальный остаток (сальдо)

Уменьшение источников (–) Увеличение источников (+)

(оборот по дебету) (оборот по кредиту)

Конечный остаток (сальдо)

 

В пассивных счетах данные для записи берут из пассивной части ба­ланса и записывают по кредиту счета. Увеличение источников средств, приход и поступление отражают по кредиту счета, а уменьшение источ­ников средств, расход и выбытие производят по дебету счета. В конце отчетного периода подсчитывают итоги оборотов по кредиту, а затем по дебету. При подсчете оборотов по кредиту счета на­чальный остаток не учитывается.

Чтобы вывести остаток по пассивному счету необходимо к начальному остатку кредитовому прибавить кредитовый оборот и вычесть оборот дебетовый. Сальдо в пассивных счетах может быть только кредитовым или равным нулю. Дебетовым остаток по пассивному счету быть не может, т.е. дебет не может быть больше кредита, так как нельзя использовать источника больше, чем имеется.

Пример. По состоянию на 1 ноября 20__ г. задолженность перед работниками организации по начисленной заработной плате составила 1200 тыс.руб. За ноябрь месяц совершены три хозяйственные операции: начислена заработная плата работникам в сумме 5500 тыс.руб. (т.е. долг перед работниками организации увеличился); выплачена дважды заработная плата в размере 920 тыс. руб. и 5450 тыс. руб. (произошло уменьшение задолженности организации перед работниками).

Бухгалтер организации отразил все эти хозяйственные операции на схеме пассивного счета «Расчеты с персоналом по оплате труда»:

 

 

Счет «Расчеты с персоналом по оплате труда»

 

Дебет Кредит
  Остаток на 01.11.20_ г.: 1200
 
Оборот: 6370 Оборот: 5500
  Остаток на 01.12.20_ г. 330

 

Кроме активных и пассивных счетов в бухгалтерском учете бывают активно-пассивные счета, предназначенные для учета расчетных операций с различными организациями, отдельными лицами. Схематически активно-пассивный счет имеет следующий вид:

Его сущность и значение

Все экономические явления, как известно, имеют два аспекта: возникновение и исчезновение, увеличение и уменьшение, которые компенсируют друг друга, что и означает принцип двойственного отражения хозяйственных операций. Изменения, вызываемые хозяйственными операциями, носят двойственный характер и происходят в двух взаимосвязанных объектах бухгалтерского учета. Это и обуславливает необходимость применения двойной записи, сущность которой состоит в том, что каждый факт хозяйственной жизни должен быть зарегистрирован как минимум дважды: по дебету одного и кредиту другого счета таким образом, чтобы общая сумма по дебету уравновешивала общую сумму по кредиту.

Любые хозяйственные операции всегда вызывают взаимосвязанные, одновременные и равновеликие изменения в отдельных объектах бухгалтерского учета, которые обусловлены самой их сущностью. Поэтому при использовании счетов бухгалтерского учета для отражения хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования всегда поддерживается баланс.

Обеспечение постоянного балансового обобщения показателей об объектах бухгалтерского учета обосновывает необходимость применения двойной записи.

Двойная запись представляет собой способ одновременного взаимосвязанного отражения явлений, вызываемых хозяйственной операцией, на дебете одного счета и кредите другого в одной и той же сумме.

Например: Операция – «С расчетного счета в кассу организации поступили денежные средства в сумме 500 тыс. руб.»

Эта хозяйственная операция затронула две статьи баланса: «Касса» и «Расчетный счет». При этом отражены два экономических явления: увеличение денежных средств в кассе организации и уменьшение на расчетном счете. Операция увязывает два объекта учета и поэтому записывается на двух счетах – «Касса» и «Расчетный счет» В кассе произошло увеличение денежных средств на 500 тыс. руб. Этот счет активный, так как на нем отражается имущество организации. А поскольку на активных счетах увеличение отражается по дебету, то сумма по данной операции будет записана по дебету счета «Касса».

На расчетном счете организации произошло уменьшение денежных средств на сумму 500 тыс. руб. Данный счет по отношению к балансу также активный (на нем отражается имущество организации). Уменьшение же на активных счетах от


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.